Специальность: 060101.65 – Лечебное дело
Специальность: 060101.65 – Лечебное дело
Дисциплина: Биология с экологией
Время выполнения теста: 80 минут
Количество заданий: 40
Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
Индекс Дисциплина и ее основные разделы Всего часов
ЕН.Ф Федеральный компонент –
ЕН.Ф.05 Биология с экологией:
Общие закономерности происхождения и развития жизни. Антропогенез и онтогенез человека. Законы генетики. Биосфера и экология. Феномен паразитизма 223
Тематическая структура АПИМ
N Наименование дидактической единицы ГОС
Общие закономерности происхождения и развития жизни
1 Общая характеристика жизни
2 Клетка - элементарная биологическая система
3 Химические компоненты живого
4 Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции
5 Механизмы эволюционного процесса
6 Возникновение и развитие жизни на Земле
Онтогенез и антропогенез человека
7 Этапы онтогенеза
8 Прогенез. Фазы оплодотворения
9 Этапы эмбрионального развития
10 Провизорные органы, зародышевые оболочки и их эволюция
11 Постэмбриональный период онтогенеза
12 Основные концепции биологии развития
13 Регуляция морфогенеза в онтогенезе
14 Аномалии развития в онтогенезе
15 Основные этапы антропогенеза. Качественные особенности человека как биосоциального существа
16 Расы и расогенез. Популяционные и экологические факторы в антропогенезе
Законы генетики
17 Химическая организация наследственного материала
18 Генный уровень организации наследственного материала
19 Становление развития основных законов генетики. Менделизм
20 Взаимодействие генов в генотипе
21 Хромосомный уровень организации наследственного материала
22 Геномный уровень организации наследственного материала
23 Закономерности явлений изменчивости
24 Мейоз как процесс формирования гамет
25 Механизмы определения пола
26 Особенности человека как объекта генетических исследований
Биосфера и экология
27 Классификация экосистем и их функционирование
28 Учение о биосфере
29 Круговорот веществ в биосфере
30 Глобальные экологические проблемы
31 Основы экологии человека
32 Медицинская экология
Феномен паразитизма
33 Общие представления о явлении паразитизма и паразитарных болезнях человека
34 Тип простейших. Саркодовые. Жгутиконосцы
35 Тип простейших. Споровики и инфузории
36 Тип плоские черви. Сосальщики
37 Тип Плоские черви. Цестоды
38 Тип Круглые черви
39 Клещи как переносчики и возбудители болезней человека
40 Насекомые как переносчики возбудителей болезней человека
Демонстрационный вариант
ЗАДАНИЕ N 1 Наивысшим уровнем организации живых систем из нижеперечисленных является…
1) популяционный 2) организменный
3) клеточный 4) молекулярно-генетический
ЗАДАНИЕ N 2 Синтез стероидных гормонов осуществляется…
1) на агранулярной эндоплазматической сети
2) на гранулярной эндоплазматической сети
3) в аппарате Гольджи
4) в ядре
ЗАДАНИЕ N 3 Количество воды в клетке в среднем составляет ___________ % от массы клетки.
1) 50-60 2) 100 3) 20-30 4) 70-80
ЗАДАНИЕ N 4 Теорию катастроф сформулировал…
1) Ж. Кювье 2) Ж. Сент-Илер 3) Ж.-Б. Ламарк 4) Ж. Бюффон
ЗАДАНИЕ N 5 Наличие яркой, отпугивающей окраски тела у ядовитых животных (огненная саламандра, жерлянка, семиточечная божья коровка, жук-нарывник и т.д.) - это пример…
1) миметизма 2) демонстрации 3) мимезии 4) маскировки
ЗАДАНИЕ N 6 Хордовые животные возникли в…
1) протерозое 2) кайнозое 3) мезозое 4) палеозое
ЗАДАНИЕ N 7 Самки млекопитающих и низших хордовых продуцируют ____ яйцеклетки.
1) изолецитальные 2) телолецитальные
3) нормолецитальные 4) центролецитальные
ЗАДАНИЕ N 8 При оплодотворении у беспозвоночных животных сперматозоид совершает поворот в ооплазме яйцеклетки на __________ градусов.
1) 90 2) 120 3) 180 4) 360
ЗАДАНИЕ N 9 Невроцель – это...
