Кафедра «Информационные системы и технологии»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению дипломного проекта для студентов специальностей

1- 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1- 40 01 02 «Информационные системы и технологии» и 1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»

Минск 2008

УДК 681.3.06:378.244

Методические указания разработаны в соответствии со стандартом БНТУ по дипломному проектированию и отражают специфику специальностей 1- 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 01 02 «Информационные системы и технологии» и 1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации».

Составители:

Бугай О.В., Бухвалова И.А., Ковальков А.Т., Лакин В.И.,

Попова Ю.Б., Разоренов Н.А., Чигирь Н.А.

Рецензенты:

А.Н.Москаленко, И.Л. Ковалева

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

1.1 Дипломный проект является заключительным этапом подготовки студента, подводит итог обучения по специальности, выявляет степень усвоения полученных знаний и подготовленность к самостоятельной работе в качестве инженера-программиста.

1.2 Задачами дипломного проекта являются:

¾ систематизация и закрепление полученных во время учебы теоретических знаний и практических навыков по избранной специальности;

¾ самостоятельное решение поставленной задачи в сфере науки, производства, образования, управления, экономики;

¾ умение грамотно составлять техническую документацию на разных стадиях разработки программного обеспечения.

1.3 Студент является автором проекта и несет полную ответственность за принятые в проекте решения. При выполнении дипломного проекта он не должен ограничиваться сведениями, полученными во время учебы, а обязан показать умение использовать опубликованные источники информации для более полного раскрытия разрабатываемой темы.

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1 К выполнению дипломного проекта допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план по специальности.

2.2 Для выполнения дипломного проекта студент получает задание, которое разрабатывается руководителем проекта при возможном участии студента и утверждается заведующим кафедрой. При выполнении общей темы коллективом студентов каждому из них выдается задание, в котором указывается объем и состав работы, предусмотренной для индивидуального исполнения. Изменения в утвержденное задание могут быть внесены только с разрешения заведующего кафедрой.

2.3 Студентам предоставляется право выбора руководителя дипломного проекта и темы в соответствии с утвержденной тематикой. Студент может предложить для дипломного проекта свою тему в рамках утвержденной тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

2.4 Закрепление за студентом темы дипломного проекта согласно его личному письменному заявлению оформляется приказом по университету. Форма заявления приводится в Приложении А.

2.5 Задание на дипломный проект не должно ограничивать инициативы разработчика при поиске и выборе путей оптимального решения.

2.6 Структура и объем проекта, форма представления и защиты выбирается студентом по согласованию с руководителем дипломного проекта.

2.7 Сроки выдачи задания на дипломный проект, выполнения отдельных этапов и всего проекта в целом устанавливаются в соответствии с учебным планом специальности.

2.8 Ответственность за качество исполнения дипломного проекта несет автор проекта – студент, о чем его необходимо известить при выдаче задания. Руководитель дипломного проектирования несет ответственность за организацию и обеспеченность процесса проектирования, полноту решения поставленных перед студентом задач, обеспечение контроля ритмичности работы, своевременности завершения ее этапов, соответствия принимаемых инженерных решений уровню развития отраслевой науки и техники.

3 СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

3.1 Дипломный проект включает в себя пояснительную записку и графическую часть к разработанному программному продукту.

3.2 Пояснительная записка должна включать (в указанной последовательности):

¾ титульный лист (приложение Б);

¾ утвержденное задание на выполнение дипломного проекта (приложение В);

¾ реферат (по ГОСТ 7.9, приложение Г);

¾ ведомость объема дипломного проекта (приложение Д)

¾ содержание (приложение Ж),

¾ перечень условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);

¾ введение;

¾ основную часть, включающую компьютерное проектирование, экономический раздел и раздел по охране труда;

¾ заключение (выводы);

¾ список использованных источников;

¾ приложения (в том числе графический материал).

3.3 Пояснительная записка дипломного проекта должна быть выполнена на стандартном листе белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301 с одной стороны листа.

