Некоторые понятия в Славянской вере
Созерцая какое-либо явление, человек создаёт отдельный образ, тождественный явлению. Например, Перун, бог стихий природы, есть не что иное, как олицетворение ветра, облаков, грома, молнии и т.д., что можно выразить только условно. Например, Велеса можно изобразить седовласым стариком с ведами в руках, Перуна — разгоняющим облака и мечущим стрелы.
Имена этим образам и явлениям давались часто путем сложения прилагательного, определяющего их основное свойство, и существительного бог. Например, Белобог, Чернобог. В других случаях этого не делалось, а давалось имя, соответствующее названию образа, и отдельно отмечалось, что это бог. Это позволяло не путать образы, которые мы прославляем, с образами, являющимися нашими духами и несчастьями. Для всех этих олицетворений и понятий создавались обрядовые отношения, чтобы человек, зная и учитывая влияние тех или иных, выказывал им почтение подобающим образом. Закрепляли славяне эти образы не только в обрядах, но и в славлениях, молитвах, былинах, сказах, сказках, поговорках, заговорах, песнях, играх.
Понимая, что отдельные боги есть образы проявления единого целого, славяне никогда и ничего у них не просили, а лишь славили их. Отсюда и происходит название самой веры —славянская.
Следует понимать и то, что не все проявления природы и человека имеют положительное влияние, следовательно, не все проявления и славить надобно. Так отрицательные образы были отделены от Богов и названы Дивами. Под Дивами подразумеваются наши несчастья такие, как, например, Морока или Мара.
Что же касается Духов, они были введены в Славянскую веру для того, чтобы через них можно было узреть и понять одухотворенность окружающего нас мира. Понять, что окружающий нас мир весь живой и находится в постоянном движении, что относиться ко всему надо бережно и осторожно, чтобы не губить природу, содержать ее в чистоте и достатке. Ибо она кормит и поит человека, дает ему блага всяческие. Так появились лешие, водяные, домовые и другие Духи.
Есть в славянской вере и святыни, к которым надобно относиться особо бережно, дабы не утратить их навсегда. Это родники, дубравы, рощи, некоторые святые места и нагорья, сыгравшие значительную или даже ключевую роль в жизни славян и их предков. Утрата святынь может привести нас к гибели и полному исчезновению на земле, как в свое время произошло со многими племенами и родами, не сумевшими сберечь свои святыни.
Боги Славянские
Все они, как отмечалось выше, олицетворяют отдельные образы, тождественные явлениям, имеющимся в природе и нашем сознании. Вот их имена: Белобог, Велес, Вышень, Дажьбо (Сварог), Заребог, Купало, Лада, Леля, Огнебог Семаргл, Перун, Свендовид, Стрыб, Числобог, Чернобог, Яр. Белобог и Чернобог. Этих двух Богов надо рассматривать вместе, т.к. они олицетворяют образы двух противоположностей. Белобог и Чернобог всегда противостоят друг другу и, «борясь» между собой, поддерживают равновесие в природе. Велес (Влес). Бог мудрости и знаний, накопленных нашими предками и переданных нам.
Вышень. Бог, символизирующий простор и вершину явлений как природных, так и проявлений человеческих. Может олицетворять высший уровень счастья и несчастий, знаний и бездарности, силы, ловкости и многих других явлений нашей жизни. Уважительно его называют богом Вышним. Путают его иногда с христианским понятием «Всевышний», считая, что он и есть Высший Бог. Это не так.
Вышень в сочетании с другими богами и явлениями может нести в себе как мощнейшие созидательные, так и разрушительные силы.