1) полость архентерона 2) полость нервной трубки
3) первичная полость тела 4) вторичная полость тела
ЗАДАНИЕ N 10 Из клеток гипобласта у зародышей птиц образуется...
1) внезародышевая энтодерма 2) зародышевая эктодерма
3) первичная мезодерма 4) зародышевая энтодерма
ЗАДАНИЕ N 11 Восстановление организмом утраченных частей называется…
1) репарацией 2) реституцией 3) регенерацией 4) рекомбинацией
ЗАДАНИЕ N 12 Эквифинальность – это...
1) неспособность элементов зародыша воспринимать индуцирующее влияние 2) максимальное количество возможных путей развития зародыша
3) способность разными путями развития приходить к одинаковому конечному результату
4) высокая регуляционная способность зародыша
ЗАДАНИЕ N 13 По теории П. Вейса поля зародыша...
1) независимы друг от друга
2) индуцируют друг друга
3) распределяются вокруг главного «поля органа»
4) находятся в иерархической зависимости друг от друга
ЗАДАНИЕ N 14 Гетеротопия представляет собой...
1) сохранение эмбриональных структур
2) нетипичную локализация группы клеток или органа
3) нарушение дифференцировки тканей
4) отсутствие органа или его части
ЗАДАНИЕ N 15 К теориям о происхождении человека относится…
1) евро-азиатская 2) квазиполярная
3) африканская 4) моноцентрическая
ЗАДАНИЕ N 16 Характерной чертой негроидной расы является…
1) наличие эпикантуса 2) темные курчавые волосы
3) тонкие губы 4) кожа желтоватого оттенка
ЗАДАНИЕ N 17 Ведущая (лидирующая) цепь ДНК идет в направлении…
1) 5’----3’ 2) 5’----5’ 3) 3’----3’ 4) 3’----5’
ЗАДАНИЕ N 18 Рибосомальная РНК синтезируется на базе генов расположенных в…
1) ядрышке 2) митохондриях 3) оболочке ядра 4) лизосомах
ЗАДАНИЕ N 19 Совокупность всех генов особи – это…
1) кариотип 2) генотип 3) геном 4) генофонд
ЗАДАНИЕ N 20 У человека за счет полимерного взаимодействия неаллельных генов формируется…
1) АВО система групп крови 2) синдром Дауна
3) цветовосприятие 4) пигментация кожи
ЗАДАНИЕ N 21 Число акроцентрических хромосом в кариотипе мужчины равно…
1) 8 2) 6 3) 10 4) 11
ЗАДАНИЕ N 22 Для митотического деления характерно то, что…
1) происходит образование спор, яйцеклеток, сперматозоидов
2) результатом деления является образование клеток с набором хромосом идентичным материнскому
3) происходит конъюгация и кроссинговер хромосом
4) результатом деления является образование гаплоидных гамет
ЗАДАНИЕ N 23 Фенотипическая изменчивость относится к ________________ изменчивости.
1) мутационной 2) фенотипической
3) комбинативной 4) модификационной
ЗАДАНИЕ N 24 Из вторичного сперматоцита с 18 хромосомами образуются сперматозоиды с набором хромосом равным…
1) 36 2) 27 3) 18 4) 9
ЗАДАНИЕ N 25 Тип хромосом, определяющих пол у человека, это…
1) XX-XO 2) XX-XY 3) ZZ-ZO 4) ZZ-ZW
ЗАДАНИЕ N 26 Биохимические методы в генетике человека применяются для диагностики…
1) болезней с наследственной предрасположенностью
2) болезней обмена веществ
3) хромосомных болезней
4) мультифакториальных болезней
ЗАДАНИЕ N 27 При переносе энергии в экосистеме на каждом уровне теряется порядка _____ % энергии.
1) 90 2) 30 3) 10 4) 50
ЗАДАНИЕ N 28 К биокосному веществу биосферы относится(ятся)…
1) растения 2) нефть 3) кислород 4) почва
ЗАДАНИЕ N 29 В процессах дыхания и фотосинтеза осуществляются, в основном, биогенные круговороты…
1) азота и водорода 2) серы и кислорода
3) азота и серы 4) кислорода и углерода
ЗАДАНИЕ N 30 Нитратное загрязнение среды приводит к усилению…
1) эвтрофикации водоемов 2) темпов размножения животных
3) эрозии почвы 4) таяния ледников
ЗАДАНИЕ N 31 Организм человека может приспособиться, не оказывая обратного действия, к ____________ факторам среды.
