Градостроительная деятельность на территории округа.
Генеральный план муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области принят в 2012 году с расчетным сроком действия до 2030 года.
В округе утверждены и действуют Правила землепользования и застройки.
Градостроительная деятельность на территории Сосновоборского городского округа осуществляется в рамках выполнения муниципальной программы округа «Городское хозяйство на 2014-2020 годы», подпрограмма 6 «Развитие градостроительной деятельности на территории Сосновоборского городского округа на 2014-2020 годы», в соответствии с которой в 2017 году планируется:
- завершить разработку проектов планировки и проектов межевания территорий Ручьи, Старое Калище, проектов межевания 2-го и 3-го микрорайонов города;
- начать выполнение научно-исследовательских и проектных работ по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Муниципального образования Сосновоборский городской округ. В результате выполнения работ будут получены актуализированные версии Генерального плана и Правил землепользования и застройки округа, а также разработаны основные направления градостроительной стратегии развития Сосновоборского городского округа.
Кроме того в 2017 году планируется завершение проектно-изыскательских работ по распределительным газопроводам районов г. Сосновый Бор: Старое Калище, Ручьи, Липово, Ракопежи, Смольненский, Устье.
Продолжается строительство следующих объектов:
- жилого комплекса в 16 мкр., на пересечении ул. Космонавтов и пр. Героев;
- жилого комплекса 5-этажных жилых домов в Северо-Западном районе, 19 микрорайоне, напротив жилых домов № 72, 74, 76 по ул. Молодёжной;
- малоэтажной застройки жилых домов блокированного типа в городском квартале 2Б, ЖСК «Металлооптика».
За счет средств заинтересованных лиц завершено обновление инженерно-топографических изысканий и разработка проекта планировки, планируется завершить проект межевания территории Липово.
Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры городского округа, сложившийся уровень обеспеченности населения городского округа услугами социальной сферы
Образование
Одним из условий успешности социально-экономического развития Сосновоборского городского округа и повышения благосостояния населения является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с современными потребностями общества и каждого гражданина.
Муниципальная система образования Сосновоборского городского округа представлена 28 учреждениями различных типов:
14 учреждений дошкольного образования (в т.ч. три Центра развития ребенка),
9 общеобразовательных учреждений (в т.ч. три учреждения повышенного уровня – 1 гимназия, 1 лицей и 1 учреждение с углубленным изучением английского языка),
5 учреждений дополнительного образования.
Увеличение рождаемости в последние годы привело к росту дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. Функционирующая в городе сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью обеспечивает спрос населения на услуги дошкольного образования, в связи с чем существует потребность в создании дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время охват услугами дошкольного образования составляет более 90 % от общего числа детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих на территории Сосновоборского городского округа. Введение дополнительных мест в детских садах во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» позволило полностью ликвидировать очередь на поступление в детские сады детей в возрасте от 3 до 7 лет. Очередь сохраняется только для детей, не достигших 3 лет.
Поскольку резервы повышения наполняемости существующих детских садов исчерпаны, для удовлетворения потребности населения округа в объектах дошкольного образования необходимо строительство нового детского сада.
Основные проблемы в сфере образования:
- низкий уровень материально-технической оснащенности учреждений образования, а также необходимость проведения работ по капитальному ремонту объектов учреждений образования (обновление инженерных сетей, кровли);
- отсутствие в учреждениях образования доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- расположение учреждений дополнительного образования в приспособленных зданиях и помещениях, не в полной мере соответствующих требованию времени и технической оснащенности.
Для более полного удовлетворения потребностей населения округа в услугах, оказываемых учреждениями образования, обеспечения их стабильной и эффективной работы необходимо реализовать комплекс мероприятий в рамках настоящей Программы развития социальной инфраструктуры, а также муниципальной программы «Современное образование в Сосновоборском городском округе на 2014-2020 годы».
Здравоохранение
В систему здравоохранения округа входят:
- лечебно-профилактическое учреждение Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 38 Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ «ЦМСЧ № 38 ФМБА России»);
- санаторий-профилакторий «Копанское» филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция»;
- 12 здравпунктов на предприятиях;
- 9 негосударственных медицинских учреждений (стоматологические: «Элефант», «КЭС «СБорДент», «Сонет»; медицинские центры: «Здоровье», «Медлайн», «Панацея», «Меридиан», «Хеликс», «Центр семейной медицины «Титанмед»).
Контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием города осуществляют:
- Территориальный отдел Межрегионального управления № 122 ФМБА России по г. Сосновый Бор Ленинградской области;
- Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии № 38 ФМБА России».
ФГБУЗ «ЦМСЧ № 38 ФМБА России» является единственным государственным многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением в Сосновоборском городском округе, оказывающим доврачебную, амбулаторно-поликлиническую, стационарную и скорую медицинскую помощь работникам прикрепленных организаций и всему населению округа в соответствии Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России».
В соответствии с полученными лицензиями ЦМСЧ № 38 имеет право оказывать более 100 видов медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях и стационаре, осуществлять фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также экспертную и др. деятельность.
