Модуль 1. появление и развитие организованных
Король Л.Г.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Курс лекций
Красноярск – 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра педагогики и психологии профессиональной деятельности
Л.Г. Король
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Для студентов по направлению подготовки
051000 Профессиональное обучение
Профиль подготовки
Энергетика, химические производства
Квалификация (степень) выпускника
_________бакалавр_____________
(бакалавр, магистр)
Форма обучения
________очная__________
(очная, очно-заочная и др.)
Красноярск – 2011
История педагогики и философия образования: курс лекций для студентов по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» и профилю подготовки «Энергетика», «Химические производства», квалификации бакалавр очной формы обучения / Сост. Л.Г. Король – Красноярск: СибГТУ, - 2011. – 165 с.
Рецензент канд. филос. наук, доц. Е.С. Медведева (методический совет СибГТУ).
Курс лекций предназначен для изучения студентами дисциплины «История педагогики и философия образования». Он может быть использован при выполнении самостоятельной работы, а также при подготовке к семинарским занятиям и зачету.
© Л.Г. Король
© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..…...4
МОДУЛЬ 1. Появление и развитие организованных форм воспитания………...…7
Тема 1. Основы педагогической генеалогии…………………………..…………………7
Тема 2. Воспитание в первобытном обществе. Развитие воспитательных форм…….14
Тема 3. Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока……………………………………………………………….…………………….19
Тема 4. Философско-образовательные идеи и практика организованного обучения в античном мире………………………………………………………..................................28
Тема 5. Развитие греко-римского образования в эпоху Римской империи…………...41
Тема 6. Роль народной педагогики в становлении и развитии
воспитательных и образовательных традиций у восточнославянских народов
в период VI-IX вв……………………………………………………………………….....46
МОДУЛЬ 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья…………….……..52
Тема 7. Воспитание и образование в Византии и странах Востока…………………...52
Тема 8. Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве………………………………………………………………………………...62
Тема 9. Педагогическая мысль в эпоху становления
европейской цивилизации (X – нач. XVII вв. )………………………………..…….….67
МОДУЛЬ 3. Школа и педагогика в Новое и новейшее время……………...………83
Тема 10. Становление педагогики как науки в странах Западной Европы…………...83
Тема 11. Развитие зарубежной педагогики и философии
в XIX – нач. XX вв………………………………………………………………………...90
Тема 12. Образование и педагогическая мысль в России XVIII - нач. XX вв.……..100
Тема 13. Зарубежная педагогика и образовательная система в XX в……..................121
Тема 14. Развитие педагогики и образовательных систем в России XX в..................137
Тема 15. Состояние и развитие образовательной системы
в современном мире……………………………………………………………………...146
Тема 16. Философско - диалектические основы современной педагогики………….153
Заключение………………………………………………………………………………160
Библиографический список………………………………………………...................161
Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов……………………………....164
ВВЕДЕНИЕ
История педагогики и философия образования - это область педагогической науки, изучающая развитие образовательной практики и педагогического знания в истории человечества. Само понятие «образование» было введено в научный оборот в XIX веке швейцарским педагогом И.Г.Песталоцци (1746-1827 гг.), а в России впервые употреблено в работах отечественного просветителя Н.И.Новикова (1744-1818 гг.). В то время оно соответствовало немецкому слову «Bildung» и подразумевало «формирование образа» человека, «духовного или телесного».
В наши дни понятие «образование» используется в различных науках и несет в себе различные смысловые нагрузки. В педагогике его чаще всего употребляют в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле под ним обычно понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, а в узком смысле оно отождествляется с таким педагогическим понятием, как «обучение».
