Способы и формы проведения научно-педагогической практики
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Кемеровский государственный университет»
Социально-психологический институт |
Кафедра социальной работы и дефектологии |
Программа научно-исследовательской практики Б2.П2 |
Направление подготовки
39.04.02Социальная работа |
Направленность подготовки
Экономика, право, организация и управление в социальной работе |
Уровень магистратуры
Форма обучения
Очная, очно-заочная |
Кемерово 2017
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:
Практика является обязательным разделом ОПОП магистратуры. Это особый вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально - практическую подготовку магистрантов.
При реализации ОПОП магистратуры по данному направлению подготовки предусматривается научно- педагогическая практика
Во время научно-педагогической практики магистрам необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа и профилю подготовки «Экономика, право, организация и управление в социальной работе». Основной целью научно-педагогической практики магистрантов является реализация применения профессиональных знаний и умений в практической деятельности. Данная практика для магистрантов является одной из форм профессионального обучения.
Целяминаучно-педагогическойявляются:
- совершенствование опыта целостной педагогической деятельности, профессиональных и методических умений в условиях среднего и высшего профессионального образования.
- формирование умений самостоятельной организации воспитательно - образовательного процесса в условиях высшего профессионального образования,
- .формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической действительности,
- развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности, формирование педагогического мышления,
- формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие
потребности в постоянном самосовершенствовании.
Задачи научно-педагогической практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами практики являются:
• развитие профессиональных навыков и умений преподавания социальных дисциплин;
• освоение методики преподавания социальных дисциплин и внедрение ее в практическую деятельность.
· уметь решать непредвиденные производственные и организационные ситуации, сложившиеся в ходе педагогической деятельности во время прохождения практики,
· овладеть навыками самостоятельного ведения воспитательно - образовательной работы: в области преподавания профильных дисциплин, в применении традиционных и нетрадиционных технологий образования в учебном процессе,
· совершенствовать опыт проектирования образовательной среды для формирования профессионально значимых компетенций обучающихся образовательных организаций высшего профессионального образования
· ознакомиться с передовым педагогическим опытом посредством общения и посещения разнообразных видов занятий педагогов профессионалов,
· совершенствовать интеллектуальные способности и коммуникативные умения в процессе педагогической деятельности, овладеть навыками самостоятельного организации научно-исследовательской работы.
· формировать навыки самовоспитания, самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЁННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОПОП
В результате прохождения производственной практики у обучающегося формируются компетенции и по итогам практики, обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:
код компетенции | результаты освоения ОПОП Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС 3+) | Перечень планируемых результатов обучения |
ОК-3, | способность к саморазвитию, самореализации, использованию личного творческого потенциала | Знать: основные тенденции и проблемы развития социальной работы; углублять знания по методологии теории и практики социальной работы; Уметь: выражать гражданскую активность; Владеть: владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп |
ОПК-3 | владение знания о социальной истории человечества, специфике социальной, политической, экономической и духовной культур, характере их взаимодействия в современном мире, факторах общественного и личностного развития и благополучия | Знатьосновные понятия, базовые теоретико-методологические подходы и концепции социальной работы в России и за рубежом; Уметь: проводить сравнительно-исторический анализ проблем научной идентификации социальной работы; Владеть умением решать социальные проблемы на микро-, мезо- и макро- уровнях социальной сферы |
ПК-7 | способность к организации и осуществления образовательного процесса в системе общего, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования | Знать: понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшей школы; направления, закономерности и принципы развития системы общего, среднего и высшего образования; Уметь: организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных особенностей студентов и управлять его качеством; Владеть: умениями содержательно и методически грамотно организовать образовательный процесс |
ПК-8 | готовность к применению научно-педагогических знаний в социально-практической и образовательной деятельности | Знать: основы методики преподавания в системе образования; Уметь: проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов; Владеть: научно-профессиональным мировоззрением |
СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Содержание научно-педагогической практики носит бинарный характер. Это значит, что практика включает магистрантов в те виды деятельности, в процессе которых у них формируются различные стороны педагогических умений: находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и педагогические решения, хорошо ориентироваться в методиках и технологиях обучения и воспитания, ставить и решать принципиально новые вопросы, направленные на модернизацию системы обучения.