В состав ЦМСЧ № 38 входят:
- две поликлиники – взрослая и детская;
- стационар на 336 коек, из них круглосуточных – 282, дневного пребывания – 54.
Обеспеченность койками круглосуточного стационара на 10 000 населения – 41,8.
В целях социальной поддержки малоимущих слоев населения, а также детей, из бюджета города выделяется на дополнительное лекарственное обеспечение 569,2 тыс. руб. в год. За 1 полугодие 2017 года помощь получили 47 человек.
Общая заболеваемость населения города по обращаемости в 1 полугодии 2017 года составила 1297 на 1000 населения. Количество посещений взрослой и детской поликлиник медсанчасти составило 404 853.
В работе врачей амбулаторно–поликлинического звена значительное место занимает осуществление санитарно-гигиенического образования населения, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни.
Кроме федерального медицинского учреждения ЦМСЧ № 38 лечебно-консультативную помощь населению города оказывают 9 негосударственных амбулаторно-поликлинических учреждений, которые предлагают медицинские услуги по 49 видам медицинской деятельности. За 1 полугодие 2017 года в данные учреждения осуществлено посещений 125 263.
В Сосновоборском городском округе работают 13 аптек, 19 аптечных киосков и пунктов. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р норматив обеспеченности населения аптеками в городах с населением от 50 до 100 тыс. чел. составляет 1 аптека на 12 тыс. населения, т. е. для Соснового Бора – 6 аптек.
В связи с тем, что медицинское обслуживание населения Сосновоборского городского округа осуществляет Федеральное медико-биологическое агентство России, проектирование и строительство муниципальных учреждений здравоохранения в округе в период до 2030 года не планируется.
Культура
Сеть муниципальных учреждений культуры включает 10 учреждений культуры, из которых:
- 6 бюджетных: МБУ ДО «СДШИ «Балтика», МБУ ДО «СДШИ «им. О.А.Кипренского», СМБУК «ЦРЛ «Гармония», СМБУК «ГТЦ «Волшебный Фонарь», МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека», МБУК «Сосновоборский городской музей»;
- 4 автономных: МАУК «Дворец культуры «Строитель», МАУК «ГКЦ «Арт-Карусель», МАУК «Сосновоборский парк культуры и отдыха», МАУК «Городской танцевальный центр».
Функциональные особенности и специфика деятельности всех учреждений соответствует полномочиям по решению вопросов местного значения.
Ежегодно из муниципального бюджета происходит субсидирование согласно расчетам на выполнение муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) и заключаются соглашения между учреждениями культуры и учредителем, на основании чего происходит финансирование учреждений культуры.
Обеспеченность Сосновоборского городского округа учреждениями культуры в соответствии с социальными нормативами, установленными распоряжением Правительства российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р, составляет:
- обеспеченность музеями – 100 %;
- обеспеченность услугами библиотек – 117 %;
- обеспеченность клубами и учреждениями клубного типа – 146 %;
- обеспеченность парками культуры и отдыха – 44 %;
- обеспеченность кинозалами – 29 %;
- обеспеченность концертными залами – 0 %.
Основные проблемы в сфере культуры:
- низкий уровень материально-технической оснащенности учреждений культуры;
- необходимость проведения работ по капитальному ремонту объектов учреждений культуры;
- отсутствие в учреждениях сценической площадки, отвечающей современным стандартам и репетиционного зала для школы искусств «Балтика»;
- недостаток в помещениях для Сосновоборского музея;
- отсутствие выставочного зала;
- необходимость сохранения и поддержания памятника садово-парковой архитектуры и искусства 70-х годов двадцатого века детского игрового комплекса «Андерсенград»;
- расположение большинства учреждений в приспособленных зданиях и помещениях, не в полной мере соответствующих требованию времени и технической оснащенности.
Рост численности населения городского округа влечет за собой острую необходимость в строительстве новых и современных учреждений культуры.
Для более полного удовлетворения потребностей населения округа в услугах, оказываемых учреждениями культуры, обеспечения их стабильной и эффективной работы необходима реализация комплекса мероприятий в рамках настоящей Программы развития социальной инфраструктуры, а также муниципальной программы «Культура Сосновоборского городского округа на 2014-2020 годы».
Физическая культура и спорт
Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения, сохранения двигательной и интеллектуальной активности взрослого населения. Развитие физической культуры и массового спорта вносит существенный вклад в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения, формирование национального самосознания.
В настоящее время в муниципальном образовании сложилась эффективная система физической культуры и спорта. Ее состояние свидетельствует о росте популярности у горожан и престиже здорового образа жизни и формировании у жителей всех возрастных групп привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Во многом это объясняется не только качеством организаторской работы физкультурных кадров, но и состоянием финансирования отрасли.
В муниципальном образовании осуществляется деятельность по развитию физической культуры и спорта, в том числе совершенствуется нормативно-правовая, материально-техническая и организационно-методическая база для оптимальной работы муниципальных учреждений физической культуры и спорта.
