В эпоху римской империи (ii-iv вв. н.э.)

1. Развитие высшего и профессионального образования

2. Воспитательные и образовательные традиции ранних христиан

1. Развитие высшего и профессионального образования

В период со 2-5 вв. н.э. основное развитие образовательной греко-римской системы шло по двум направлениям. Первое связано с развитием высших школ, второе – центров профессиональной деятельности, внутри которых через систему ученичества шла подготовка специалистов. Впоследствии эта система ученичества трансформировалась в систему медицинских школ, которые по-прежнему были связаны с крупными медицинскими центрами и с известными именами медиков того времени.

Школы различных уровней (как на территории Греции, так и Рима) были до этого периода частными и основной источник доходов учителей и преподавателей – гонорар за обучение. Материальную помощь от правительства образование начало получать только в эпоху Римской империи. С возникновением Римской империи, императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные, задачей которых была подготовка преданных императорской власти чиновников. Таким образом, у учителей появился второй источник доходов – жалованье, выплачиваемое государством или городом. Причем, в первую очередь это касалось учителей, работавших в сфере высшего образования.

Первым императором, который ввел практику правительственного дотирования высшего образования, был Веспасиан (69-79 гг.), назначивший оклады преподавателям латинской и греческой риторики в Риме. Самым же ярким покровителем просвещения был римский император Адриан(117-138). При нем существенно выросло число учителей литературы и ораторского искусства, которые получали жалованье из государственной казны. Он же проявил заботу о вознаграждении преподавателей, которые по старости или иным причинам не могли больше преподавать. Кроме этого, Адриан сделал немало для повышения комфортабельности учебных заведений. В частности он устроил в центре Рима особое хорошо приспособленное для преподавания помещение. Это было известное большое сооружение наподобие театра, с кафедрами и рядами сидений для слушателей, долгое время служившее университетом Рима. Будучи предназначенным для преподавания разнородных наук, публичных чтений поэтов и речей ораторов, оно имело несколько отделений, позволяющих одновременно вести параллельные занятия.

В этот период на территории Римской империи преподаватели высших школ освобождаются от различных государственных повинностей. Основная цель таких действий – создать условия для научной работы. Но число людей, охваченных такими привилегиями не могло быть неопределенным, в связи с чем, вводится нормирование – в небольших городах полагалось иметь пять официальных врачей, трех риторов, и трех грамматиков, в главных же городах провинций их число возрастало до 10, 5 и 5 соответственно. Впоследствии право на освобождение от государственных повинностей было распространено также и на семьи врачей, и преподавателей.

При Марке Аврелии (161-180) афинские школы философии и красноречия получили статус правительственных учебных заведений. Из последующих римских императоров о среднем и высшем образовании особенно заботился Александр Север (222-234). Он назначал жалованье для преподавателей различных дисциплин, выделял отдельные аудитории для кафедр риторики, грамматики, медицины, науки гадания, математики, механики и архитектуры. Кроме того, он предпринял ряд мер, чтобы образование стало более доступным для детей из бедных семей, предоставив им ежегодные субсидии, тем самым положив начало институту стипендиатов.

Тенденция усиливающейся централизации управления образовательной сферой помимо положительных сторон имела и отрицательные. Особенно это касалось вопросов назначения и замещения должностей преподавателей. Принимая на себя расходы на оплату труда, государство желало само назначать преподавателей. И если сначала случаи назначения исключительно волею императора были редки (как правило, назначению предшествовал конкурс), то в 4 веке централизация усиливается до такой степени, что решения по поводу назначения, отставки и предоставления отпуска принимал сам император. Талантливым преподавателям высших наук был открыт доступ на все государственные посты, часто они возглавляли императорские канцелярии и были воспитателями и наставниками детей императорских семей.

Со временем престиж афинских школ падает. В разных уголках Римской империи открываются свои школы – в Александрии, Антиохии, Родосе, Смирне, Византии, Неаполе, Константинополе. Нельзя не сказать о константинопольской школе, которая оказала большое влияние на становление европейского университета. В 425 г. школу преобразовал в университет император Феодосий II. Константинопольский университет фактически был филологическим институтом, т.к. здесь преподавались только грамматика, риторика (греческая и латинская), философия и право. Математика и другие точные науки здесь не изучались. Преподаватели университета после 20 лет работы на данном поприще приобретали право на пенсию, а лучшие из них удостаивались дворянских титулов. Кроме того, преподаватели Константинопольского университета с самого начала были избавлены от конкуренции со стороны преподавателей частных риторских и грамматических школ, т.к. только они имели право читать лекции в публичных местах.

В отношении студентов можно сказать, что до второй половины 4 века никаких возрастных ограничений для них не был. Преобладали студенты в возрасте 16-20 лет. Срок обучения также не был определен. Так, Григорий Богослов пробыл в Афинах около 10 лет, занимаясь красноречием, филологией, медициной, математикой, философией. Лишь в 370 г. был издан императорский указ, по которому студенты высших школ должны были оканчивать курс к 20 годам, после чего нести все гражданские повинности. А чуть позже император Юстиниан установил для студентов- юристов Рима и Константинополя срок обучения 4-5 лет. Вступительных экзаменов не было, было только собеседование. Каждый студент имел право сам выбирать учителя. Выпускные экзамены были обязательны, на которых присутствовали высшие государственные сановники. Специфика сдачи экзаменов зависела от направления подготовки. Так, в школах риторов на экзамене выпускники должны были произнести публичные речи на темы, данные заранее и экспромтом. Учебный год был непродолжительным (примерно полгода). Вторую половину года преподаватели посвящали научной работе.

