Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования, проектирования профессионального опыта
Основные понятия темы: сущность психолого-педагогической диагностики, прогнозирования, проектирования; формы и методы психолого-педагогической диагностики, диагностика детского коллектива, уровня воспитанности и социализированности учащихся. Методики диагностики, прогнозирования, проектирования.
Вопросы и задания:
1. Сущность психолого-педагогической диагностики.
2. Сущность психолого-педагогического прогнозирования, проектирования
3. Рассмотрите основные методики психолого-педагогической диагностики, прогнозирования, проектирования.
4. Проанализируйте программу изучения развития классного коллектива (см. М.И.Шилова, № 1, с.38-40).
5. Сформулируйте основные критерии и показатели воспитанности школьников.
6. Составьте программу изучения ученического коллектива.
Основная литература:
1. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989. – с. 6-15.
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. – с.6-10.
3. Педагогическая диагностика в школе. Под ред. Кочетова А.И. и др. – Минск: Нар асвета, 1987. – с.7-11.
4. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990. – с.36-48.
5. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М., 1992.
6. Морозова, О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов /Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. -316с.
7. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. педагогич. специальностей/ Под ред. В. С. Кукушина. -Ростов-н/Д: МарТ 2002. -319с.
8. Ростовцев Н. Н. О педагогической деятельности и методах преподава-ния . -Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2002.
Дополнительная литература:
1.Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М., 1982.
Лабораторное занятие № 5.
Развитие мотивационно-профессионального потенциала
Личности учителя
Основные понятия темы:профессиональная мотивация личности педагога, методики развития мотивационно-профессионального потенциала педагога, управление педагогом своим эмоциональным состоянием, творческое самоуправление учителя.
Вопросы и задания:
1. Формирование мотивации профессиональной деятельности педагога.
2. Развитие умений учителя управлять эмоциональным состоянием. Способы саморегуляции самочувствия учителя на уроке.
3. Ознакомьтесь с методами и техниками регуляции своего самочувствия: техника выполнения упражнений на релаксацию, самовнушения.
Упражнение 1. Расслабление и напряжение мышц руки.
Упражнение 2. Использование слова для релаксации.
Упражнение 3. Контроль и регуляция темпа движения и речи.
Упражнение 4. Контроль и регуляция дыхания.
Упражнение 5. Полный физический покой.
Задание на СРС. Составьте программу развития мотивации профессиональной деятельности.
Основная литература:
1. Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копытова И.А. Психологическая саморегуляция. – Л., 1983.
2. Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – Минск, 1983.
3. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1997.
4. Морозова, О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов /Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. -316с.
5. Рахимов А. З. Педагогическая технология творческого развития: Методическое пособие. -Уфа: Творчество, 2003. -140с.
6. Ростовцев Н. Н. О педагогической деятельности и методах преподавания . -Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2002.
7. Рындак В. Г. Личность. Творчество. Развитие: Учеб. пособие по педагогике творчества. - М.: Педагогический вестник, 2001. -291с.
Дополнительная литература:
1. Леви В. Искусство быть собой. – М., 1977.
2. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.
Лабораторное занятие №6
Индивидуально-творческое развитие личности учителя
Основные понятия темы: интеллектуально-творческий потенциал педагога, коммуникативные умения и навыки, креативные способности учителя, профессиональный педагогический опыт, методики накопления профессионального педагогического опыта
Вопросы и задания:
Закономерности творческой педагогической деятельности.
2. Этапы творческой деятельности. Особенности педагогического творчества.
3. Эмоционально-коммуникативный компонент творческой педагогической деятельности.
А) Профессионально-педагогическое общение. Коммуникативные умения и навыки.
Б) Эмоциональная сфера педагогической деятельности.
В) Творческий интеллект педагога.
Задания, направленные на развитие креативности.
1. Предлагается сформулировать цель, задачи, а также определить «сверхзадачу» (ради чего) своей учебы (будущей педагогической деятельности);
2. Предлагается разработать план урока с целями и задачами (тема по выбору) в разных классах;
3. Студентам дается план урока из методички, необходимо разработать свой, но на ту же тему.
(см. Сластенин В.А.. – М., 2000. – с.457)
Задания на развитие коммуникативных и рефлексивных способностей
1. «Комплимент»
Стоя в кругу участники должны по ходу часовой стрелки сделать комплимент друг другу.