Подготовка к педагогической деятельности осуществляется в двух основных направлениях:
Ø педагога - преподавателя, владеющего современными образовательными технологиями, умениями определять и выбирать методы, формы и средства обучения; создавать творческую атмосферу в образовательном процессе
Ø педагога – воспитателя, умеющего активно проявлять свою субъектную позицию, вносить необходимые коррективы в воспитательный процесс, применять современные технологии воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности обучающегося.
Содержание научно-педагогической практики включает следующие виды деятельности:
Задания:
1. Знакомство с законодательной базой организации образовательного процесса в системе высшего профессионального и дополнительного образования.
2. Знакомство с нормативно-правовой базой, регламентирующей образовательную деятельность организации.
3. Изучение особенностей организации образовательного процесса, планирования и учета учебно-воспитательного процесса.
4. Участие в организации образовательного процесса.
- знакомство с опытом преподавания лекций в высших и средних учебных заведениях;
- разработка плана и конспекта, а также проведение семинарского занятия со студентами, обучающимися по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
- подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач и т. д. по заданию научного руководителя;
- разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения;
- составление тематических докладов и контрольных работ по различным дисциплинам;
- проверка курсовых работ и отчетов по практикам;
- организация анкетирования, социологических опросов и т. п., предусмотренных программой преподаваемой учебной дисциплины.
Научно-педагогическая практика содержит ряд ключевых этапов:
1. Организационный этап (установочная конференция)
2. Пропедевтичесий этап (составление и утверждение индивидуальной программы практики, знакомство с базой практики)
3. Активно-практический этап (непосредственно педагогическая практика на базе образовательной организации).
4. Отчетно - аналитический этап (подведение итогов практики на итоговой конференции).
Активно-практический этап практики (непосредственно на базе образовательной организации) предполагает активное включение студентов в наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в ОО, ведение отчетной документации.
Отчетно-аналитический этап. Подведение итогов педагогической практики (итоговая конференция).
Итоговая конференция проводится на базе КемГУ по следующему плану:
1.Выступление руководителя педагогической практики с общим анализом итогов педагогической практики магистров. Данное выступление должно включать:
· общий анализ отчетов магистрантов,
· анализ предоставленных документов студентами (качество оформления, содержание и др.)
· проблемы, имевшие место в процессе практики (методические, педагогические, психологические, организационные и др.)
· мнение педагогов ОО об уровне педагогической подготовки магистров,
· по возможности в выступлении могут быть использованы видео материалы и презентации.
2.Выступления магистрантов-практикантов с отчетами о проделанной работе на базе практики /по одному выступающему от каждой базы практики/.
Выступление должно быть:
ü тематическим (темы определялись и давались магистрам перед выходом на практику на установочной конференции. Факультетский руководитель педагогической практики совместно с преподавателями кафедры и руководителями педагогической практики утвердил темы выступлений на итоговой конференции,
ü ориентированным на данную базу практики,
ü основанным на практическом опыте студентов с применением видео материалов и презентаций.
На заключительной конференции целесообразно обсудить следующие вопросы:
1. Специфика работы образовательных организаций на современном этапе развития образования.
2. Роль педагога в реализации задач, стоящих перед образовательной организацией. Особенности организации разнообразных форм педагогической работы.
3. Анализ педагогической деятельности магистрантов.
4. Проблемы и трудности, возникшие в ходе практики.
5. Оценка результатов учебной практики и предложения по ее совершенствованию.
6. Заключительное слово руководителя практики об окончании итоговой конференции по педагогической практике:
· принятие решения о поощрении лучших педагогов (преподавателей) работающих со студентами на базах практик (благодарственные письма в адрес образовательных организаций),
· принятие решения о публикации в сборниках студенческих работ наиболее интересных и значимых выступлений студентов.
ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ
11.1. Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для лиц с нарушением слуха возможно предоставление информации визуально допускается присутствие ассистента, а так же, сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата не нуждаются в особых формах предоставления учебных материалов. Однако, с учетом состояния здоровья часть занятий может быть реализована дистанционно (при помощи сети «Интернет»). Так, при невозможности посещения лекционного занятия студент может воспользоваться кратким конспектом лекции.
