Четвертым методическим положением чистого устногометода явился фонетический принцип, которому была жестко подчинена вся система школьного обучения.
Суть его воплощалась в двух направлениях.
Во-первых, слово-понятие не вводилось в общеобразовательный оборот до тех пор, пока ребенок не произносил качественно все звуки данного слова.Это оборачивалось тем, что многие важные для умственного развития учащихся темы и области знания давались с запозданием, несвоевременно.
Во-вторых, обучение общеобразовательным предметам сводилось скорее к отработке правильного чтения главиз учебников, нежели к их углубленному осмыслению.
Положительные стороны данного метода:
1. Жестким речевым режимом, предельной концентрациейна обучении произношениюоралисты добиваются высокого качества устной речи у своих воспитанников.
2. Хорошее владение устной речью позволяет глухому выпускнику, если он желает, интегрироваться в общество слышащих, свободно общатьсяв режиме устной речи.
Отрицательные стороны данного метода:
1. Из-за действия фонетического принципа общеобразовательная подготовка глухих выпускников отличается низкимуровнем.
2. Принудительная ассимиляциясо слышащим большинством, осуществляемая всем укладоми образовательной идеологией школьной жизни, предопределяют неценностное отношение учащихся к сурдостатусу,
порождающее проблемы социальной самоидентификации.
3. Учащиеся и выпускники оральных школ оторваны от сурдокультуры, от общества глухих.
Чистый устный метод стал господствующей, официально признанной во всех странах Европы и в России системойобучения глухих начиная с последней трети ХIХ в.; отправной точкой этого процесса стал Миланский конгресс сурдопедагогов, прошедший в 1880 г. Через сто лет, в конце ХХ в. чистый устный метод с появлением новых систем обученияглухих (билингвизма и интегрированного обучения) потерял свои приоритетные позиции.Так как появился новый, личностно ориентированный подход к глухому ребенку.
БИЛЕТ №3
1 вопрос. Интеграция и инклюзия в образовании: Закон РФ «Об образовании в РФ».
В России на данном отрезке модернизации образования идет параллельное развитие и интеграции, и инклюзии. На данном этапе совместное обучение и воспитание детей с различиями в психическом и физическом развитии отечественными и зарубежными учеными рассматриваются как наиболее актуальная и гуманная тенденция в теории и практике общего и специального образования. Здесьприоритеты расставлены по иному, чем на предыдущих этапах: на первый план выдвигается личностно ориентирован-
ный подход к обучению, на второй – классическая академическая успеваемость по общеобразовательным предметам. Ориентация процесса обучения на личность в случае детейс особыми образовательными потребностями означает формирование у них, как и у всех детей, необходимых компетентностей, их социализацию, позволяющую в будущем вести самодостаточную жизнь, самореализовываться и быть самостоятельным в доступной с точки зрения здоровья мере. Для эффективности инклюзии, как и интеграции, необходимо соблюдать ряд важнейших условий. Обратим внимание на основные из них.
1. Проведение систематической работы по формированию толерантного отношения в обществе к лицам с особыми образовательными потребностями. Их необходимоформировать в каждом отдельном микросоциуме, в каждомученическом коллективе. Поэтому формирование позитивного толерантного общественного отношения к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями, повышение правовой культуры населения, толерантного отношения к людям с проблемами в развитии должно являться предметом целенаправленной работы педагогов, представителей общественности, средств массовой информации, других социальных институтов всего цивилизованного мира.
2. Полный пересмотр системы подготовки и переподготовки учителей для работы в условиях интеграции и инклюзии. Самым важным моментом здесь, на наш взгляд, должнобыть то, что осуществлять такую подготовку или переподготовку должны прежде всего специалисты, имевшие опыт
работы в условиях интеграции; положительно относящиеся к данному процессу; хорошо знакомые с опытом работы по организации интегрированного обучения в разных регионах нашей страны, а также за рубежом; верящие в успехи пользу инклюзии. Помимо знания организационно-педагогических и методических основ, большое внимание
в подготовке учителей должно уделяться формированию ихсобственного толерантного отношения к детям, имеющимособые образовательные потребности.