2. «Интервью»
Участники разбиваются попарно. За определенный промежуток времени один другому должен ответить на заранее сформулированные ведущим вопросы. По истечении времени они меняются ролями. Когда интервьюирование окончено, каждый участник должен дать полный отчет об услышанном всем присутствующим.
3. «Рефлексия»
Каждый студент должен изобразить свое состояние, настроение жестом и мимикой. Иногда предлагается изобразить свое состояние в баллах. Охарактеризовать одним словом, нарисовать, пропеть, соотнести по ассоциации с цветом, погодой и т.д.
4. «Если бы…»
Предлагается дополнить ряд неоконченных предложений. Например:
Если бы я был …, …
Если бы у меня был … характер, …
Если бы я был в (таких-то предлагаемых обстоятельствах, … и т.п.)
5. «Пойми меня»
Все встают в одну шеренгу, закрывают уши. Последнему в шеренге называется предмет, который он должен описать следующему словами, не называя предмет. Следующим должен выполнить то же самое, но не повторяя объяснений предыдущего. (см. Секреты вожатского мастерства: Методическое пособие. Сост. Е.В.Поспелова. – Уфа, 2003)
Задания для СРС
№ раз- дела | Разделы | Задания СРС | Форма контроля |
1. | Решение психолого-педагогических задач. | 1.Решите педагогические задачи №119-223 в «Сборнике педагогических задач» Кондрашова. Выполнить подборку педагогических задач по современным социально- педагогическим проблемам. 2.Используя педагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников» и др. написать аннотацию на статью. | Конспект Методическая копилка (2-3 недели) |
2. | Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности. | 1.Сформулируйте основные компетенции учителя башкирского языка и литературы. 2. Определите требования к планированию педагогической деятельности. | Схема-таблица Конспект (4 неделя) |
3. | Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. | 1.Сформулируйте педагогические условия создания ситуаций сотрудничества педагога и учащихся 2.Проанализируйте условия использования методов прогнозирования и проектирования в педагогическом процессе. | Контрольная работа Схема-таблица (5 неделя) |
4. | Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования, проектирования. | 1. Составьте программу изучения ученического коллектива. 2.Используя рекомендованную литературу, проанализируйте диагностические методики | Творческий проект Методическая копилка (6 неделя) |
5. | Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога. | Составьте программу развития мотивации профессионально-педагогической деятельности. | Творческий проект (7 неделя) |
6. | Индивидуально-творческое развитие личности учителя. Педагогические методики накопления профессионального опыта. | Составьте программу развития креативных способностей учителя, воспитателя. | Реферат, круглый стол (8-9 недели) |
Основная литература
по дисциплине «Практикум по решению профессиональных задач»
1. Быков А.К. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие.- М.: Сфера, 2006
2. Деркунская В.А. Личностно-профессиональное самопознание студента педагогического вуза. Психолого-педагогический практикум.- М.: Центр педагогического образования, 2006
3. Еремина А.А., Титова О.В. Психолого-педагогический практикум: Примерная программа для педагогических вузов,- М., 2005
4. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие.- М.: Трикста, Академический проект, 2004.- 128с.
5. 15. Подымова Л.С., Духова Л.И., Ларина Е.А. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
б) дополнительная литература
1. Архипова Г.И., Вергелес Г.И., Конева В.С. Начальное образование: психолого-педагогический практикум для студентов педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2008.
2. Бабайцева В. Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. - М., 1997.
3. Ершова А. П., Букетов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - М. - Воронеж, 1995.
4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие. – М., 2001.
6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2000.
7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.
8. Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога- воспитателя и социального педагога. - Барнаул, 1999.
9. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997
10.Ростовцев Н. Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. - Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2002.
11.Рындак В. Г. Личность. Творчество. Развитие: Учеб.пособие по педагогике творчества. - М.: Педагогический вестник, 2001. -291с.
12.Шашенкова Е.А., Щербакова Т.Н. Психолого-педагогический практикум.- М.: Перспектива, 2010.
13.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Владос, 2001.
14.Широкова Е. Ф. Основы педагогической технологии. - М., 1996.
15.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
1. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. - М., 1997.
2. 12. Психолого-педагогические задачи: практикум для подготовки учителей / Под ред. А. Ершовой.- СПбИВЭСЭП, 2008.