1) симбиотическим 2) антропогенным
3) абиотическим 4) биотическим
ЗАДАНИЕ N 32 К макроэлементам, присутствующим в продуктах питания человека в значительных количествах – десятки и сотни мг %, относятся…
1) кобальт, железо, марганец, медь и цинк
2) медь, цинк, фосфор, кальций и калий
3) фосфор, кальций, калий, натрий и магний
4) натрий, магний, фтор, кобальт и железо
ЗАДАНИЕ N 33 Облигатно-трансмиссивными называются заболевания, передающиеся….
1) только при участии переносчиков
2) без участия переносчиков
3) при несоблюдении правил личной гигиены
4) как при помощи переносчиков, так и без их участия
ЗАДАНИЕ N 34 Антропонозная протозойная болезнь с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя, протекающая с преимущественным поражением толстой кишки, печени и других органов - это…
1) лейшманиоз 2) лямблиоз 3) амебиаз 4) малярия
ЗАДАНИЕ N 35 Антропонозная протозойная болезнь с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся лихорадкой, анемией, увеличением печени, селезенки, рецидивами болезни, называется…
1) балантидиозом 2) трипаносомозом
3) малярией 4) лямблиозом
ЗАДАНИЕ N 36 Для профилактики описторхоза следует…
1) качественно термически обрабатывать мидии
2) качественно термически обрабатывать рыбу
3) качественно термически обрабатывать раков и/или крабов
4) использовать только кипяченую воду
ЗАДАНИЕ N 37 Паразит может локализоваться в тонком кишечнике человека при…
1) альвеококкозе 2) гименолепидозе
3) эхинококкозе 4) цистицеркозе
ЗАДАНИЕ N 38 Созревание яиц в почве характерно для…
1) Trichinella spiralis 2) Enterobius vermicularis
3) Dracunculus medinensis 4) Trichocephalus trichiurus
ЗАДАНИЕ N 39 Продолжительность жизни Ornithodorus papillipes может составлять...
1) 1 месяц 2) 25 лет 3) 2 недели 4) 3 месяца
ЗАДАНИЕ N 40 Осенняя жигалка является переносчиком...
1) сибирской язвы и сепсиса 2) японского энцефалита
3) малярии 4) африканского трипаносомоза
А40. Образование зрелой и-РНК осуществляется в результате
1. трансдукции 2. процессинга 3. трансформации 4. терминации
А41. Вырезание из молекулы ДНК фрагмента с нарушенной структурой и последующее восстановление первичного состава молекулы без энергии видимого света называется…
1. эксцизионная репарация 2. SOS – репарация 3. рекомбинация 4. фотореактивация
А42.Автором теории «физиологических градиентов» является…
1. Г. Дриш 2. Ч. Чайлд 3. А. Гурвич 4. И. Шмальгаузен
А43. Согласно модели гиперболического роста численности человечества рост числа людей идет …
1. в арифметической прогрессии 2. удваивается каждые 100 лет
3. в геометрической прогрессии 4. пропорционально квадрату числа людей
А44. Ноосфера – это новое состояние биосферы, при котором ведущим фактором ее развития становится деятельность …
1. человечества 2. организмов 3. биокосного вещества 4. живого вещества
А45. Атмосферный азот может усваиваться напрямую…
1. грибами 2. животными 3. растениями 4. бактериями
Репетиционное тестирование
А1. Гетерозиготы составляют ____ от всех особей первого поколения моногибридного скрещивания
1. 2/3 2. 3/4 3. 1/4 4. 1/2
А75. Синантроп относится
1. неоантропам 2. питекантропам 3. палеоантропам 4. архантропам
А76. Поверхностный слой зародыша костистых рыб принимает участие в ____движениях
1. иммиграционных 2. инвагинационных 3. эпиболических 4. пролиферационных
А79. Пронуклеус – это
1. интерфазное ядро на постсинтетической стадии
2. интерфазное ядро на пресинтетической стадии
3. увеличенное в объеме ядро гамет с деспирализованными хромосомами
4. компактное ядро гамет со спирализованными хромосомами
А81. Концепция, согласно которой предполагалось, что в половой клетке «вложено» миниатюрное существо, которое лишь затем растет и формирует взрослый организм, называется…
1. преформизм 2. трансформизм 3. креационизм 4. панспермизм
А127. К продуцентам относят
1. водоросли 2. гриб мукор 3. птицы 4. бактерии-паразиты
