III.Знакомство с коренным народом ХМАО - манси.
Беседа.
- Ребята, о народе ханты вы уже не мало знаете, а что знаете вы о
манси?
Манси - народ, родственный хантам. Долгое время эти народы проживали вместе и поэтому они имеют много общего в культуре. Манси живут в таких же селениях, как и ханты и в таких же жилищах.
Закрепление знаний, полученных ранее.
-Как вы думаете в каких? – (Манси живут в чумах).
- Чем утепляли манси свои чумы? - (Они утепляли шкурами убитых животных).
- А как, по-вашему, где они брали эти шкуры?
(В случае затруднения я подсказываю вопросом: значит они, так же как и ханты, что делали?
(Они охотились).
- Ребята, манси это очень смелые люди и очень сильные. Мужчины
манси могли, вооружившись только ножом один на один сразиться медведем и победить его.
- Как вы думаете, на каких зверей охотились манси?
- Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете животных нашего края.
Отгадывание загадок.
Послушайте и угадайте на кого они охотились?
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит гордо и легко
Рога расставив высоко. (Олень).
Посмотрите - ка какая:
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой
На увертки мастерица,
А зовут ее ... (Лисица).
Сама мала, шубка пышна
В дупле живет, орехи грызет. (Белка).
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А. зимой, он спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь).
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шубка серая для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц).
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
5. Беседа.
-Как называют людей, которые охотятся на зверей и птиц? - (Их называют охотниками).
- Подумайте, кроме охоты, чем еще могли заниматься манси? – (Ловили рыбу.)
- Давайте поиграем и узнаем заодно, какая рыба водится в наших водоемах (муксун, язь, сырок, налим, окунь, сорога, щука, стерлядь, нельма).
Игра: «Поймай рыбку».
- Как называют людей, которые ловят рыбу? – (Людей, которые ловят рыбу называют рыболовами).
Беседа.
- А еще манси выращивают оленей. Скажите, олень, это, какое животное, дикое или домашнее? Что олень дает человеку? - (Молоко, мясо, одежду; из него шьют шапки, малицы, кисы, сапожки, варежки; утепляют дом оленьими шкурами; олень - средство передвижения).
- Как называют людей, которые выращивают оленей? - (оленеводы)
- Как вы считаете, кто занимается охотой, рыбной ловлей, оленеводством? - (Этим занимаются мужчины).
- А зачем они это делают? Правильно, чтобы прокормить себя и свою семью. А женщины, как вы думаете, чем занимаются в это время? - (готовят пищу, шьют одежду).
- А еще женщины поддерживают огонь в очаге, к огню и воде они относились с особым почтением, потому что без них немыслима жизнь.
Рассказ воспитателя об особенностях хантыйской одежды.
- Как вы думаете, из чего женщины шили одежду? Правильно, из шкур животных, а украшали они одежду орнаментами. Очень красиво женщины украшали бисером обувь и платья. Малица - рубаха из шкур молодого оленя, шерстью внутрь с капюшоном и рукавами, а сейчас ее еще обтягивают сверху тканью (раньше она была из одного меха). Посмотрите как она украшена орнаментом.
- Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликаций, украшающих одежду ханты и манси. В основе его лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром. Каждому орнаменту давали название: «заячьи ушки», «чумы», «снежинки», «оленьи рога», «солнце» и др. Все увиденное и услышанное народы севера отображали в своих орнаментах.
Чтение стихотворения.
Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение
М.Шульгина «Хантыйские орнаменты».
Хантыйские орнаменты красивы
В них все приметы Родины моей
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветков и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде,
Красны как солнце и белы, как снег
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся на век.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из - под иглы, и жести, резца
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывают души и сердца.
Беседа.
- На орнаментах самые любимые ими краски. Какие? - (зеленый, синий, красный, белый).
- Зеленый - цвет тайги и леса, синий - цвет неба и воды, красный - цвет солнца, белый - цвет снега.
- Какие геометрические фигуры можно увидеть в орнаментах?
IV.Самостоятельная работа детей.
- А сейчас пройдите за столы, на ваших столах лежит все необходимое для аппликации. Попробуйте выполнить орнамент узора по заданной схеме.
Процесс выполнения работы.
- У всех получились замечательные аппликации, молодцы! Посмотрите теперь на эту хантыйскую девочку, она в шубке, украшенной орнаментом. Похож он на орнамент сделанный вами?
- Ну а теперь давайте отдохнем.