Упражнения по обучению сжатому изложению

1. Упражнения, направленные на формирование умения выделять существенное, необходимое в содержании с точки зрения темы и главной мысли текста и умения отличать существенное от второстепенных подробностей, деталей. Первая задача, которая должна быть решена в сжатом изложении, – определить и суметь выделить главное, существенное в содержании (без этого не может быть данного рассказа).

Можно начинать с упражнений на определение основных признаков отдельных предметов. При этом следует обратить внимание учащихся на то, когда важно указать только основные признаки предмета (дать общее представление о нем), а когда и второстепенные (конкретизируя данный предмет).

2. Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).

3. Определение детализирующей, объясняющей части микротекста.

4. Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.

5. Расширение, развертывание предложения (микротекста) путем введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д.

6. Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.


7. Упражнения, направленные на выявление языковых средств для сжатой передачи текста. Основное внимание учителя должно быть обращено на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Начинать можно с практического ознакомления учеников со средствами обобщения, которыми располагает русский язык, а далее связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом.

Например,

Упражнение №1

Заполните пропуски.

На нашей планете есть …, где человек под дождём остаётся … . Это неудивительно, потому что и дождь тоже … .

Чаще всего такое … природы наблюдается в…, где воздух необычайно … и …. Дождь … здесь …, а если это и бывает, то дождевые капли …, не … земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не … его. Это и есть … .

На нашей планете есть места, где человек под дождём остаётся совершенно сухим. Это неудивительно, потому что и дождь тоже…сухой.

Чаще всего такое чудо природы наблюдается в пустынях, где воздух необычайно сух и горяч. Дождь выпадает здесь очень редко, а если это и бывает, то дождевые капли испаряются, не достигнув поверхности земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не чувствуешь его. Это и есть необыкновенный сухой дождь.

Упражнение №2

Выделите ключевые темы.

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменения в костно-мышечной системе.

(По Филипповой О.В.)

Упражнение №3

Дополните деталями.

Мы установили ёлку и стали украшать её. Но одна гирлянда не загоралась. Когда заменили лампочку, вся гирлянда стала мигать. Потом с работы вернулась мама.

Зима приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ночами. Днём солнце прогоняет её. И всё-таки холод возьмёт своё.

Упражнение №4

Дополните деталями.

Зима приходит не сразу. Отцветают астры, деревья желтеют, а потом теряют листву. Зима начинает творить свою работу ночами. Покрываются инеем кусты и трава, подмерзают лужи. Днём солнце прогоняет зиму. Лёд тает, кое-где ещё зеленеет трава, и доцветают хризантемы. И всё-таки холод возьмёт своё.

Упражнение №5

Составить текст из словосочетаний:

1) По дороге домой

Кто бы мог подумать

Ярко-фиолетовый

2) Сиплым голосом

Впервые в жизни

Где-то за горизонтом

Упражнение №6

Подобрать обобщающие слова.

В пушкинской “Сказке о царе Салтане” буква “ф”встречается всего три раза, и все три раза в одном и том же слове “флот”. Но ведь это слово – нерусское; оно международного происхождения: по-испански флот будет “flota” (флота), по английски – “fleet” (флит), по-немецки – “Flotte” (флотэ), по французски – “flotte” (флот). Обнаруживается вещь неожиданная: каждое слово русского языка, в котором – в начале, на конце или в середине – пишется буква “ф”, на поверку оказывается словом не исконно русским, а пришедшим к нам из других языков, имеющим международное хождение.

При этом следует особое внимание обратить на содержательную обработку исходного текста, воспринимаемого учащимся на слух, научить умению извлекать главную информацию из текста.

Для этого важно научить восприятию содержание текста на слух структурно.

Что значит «воспринимать содержание текста структурно»? Это значит:

1. Определять функционально-содержательные особенности текста – тип речи.

На экзамене учащимся предлагается текст по типу речи рассуждение, поэтому школьники, слушая текст, должны определять в его структуре тезис(-ы), аргумент(-ы), вывод(-ы).

2. Определять структурно-композиционные особенности текста-рассуждения: виды его композиции.

Виды композиции текста-рассуждения:

1) 1-ый тезис – аргумент, 2-ой тезис – аргумент, 3-ий тезис – аргументы. (Демоверсия 2012)

2) 1-ый тезис – аргумент; 2-ой тезис (2-ой абзац) – аргумент (3-ий абзац); 3-ий тезис (тезис-вопрос) (Демоверсия 2012)

3. Членить текст на смысловые части – микротемы.

В исходном тексте их в 2012 году - 3 (структура рассуждения). Но аргументов может быть несколько – в этом случае увеличивается количество микротем.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью.

4. Определять главную информацию каждой микротемы на основе разделения информации на главную и второстепенную и отсечения (ограничения) второстепенной информации.

Приемы определения главной информации

Главная информация – информация, без которой неясен основной смысл текста и, значит, может быть искажено его понимание, поэтому главная информация определяется на основе анализа основного содержания текста.

Первый прием – определение темы, проблемы, идеи (авторской позиции): о чем текст? (тема); какой вопрос главный? (проблема); зачем создан текст? (идея).

Тема – (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет изображения в тексте: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.

Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, возникающий на каком-либо противоречии социально-общественной, культурной или духовной жизни. Текст создается автором с целью осмыслить эту проблему и выразить свое отношение к ней, предложить свою точку зрения на ее решение. Какое возникает противоречие при изложении темы, какой формулируется вопрос?

Идея – (от греч. idea – идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе текста.

Второй прием – определение ключевых слов каждой микротемы и установление связей между ними.

(МП ФИПИ: «Определение в тексте так называемых смысловых маркёров – слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию».)

Вычленяется группа ключевых слов и составляется схема их структурно-смысловых связей в тексте:

уровень фактологии: кто? что? (где? когда?)   уровень оценивания: что об этом говорится? что во всем этом главное?
   

II. Языковая обработка текста в процессе написания сжатого изложения

Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи исходного текста. Учим умению лаконично передать извлечённую информацию в письменной речи и приемам сжатия текста.

Для этого необходимо научить школьников отбирать лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать полученную информацию.

Приемы сжатия

Основные приёмы сжатия (компрессии) текста:

I. Исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей.

II. Упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние.

III. Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.

I. Исключение второстепенной информации

1. Исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций.

2. Исключение одного или нескольких предложений.

3. Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

4. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

II. Упрощение синтаксических структур

1. Замена придаточного определительного синонимичным определением.

2. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

4. Слияние двух предложений в одно.

III. Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.

1. Обобщение содержания.

2. Замена ряда однородных членов обобщающим словом.

Наши рекомендации