А137. Образование первичных ооцитов происходит в яичниках в зоне
1. размножения 2. формирования 3. роста 4. созревания
А162. Девастация – это
1. распространение паразита на данной территории
2. уничтожение паразита как вида
3. остановка распространения болезни
4. избавление организма от паразита
Репетиционное тестирование
А1. Гетерозиготы составляют ____ от всех особей первого поколения моногибридного скрещивания
1. 2/3 2. 3/4 3. 1/4 4. 1/2
А75. Синантроп относится
1. неоантропам 2. питекантропам 3. палеоантропам 4. архантропам
А76. Поверхностный слой зародыша костистых рыб принимает участие в ____движениях
1. иммиграционных 2. инвагинационных 3. эпиболических 4. пролиферационных
А79. Пронуклеус – это
5. интерфазное ядро на постсинтетической стадии
6. интерфазное ядро на пресинтетической стадии
7. увеличенное в объеме ядро гамет с деспирализованными хромосомами
8. компактное ядро гамет со спирализованными хромосомами
А81. Концепция, согласно которой предполагалось, что в половой клетке «вложено» миниатюрное существо, которое лишь затем растет и формирует взрослый организм, называется…
1. преформизм 2. трансформизм 3. креационизм 4. панспермизм
А127. К продуцентам относят
1. водоросли 2. гриб мукор 3. птицы 4. бактерии-паразиты
А137. Образование первичных ооцитов происходит в яичниках в зоне
1. размножения 2. формирования 3. роста 4. созревания
А162. Девастация – это
1. распространение паразита на данной территории
2. уничтожение паразита как вида
3. остановка распространения болезни
4. избавление организма от паразита
Значение живого вещества
Работа живого вещества в биосфере достаточно многообразна. По Вернадскому, работа живого вещества в биосфере может проявляться в двух основных формах:
а) химической (биохимической) – I род геологической деятельности; б) механической – II род транспортной деятельности.
Биогенная миграция атомов I рода проявляется в постоянном обмене вещества между организмами и окружающей средой в процессе построения тела организмов, переваривания пищи. Биогенная миграция атомов II рода заключается в перемещении вещества организмами в ходе его жизнедеятельности (при строительстве нор, гнезд, при заглублении организмов в грунт), перемещении самого живого вещества, а также пропускание неорганических веществ через желудочный тракт грунтоедов, илоедов, фильтраторов.
Для понимания той работы, которую совершает живое вещество в биосфере очень важными являются три основных положения, которые В.И. Вернадский назвал биогеохимическими принципами:
· Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению.
· Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении, усиливающем биогенную миграцию атомов.
· Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с космической средой, его окружающей, и создается и поддерживается на нашей планете лучистой энергией Солнца.
Выделяют пять основных функций живого вещества:
Энергетическая. Заключается в поглощении солнечной энергии при фотосинтезе, а химической энергии – путем разложения энергонасыщенных веществ и передаче энергии по пищевой цепи разнородного живого вещества.
Концентрационная. Избирательное накопление в ходе жизнедеятельности определенных видов вещества. Выделяют два типа концентраций химических элементов живым веществом: а) массовое повышение концентраций элементов в среде, насыщенной этим элементов, например, серы и железа много в живом веществе в районах вулканизма; б) специфическую концентрацию того или иного элемента вне зависимости от среды.
Деструктивная. Заключается в минерализации небиогенного органического вещества, разложении неживого неорганического вещества, вовлечении образовавшихся веществ в биологический круговорот.
Средообразующая. Преобразование физико-химических параметров среды (главным образом за счет небиогенного вещества).
Транспортная. Перенос вещества против силы тяжести и в горизонтальном направлении.