3.4 Текст пояснительной записки должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. В записке должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в научно-технической литературе. Излагаемый материал должен раскрыть тему настолько полно, чтобы у читателя-специалиста не возникло побуждений обратиться к автору за разъяснениями. Практика дипломного проектирования показывает, что записка включает не менее 60 страниц. Примерное содержание и рекомендуемые пропорции в объемах основных разделов записки приводятся ниже.

3.5 Титульный лист пояснительной записки предназначен для размещения на нем названия организации, темы дипломного проекта, фамилии дипломника, руководителя, консультантов, заведующего кафедрой и их подписей.

3.6 Задание на дипломный проект содержит исходные данные, необходимые и достаточные для проекта, определяет структуру, объем и сроки выполнения отдельных частей проекта. Задание оформляется на специальном бланке, подписывается руководителем, дипломником и утверждается заведующим кафедрой.

3.7 Реферат к дипломному проекту должен кратко отражать содержание работы и давать авторскую оценку полученных результатов. Объем реферата не должен превышать одной страницы. Реферат помещается без заголовка на отдельном листе. Реферат должен содержать перечень ключевых слов, включающий от 5 до 10 существительных в именительном падеже, написанных прописными буквами в строку через запятые. Ключевые слова характеризуют основное содержание реферируемой работы. В конце реферата приводятся сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, библиографических источников и приложений.

3.8 Содержание включает: введение; наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования) основной части; заключение; список использованных источников; приложения. В содержании указываются номеров страниц, с которых начинаются перечисленные элементы содержания. Содержание включают в общее количество листов.

3.9 Введение (2-5 страниц) должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, должны быть показаны актуальность и новизна принятых решений, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами. Введение заканчивается перечнем решаемых в проекте задач.

3.10 Основная часть (65-80 процентов расчетно-пояснительной записки) должна содержать: аналитический раздел (обзор состояния вопроса, разработка новых и применение или модификация известных методов решения прикладных задач); раздел, посвященный разработке программного обеспечения (ПО) (логическое моделирование, физическое моделирование, реализация и тестирование ПО, руководство пользователя); экономический раздел; раздел по охране труда.

3.11 Экономический раздел (3-10 процентов расчетно-пояснительной записки) содержит расчет затрат на разработку программного обеспечения по проекту, обоснование экономического эффекта, получаемого при внедрении предложенного программного обеспечения.

3.12 Раздел по охране труда (2-5 процентов расчетно-пояснительной записки) посвящен обсуждению эргономических особенностей работы за экраном монитора, анализу требований по электробезопасности и освещенности в компьютерных лабораториях, рекомендации по совершенствованию пожарной безопасности вычислительных центров.

3.13 Руководство пользователя (5-7 процентов расчетно-пояснительной записки) посвящен описанию состава ПО, порядка его запуска, подготовки исходных данных, особенностей работы ПО, интерпретации результатов выполнения программы.

3.14 Основную часть проекта следует делить на разделы. Разделы основной части могут делиться на подразделы или на подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. В приложении Ж приводится возможное содержание дипломного проекта.

3.15 В заключении (1-3 страницы) делаются выводы по работе в целом (области использования дипломного проекта, практическое применение результатов работы, возможные пути дальнейшего развития разрабатываемой темы).

3.16 Список использованных источников должен содержать библиографическое описание всех источников документальной информации, использованных при выполнении дипломного проекта и на которые есть ссылки в тексте пояснительной записки (ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001). Источники следует располагать в порядке появления ссылок на источник в тексте либо в алфавитном порядке. Примеры оформления библиографических описаний приведены в приложении И.

3.17 В приложения помещаются материалы, не вошедшие в основную часть, необходимые для отражения хода работы или значимости полученных результатов, первичные документы исследований, распечатки программ, а также графическая часть проекта.

4 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

4.1 Оформление пояснительной записки

4.1.1 Рекомендуемый объем расчетно-пояснительной записки - не менее 60 и не более 100 листов формата A4, включая приложения.

