Проявлений клипового мышления

§ технологии проектной и исследовательской деятельности

§ применение интерактивных стратегий; ИКТ;

§ ролевые, деловые и другие виды обучающих игр;

§ оценивание в форме портфолио;

§ техники развития воображения на основе работы с текстом без иллюстраций, самостоятельного выстраивания системы образов;

§ методики обсуждения, анализа, обучения осмысленному конспектированию с выделением главного;

§ технологии развития критического мышления;

§ технологии рефлексии оснований клипового мышления

§ технологии выстраивания целостной интегративно- гуманитарной картины мира на основе ценностной составляющей и т.д.

Но, к сожалению, сегодняшняя школьная педагогическая практика пока ещё только начинает нащупывать эффективные способы реагирования на тот аспект новой образовательной реальности, который связан с формированием клипового мышления. Идут поиски надёжных методик и технологий решения проблемы педагогически не управляемого, спонтанного развития экранно-клипового мышления. По всей вероятности, их создание и эффективное внедрение станет, в том числе, делом сегодняшних педагогов и выпускников педагогических вузов, идущих работать в школу.

3. Кризисные явления в межпоколенных отношениях и их влияние на становление новой образовательной реальности

С середины ХХ века чётко обозначилась тенденция, которую словами американского этнографа Маргарет Мид можно определить как смену типакультурно-исторического наследования.Сущность этого феномена состоит в том, что с течением времени неуклонно сокращается влияние историко-культурного опыта предшествующих поколений и возрастает роль опыта современников.

ТИПЫ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО

НАСЛЕДОВАНИЯ

§ постфигуративные культуры:дети и взрослые учатся у предков и людей старшего поколения (традиционное общество)

§ конфигуративные культуры:дети и взрослые учатся у старших и современников с опытом (индустриальное общество)

§ префигуративные культуры:взрослые учатся у современников и частично у детей, дети избирательно учатся у взрослых и у более продвинутых сверстников (информационное общество)

Сегодня впервые за многие тысячелетия культурной жизни человечества складывается уникальная ситуация, при которой дети не только начинают крайне избирательно относиться к опыту предшествующих поколений, но нередко предпочитают учиться у более продвинутых сверстников. Они даже выступают в роли учителей по отношению к взрослым в том, что касается овладения новыми информационно-коммуникационными технологиями.

Эта ситуация самым непосредственным образом влияет на становление новой образовательной реальности, изменяя сам смысл и содержание образования как важнейшего атрибута социума. Смена типов культурно-исторического наследования становится важнейшей причиной кризиса всей системы образования.

Веками образование было нацелено на трансляцию культурного опыта, передаваемого из поколения в поколение, т.е. выработанных ранее знаний, умений, навыков, систем ценностей, культурных образцов. Сегодня подрастающее поколение проявляет гораздо меньший интерес ко всему, что было до начала становления информационного общества. Это, можно сказать, его рубеж «нашей эры» и «до нашей эры», актуального и неактуального для школьников. Учитывая прагматизм и избирательный подход современных детей, можно предположить, что из исторического опыта предшествующих поколений ими будет востребовано далеко не всё, а прежде всего то, что имеет прямое отношение к приоритетам, целям и ценностям жизни человека в современном, быстро меняющемся мире. Поскольку старшее поколение не имеет опыта жизни в информационном обществе, который бы существенно отличался от аналогичного опыта молодых, последние формируют его сами.

«…во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ»[9]. (Маргарет Мид, американская исследовательница-этнолог)

Что же представляют собой префигуративные культуры с точки зрения новой образовательной реальности? В силу того, что и старшее, и младшее поколение параллельно формирует опыт жизни в глобальном информационном сообществе, культурная граница между старшими и младшими, обучающими и обучаемыми, становится очень зыбкой. Взрослые вместе с детьми вынуждены в позиции учеников овладевать основами нового, неизвестного ранее опыта. Более того, дети в силу отсутствия стереотипов восприятия, свойственных взрослым, нередко легче овладевают новыми навыками и умениями, причём без помощи взрослых. Последнее обстоятельство влияет на авторитет старших, учителей, родителей, что мы наблюдаем ежедневно в реальной жизни.

ПРЕФИГУРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ

§ подвижность культурной границы между поколениями, т.е. старшими и младшими, обучающими и обучаемыми;

§ дети овладевают ИКТ и вписываются в современную жизнь нередко быстрее взрослых и нередко без помощи взрослых;

§ снижение авторитета старших, учителей, родителей, прагматичный и избирательный подход детей к их опыту;

§ эмансипация детства и тинэйджерства во всём многообразии её форм и проявлений; осознанное отношение детей и подростков к себе как к особой социокультурной общности, ведущей определённый образ жизни, имеющей самоценный жизненный опыт, стремящейся к утверждению и закреплению собственного социально-правового, социокультурного, культурно-информационного статуса

§ из культурно-исторического опыта востребуется и присваивается преимущественно то, что имеет отношение к приоритетам, целям и ценностям жизни в современном, быстро меняющемся глобальном мире

Сегодня эта ситуация пока ещё мало учитывается в педагогической теории, которая в целом находится в состоянии «нормальной науки», согласно определению Т.Куна. Продолжают конструироваться модели образования, основанные, как ранее, на парадигме непосредственной передачи старшими и овладения младшими опытом предков, формирования духовно-нравственных идеалов на основе традиций, на значимости культурно-исторического наследия для формирования ценностных ориентаций и исторического сознания школьников.

Нисколько не преуменьшая мировоззренческого значения овладения опытом старших поколений, здесь ставится лишь проблема преодоления «сопротивления материала» в кризисную эпоху. А именно: как сделать всё культурно-историческое и духовно-нравственное наследие человечества интересным, личностно значимым для современных детей? Как управлять этим процессом в условиях, когда старшее поколение очень много может дать, но младшее поколение далеко не всё из предложенного им хочет взять?

Инновации в образовании в условиях смены типов культурно-исторического наследования и нарушения прежней связи между поколениями связаны с усилением культурособразности образования, с внедрением культурологических концепций в образовательную практику. Следует учитывать то обстоятельство, что в условиях ослабления и даже разрыва «связи времён» неизбежно возрастает роль выработки самой личностью избирательно значимых для неё и для общества типов и видов опыта, индивидуальных ориентиров, смыслов и способов жизни, оптимальных моделей поведения и сознания, духовно-нравственных ценностей и этических норм. Культуротворчество, т.е. культурное моделирование и конструирование самого себя и собственного опыта из «культурного материала» различных эпох, наследий, культур, становится одной из основ бытия современного человека, предпосылкой его успешной самореализации и конкурентоспособности, в определённой мере – гарантией его личной безопасности.

Интерес обучающихся к опыту более продвинутых сверстников, к взаимообучению и общению успешно реализуется через интерактивные стратегии, методы и технологии обучения, при которых учитель становится одним их участников образовательного процесса.

Переход от пассивно-созерцательных методов обучения к интерактивным стратегиям в существенной мере способен разрешить межпоколенные противоречия. Он имеет глубокое психологическое обоснование, которое связано с активизацией различных каналов получения информации. Известно, что человек получает всего 12 % информации, когда он слышит что-либо, 20% - когда видит, 40% - когда видит и слышит одновременно, 70% - когда действует самостоятельно и 85% - когда обучает кого-либо.

Сами школьники отмечают, что в плане эффективности восприятия материала хуже всего дело обстоит с такой формой занятий, как школьная лекция в монологическом ключе. Лучше всего воспринимается защита проекта и работа в группе, команде. Школьники получают возможность обучаться в сотрудничестве, друг у друга, у более продвинутых сверстников, в разновозрастных командах, вести диспуты, дебаты, дискуссии.

Школьники в роли педагогов-тьюторов для своих товарищей – это ново, увлекательно, а главное – очень важно для тех, кого обучают, так как снимается проблема старший - младший. Не менее важно это и самим обучающим. Наиболее глубоко школьник понимает предмет изучения именно тогда, когда руководит познавательной деятельностью другого, отвечая на его вопросы, убеждая, стремясь выстроить более логичную, стройную и простую систему доказательств. В этом смысле становится особенно понятна учительская шутка: «Учил-учил детей, пока и сам понял».

Школьники, выступающие в роли тьюторов, могут также самоопределиться с будущей профессией. Во всяком случае, для тех, кто собирается в педагогические вузы, это прекрасная профессиональная проба. Обучение в сотрудничестве с учениками необходимо и учителям, которые в овладении ИКТ в целом ещё отстают от учащихся. Педагоги нередко совместно и наравне с учащимися принимают участие в их исследованиях и проектах, занимаются собственной исследовательской деятельностью.

Наши рекомендации