Живое вещество охватывает и перестраивает все химические процессы биосферы. Живое вещество есть самая мощная геологическая сила, растущая с ходом времени. Воздавая должное памяти великого основоположника учения о биосфере, следующее обобщение А.И. Перельман предложил назвать «законом Вернадского»:
«Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция) или же она протекает в среде, геохимические особенности которой (О2, СО2, H2S и т.д.) преимущественно обусловлены живым веществом как тем, которое в настоящее время населяет данную систему, так и тем, которое действовало на Земле в течение всей геологической истории».
Тропосфера – самая низкая часть атмосферы Земли, она заканчивается на высоте приблизительно 10–15 км в зависимости от географического расположения и ...
Этническая антропология, раздел антропологии, изучающий морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей (этносов). Основные единицы исследования Э. а. — ареальные общности людей (популяции), различающиеся по расовым признакам (форма волос, пигментация, размеры и строение лицевого скелета и др.— см. Расоведение). Э. а. тесно связана с геногеографией, т. к. признаки с хорошо изученной наследственностью часто служат отметками (маркёрами), отражающими историю формирования, расселения и метисации популяций и сложившихся на их основе рас. В отличие от растений и животных история популяций человека современного вида протекает не только в окружающей его естественно-географической среде, но и в социально-культурной среде, создаваемой людьми в процессе коллективного труда. В человеческом обществе популяции сопряжены с системой специфических для людей социальных общностей, их подразделений и полиэтнических групп. Анализ взаимоотношений между этносами, популяциями и расами в различных странах и в различные периоды истории позволяет использовать данные Э. а. в качестве исторических источников при разработке многих проблем эволюции человека как биосоциального существа, популяционной генетики, расообразования, этногенеза и других важнейших вопросов антропологии, этнографии, демографии, исторической и медицинской географии.
“Светлые” бластомеры дробятся быстрее и располагаются одним слоем вокруг “темных ”, ..... В стенке желточного мешка формируются первичные половые клетки ...
Тотипотентность (totipotency) - Способность клеток дифференцироваться в любую из клеток взрослого организма. В норме тотипотентность свойственна оплодотворенному яйцу (зиготе), однако в эксперименте тотипотентность может быть реализована соматической клеткой (например, при культивировании клеток растений в виде каллусных культур с последующей регенерацией).
Тотипотентность(англ. totipotency, от лат. totus — весь, целый, совокупный, potentia — сила, мощь, возможность) — это возможность клетки делиться и образовывать дифференцированные клетки организма, в том числе наружние ткани эмбриона. Тотипотентные клетки образуются в течение полового и бесполого размножения и представляют собой споры и зиготы. Зиготы — это продукты слияния двух гамет в результате оплодотворения. У некоторых организмов клетки могут дедифференцироваться и обретать тотипотентность. Срезанные части растений и каллус могут быть использованы для выращивания целого растения.
Плюрипотентность(англ. Pluripotency) (от лат. pluralis — множественный, potentia — сила, мощь, возможность) в широком смысле можно перевести как "возможность развития по разным сценариям". В биологических системах этот термин относится к клеточной биологии и к биологическим соединениям. Плюрипотентные клетки могут дифференцироваться во все типы клеток кроме внешних эмбриональных тканей (тотипотентные клетки могут дать начало всем типам клеток и внешних эмбриональных тканей).
Cтволовые клетки классифицированы в соответствии со своей возможностью к дифференцировке как тотипотентные, плюрипотентные и мультипотентные.
Тотипотентные - клетки, способные дифференцироваться в любые клетки организма. Как из одной оплодотворенной клетки вырастает целый организм.
Плюрипотентные - клетки, способные образовывать множество различных клеток, но не целый организм.
Мультипотентные - клетки, способные образовывать клетки тканей, из которых они были взяты.
Унипотентные - клетки дающие начало только одному типу клеток.