4.1.2 Шрифт - Times New Roman, 12 пт, через полтора интервала. Параметры страницы: левое поле - 30 мм, правое поле - 10 мм, верхнее и нижнее поля - 20 мм. Абзацы - 15-17 мм, одинаковые по всему тексту.

4.1.3 Страницы пояснительной записки следует нумеровать арабскими цифрами без точки в правом верхнем углу листа, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту записки.

4.1.4 Номера страниц на титульном листе, на задании по дипломному проектированию, ведомости объема, реферате и первой странице содержания не ставятся, но включаются в общую нумерацию страниц.

4.1.5 Наименования разделов, например, «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» следует располагать по центру строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

4.1.6 Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, начинаются от левого края без абзацного отступа, записываются строчными буквами, начиная с прописной.

4.1.7 Каждый раздел следует начинать с нового листа. Разделы основной части нумеруются арабскими цифрами (например, «1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ») и начинаются с абзацного отступа.

4.1.8 Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Они должны иметь порядковую нумерацию в пределах раздела, подраздела или пункта (например, «1.1 Сведения из истории»).

4.1.9 Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

4.1.10 Расстояние между текстом и следующим за ним заголовком должно быть 2 интервала. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 1 интервал. Расстояние между заголовком и следующим за ним текстом – 1 интервал.

4.1.11 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фрагменты программных кодов, копии экранов программы, фотоснимки) следует располагать в записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в записке.

4.1.12 Иллюстрации следует располагать по центру листа и нумеровать арабскими цифрами нумерацией в пределах раздела, например, «Рисунок 1.1 – Диаграмма вариантов использования» (тоже по центру, указывается под рисунком). Расстояние между текстом и иллюстрацией, иллюстрацией и подписью, подписью и текстом – 1 интервал). При ссылках на иллюстрации следует писать «…. Приводится на рисунке 2.1»

4.1.13 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «Рисунок А.3».

4.1.14 Таблицы следует располагать в записке непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в записке. При ссылках следует писать «… по таблице 6.1».

4.1.15 Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами нумерацией в пределах раздела. Таблицы должны иметь подпись, которая указывается над таблицей с абзацного отступа в следующем виде: «Таблица 6.1 – Технико-экономические показатели проекта». Расстояние между текстом и подписью, подписью и таблицей, таблицей и текстом – 1 интервал.

4.1.16 При переносе части таблицы на следующую страницу подпись, которая указывается над таблицей с абзацного отступа, имеет следующий вид: «Продолжение таблицы 6.1». Далее – шапка таблицы и ее продолжение.

4.1.17 Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «Таблица А.3».

4.1.18 Перечисления следует печатать строчными буквами с абзацного отступа, разделяя их точкой с запятой.

4.1.19 Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку по центру. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено по одной свободной строке.

4.1.20 Формулы в пояснительной записке следует нумеровать в пределах раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

4.1.21 Пояснение значений формул следует приводить под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Каждое новое значение следует давать с новой строки и заканчивать точкой с запятой (кроме последнего значения). Первую строку начинают со слова «где» без двоеточия с абзаца, остальные строки – обычное выравнивание.

4.1.22 Список использованных источников может включать перечень стандартов, монографий, учебников, методических пособий, статей, тезисов докладов и материалов конференций, электронных ресурсов локального и удаленного доступов.

4.1.23 На все использованные источники должны быть ссылки по тексту в следующем виде: <цитируемый текст> [x], где х - № источника в списке используемых источников.

4.1.24 Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный с прописной буквы симметрично тексту. Над заголовком в правом верхнем углу прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений несколько, их обозначают заглавными буквами русского (белорусского) алфавита, начиная с А, за исключением букв Е,З,Й,О,Ч,Ь,Ы,Ъ, или латинского алфавита за исключением букв I и О.