При невозможности посещения практического занятия студент должен предоставить письменный конспект ответов на вопросы, письменно выполненное практическое задание. Доклад так же может быть предоставлен в письменной форме (в виде реферата), при этом требования к содержанию остаются теми же, а требования к качеству изложения материала (понятность, качество речи, взаимодействие с аудиторией и т. д) заменяются на соответствующие требования, предъявляемые к письменным работам (качество оформления текста и списка литературы, грамотность, наличие иллюстрационных материалов и т.д.)
Промежуточная аттестация для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится на общих основаниях, при необходимости процедура зачета может быть реализована дистанционно (например, при помощи программы Skype). Для этого по договоренности с преподавателем студент в определенное время выходит на связь для проведения процедуры зачета. В таком случае зачет сдается в виде собеседования по вопросам (см. формы проведения промежуточной аттестации для лиц с нарушениями зрения). Вопрос и практическое задание выбираются самим преподавателем.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике.
В рамках научно-педагогической практики используются:
*диалоговые технологии, связанные с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества в ходе постановки и решения воспитательно-образовательных задач,
*технология профессиональной социализации, направленная на создание профессионально-ориентированной среды за счет использования компьютерных технологий, организации продуктивного общения, в процессе овладения будущей профессией педагога и организации преемственной практики,
*информационные технологии, позволяющие эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность обучающихся,
* технологии интерактивного обучения, позволяющие в процессе обучения и воспитания устанавливать диалоговое взаимодействие таким образом, чтобы активизировать познавательный процесс и превратить процесс обучения в диалектическую инверсионную систему.
11.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по практике.
Самостоятельная работа магистранта на педагогической практике включает:
- изучение методического опыта и системы учебной работы преподавателя, работающего в учреждениях профессионального образования (под руководством преподавателя),
- составление конспектов аудиторных и внеаудиторных занятий (под руководством преподавателя и руководителя педагогической практики),
- подготовку и проведение занятий на 1-2 курсах (под руководством преподавателя и руководителя педагогической практики),
- планирование и проведение воспитательной работы с обучающимися (под руководством руководителя педагогической практики).
По результатам практики составляется отчет в формах, предусмотренных рабочими программами подразделения, отвечающего за практику.
Примерная схема анализа лекции
Лекция – ведущая организационная форма обучения в вузе, которая определяет основные направления всей учебной деятельности студентов.
Анализ лекции предполагает последовательное рассмотрение следующих вопросов:
Соответствие лекции учебной программе курса. Постановка цели, отбор и организация содержания учебного материала, изложенного на лекции. Соблюдение принципа научности содержания лекции, развитие мировоззренческих качеств студентов. Раскрытие внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, соотношение содержания лекции с содержанием учебного пособия (пересказывается учебник или разъясняются особо трудные вопросы, или излагается материал, которого нет в учебнике, и т.д.).
Место лекции в структуре процесса изучения учебных дисциплин. Связь лекции с предыдущими и последующими, ее роль в подготовке студентов к семинарским, практическим, лабораторным и другим занятиям, в организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Структура лекции, взаимосвязь ее составных частей, логика изложения материала. План лекции, список литературы и методика их сообщения студентам (сообщаются в начале, по ходу или в конце лекции; подразделяется литература на обязательную, дополнительную и т.д. или дается общим списком; указываются ли виды работы с литературными источниками).
Выделение главных мыслей, выводов. Доказательность и аргументация.
Соблюдение принципа создания оптимальных трудностей в обучении.
Использование приемов закрепления знаний (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоение; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса и всей лекции и т.п.).
Активизация познавательной деятельности студентов на лекции. Применение методов проблемного обучения, средств наглядности, технических средств обучения, программированного контроля, возбуждение положительных эмоций; ознакомление с историей научного поиска, научными концепциями и точками зрения.
Использование опорных материалов при чтении лекции (текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов и т.д.).