Клетки развивающегося эмбриона изначально тотипотентны, но теряют это свойство после нескольких клеточных делений, т.е. они дифференцируются. Некоторые из клеток организма, не дифференцируются окончательно, а становятся плюрипотентными, т.е. способны давать лишь некоторые типы клеток целого организма. Тотипотентные клетки эмбриона называют так же - эмбриональные стволовые клетки (ESC), а плюри- и мультипотентные клетки организма называют - взрослыми стволовыми клетками. Функция первых в организме очевидна, из одной клетки должен развиться целый организм с огромным числом клеточных типов (~200 у человека), каждый из которых выполняет свою функцию. Взрослые стволовые клетки необходимы организму для восполнения погибших клеток в процессе жизни. Взрослые стволовые клетки способны заменять практически все ткани в организме: мозг, костный мозг, кровь, почку, эпителий пищеварительной системы, кожу, сетчатку, мышцы, поджелудочную железу и печень.
Взрослые стволовые клетки способны к самоподдержанию и производству клеток -предшественников, которые затем дифференцируются.
Самая ранняя и наиболее продолжительная эпоха линейного роста A началась 4,5 млн лет тому назад и ее длительность можно оценить 2,9 млн лет. К концу эпохи A население достигнет 100 000 чел. Следующая, эпоха гиперболического роста B, продолжается 1,6 млн лет и заканчивается за 45 лет до критической даты 2005 г. в 1960 г. при населении мира, равным 3,22 млрд. В течение эпохи B скорость роста пропорциональна квадрату общего числа людей, населяющих Землю, что приводит к гиперболическому росту 18 млрд (на 2025 г.). Демографический переход занимает 90 лет и заканчивается соответственно в 2050 г. (13 млрд). С демографического перехода начинается эпоха C - переход к стабилизированному пределу, зависящему только от значения K (константу роста K=64 000). В критическом 2005 г. население мира достигнет половины предельной величины 6,5 млрд, а скорость роста населения достигнет максимума 90 млн в год, что соответствует относительной скорости роста 1,5 %. За время демографического перехода население увеличивается в M=3 раза, где M -- демографический мультипликатор Шене. В течение всего времени роста от 4,5 млн лет тому назад до 2005 г. на Земле прожило 90 млрд чел. На протяжении каменного века и исторической эпохи - эпохи B - отмечается 11 демографических циклов. В течение каждого цикла прожило соответственно 8,2 млрд чел., а длительность цикла сокращалась от 1 млн лет в начале до 45 лет в конце эпохи B. Таким образом, масштаб исторического времени растягивается пропорционально древности. Неолит приходится на середину логарифмической шкалы времени 11 т. лет тому назад и к этому моменту прожила половина всех людей, когда-либо живших. Перечисленные формулы показывают, как много цифр, характеризующих развитие человечества, можно извлечь с помощью всего лишь одной константы K и постоянной времени 45 лет (эффективную длительность жизни поколения), входящих в модель.
Линейный рост в системном смысле может интерпретироваться как описание антропогенеза, т.е. производство биологическим сообществом нового вида. В разумных предположениях такой процесс будет идти по линейному графику, а не по экспоненте, и тем более не квадратичному, кооперативному, закону. Эта зависимость еще долго будет набирать силу и станет определяющим фактором не ранее, чем через 3 млн лет. Уже после появления Homo Habilis гиперболический рост станет описывать численный рост человечества вплоть до нашего времени. Ко времени наступления демографического перехода, которое можно отнести к 1960 г., Таким образом, на протяжении 1,6 млн лет развитие определялось единым квадратичным законом. В результате эволюция речи, развитие языка и появление письменности, затем изобретение книгопечатания и, наконец, компьютеров стали звеньями общей цепи событий информационного развития человека и человечества. В сопоставлении данных расчета и палеоантропологии следует отметить, что важны две даты - начала антропогенеза 4-5 млн лет тому назад и начала эпохи В 1,6 млн лет тому назад, которые нам известны лучше, чем оценки численности населения. Иными словами, мы видим, что системные характеристики человечества за длительный промежуток времени практически не эволюционировали и поэтому можно полагать их неизменными на обозримое время и дальше. Это обстоятельство служит некоторым основанием для экстраполяции картины развития в предвидимое будущее.
Ксенобиотики (от греч. ξενος ) — чужеродные для живых организмов химические вещества, естественно не входящие в биотический круговорот, и, как правило, ...
Так, например, зола плауна булавовидного содержит 52 процента оксида алюминия, поэтому она употребляется в качестве протравы при крашении.