4.2 Оформление подраздела «Тестирование программного обеспечения»

4.2.1 Разработка программного обеспечения выполняется в соответствии с требованиями, указанными в задании. Тестирование программы направлено на доказательство ее соответствия заявленным требованиям.

4.2.2 Тестирование программного обеспечения в рамках дипломного проекта рекомендуется ограничить проведением функционального тестирования, разделив его на критическое и углубленное.

4.2.2.1Критическое тестирование – это процесс поиска ошибок в программе при стандартной ее работе (при правильной последовательности действий, при верном заполнении полей и т.д.).

4.2.2.2 Углубленное (расширенное) тестирование – это процесс поиска ошибок в программе в нестандартных, непредвиденных ситуациях (например, при некорректно вводимых данных).

4.2.2.3 Тестирование программы должно состоять из разработки тестовых случаев (тестов), их запуска и анализа полученных результатов.

4.2.2.4 Тестовые случаи – это алгоритмы проверки функциональности программы. Каждый тестовый случай должен обладать следующими свойствами: четкой целью проверки, известными начальными условиями тестирования, строго определенной средой тестирования, тестовыми данными и ожидаемым результатом тестирования.

4.2.2.5 Тестовые случаи должны быть размещены в таблице вида 4.1. В первом столбце размещается номер тестового случая; во втором – название модуля (или экрана) программы, в рамках которого находится тестируемый функционал; в третьем столбце приводится пошаговое описание теста с кратким заглавием (заглавие теста определяет его цель); в четвертом столбце для критического теста описываются пошаговые ожидаемые результаты, для углубленного – один ожидаемый результат. Последние два столбца заполняются на этапе запуска тестовых случаев.

Таблица 4.1 – Форма для тестовых случаев

Название модуля/экрана Описание тестового случая Ожидаемые результаты Тестовый случай пройден? Да/Нет Комментарии
           

4.2.2.6 Для тестовых случаев, предусматривающих работу с данными, необходимо определить граничные и эквивалентные значения и привести их в таблице следующего вида:

Таблица 4.2 – Форма для перечня граничных и эквивалентных значений

Название поля Формат данных Перечень граничных значений Перечень эквивалентных значений
       

4.2.2.7 Аппаратные средства, которые будут использованы при тестировании программного обеспечения (как серверной, так и клиентской части) следует привести в таблице вида 4.3. Во второй колонке указывается роль аппаратного средства, например, сервер приложений, web-сервер, сервер базы данных, рабочая станция.

Таблица 4.3 – Форма для перечня аппаратных средств

Роль Аппаратная конфигурация Программная конфигурация
       

4.2.2.8 Если программное обеспечение будет тестироваться на различных платформах, необходимо составить матрицу конфигураций, отмечая знаками «+» или «-» используемую конфигурацию.

Таблица 4.4 – Матрица конфигураций

  IE 6.0 IE 7.0 Mozilla 1.7.12 FireFox 1.0.7 FireFox 1.5.x Opera 8.5x Opera 9.0
Windows 2000              
Windows XP              

4.2.2.9 Запуск тестовых случаев может быть проведен как вручную, так и с использованием средств автоматизированного тестирования. Используемые средства должны быть описаны в расчетно-пояснительной записке.

4.2.2.10 Каждый отработанный тестовый случай помечается в шестой колонке таблицы 4.1, как пройденный или не пройденный. В седьмой колонке таблицы 4.1 можно привести уточнения, при какой конфигурации программных или аппаратных средств произошла ошибка, либо сделать ссылку на рисунок с копией экрана программы, демонстрирующий ошибку.

4.2.2.11 После запуска всех тестовых случаев следует перейти к анализу полученных результатов. Если в программе были найдены ошибки, их следует привести в таблице 4.5, выработать гипотезу месторасположения каждой ошибки, проверить гипотезу опытным путем и сделать вывод о ее прохождении.

Таблица 4.5 – Форма для анализа ошибок

Номер ошибки Описание ошибки Гипотеза местонахождения Гипотеза прошла? Да/Нет
       

4.2.2.12 Описание процесса тестирования программного обеспечения заканчивается выводами о его прохождении с указанием количества найденных и исправленных ошибок.