Курс «История педагогики и философия образования» имеет важное значение для подготовки будущего педагога, для формирования его аналитического мышления, взглядов и убеждений. Изучая эту учебную дисциплину, студенты овладевают знаниями и умениями, необходимыми для их самоопределения в многообразии образовательных теорий и практических наработок, для выбора собственного педагогического пути и использования опыта прошлого в конкретной педагогической деятельности
Данный курс лекций сконструирован в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «История педагогики и философия образования»
Методологическими основаниями построения данного лекционногокурса определен принцип вариативности - признание объективного многообразия и возможности изменения содержания курса в зависимости от возникающих обстоятельств и особенностей его субъектов. Это предполагает возможность гибкого и разнообразного отбора содержания, выбор типов и видов лекций.
При отборе содержания лекций данного курса учитываются:
- соответствие содержания программе курса «История педагогики и философия образования», целям профессионального становления специалиста;
- возраст и опыт слушателей (дневное отделение).
Курс лекций предполагает самостоятельное изучение отдельных тем и осуществление студентами самоконтроля по специально выделенным вопросам.
Основными функциями лекционного курса являются;
• информационная - изложение системы знаний;
• мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
• ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала по педагогике;
• воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью.
Роль и место курса в структуре учебного плана.
Данный курс лекций входит в учебно-методический комплекс дисциплины «История педагогики и философия образования» для студентов по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение и профилю подготовки Энергетика, профилизация электроэнергетика, электротехника, электротехнологические установки. Лекционный курс сопровождается семинарскими занятиями и самостоятельной работой студентов.
Цель и задачи курса лекций.
Цель курса лекций:развитие творческого педагогического мышления на основе ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого.
Задачи курса лекций:
- Формирование знаний о предпосылках возникновения и развития теории и практики воспитания, образования и обучения;
- Формирование представления об образовании как о важнейшей сфере духовной деятельности;
- Расширение представлений о социально-деятельной структуре личности и ее отношениях с окружающим миром;
- Формирование профессиональной культуры будущих педагогов профессионального обучения
Структура курса. Лекционный курс включает в себя следующие структурные компоненты: введение, тексты отдельных лекций, библиографический список (основной и дополнительный), заключение.
Объем курса лекций: для студентов по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение и профилю подготовки Энергетика, профилизация электроэнергетика, электротехника, электротехнологические установки очной формы обучения составляет 18 часов.
ФОРМ ВОСПИТАНИЯ
В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ
1. Возникновение образовательных учреждений в Древней Греции
ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ ГРЕКО-РИМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМА 6. РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ У ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ В ПЕРИОД VI – IX вв.
Методы народной педагогики
Методы народной педагогики
Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.
В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ, упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.
Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли - полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.
Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы».
Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей - это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.
Личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей»
Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благословление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих », - скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.
Итак, народные афоризмы, появившиеся в древнеславянском обществе рассматривали воспитание как «бесценное богатство » человека. Древние славяне имели определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей, при этом особое значение придавалось воспитанию в раннем детстве через игровую деятельность детей.
Вопросы для самоконтроля:
1. На каких традициях было основано воспитание у древних славян?
2. Почему пословицы и поговорки можно считать народными педагогическими миниатюрами?
3. Перечислите методы народной педагогики. Какой из методов, является на Ваш взгляд, самым действенным? Ответ объясните.
Темы для самостоятельной разработки:
Тема 1. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян;
Тема 2. Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси;
МОДУЛЬ 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ТЕМА 7. ОБРАЗОВАНИЕ В ВИЗАНТИИ И СТРАНАХ ВОСТОКА
Образование в Византии
Образование в странах Исламского мира
4. Педагогические традиции и система образования в средневековой Индии
Образование в средневековом Китае
1. Образование в Византии.
Важным звеном, соединившим Античность и Средневековье являлась Византия, оказавшая огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы. Византия образовалась в 395 г. в результате распада Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую). Поскольку Византия образовалась от Римской империи, следовательно, она являлась прямой наследницей эллинско-римской культуры и образованности. Особенностью педагогической мысли в Византии было то, что она следовала одновременно и античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с Греко-римским классическим образованием и христианским православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому.