ПРОВИЗОРНЫЕ ОРГАНЫ (от нем. provisorisch — предварительный, временный), органы зародышей и личинок многоклеточных животных, исчезающие в процессе их дальнейшего развития (напр., брюшные конечности и жабры личинок у насекомых).
Провизорные органы (от нем. provisorisch — предварительный, временный)
временные органы зародышей и личинок многоклеточных животных, исчезающие в процессе их дальнейшего развития; обеспечивают важнейшие функции организма до сформирования и начала функционирования органов, характерных для взрослых животных.
1. К П. о. относятся: брюшные конечности и жабры личинок насекомых; жабры,
2. ротовое «вооружение» и хвост Головастиков:
3. желточные сосуды у зародышей рыб, пресмыкающихся и птиц;
4. кровеносные сосуды Аллантоиса зародышей пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
Знание строения и развития П. о. помогает устанавливать эволюцию различных групп животных. П. о. зародышей и личинок организмов позволяют судить об организации их предков, у которых сходные образования в ряде случаев были свойственны взрослым животным (см. Биогенетический закон, Рекапитуляция). Однако некоторые П. о. ныне живущих организмов (например, зародышевые оболочки амниот (См. Амниоты)) являются эмбриональными приспособлениями к определённым условиям существования; на основании таких П. о. нельзя судить о строении их взрослых предков.
ПРОВИЗОРНЫЕ ОРГАНЫ — (от нем. provisorisch - предварительный - временный), органы зародышей и личинок многоклеточных животных, исчезающие в процессе их дальнейшего развития (напр., брюшные конечности и жабры личинок у… (Большой Энциклопедический словарь)
Эмбриональное развитие организмов протекает по-разному у разных типов животных, но во всех случаях необходимая связь зародыша со средой обеспечивается специальными внезародышевыми органами, функционирующими временно и называемыми провизорными. Примерами таких временных органов являются желточный мешок у личинок рыб, плацента у млекопитающих.
Аллантоис(лат. alios — колбаса, oidos — вид) — третья зародышевая оболочка. Это зачаток мочевого мешка. Появляясь в виде небольшого мешковидного выроста на брюшной стенке задней кишки, он выходит через пупочное отверстие и очень быстро разрастается и охватывает амнион и желточный мешок. У различных позвоночных животных его функции различны. У пресмыкающихся и птиц в нем накапливаются продукты жизнедеятельности зародыша до вылупливания из яйца. У зародыша человека он не достигает больших размеров и исчезает на третьем месяце эмбрионального развития.
Половые клетки (гоноциты), независимо от будущего пола, происходят из заднего участка внезародышевой энтодермы, т.е. желточного мешка.
Необычайно раннее обособление внезародышевой эктодермы в виде трофобласта начинается уже в ходе первых делений дробления. Трофобласт в ходе эволюции появляется только у млекопитающих. Клетки трофобласта похожи на эпителиальные клетки. Функция их заключается втом, что они могут накапливать жидкость и вызывать специфические изменения слизистой оболочки матки при имплантации зародыша. Для млекопитающих, таким образом, характерно то, что разделение клеточного материала на зародышевую и незародышевую части происходит значительно раньше, чем у низших амниот, – уже в раннем дроблении. Ворсинчатая оболочка (трофобласт с ворсинками) называется хо-
рионом (эволюционное усложнение серозной оболочки рептилий и птиц).
При ультразвуковом исследовании желточный мешок представляет собой кольцевидное тонкостенное образование, расположенное в хориальной полости.
Основные функции желточного мешка: 1) трофическая (за счет содержания большого количества питательных веществ); 2) дыхательная; 3) место расположения первичных половых клеток (на 3 нед. эмбриогенеза в желточном мешке образуются первичные половые клетки, которые в последующем мигрируют в закладки гонад); 4) кроветворная (на 3 нед. эмбриогенеза в желточном мешке образуются первичные клетки крови и первичные кровеносные сосуды).
Хориальная полость, или полость экзоцелома, является местом локализации желточного мешка, высокое содержание белковых веществ в жидкости хориальной полости способствует поддержанию адекватной трофической функции желточного мешка.
Нервный гребень (НГ) – эволюционно появляется у
позвоночных. В эмбриогенезе формируется дорсолатерально в
Специальность: 060101.65 – Лечебное дело
Дисциплина: Биология с экологией