4.3 Оформление графического материала

4.3.1 К графическому материалу относятся слайды презентации. Число слайдов должно быть не менее 10.

4.3.2 Каждый слайд должен быть распечатан на листе формата А4 с рамкой и штампом. Образец штампа для первого листа приводится в Приложении К, для всех последующих листов - в Приложении Л.

4.3.3 Слайды презентации вшиваются в расчетно-пояснительную записку и составляют ее последнее приложение.

4.3.4 Слайды презентации должны иметь заголовки одного формата. Рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 30-40 пт.

5 ДОПУСК И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

5.1 Завершенный дипломный проект в сброшюрованном виде, подписанный дипломником, представляется руководителю проекта не позднее, чем за 20 дней до защиты для отзыва. Форма отзыва приводится в Приложения М.

5.2. Дипломный проект со всеми подписями и отзывом руководителя представляется заведующему кафедрой для допуска к защите.

5.3. Допущенный к защите дипломный проект за 10 дней до защиты должен быть передан на рецензию.

5.4 Рецензент назначается указанием по кафедре для каждого дипломника.

5.5 Рецензирование дипломного проекта выполняется в течение 3 дней. В рецензии отмечается степень практической полезности дипломного проекта и ее частей, а также определяется возможность конкретного использования. В рецензии должны быть отражены положительные стороны работы, ее недостатки и оценка, которую заслуживает дипломная работа. Форма оформления рецензии приводится в приложении Н.

5.6 Коллективный дипломный проект рецензируется одним рецензентом, но рецензия дается на каждый проект, входящий в комплекс, отдельно.

6 ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

6.1 Студенты, успешно выполнившие учебный план, защитившие преддипломную практику, сдавшие государственный экзамен, успешно прошедшие рабочую комиссию, допускаются к защите дипломного проекта при положительных отзывах руководителей.

6.2 Расписание работы ГЭК для защиты дипломных проектов составляется секретарем ГЭК и утверждается проректором по учебной работе.

6.3. Очередность защиты дипломных проектов устанавливается графиком, утвержденным заведующим кафедрой. Изменить график защиты может только заведующий кафедрой. При неявке студента на защиту в установленное время вопрос о дальнейшей защите его дипломного проекта решается деканом факультета по согласованию с ректоратом.

6.4 Защита дипломных проектов производится в специально оборудованном помещении, позволяющем демонстрировать результаты проделанной работы на компьютере. Аудиовизуальная информация должна быть адекватно воспроизведена на технических средствах и программном обеспечении, имеющихся в аудитории на момент защиты проекта.

6.5 Студент представляет в ГЭК пояснительную записку, иллюстративный материал, отзыв руководителя и рецензию.

6.6 Процедура защиты дипломного проекта в ГЭК включает:

¾ доклад студента (10 – 12 мин) с демонстрацией основных разработок;

¾ ответы на вопросы членов комиссии и присутствующих;

¾ оглашение отзыва руководителя и рецензии;

¾ ответы студента на замечания рецензента.

6.7. Доклад должен содержать постановку задачи, пути ее решения, основные результаты, новизну, возможность практического применения работы, выводы.

6.8 При оценке дипломного проекта в ГЭК учитывается следующее:

¾ актуальность темы и содержания;

¾ научно-технический уровень;

¾ наличие новых программных решений;

¾ использование знаний и навыков по фундаментальным дисциплинам;

¾ логическая взаимосвязь частей работы;

¾ объем и количество разработок;

¾ владение материалом работы;

¾ умение защитить свою точку зрения.

6.9 Оценка работы и решение о присвоении студенту квалификации инженера-программиста производится на закрытом заседании ГЭК, после чего объявляются результаты.

6.10 Защищенные дипломные проекты передаются в архив по реестру.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Инструкция по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных работ в высших учебных заведениях. Утверждена приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.06.1997 № 365.