Уровень образованности в средневековой Византии был заметно выше (вплоть до 14 в.) уровня образованности в Западной Европе. Социальных ограничений на получение образования на существовало. Школы имели право посещать все, кто мог и хотел учиться. Для чиновников же и членов церковных учреждений наличие образования было непременным условием. Характерно, что в отличие от большинства средневековых государств, в Византии отсутствовала монополия церкви на образование. Но в отличие от античной традиции (например, римской) религия занимала ведущее место в школьном обучении и воспитании. Занятия в школах начинались с молитв.
Очень важным по-прежнему оставалось домашнее воспитание и обучение, которое осуществлялось в духе христианства. Система образования включала 3 ступени: элементарная, средняя и высшая. Элементарное образование дети получали в школах грамоты, где они учились 2-3 года, начиная с 5-7 лет. Для письма использовали бумагу и птичьи или тростниковые перья. Обучали в таких школах письму и счету и церковному пению. Помимо школ грамоты существовали и начальные учебные заведения, где преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В них обучались дети особенно религиозных родителей.
Для большинства учеников элементарная ступень была первой и последней. Те, кто хотел обучаться дальше, переходил на среднюю ступень, а именно в грамматические школы, которые могли быть церковными и светским, частными и государственными. Подобные учебные заведения постепенно сосредоточились в столице – Константинополе и обучались в них дети с 10-12 лет до 16-17 лет, т.е. 5-6 лет.
До первой трети 10 в. в каждой школе был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников- репетиторов (экритуа). Учителя объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Оплата учителям производилась за счет родителей и была довольно скромной.
Постепенно структура средних школ сделалась более сложной и в них стали работать уже группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Фактически все дети гражданской и церковной знати учились в грамматической школе. Программа обучения состояла из двух четвериц. В первую входили: грамматика, риторика, диалектика, поэтика, а во вторую: арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Многие ученики осваивали только предметы первой четверицы.
Среди методов обучения были популярны дискуссии школьников, особенно по риторике. Особое внимание уделялось литературе, причем ученикам следовало самостоятельно подбирать и находить нужные книги.
На самой верхней ступени находились высшие учебные заведения, часть из которых была создана еще в античную эпоху в Александрии, Афинах, Антиохии,Бейруте, Дамаске. Характерно, что высшие учебные заведения имели определенную специализацию. Так, в Афинах и в Антиохи упор делался на изучение риторики, Бейруте – на изучении права, в Александрии – на философии, филологии и медицине.
В 425 г. в Константинополе была учреждена высшая школа – Аудиториум, которую позднее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении у императора, преподаватели (их было около трех десятков) считались государственными служащими и составляли особую замкнутую корпорацию. В ней существовали своего рода кафедры тех или иных наук, обучение велось на латинском и греческом языках.
Кроме Магнавры, в подчинении императора находились также и другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршая. Существовали также и монастырские высшие школы, в которых на основе библейских текстов учили грамматике, философии в течение трех лет.
Византия оказала огромное культурное влияние на государства Востока (арабо-исламский мир), Восточной и Западной Европы (славянский мир), соединив два периода: Античность и Средневековье. Византийцы Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885), которые в свое время учились в Магнаврской школе, создали славянскую письменность и основали в 863 г. в Велиграде первое учебное заведение, в котором преподавание велось на славянском языке. Они же впервые перевели с греческого на славянский богословские и школьные тексты. В Киевской Руси после принятия православного христианства (988) стали появляться «школы учения книжного», где преподавались семь свободных искусств и применялись методы обучения, заимствованные из антично-византийский школ.
Помимо Кирилла и Мефодия, большой вклад в развитие педагогической мысли славянского мира внесли Иоанн Дамаскин (византийский мыслитель и педагог), Василий Кесарийский, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст и др.
Образование в странах Исламского мира
Главным ретранслятором образованности в Исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в 7 веке на основе арамейского письма. Овладение арабской писменностью было непременным условием для образованного человека и учителя.
По исламской традиции, обучение начиналось в семье. В возрасте 4 года, 4 месяца и 4 дня ребенок должен был произнести молитвенное "бисмаллах" и несколько стихов из Корана.