3. Изменение организационной структуры общеобразовательных учреждений таким образом, чтобы она способствовала эффективному обучениюбольшинства детей. К этому в первую очередь относится возможность составления гибкого учебного плана и индивидуальной программы
обучения для каждого ученика с особыми образовательными потребностями взамен негибкого расписания и жёсткогоучебного плана современных общеобразовательных учреждений. Необходимо также осуществлять мониторинг соответствия выбранной программы и сформированности уче-
нических компетентностей реальным достижениям и уровню развития каждого конкретного ребенка. Относительно школьного образования в «Комплексномплане формирования и реализации современной модели об-
разования в РФ на 2009–2012 годы и плановый период до2020 года» выделены несколько направлений, среди которых«Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию». Практическая реализация данного направления предусматривает «…создание условий для обучения лиц с ограниченнымивозможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях»; ответственность за выполнениевозлагается на Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минрегион России и субъекты Российской Федерации. Датойначала внедрения данного плана обозначен I квартал 2011 г. В нем указывается, что основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека. Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальнадля «…создания образовательной среды, обеспечивающейдоступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей ихсоциализацию». Для этого планом предусмотрено «расширение возможностей обучения детей с ограниченными воз-можностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, создание и нормативное закрепление системы «инклюзивного» обучения». Ответственные исполнители в качестве контрольногопоказателя должны предоставить данные о том, что:
– к 2016 г. в 70 % неспециализированных образовательных учреждений созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– к 2020 г. доля лиц с ограниченными возможностямиздоровья, получающих образовательные услуги в неспециализированных образовательных учреждениях, должна достичь 70 %;
– к III кварталу 2011 г. должны быть созданы примерные программы «инклюзивного» обучения на основанииприказов Минобрнауки России. Заметим, что это первый документ нашего государства, в котором об инклюзивном образовании говорится как обофициальной форме обучения детей с особыми образовательными потребностями, и где задаются сроки созданияпрограмм для его реализации. Кроме того, в нем даётся пояснение, что современными условиями получения образования считаются те, которые «предусматривают полнуюоснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и компьютерного оборудования, уком-
плектованность педагогическими кадрами, имеющими необ-
ходимую квалификацию». Федеральный закон РФ «Об образовании в РоссийскойФедерации» №273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2014
года, предоставил право выбора образовательного маршрутасемьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из возможных вариантов, согласно статье 79, может быть образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другимиобучающимися, не имеющих ограничений здоровья, т. е. в обычном массовом классе. До вступления в силу данногозакона зачисление детей с нарушенным слухом в обычныеклассы также практиковалось, однако российским законодательством не регулировались вопросы оказания этим ученикам необходимой помощи в виде специальных учебников,учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Не предусматривалось организованным образом проведение групповых и индивидуальныхкоррекционных занятий в школе, принимающей в свои сте-
ны этих детей, а также других условий, без соблюдения которых освоение образовательных программ обучающимися с нарушенным слухом затруднялось. Семьи этих детейсамостоятельно искали возможные пути решения данныхпроблем, чаще всего – частным образом. Деятельность немногочисленных экспериментальныхплощадок, доказывающих актуальность и реалистичностьвнедрения в широкую практику положений Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможно-
стями здоровья (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев и др.), показала целесообразность и необходимостьоказания специальной поддержки ученикам массовых классов с нарушенным слухом. С момента принятия в 2001 г. вышеупомянутой Концепции данный вид образования, под которым сейчас понимается в России инклюзия, назывался«комбинированной интеграцией». Содержание обученияв соответствии с комбинированным вариантом интегрированного обучения подразумевало, что дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим илиблизким к возрастной норме, по 1–2 человека на равных получали образование в массовых группах (классах), а такжепостоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога. Если же такая помощь была не нужна ученику, то его вариант обучения назывался «полной интеграцией» (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко).