Интернет-ресурсы:
Федеральные образовательные порталы и сайты:
1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/
Российские образовательные порталы и сетевые сообщества:
1. Всероссийский интернет-педсовет. http://pedsovet.org/
2. Инновационная образовательная сеть «Эврика». http://www.eurekanet.ru
3. Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/
4. Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества. http://www.openclass.ru
5. Профильное обучение в старшей школе. http://www.profile-edu.ru/
6. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu
7. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». http://www.setilab.ru .
8. Сообщество учителей «Образовательная Галактика Intel». http://edugalaxy.intel.ru/index.php
УТВЕРЖДАЮ
Зам.зав. кафедрой педагогики
___________________
Сытина Н.С.
«___» _________ 2012 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Практикум по решению профессиональных задач
Направление 050100 педагогическое образование
Профиль (программа) - для всех профилей
3 семестр 2012- 2013 уч. год
Целью дисциплиныявляетсяформирование и развитие следующих компетенций: – ОПК1 (способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности);
– ОПК 2(способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач);
– ПК3 (способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии );
- ПК4 (способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса);
2. Развитие общекультурных компетенций (ОК):
– ОК - 1(владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения);
- ОК - 6 (способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь).
Трудоемкость дисциплины:2 зачетные единицы (72 ч.), из них 16 ч. аудиторных занятий, 56 часов самостоятельной работы, зачет.
Всего | Аудиторная | СРС | |||
ЛК | ПЗ | ЛБ | |||
Общая | |||||
В данном семестре |
Контрольные точки по дисциплине:
№ п.п. | Виды учебной работы | Удельный вес, % | Форма контроля | Максимальное количество баллов |
1. | Контрольная точка № 1 «Решение психолого-педагогических задач» Дата контроля – 4 неделя | |||
1.1. | Лекции | |||
1.2. | Практические занятия | |||
1.3. | Лабораторные занятия | посещение | ||
1.4. | Самостоятельная работа | Конспекты, задания по СРС | ||
Итого по КТ | 100 | |||
2. | Контрольная точка № 2 «Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования, проектирования» Дата контроля –12 неделя | |||
2.1. | Лекции | - | - | - |
2.2. | Практические занятия | |||
2.3. | Лабораторные занятия | Посещение, оформление отчетов - | ||
2.4. | Самостоятельная работа | Конспекты Решение педагогических задач | ||
Итого по КТ | 100 | |||
n. | Контрольная точка № 3 Дата контроля – 16 неделя | |||
n.1. | Промежуточный контроль | Зачет, тестирование | ||
Итого по КТ | 100 | 30 | ||
Итого по дисциплине |
Критерии оценки:
«Отлично» - от 91 до 100 баллов;
«Хорошо» - от 71 до 90 баллов;
«Удовлетворительно» - от 51 до 70 баллов;
«Неудовлетворительно» - от 0 до 50 баллов.
Преподаватель Скрябина Лидия Сергеевна
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине
«Практикум по решению профессиональных задач»
Вид самостоя-тельной работы | Задание | Кол-во баллов | Форма контроля |
Решение психолого-педагогических задач. ( 27 баллов) | |||
Индивидуальные задания | 1.Решите педагогические задачи №119-223 в «Сборнике педагогических задач» Кондрашова. Выполнить подборку педагогических задач по современным социально- педагогическим проблемам. 2.Используя педагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников» и др. написать аннотацию на статью. 3.Сформулируйте основные компетенции учителя начальной школы. 4.Определите требования к планированию педагогической деятельности | 7 8 7 5 | Конспект Методическая копилка Схема-таблица Конспект |
Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования, проектирования ( 27 баллов) | |||
1.Сформулируйте педагогические условия создания ситуаций сотрудничества педагога и учащихся 2.Проанализируйте условия использования методов прогнозирования и проектирования в педагогическом процессе. 3. Составьте программу изучения ученического коллектива. 4.Используя рекомендованную литературу, проанализируйте диагностические методики 5. Составьте программу развития мотивации профессионально-педагогической деятельности. 6. Составьте программу развития креативных способностей учителя, воспитателя. | 4 3 10 10 | Контрольная работа схема-таблица творческий проект методическая копилка творческий проект реферат, круглый стол |