Считалось, что ответственность за проступки детей лежит, прежде всего, на преподавателе.
Образование в исламском мире включало два уровня. На первом уровне – начальном – дети посещали частные религиозные школы начального обучения (китаб). В то время школы не имели специальных помещений и занятия проходили в мечетях, реже в доме или в лавке, плата за школу была невысокой, учитель сам договаривался с родителями ученика о вознаграждении. Обучение строилось на чтении и запоминании текстов Корана, иногда применялись диктанты. Так обучались дети ремесленников, состоятельных крестьян, торговцев. Более зажиточные слои населения предпочитали иметь домашних учителей. Для них образование включало не только чтение, письмо и счет, но и основы арабской грамматики, литературы, истории, правила этикета.
Второй (высший) уровень образования ученики получали или с помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Занятия, как правило, проходили в мечетях. Образование второго уровня можно было получить в просветительских кружках и в домах мудрости. На первом месте стояли религиозные дисциплины (шариат=мусульманское право и теология), затем шли такие дисциплины как: каллиграфия, логика, астрономия, математика, этика, медицина и другие естественные науки. Те, кто приобретали образование высшего уровня, получали и ученую степень – ияз.
В 11-12 вв. появились новые учебные заведения – медресе. Вначале они имели свой устав и статус частных учебных заведений, но постепенно контроль государства становился все более жестким. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. В основном медресе существовали на средства богатых дарителей, но порой их финансировали и власти. В этих учебных заведениях получали не только религиозное образование, но и светское. Так, в медресе помимо религиозных предметов изучали философию, грамматику, право.
Порой крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками, лекционными залами.
Типологичность системы образования в Исламском мире не исключала особенностей в отдельных регионах и странах.
Так, в Иране к Х в. наряду с арабско-грамматической школой мактаб существовала школа персидского направления -куттаб, где изучали иранскую историю и литературу.
В Османской Империи, в состав которой в начале XVI в. вошел Ближний Восток, сложилась иерархия медресе: столичные, которые открывали путь к административной карьере, и принципиальные, выпускники которых в лучшем случае могли стать. мелкими чиновниками.
В империи путем воспитания происходила натурализация части детей покоренных народов (главным образом, христианских). По турецким семьям распределялись "чужеземные мальчики" 5-12 лет, где их приобщали к языку и обычаям турок-османов Затем подростков отдавали в специальные дворцовые школы, где продолжилась их мусульманское образование и шла подготовка к воинской службе в качестве янычар (дословно - новая армия).
Крупным культурным центром Исламского мира являлась мусульманская Испания. Просвещение в мусульманской Испании достигло наивысшего расцвета при Абдурахмане III (912-961) и Галеме II (961-976). По всей стране открывались школы и библиотеки. Ученики многих китабов получали одежду и еду. В одной лишь Кордове насчитывалось около 80 учебных заведений, в том числе несколько высших школ, в ряде которых женщины посещали занятия изящной словесности. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программу по всем отраслям знания: богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике, риторике, медицине и философии. В этих учебных заведениях царила веротерпимость. Преподавателями и студентами были мусульмане, христиане и иудеи.
Идеи и практика воспитания и образования Исламского мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы и нередко служили эталонами для Запада. Можно назвать в этой связи, например, идеи Кинди об интеллектуальном развитии, сенсуалистский подход Бируни к обучению и др. Через арабов в Европу проник аристотелизм, ставший одним из стержней философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху Средневековья.
Появившиеся на Востоке школы университетского типа в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. В арабских высших школах обучались европейцы, сделавшиеся впоследствии учеными, политическими к религиозными деятелями. В мусульманской Испании, например, получил образование будущий папа Сильвестр II. Когда в XI в. в Болонье и Париже появились центры просвещения, и которые затем выросли университеты, европейцы стали отправляться в Северную Африку, арабскую Испании, чтобы побывать в тамошних школах, познать мудрость Востока.