На территории Сосновоборского городского округа функционирует 128 спортивных объектов с единовременной пропускной способностью2753 человека, в том числе муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Спортивно-культурный комплекс «Малахит».
В состав объектов входят:
4 спортивных комплекса,
2 детско-юношеские спортивные школы,
36 спортивных залов общей площадью 10 942 кв. м,
46 плоскостных спортивных сооружений общей площадью 62 404 кв.м.,
4 плавательных бассейна общей площадью 470 кв. м,
2 лыжные базы,
5 сооружений для стрелковых видов спорта,
35 других спортивных сооружений.
Из имеющихся в городе спортсооружений, 91 объект находится в муниципальной собственности, 7 – в собственности субъекта Российской Федерации, 30 – в частной собственности.
Обеспеченность спортивными сооружениями на 31.12.2016, рассчитанная в соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 25.05.2016 № 586 «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций сферы физической культуры и спорта и обеспеченности населения услугами таких организаций», составила 35,8 %, в том числе:
- обеспеченность спортивными залами – 65,2 %;
- обеспеченность плоскостными сооружениями – 20,2 %;
- обеспеченность бассейнами – 16,9 %.
Численность жителей города, систематически занимающихся физической культурой в секциях и группах по видам спорта, спортивных клубах, в группах общефизической подготовки и группах оздоровительной направленности по итогам 2016 года составила 20182 человека, что составляет 32 % населения города (в 2015 г. – 18177 чел., или 29 %).
Общая численность детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом в физкультурно-спортивных учреждениях, спортивных клубах и организациях, по состоянию на 31 декабря 2016 года составляет 4353 человека, в том числе:
- в муниципальных учреждениях дополнительного образования 2296 человек;
- в муниципальных учреждениях и организациях системы образования 2077 чел.
Для дополнительного привлечения детей и подростков к регулярным занятиям в спортивных секциях, необходимо укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений физической культуры и спорта.
По состоянию на 31 декабря 2016 года в учреждениях физической культуры и спорта работали 165 специалистов физической культуры (2015 г. – 164), из которых 65 человек – тренеры и тренеры-преподаватели, в том числе 49 специалистов с высшим специальным образованием, 24 специалиста с высшей или первой квалификационной категорией.
Ежегодно в муниципальном образовании проводится до 250 физкультурно-спортивных мероприятий по 33 видам спорта, из них 4 всероссийских и 15 областных.
В 2016 году в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, организованных и проведённых на территории муниципального образования, приняли участие 22 тыс. человек (в 2015 г. – 19 тыс. чел.). Существенный рост численности участников физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий достигнут вследствие увеличения числа мероприятий, а также участников тестирований по нормативам ВФСК ГТО.
1.3. Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения), с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры
К концу 90-х годов прошлого века численность населения Сосновоборского городского округа выросла в несколько раз со дня образования города Сосновый Бор и достигла 65-66 тыс. чел. В последующие годы рост численности населения составлял около 200 человек в год, или 0,3 %. Рост происходил в основном за счет миграционного прироста, поскольку естественный прирост населения был близок к нулю, или же был отрицательным.
В перспективе до 2030 года предполагается ежегодный прирост населения примерно на 150-200 человек в год или на 0,2-0,3 % в основном за счет миграционного прироста.
В результате к 2030 году численность населения округа предположительно вырастет до 70 тыс. человек или всего на 3 % к уровню 2016 года. Половозрастная структура населения не претерпит существенных изменений, поскольку в настоящее время она выровнялась за счет старения жителей, приехавших в город в 60-80 годы прошлого столетия и сокращения приезда в город молодежи.
Строительство жилья в округе в значительной части происходит по программам Госкорпорации «Росатом» для работников организаций атомной отрасли, расположенных на территории округа. Реализация корпоративных программ строительства жилья способствует росту обеспеченности жильем сотрудников организаций, проживающих в городе, то есть строящееся в округе жилье в основном приобретается жителями города и не способствует значительному притоку новых жителей.
Таким образом, в перспективе до 2030 года не предполагается значительного роста спроса на услуги социальной инфраструктуры за счет роста численности населения и изменения половозрастного состава жителей.
Потребность в строительстве новых объектов социальной сферы в округе в первую очередь связана с тем, что в настоящее время уровень обеспеченности округа некоторыми видами объектов социальной сферы ниже норматива.
В связи с тем, что город Сосновый Бор – самый молодой город Ленинградской области, объекты социальной сферы города в основном не требуют вывода из эксплуатации.
В то же время многие объекты социальной сферы не соответствуют потребностям населения и действующим нормативам, поскольку расположены в приспособленных помещениях, имеют большой износ и недостаточную площадь, не обеспечивают доступную среду для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
То есть требуется строительство новых и реконструкция действующих объектов социальной сферы, предусмотренное настоящей Программой комплексного развития социальной инфраструктуры округа.