Студенты делились на союзы и корпорации, которые часто создавались по принципу землячеств. Во главе союза стоял староста. Поскольку учебный процесс не был насыщенным и длительным, многие студенты рассматривали период учебы скорее как период увеселений, чем учебы. Однако существовали и студенческие союзы для самообразования. Так, в 4 веке к такому союзу в Афинах принадлежали Григорий Богослов и Василий Великий. В рамках этих союзов студенты организовывали совместное чтение литературы, устраивали диспуты и беседы. Круг интересов студентов существенно различался. Некоторые из них стремились получить широкое, энциклопедическое образование. Так, Василий Великий изучал кроме ораторского искусства философию, геометрию, астрономию, медицину.

Подготовка профессионалов в сфере профессионального образования велась через систему ученичества. Приоритетной областью в данном направлении была медицина. Инициатива обучения исходила от самого специалиста в определенной области, который принимал в учение молодых людей за плату. Естественно, на такой шаг решались немногие. Прежде всего, это были те, которые имели авторитет, нужные знания и опыт и необходимую базу. Обучение было длительным. Часто навыки мастерства переходили по наследству внутри семьи (например, от отца к сыну). Ученики не только изучали теорию, но и могли ассистировать учителю (например, во время его медицинской практики). В этот период создаются первые пособия по практическому врачеванию.

2. Воспитательные и образовательные традиции ранних христиан

Первые христианские общины возникли еще в 1 веке в Антиохи, которая стала центром распространения христианских идей по всей Римской империи. Особенно популярными эти идеи были в восточных провинциях среди евреев. Несмотря на то, что ранние христиане продолжали педагогические традиции Древнего Рима, признавая особую роль семьи в воспитательном процессе, воспитание у них базировалось на библейских принципах. Именно в Библии были обоснованы христианские цели и содержание воспитания. В связи с этим для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием и утверждение первостепенного значения трудового воспитания.

У идеологов раннего христианства (Григорий Назианский, Иоанн Златоуст, Святой Иероним и др.) были несколько иные взгляды на сущность человека и его воспитание, чем у представителей Античной мысли. И если представители Античной мысли ставили в центр земное существование человека («Что полезно для человека, то должно быть сделано»), то христиане – вечные общечеловеческие ценности («Что справедливо, то должно быть сделано»). Следовательно, таким античным идеалам как соревнование, самоутверждение, культ образованности, прекрасного ума и тела, христиане противопоставили идеалы взаимопомощи и духовной независимости, смирения и аскетизма («умерщвление плоти»).

Главным источником обучения признавалась Библия – собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей: Ветхого Завета (наиболее ранние тексты – 11 в. до н.э.), откуда идет начало христианской религиозной традиции воспитания и Нового Завета (создан 1-2 вв. н.э.), написанного рядом авторов (Матфей, Лука, Марк, Иоанн, Петр, Павел и др.). Как следует из евангельских текстов, Иисус Христос и его апостолы были странствующими учителями. Но несмотря на то, что многие христианские идеалы были противопоставлены идеалам Античности, многие отцы церкви (Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Григорий Назианский и др.) высказывали педагогические идеи, созвучные педагогическим взглядам древнегреческих философов, и в ряде работ (например, в работе Василия Кесарийского «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг») призывали воспитывать позитивное отношение к наследию греко-римского образования. Но в целом светское образование рассматривалось ими как второстепенное и вспомогательное, а на первое место в образовании ставилось изучение Библии и христианской догматики.

До 1 века христиане обучали своих детей в общественных учебных заведениях, однако уже к 1 веку христианская церковь начала организовывать собственные школы катехуменов. К «катехуменам» относились те, кто желал сделаться членом христианской общины, но не познал христианского учения. Поэтому в числе учеников были либо дети верующих, либо новообращенные христиане. Помимо изучения Библии, ученикам давались и основы музыкального образования.

После окончания школы катехуменов ученики могли продолжить образование в школах катехизиса, которые давали образование повышенного типа и предназначались для подготовки священнослужителей. В образовательной программе таких школ соединялись элементы как христианского, так и античного образования. Одна из первых таких школ возникла в Александрии в 179 г., позднее школы катехизиса появились в Антиохи, Эдессе, Низибе. Примерно к 3 веку школы катехизиса трансформировались в кафедральные и епископальные школы.

Следует сказать, что только немногие христиане получали высшее образование специализированных церковных школах, большинство же христиан получали высшее образование в учебных заведениях античного типа (риторские школы, школы грамматики), многие из них впоследствии становились учителями грамматики, риторики, философии. Вот почему, когда в начале 4 века христианство стало государственной религией Римской империи, в самом Риме среди учителей оказалось множество тех, кто исповедовал это вероучение.

Вопросы для самоконтроля:

1. По каким направлениям происходило развитие образования в эпоху Римской империи?

2. Кто из римских императоров ввел практику государственного дотирования высшего образования?

3. Какие принципы лежали в основе воспитательно-образовательного процесса у ранних христиан?

Темы для самостоятельной разработки:

Тема 1. Влияние традиций античной культуры на развитие образования в Римской империи;

Тема 2. Мыслители раннего христианства о человеке и его воспитании;

Тема 3. Христианство и его концепция идеала человека.

ТЕМА 6. РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ У ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ В ПЕРИОД VI – IX вв.

Наши рекомендации