Руководство работой студентов. Организация конспектирования лекции, обучение методике конспектирования, оказание помощи в ходе записи (темп, паузы, записи на доске, демонстрация рисунков, схем и т.д.), просмотр конспектов лекций (выборочный, сплошной), использование приемов поддержания внимания (риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания, вопросы лектору).
Подготовленность преподавателя, его лекторские качества: знание учебного курса, убежденность, эмоциональность, голос, дикция, ясность и правильность речи, внешний вид, умение держаться, видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.
Результативность лекции: информативность, воспитательное воздействие на студентов, решение поставленных задач, подготовка студентов к учебным занятиям.
Предложения по совершенствованию содержания и методики подготовки и проведения лекции.
Примерная схема анализа практического занятия
Практические (лабораторные) занятия в вузе являются одной из основных форм организации обучения студентов. Направляются они на выполнение таких действий, которые приближают студентов к реальной действительности, позволяют применить на практике полученные теоретические знания. Анализ практического занятия включает следующий круг вопросов:
1. Соответствие практического занятия учебной программе и календарно-тематическому плану преподавателя.
2. Постановка цели занятия и сообщение ее студентам.
3. Создание условий для проведения занятий:
a) задания студентам (в том числе индивидуальные) для подготовки к занятию, проверка знаний лекционного материала;
b) подготовка студентов к занятию (ознакомление с литературой, конспектирование, сбор материалов, наблюдение, решение задач и т.д.);
c) подготовка учебного кабинета, лаборатории (оборудование, материалы, наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.).
4. Научный уровень содержания занятий (соблюдение принципа научности, мировоззренческая характеристика, полнота рассмотрения материала, связь теории с практикой).
5. Структура занятия (составные части, этапы, распределение времени между ними).
6. Методы обучения:
a) состав применяемых методов обучения;
b) активизация познавательной деятельности студентов; элементы проблемного обучения;
c) использование методов и приемов, развивающих творческие способности студентов.
7. Применение учебно-лабораторного оборудования, технических средств обучения и наглядных пособий (приборы, раздаточный материал, ТСО – проекционные, звуковые, обратной связи; самостоятельно разработанные дидактические материалы к ТСО – диафильмы, программированные упражнения и др.).
8. Осуществление индивидуального подхода к студентам в процессе занятий.
9. Активность студентов на занятии:
a) число студентов, присутствующих на занятии;
b) объем выполненной ими работы;
c) проявление инициативы (вопросы преподавателям, оригинальное решение и т.п.).
10. Оценка действий студентов.
11. Воспитывающая роль личности педагога.
12. Комплексность цели, принципов, средств и их оптимизация.
13. Выводы о занятии (положительные стороны и недостатки).
14. Предложения по улучшению практического занятия.
Примерная схема анализа семинарского занятия
Семинарские занятия являются одной из форм организации обучения в вузе по общественным и гуманитарным наукам.
Дидактическая ценность семинарских занятий состоит в том, что они способствуют развитию творческой самостоятельности студентов, формированию навыков работы с разными источниками, развивают интерес к научным исследованиям, создают условия для формирования убеждений, взглядов и умения отстаивать их. Семинары требуют от вузовского преподавателя овладения методикой их проведения, готовности исчерпывающе ответить на все вопросы, которые возникают в процессе их проведения.
При анализе семинарского занятия рассматриваются последовательно следующие вопросы:
q соответствие семинара учебной программе и календарно-тематическому плану преподавателя по изучению учебного курса;
q структура и содержание плана семинарского занятия;
q подготовка к занятию. Оповещение студентов о времени, плане занятия. Выполнение ими плана и других заданий, подготовка конспектов, чтение обязательной и дополнительной литературы;
q научный уровень содержания занятия (научная и мировоззренческая направленность рассматриваемого материала, связь теории с практикой);
q структура занятия (составные части и распределение времени между ними);
q методы и приемы проведения занятий (состав использованных методов и приемов; контроль за самостоятельной работой студентов, активизация познавательной деятельности, методика выдвижения учебно-познавательных задач, элементы проблемности);
q учет специфики факультета;
q усвоение студентами материала, рассмотренного на занятиях;
q педагогическое руководство деятельностью студентов. Организация занятия, вступительное слово преподавателя. Выбор студентов, вызываемых для выступлений и ответов на вопросы. Активизация их деятельности, организация дискуссий. Обобщения, подведение итогов семинара, оценивание выступлений, ответов студентов;
q педагогическое мастерство преподавателя; его эрудиция. Отбор материала и организация самостоятельного его изучения студентами. Умение управлять деятельностью студентов на занятии, устанавливать связи между их высказываниями, создавать проблемные ситуации, организовывать решение возникающих проблем. Педагогический такт, этика, качество речи. Гностический компонент деятельности преподавателя, осмысление им результатов занятия (в особенности собственной деятельности);
q выводы о занятии (положительные стороны и недостатки);
q предложения по улучшению занятия.