В настоящий же момент, как и всем прочим школьникам с ОВЗ, законом №273-ФЗ гарантируется создание условий, способствующих комфортному и успешному пребыванию и получению образования слабослышащими и глухими школьниками в массовых классах, т. е. уже образовательная организация, принимающая для оказания образовательных услуг ребенка с ОВЗ, несет ответственность за создание этих условий. В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целяхобеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ (в том числе с нарушенным слухом) установленыфедеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающие включения в них специальных требований для данной группы детей. К этим требованиям относится изменение к структуре основной образовательнойпрограммы начального общего образования, которая должна содержать раздел «Программа коррекционной работы». Таким образом, новый Закон «Об образовании» значительно поддержал семьи детей с нарушенным слухом и облегчил решение задач, связанных с организацией дополнительной коррекционной помощи. Изменилось и название такого образовательного маршрута. В рамках реализации проекта «Разработка федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения» предложены четыре варианта образовательных программ, в которых сформулированы требования к содержанию образования, условиям и результатамосвоения образовательной программы с учетом степени выраженности нарушений развития. Первый вариант представленных на официальном сайте организации-разработчика (РГПУ им. А.И. Герцена) образовательных программ для детей с ОВЗ так же, как и комбинированный вариант интегрированного обучения, предполагает обучение детей с нарушенным слухом в обычномклассе по той же программе, которую будут осваивать слы-
шащие одноклассники. Но при этом в отношении детейс проблемами слуха должна дополнительно реализовываться «Программа коррекционнойработы». Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона «Об образовании»слабослышащие младшие школьники массовых классов будут обеспечены необходимой технической помощью, учителя освоятспециальные методы их обучения, а со здоровымиодноклассниками будет проведена специальная педагогическая деятельность по подготовке принятия ими сверстникас нарушенным слухом. Этот вариант назван «инклюзией», хотя по ряду позиций такой подход к организации инклюзивного образованияпринципиально расходится с пониманием сущности данного процесса в зарубежных странах – родителях инклюзии, а также приверженцев «истинной» инклюзии среди российских специалистов.
Сторонники «истинной» инклюзии отмечают её основные отличия от интеграции (по материалам ЮНИСЕФ).
1. Под инклюзивным образованием они понимают такую организацию процесса обучения, при которой все дети, независимо от физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками безинвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. При этом здесь учитываются их особые образовательные потребности, ограниченные возможности в одних видах деятельности и, напротив, сверхкомпенсаторно представленные другие; им оказывается необходимая специальная поддержка.
2. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья не предполагает их деление на «уровневые» группы и определение в соответствиис ними на тех, кто «годен» к обучению в массовом классе,
и тех, кто будет учиться в отдельном классе для учениковсо схожими проблемами развития при общеобразовательной школе.
3. Инклюзивное пространство создает условия для комфортного пребывания школьника в школе и классе, дляуспешного освоения им той программы, которая направленана удовлетворение его особых образовательныхпотребностей и возможностей. Инклюзивное образование не требует от ребенка подстраиваться под имеющиеся в школе условия, инклюзия предполагает изменение этих условий, адаптацию школьной системы к потребностям ребенка с ОВЗ. 4. Инклюзивное образование не просто допускаетмысль о том, что все дети разные и у них разные способ-
ности, этнические особенности, психофизические особенности и т. д., но и принимает эту мысль как норму, а также соглашается с тем, что эта «разность» имеет право бытьи имеет право на уважение и принятие.
Интегрированное же обучение имеет следующие установки по вышеобозначенным позициям.
1. Дети в зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей включаются в систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах или отдельных
образовательных организациях. При этом в первом случаеих особые образовательные потребности, ограниченные возможности учитываются только в том случае, если для этогоесть возможности у системы образования для создания необходимых условий для детей, нуждающихся в них. В отдельных же образовательных организациях предоставляются необходимые технические средства, применяются специальныеметоды и приемы работы в отношении обучающихся с ОВЗ,работают специально подготовленные учителя и др.