Сварог – творец единый. Заребог - один из красивейших Богов, олицетворяющий солнечные лучи (зарево) во время восхода и захода солнца. Проявляется Заребог и общается с нами благодаря тому, что живем каждый на земле своей и можем видеть красоту его лучезарную, которая всегда бывает разной. Ходит Заребог в основном краями земли нашей. Поэтому любуемся красотой его два раза в сутки. И так каждый день. Поутру он нас пробуждает, а вечером ко сну приглашает. Купало Бог - правит мытницами, всяческими омовениями тела и духа нашего. Отцы наши мылись, славя Купалу, очищая тела свои и души. Сварог завещал им это Уставом своим и говорил, что Купало Бог на то указывать будет. Ладо Бог правит лады радости и благости всяческие, где бы он не находился. Если в доме нашем жизнь протекает ладно и мирно, мы говорим, что в доме поселился Ладо Бог. Если же он покинул нас, то ждите беды и его место быстро займёт Дива Морока. Леля - Богиня девичьей любви и красоты, рожаниц, влюбленных. Женщину почитая в славе, мы рода свои укрепляем и Лелю славим за это. Так рода наши и земля укрепляются, которые бережно хранить надо, как делали отцы наши. С Лелей справляем свадьбы славянские, празднование устраиваем, веселимся, когда семья образуется новая в муже и жене, значит, и детям быть, продолжателям родов Славянских. Желая молодожёнам здоровья, счастья и детей множество, мы тем самым славим и Богиню Лелю. Огнебог Семаргл - Бога огня Семарглом (Семиглавым) называют потому, что свет разлагается на семь спектров, видимых человеческим зрением. Выделен особо от других стихий природы, управляемых Перуном, за свой непредсказуемый нрав. Перун - Бог стихий природы. Олицетворяет собой извержения вулканов, землетрясения, наводнения, дожди с громом и молниями, ветры, морозы, пожары и многие другие явления природы. Непредсказуемость действий Перуна, вопреки ожиданиям людей, повергает человека в страх и ужас, если он не в ладу с этими стихиями, требующими к себе внимательного и наблюдательного отношения. При образовании Славянской веры Перун был оставлен славянами как старый и особо почитаемый Бог. Свендовид - Несущий Свет. Через него свет становится видимым. Поэтому является он Богом Яви, отделяющим нас от Нави. Благодаря Свендовиду, Свет не только держится, но и укрепляется. Числобог - учитывает дни наши. Благодаря имеющимся божественным числам, ведётся годичный календарь (колендо) и летоисчисление (летиц). Он с большой точностью определяет и называет божьи числа, показывая, когда «быть дню свершенному», а когда быть ночи, устанавливая невидимые границы между ними. Яр - Бог солнца. Даёт людям, животным, растениям тепло, свет и жизнь. В разные времена года и в разное время суток ведет себя по-разному. Может быть ярым, а может быть и ласковым. С Яром связывают не только жизнь и страсти людей, но и земледелие, плодородие, воинскую силу и доблесть.
Дивы и Чуры
Часто приходится сталкиваться с тем, что богов славянских начинают путать с дивами. Суть у них одна: и те и другие являются проявленными образами, но разница между ними в том, что богов мы славим, а див никогда, ибо это наши несчастья. Но и те, и другие оказывают воздействие на человека и окружающий его мир. На самом деле если богов у первоистока было не так много, то див было ещё меньше. Все они создают отдельные образы, тождественные явлениям природы и нашего сознания.
Дивы славянские: Жаля, Мор, Мая, Мара, Морока, Мармора, Стрыб. Дива Жаля, олицетворяет в себе человеческую жалость, печаль, грусть, всё то, от чего человек должен избавляться в первую очередь, чтобы не нанести вред себе и окружающим. У того, кто этого не понимает, в доме (как принято говорить) поселится Жаля.
Мор является олицетворением смерти и болезней, в первую очередь (как нам кажется), связан с падежом скота, являющимся основой выживания человека в межсезонный период и неурожайные годы.
Дива Мая олицетворяет собой ненужные человеку пороки маеты и неопределенности в своих действиях. Любая неопределенность делает человека суетливым и неуверенным в себе и завтрашнем дне.
Мара олицетворяет так же, как и Мор, смерть и болезни, только не скотины, а человека. Она очень близко привязана к духу зимы Марене, но это два разных понятия. Марена усыпляет, а Мара уничтожает. В этом их разница. Поэтому Мара является Дивой, Марена духом. Морока также олицетворяет человеческие слабости. Когда в доме появляются ссоры, ругань, споры, то говорят, что в нем поселилась Морока потому, что дом покинула Лада. Когда же все безнадёжно пошло наперекосяк, говорят, что появилась Мармора и Боги покинули это дом. Стрыб, как уже отмечалось выше, является Дивом, олицетворяющим бездарность, неловкость, неуклюжесть в действиях и поступках человека, неумение делать простейшее.
К Чурам славянским, или как их ещё называют — духам, относятся одушевленные явления природы: Русалки и Водяные, Кикиморы, Лешие и Домовые. Что они дают людям? Уверенность в том, что они существуют, и в том, что к ним можно обратиться. Не более того. Человек, попавший в беду, остается наедине с самим собой. Уверенность в том, что Чуры могут помочь и предостеречь его от неминуемых неприятностей даёт человеку дополнительные энергетические силы. При этом следует заметить, что если у Богов просить бесполезно и можно лишь славить величие их, то в отличие от Богов к Чурам можно обратиться (призвать) за помощью, ибо человеческая жизнь бесценна, осмысливать это мы чаще всего начинаем в трудную минуту.
Святыни Славянские
Славянских святынь так же, как и богов, и див, и чуров, не такое множество, как представлено сегодня. Истинными святынями славянскими являются родники, рощи, дубравы, поля, пастбища, станы, — всё то, что позволяет жить человеку достойно на нашей земле.
Родник свят для славянина потому, что можно утолить жажду чистой родниковой водой, которую, к сожалению, мы практически не пьем сегодня. Роща свята тем, что не только укрывает человека от зноя, но и приносит радость ему, дарует плоды, ягоды, грибы. Дубравы сильны своей энергетикой, подпитывающей силой. Поля кормят человека, пастбища кормят домашних животных, которые в свою очередь также кормят нас. Происходит круговорот в природе, названный Сваргой.