11.8. Алгоритм подготовки и планирования воспитательного дела
Изучение интересов студентов и уровня развития студенческого коллектива;
анализ воспитанности студенческого коллектива;
определение темы, целей и задач воспитательного мероприятия:
актуальность, соответствие возрастным особенностям, запросам, интересам студентов. При этом имеются в виду цели и задачи, как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя);
определение меры участия студентов в воспитательном мероприятии;
составление программы дела в соответствии с методическими требованиями;
выбор и качество оформления: содержательность, эмоциональность, необходимость использования ТСО и их наличие и готовность;
подбор материала содержания мероприятия по следующим принципам: нравственная направленность, педагогическая целесообразность, воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям;
выбор формы воспитательного мероприятия, определение его жанра и названия;
планирование воспитательного мероприятия: составление плана проведения воспитательного мероприятия; выбор актива, ответственных за подготовку и проведение мероприятия; распределение поручений среди студентов, ответственных за различные направления в подготовке и проведении мероприятия (подбор содержательного материала, приглашение гостей и участников извне, определение места, отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и т.д.);
определение сроков проведения мероприятия и контроль на отдельных этапах его подготовки;
педагогический анализ, который включает следующие элементы: меры достижения цели и решение стратегических и тактических задач; характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов; степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле, особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и т.д.); логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность; характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной и педагогической позиции; место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы, корректировка и уточнение программы, планирование воспитательного мероприятия с внесенными коррективами;
оформление плана проведения воспитательного мероприятия.
11.9. Примерные планы анализа воспитательного мероприятия
Вариант № 1
Анализ воспитательного мероприятия проводится по следующим критериям:
1. Основные личностные качества воспитателя:
w уровень компетентности и эрудиции воспитателя;
w степень его заинтересованности в проводимом мероприятии, уровень содействия и помощи воспитанникам;
w степень демократичности и тактичности в общении с воспитанниками;
w внешний вид воспитателя, культура речи, мимика и жесты.
2. Основные характеристики воспитанников:
w активность и заинтересованность воспитанников в ходе мероприятия;
w степень самостоятельности, инициативности и творчества воспитанников;
w эмоциональность воспитанников и их реакция на происходящее в ходе проведения мероприятия.
3. Содержание воспитательного мероприятия:
научность и мировоззренческая направленность содержания;
доступность и посильность содержания для данного возраста;
степень актуальности и связи содержания с жизнью;
целесообразность и познавательная ценность содержания;
новизна и оригинальность содержания.
4. Способы деятельности воспитателя и воспитанников:
w рациональность и эффективность использования отведенного времени;
w эстетичность и действенность оформления;
w общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;
w выразительность и эмоциональность, доходчивость выступлений;
w степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).
5. Цель и результаты проведенного воспитательного мероприятия:
w социальная и воспитательная значимость цели, ее конкретность и четкость;
w реальность и достижимость поставленной цели в конкретных условиях и за отведенный промежуток времени;
w степень эмоционального, обучающего и развивающего воздействия данного мероприятия.
Вариант № 2
План анализа воспитательного мероприятия
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
Соответствие цели данного мероприятия общей цели воспитания.
Четкость формулировок планируемых целей мероприятия.
Соответствие цели уровню воспитанности, возрастным особенностям и потребностям.
Место данного мероприятия в системе воспитательной работы.
Соответствие содержания, форм и методов целевым установкам.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы, содержания мероприятия.