2. Положение о государственных экзаменационных комиссиях в высших учебных заведениях республики Беларусь. Утверждено приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.06.1997 № 365.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный институт дистанционного образования

З А Я В Л Е Н И Е

Прошу разрешить мне выполнять дипломный проект на тему

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(наименование темы)

и назначить руководителем проекта

________________________________________________________________________________

(уч. степень, звание, Ф.И.О.)

консультантом по компьютерному проектированию

________________________________________________________________________________

(уч. степень, звание, Ф.И.О.)

Студент группы __________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Согласовано:

Руководитель дипломного проекта _________________________

(подпись руководителя)

Консультант по компьютерному

проектированию _________________________

(подпись консультанта)

«_____»_______________200_г. ___________________________

(подпись студента)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Форма титульного листа пояснительной записки дипломного проекта

Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет _________________________________________ Кафедра « __________________________________________________________ » ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой _________________ _________________ подпись инициалы и фамилия « ____ » ____________ 20___ г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА «_______________________________________________________» наименование темы Специальность 1-__ __ __ «____________________________» шифр наименование специальности Специализация (Направление) 1-__ __ __ __ «____________________________» шифр наименование специализации   Студент-дипломник группы ________ __________ _________________ номер подпись, дата инициалы и фамилия   Руководитель __________ _________________ подпись, дата инициалы и фамилия Консультанты: по разделу ___________________ __________ _________________ наименование раздела подпись, дата инициалы и фамилия по разделу ___________________ __________ _________________ наименование раздела подпись, дата инициалы и фамилия и т.д. Ответственный за нормоконтроль __________ _________________ подпись, дата инициалы и фамилия   Объем проекта: пояснительная записка – ______ страниц; графическая часть – ______ листов; магнитные (цифровые) носители – ______ единиц.   Минск 20___

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Форма задания по дипломному проектированию

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский национальный технический университет  
Международный институт дистанционного образования Кафедра «Информационные системы и технологии»  

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________________ _________________

подпись инициалы и фамилия

« ____ » ____________ 2008 г.

ЗАДАНИЕ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

студенту-дипломнику группы _________ ___________________________

номер инициалы и фамилия

Специальность 1-_______ « »

шифр наименование специальности

Специализация 1-________«____________________________»

шифр наименование специализации

1. Тема проекта  
 
 
 
(Утверждена приказом по вузу от     )
2. Срок сдачи студентом законченного проекта    
3. Исходные данные к проекту    
   
   
   
 
 
 
 
4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
5.Перечень графического материала (с точным указанием чертежей и графиков)  
   
   
   
   
   
   
6. Консультанты по вопросу (с указанием относящихся к ним разделов проекта)  
   
   
   
   
7. Дата выдачи задания  
8. Календарный график работы над проектом на весь период  
наименование этапа период трудоемкость  
       
       
       
       
       
       
       
       
                     
Руководитель        
  подпись, дата   инициалы, фамилия  

Студент-дипломник

здание принял к исполнению        
  подпись , дата   инициалы, фамилия  

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Образец оформления реферата
к пояснительной записке дипломного проекта

ОТНОШЕНИЕ, НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ, ER-ДИАГРАММА, ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ ДАННЫХ, УПРАВЛЕНИЕ ТРАНЗАКЦИЯМИ

Объектом исследования (разработки) является …

Цель проекта …

В процессе работы (проектирования) выполнены следующие исследования (разработки) …

Элементами научной новизны (практической значимости) полученных результатов являются …

Областью возможного практического применения являются …

В ходе дипломного проектирования прошли апробацию такие предложения, как …

Результатами внедрения явились …

Студент-дипломник подтверждает, что приведенный в дипломном проекте расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Дипломный проект: 90 с., 11 рис., 19 табл., 21 источник, 9 прил.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Примерный образец листа содержания расчетно-пояснительной записки