Таким образом, идеи и практика воспитания и образования исламского мира во многом опередили педагогические достижения Европы, и нередко являлись эталонами для Запада. Появившиеся на Востоке школы университетского типа оказались прообразами средневековых университетов Европы.
4. Педагогические традиции и система образования в средневековой Индии
Педагогические традиции в средневековой Индии складывались под влиянием индуистской и буддийской культуры. Первые элементы образовательной системы зародились еще в 5 веке. Существование кастовой системы в индуистской культуре сильно ограничивало доступ к образованию определенным группам населения. И даже среди трех высших каст существовало неравенство в отношении получения образования. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились стать священнослужителями. Их образование базировалось в основном на теоретической основе, в то время как образование двух других высших каст приобретало практическую направленность. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем. Помимо этого их знакомили с основами географии, иностранными языками, торговыми операциями. Все эти знания приобретались не только в школах, но и дома.
Более демократичной была буддийская система образования, которая не обращала внимания на кастовые различия. Буддисты полностью отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети обучались 10-12 лет, и их образование строилось на религиозно-философской основе. Постепенно программа была расширена за счет таких дисциплин как грамматика, лексика, медицина, логика.
Постепенно происходило сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система. К 11-12 вв. эта система пришла в упадок в связи с вторжением на территорию Индии мусульман.
Воспитание и образование в средневековой Индии рассматривались, прежде всего, как личная забота человека и семьи, а не государства. Помимо традиционных религиозно- философских учений – брахманизма и буддизма, в рамках которых развивались педагогические идеи, существенное влияние на специфику образовательной системы оказал исламизм. В связи с этим в Индии система мусульманского образования в средневековой Индии во многом была схожа с той, которая существовала в исламском мире. Но она имела и свои особенности. В школах изучался не только арабский, но и персидский язык, который использовался учеными и чиновниками. Образование можно было получать как дома (домашние учителя), так и в школах. Доминировали обучение у частных учителей и в частных учебных заведениях. Существовали 4 типа мусульманских школ начального и повышенного начального образования: школы корана (занятия чтением святой книги, без уроков письма и счета), персидские школы (занятия счетом, письмом на персидском языке), школы персидского языка и Корана (сочетание программ двух первых типов), арабские школы для взрослых (занятия чтением и толкованием Корана, литературное образование в духе персидской традиции).
Высшее образование мусульмане могли получать в медресе и в монастырских учебных заведениях – даргабах Расцвет этих образовательных центров, которых к этому времени было уже несколько десятков, пришелся на период 15-17 вв. Школьное образование предназначалось прежде всего для мужчин, однако богатые семьи приглашали учителей и для девочек.
В 16 веке правителями были предприняты попытки реформирования системы мусульманского образования. Среди правителей, вложивших свой вклад в реформирование данной системы можно назвать основателя династии Великих Монголов Бабура, императора Акбара и его ближайшего советника Аллами. Аллами выступал против домашнего деспотического воспитания и против религиозного фанатизма. Император Акбар планировал сделать обязательными арифметику, алгебру, геометрию, агрономия, медицину, основы управления, астрономию. При его дворце была создана школа для девочек, где изучались гуманитарные науки и персидский язык. Кроме того, Акбар предпринял попытку ввести для всех поданных, независимо от кассы и вероисповедания, единое светское образование. Однако эти планы во многом стались нереализованными, т.к. отсутствовали материальные педагогические предпосылки.
Образование в средневековом Китае
Средневековая эпоха заняла в истории Китаяочень длинный отрезок времени – с конца 1 тыс. до н.э. до конца 19 в. Эта эпоха складывалась из ряда периодов, соответствующих правлению различных династий.