Доступность содержания (учет возрастных особенностей, объема, уровня подготовленности).
Новизна информации.
Воспитывающая ценность содержания, возможности эмоционального воздействия.
Уровень владения материалом организаторами мероприятия, степень их эрудированности в данном вопросе.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Обоснованность выбора форм и методов проведения мероприятия, их соответствие поставленной цели, содержанию.
Организационная четкость, целесообразность распределения времени.
Активность, самостоятельность учащихся, методы и приемы, обеспечивающие их. Роль органов самоуправления.
Соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Роль обстановки (место проведения, оформление), использование специальных приемов для создания необходимой эмоциональной обстановки.
Использование внешней и внутренней наглядности, ТСО.
Приемы, способы активизации внимания на различных этапах проводимого мероприятия.
Соотношение заранее подготовленного материала и импровизации, целесообразность этого соотношения.
Наличие эмоционального контакта между участниками мероприятия и его организаторами, пути и средства его достижения.
Использование элементов игры, реализации принципа романтики.
Учет специфики формы проведения мероприятия.
Влияние личности педагога на подготовку и ход мероприятия.
Педагогические способности, уровень владения педагогической техникой, педагогическое мастерство учителя.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Достижение поставленных целей, уровень реализации задач.
Отношение студентов к проведенному мероприятию.
Познавательная эффективность: какие новые знания получили студенты, какие умения, навыки сформированы, закреплены.
Какие социальные установки, чувства, убеждения формировались у студентов.
Возможные пути дальнейшего развития, закрепления достигнутого в ходе мероприятия.
Недостатки, обнаруженные в ходе подготовки и проведения воспитательного мероприятия, их причины и возможные пути устранения.
Рекомендации по совершенствованию методики проведения аналогичных мероприятий.
Составитель (и) программы к. пед. н., доцент кафедры СРиД Филатова Е. В.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Кемеровский государственный университет»
Социально-психологический институт |
Кафедра социальной работы и дефектологии |
Программа научно-исследовательской практики Б2.П2 |
Направление подготовки
39.04.02Социальная работа |
Направленность подготовки
Экономика, право, организация и управление в социальной работе |
Уровень магистратуры
Форма обучения
Очная, очно-заочная |
Кемерово 2017
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:
Практика является обязательным разделом ОПОП магистратуры. Это особый вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально - практическую подготовку магистрантов.
При реализации ОПОП магистратуры по данному направлению подготовки предусматривается научно- педагогическая практика
Во время научно-педагогической практики магистрам необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа и профилю подготовки «Экономика, право, организация и управление в социальной работе». Основной целью научно-педагогической практики магистрантов является реализация применения профессиональных знаний и умений в практической деятельности. Данная практика для магистрантов является одной из форм профессионального обучения.
Целяминаучно-педагогическойявляются:
- совершенствование опыта целостной педагогической деятельности, профессиональных и методических умений в условиях среднего и высшего профессионального образования.
- формирование умений самостоятельной организации воспитательно - образовательного процесса в условиях высшего профессионального образования,
- .формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической действительности,
- развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности, формирование педагогического мышления,
- формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие
потребности в постоянном самосовершенствовании.
Задачи научно-педагогической практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами практики являются:
• развитие профессиональных навыков и умений преподавания социальных дисциплин;
• освоение методики преподавания социальных дисциплин и внедрение ее в практическую деятельность.
· уметь решать непредвиденные производственные и организационные ситуации, сложившиеся в ходе педагогической деятельности во время прохождения практики,
· овладеть навыками самостоятельного ведения воспитательно - образовательной работы: в области преподавания профильных дисциплин, в применении традиционных и нетрадиционных технологий образования в учебном процессе,
· совершенствовать опыт проектирования образовательной среды для формирования профессионально значимых компетенций обучающихся образовательных организаций высшего профессионального образования
· ознакомиться с передовым педагогическим опытом посредством общения и посещения разнообразных видов занятий педагогов профессионалов,
· совершенствовать интеллектуальные способности и коммуникативные умения в процессе педагогической деятельности, овладеть навыками самостоятельного организации научно-исследовательской работы.
· формировать навыки самовоспитания, самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
<