СОДЕРЖАНИЕ *

ВВЕДЕНИЕ

1 {Обзор состояния вопроса}

2 {ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ}

3 {МОДЕЛИРОВАНИЕ {ПРОЦЕССОВ| БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ}|{ПРЕДМЕТ РАЗРАБОТКИ В КОНТЕКСТЕ AS-IS И TO-BE| СРЕДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТА РАЗРАБОТКИ}}

[ ] Модель AS-IS

[ ] Модель TO-BE

4 {ЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ | АНАЛИЗ}

[ ] Выбор методологий моделирования и инструментария

[ ] Разработка диаграмм вариантов использования

[ ] Построение логической модели данных

[ ] Создание спецификаций процессов

[ ] Идентификация классов

[ ] Разработка сценариев и макетов экранных форм (для каждого варианта использования)

[ ] Построение диаграмм классов (для каждого варианта использования и/или системы в целом)

[ ] Построение диаграмм состояний (для отдельных классов при необходимости)

5 {ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ | ПРОЕКТИРОВАНИЕ}

[ ] Выбор среды разработки, языка программирования и инструментальных средств разработки

[ ] Построение физической модели данных

[ ] Построение диаграмм компонентов (исходных текстов, исполняемых файлов и т.д.)

[ ] Построение диаграмм размещения (клиентской, северной частей приложения)

6 {РЕАЛИЗАЦИЯ И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ| РЕАЛИЗАЦИЯ}

[ ] Назначение и описание компонентов программного обеспечения

[ ] Исходные тексты {компонентов программного обеспечения | триггеров | хранимых процедур | апплетов}

[ ] Тестирование программного обеспечения

7 {РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ | ИНСТРУКЦИЯ К ПРОГРАММЕ}

8 {ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ}

9 {ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА}

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

* Рекомендуемый набор пунктов обозначен [], возможные названия разделов перечислены в {}.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Примеры библиографического описания изданий

Таблица И.1

Характеристика источника Пример оформления
Один, два или три автора Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия: Методологические аспекты – М.: ООО "Новое знание", 2003. – 159 с.: табл. Миклашевич И.А. Микромеханика разрушения в обобщенных пространствах. – Мн.: Логвинов, 2003. – 197 с.: ил. Белов Г.В., Быцкевич В.М. Технологии промышленного менеджмента. – М.: Металлургия, 2000. – 288 с.: ил. Невзоров Л.А., Гудков Ю.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2002. – 443 с.: ил.
Более трех авторов Компьютерное проектирование и подготовка производства сварных конструкций / С.А. Куркин, В.Ф. Лукьянов, А.В. Лыков, Ю.Г. и др.; Под ред. С.А. Куркина и В.М. Ховова. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – 463 с.: ил.
Учебник, учебное пособие, словарь, справочник Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник / С.Ф. Головин, В.М. Коншин, А.В. Рубайлов и др.; Под ред. Е.С. Локшина. – М.: Мастерство, 2002. – 462 с.: ил. Климович Л.К. Основы менеджмента: Учебное пособие для втузов по специальности "Коммерческая деятельность". – Мн.: ДизайнПРО, 2003. – 159 с.: ил. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре / Сост. Р.П. Андреева. – СПб.: Издательский Дом "Литера", 2003. – 447 с.: ил. Колеса и шины: Краткий справочник / Сост. А.М. Ладыгин. – М.: За рулем, 2002. – 122 с.: ил.
Методические указания Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине "Технология и оборудование восстановления деталей машин и приборов" для студентов специальности 1-36 01 04 "Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов" / Сост. Е.Н. Сташевская. – Мн.: БНТУ, 2003. – 20 с.
Многотомное издание Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3 т. / Под ред. И.Н. Жестковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001.
Отдельный том в многотомном издании Иконников А.В. Архитектура ХХвека. Утопии и реальность. В 2 т. Т.1. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 655 с.: ил.
Сборник статей, трудов Совершенствование методов гидравлических расчетов водопропускных и очистных сооружений: Межвузовский научный сборник / Саратовский государственный

Наши рекомендации