При династии Цинь (2 в. до н.э.) была упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что упростило процесс обучения грамоте. Кроме того, была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуаньсюэ) и частных школ (Сы Сюэ). Характерно, что эта типология учебных заведений просуществовала до начала 20 века
В период династии Хань (1 в. до н.э. – 2 в. н.э.) появилась бумага, что сильно повлияло на всю систему образования и на средства обучения. Уже тогда появилась трехуровневая система образования (начальный, средний, высший). Первые высшие школы (Тай сюэ) являлись столичными государственными учреждениями, где обучались состоятельные люди. В этот период официальной идеологией воспитания становится конфуцианство, следовательно главным предметом изучения в школах становятся конфуцианские трактаты. Полный курс обучения был рассчитан на 10 лет, после чего можно было сдавать экзамены на ученую степень, которая позволяла занять место в государственном аппарате.
«Золотой век» во время которого происходил расцвет китайской культуры и образования пришелся на период 3-10 вв. В этот период возросло число учебных заведений, появились первые учебные заведения университетского типа, к государственным экзаменам стали допускаться все, независимо от социального происхождения, экзамены стали письменными, вместо устных.
В 11 в. стал проявляться разрыв между системой образования и практическими потребностями общества. В связи с этим были предприняты попытки реформирования (Ван Аньши, Чжу Си).
Во времена монгольской династии Юань (13-14 вв.) стали распространяться монгольская письменность и монгольские школы. Кроме того, шло развитие естественных и точных наук, что привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других школ.
В период с 14-17 вв. (династия Мин) возникли предпосылки для организации всеобщего начального обучения и продолжались реформы государственных экзаменов.
При маньчуржской династии Цин (17-н. 20 вв) китайская школа несущественно изменилась. По-прежнему господствовала неоконфуцианская идеология в воспитании и обучении. Мальчики обучались грамоте с 6-7 лет на протяжении 7-8- лет, девочки получали только домашнее воспитание. Каждый учился в собственном ритме. Главным методом было мнемоническое обучение, при котором ученик старался воспроизвести текст по памяти. К концу первоначального обучения нужно было знать 23 тыс. иероглифов. После начальной школы ученики шли на вторую, среднюю ступень, где учились 5-6 лет. Здесь они изучали философию, литературу, история, стилистику и основы арифметики. Регулярно сдавались различные экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19 летние юноши готовились к сдаче государственных экзаменов, состоявших из трех уровней: уездные, провинциальные, столичные). Те, кто не сдавал первый уровень становились школьными учителями. Те же, кто успешно сдавал - удостаивались первой ученой степени и могли стать уездными чиновниками, а также получали право сдавать провинциальные экзамены. После сдачи второго уровня присуждалась вторая ученая степень, а после сдачи последней ступени (на экзамене присутствовал император) присуждали самую высшую степень, что обеспечивало место в государственном аппарате. Отбор был очень жестким, при этом для успешной сдачи от человека вовсе не требовалось творческих способностей, а должны были присутствовать такие качества как упрямство и выносливость.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключалась специфика образовательной системы Византии?
2. Какие проблемы воспитания рассматривались в трудах арабских философов периода 9-14 вв.?
3. Как строился процесс обучения в арабских странах в эпоху Средневековья?
4. Проведите сравнительный анализ образовательных систем в средневековой Индии и Китае.
Темы для самостоятельной подготовки:
Тема 1. Педагогическая мысль Византии;
Тема 2. Педагогические взгляды восточных мыслителей средневековья;
Тема 3. Роль религии в формировании педагогических традиций Византии и средневековых цивилизаций Востока
Образование и воспитание в Киевской Руси (10-13 вв.)
Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).
Зарождение общеславянской традиции обучения относится к 7-9 вв., когда возник новый письменный язык – славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык был единым для Руси, Болгарии. Сербии и Моравии и предназначался для «книжного учения».
Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества - Велиграде в 863 г. Впоследствии их ученики расселились по всему славянскому миру и создали школы в Болгарии (Преславская книжная школа), Киевской Руси, где им покровительствовал Ярослав Мудрый (ок. 978-1054).
Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, в частности его раскол на православие и католицизм. При этом восточные и южные славяне оказались под влиянием Греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиций, а западные славяне – под влиянием римско-католич<