2. Интеграция предполагает деление детей на уровниготовности к обучению, исходя из которых ребенку рекомендуется тот или иной вариант «включения» в образование. В Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, например, это представлено четырьмя вариантами интеграции: полной, комбинированной, частичной и временной. В проекте федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и меха-
низмов его внедрения также значатся четыре варианта образовательных программ, в которых сформулированы требования к содержанию образования, условиям и результатамосвоения образовательной программы с учетом степени выраженности нарушений развития.
3. В соответствии с рекомендуемыми ребенку вариантами так называемого включения, отличающегося от истинной инклюзии, обеспечиваются и условия для полученияобразования. Изначально ребенок должен соответствоватьтому или иному образовательному варианту и представляемым им условиям. Иначе ему придется адаптироватьсяк имеющимся условиям образовательной системы, т. е. подстраиваться под них. Впротивном случае, он будет признан«не годным» к обучению по программе данного варианта.
4. Интегрированное образование соглашается с тем, чтовсе дети разные, в связи с этим и предлагает «разные» варианты получения ими образования, и не соглашается с тем, что это образование может быть получено детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего класса.Вернемся к рассмотрению Закона «Об образовании»и тех гарантий, которые он предоставляет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в том числеслуховыми ограничениями, т. е. детям-инвалидам по слуху. В пункте 3 статьи 79 говорится о новой возможностив плане создания специальных условий для получения обучающимися с ОВЗ образования, а именно о «предоставлении услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведениегрупповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющихобразовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоениеобразовательныхпрограмм обучающимися с ограниченными возможностямиздоровья». Таким образом (как показывает зарубежная практика), ассистент может оказывать ученику с нарушенным слухом,чьи родители выбрали для него форму получения образования в массовом классе, но при этом его уровень речевой готовности не соответствует данному варианту, услуги по сурдопереводу.
Однако в России такая «истинная» инклюзия на данный момент невостребована. Это подтверждается результатами опроса (см. предыд. параграф). Для эффективной реализации инклюзивного образования (в российском понимании) слабослышащих младших школьников могут быть использованы педагогические подходы и технологии, отработанные специалистами-практиками в прошлые десятилетияв ходе организации комбинированного варианта интегрированного обучения. Отработанные в ходе реализации вышеописанныхусловий педагогические технологии интегрированного (инклюзивного) образования младших школьников с нарушенным слухом могут эффективно применяться в общеобразовательных школах при реализации прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с Законом «Об образовании РФ»и ФГОС. В настоящий момент во исполнение государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и заказа семей, воспитывающих этих детей, в разных регионах нашей страны проводится ряд кардинальных изменений, связанных с предоставлением последним прав на образование в соответствии с новым законом. Например, коллегией главного управления образования администрации г. Красноярска в 2015 г. было принято решение о создании в каждом районе города сети базовых площадок по инклюзивному образованию по обеспечению доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья с разработкой проектов развития учреждений в данном направлении. С целью разработки муниципальной программы «Развитие образования в городе Красноярске» (подпрограммы «Создание условий для обучениядетей с ограниченными возможностями здоровья») отобраны дошкольные и школьные образовательные учреждения, в которых планируется оборудование доступной среды для обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики. Данные учреждения предлагаются с учетом пешеходной доступности граждан и специфики заболевания. Предложено утвердить три варианта образовательныхучреждений:
– «Универсальное ОУ», в котором будет создана универсальная среда для всех детей (с любыми нарушениями);
– «Базовое ОУ», где будут реализовываться адаптированные программы для слабослышащих, слабовидящих детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, легкой степенью умственной отсталости;
– «Доступное ОУ» для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, ДЦП, которым необходима специальная доступная среда (подъемники, пандусы, специальные туалеты и т. п.).
Отсюда следует, что детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (включая крайние проявления аутизма) будет предложено обучение в отдельных образовательных организациях, реализующих образованиепо индивидуальным адаптированным программам.
Новые федеральные государственные образовательныестандарты образования лиц с нарушенным слухом вступят в силу 1 сентября 2016 г. Обучение лиц (с ОВЗ), зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным основным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения (Приказ №1598 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).