Развитие личности дошкольника.
На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие личности. Если в 3-4 года каркас какой-то личности не наблюдается, то уже к концу дошкольного возраста личность уже складывается. Прогресс достигается с возникшими изменениями, которые становятся важными психологическими новообразованиями этого периода:
- в 3-4 года значительные преобразования происходят в эмоциональной сфере (новообразование).
- в среднем дошкольном возрасте основные изменения в том, что ребёнок становится способным подчинять своё поведение нравственным нормам (нравственнаясаморегуляция).
- в 5-7 лет основные изменения состоят в преобразовании в самосознание ребёнка (появление самооценки, внутренняя позиция, осознание своего социального «я»). Значимые изменением происходят в эмоциональной сфере (появляется иерархия мотивов). Все новообразования не могут быть развиты, если не развита волевая регуляция (воля).
51. Психологическая готовность к школе, ее структура и содержание.
В старшем дошкольном возрасте выделяются 2 группы детей:
Дети которые по внутренним предпосылкам готовы стать школьниками и осваивать школьную деятельность;
Дети этих предпосылок не имеют и устаются на уровне игровой деятельности. Если у них нет никаких симптомов или предпосылок указывающих готовность к школе, и если их отправить в школу, то у них происходит насильственный слом деятельности и они с этой деятельностью начинают не справляться и у них происходит обострение кризиса.
Показателем готовности к школе является:
Появление позиции школьника;
Стремление заменить игровую деятельность учебной; если ребёнок готов к обучению, а начало обучения не начинается то у него будет острее протекать кризис 6-7 лет;
Психологическая готовность имеет определенную структуры, состоит в том, что выделяют такие компоненты готовности как личностная готовность, социально-психологическая готовность, интеллектуальная готовность и готовность эмоционально – волевой сферы.
Кризис 6-7лет
К 6 годам начинает формироваться психологическая готовность к школьному обучению, и становление её предпосылок связанно с кризисом 6-7 лет. Выготский зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду, ребёнок становится не таким понятным, каким был до этого. Симптомами кризиса выделяют, в отношениях с родными и близкими ребёнок требует уважения к себе, у него формируется чувство собственного достоинства. Детям не нравиться, когда взрослые целуют их, ласкают, особенно на глазах у других. При этом ребёнок продолжает глубоко любить своих родителей, но не показывает это. В кризисе 7 лет фиксируется ориентация на внешние авторитеты: взрослых, педагога и других. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Этот кризис впервые описал Выготския. 2 главных симптома: Манерничание и Кривляние. Реб к 6-7 годам становится черезмерно зависимым от оценки, которые дают ему взрослые и для того чтобы заслужить положительную оценку, ему необходимо максимально вести себя по- взрослому, подражание взрослым. Этот возраст характеризуется тем, что поведение реб перестает быть естественным и непосредственным, оно сваязано с тем, что у реб появляется такое свойство как – обобщение переживания, т.е. такой момент в развитии когда у реб непосредственные переживания ребенком начинают удерживаться, а в его поведение вклиниваются те переживания, которые он может показать взрослым (реб падал и сбивал коленко он плакал, то в последующем он встает и идет за угол и начинает плакать). Поведение у реб перестает быть сиеминутным.
Согласно Божович источником этого кризиса является несоответсвие нового личностогообразвония–позиция школьника, старой системе отношнеий, которая была характерна для дош поведения. Благодаря этому новообразованию ребначинате тяготится обществом младших детей, для него становятся привлекательными серьезные, полезные дела, реб начинает мечтать о школе. В этом же возрасте происходят изменения в самооценке дошкольника, а именно до 6 лет ребенку характерно безусловно положительное отношение к себе, независимо от сферы, по которой он сам себя оценивает, т.е. ему дают тест самооценки «ступеньки» (не добрые находятся внизу ступеней, а добрые наверху). У реб происходит дифференциация Я-реального и Я-идеалного. Я- реальное соответствует ответам взрослых людей, а Я- идеальное соответствует верху ступеней.
Современные исследования позволили уточнить перечень симптомов кризиса 6-7 лет, можно разделить на 3 категории:
Симптомы, которые возникают связи с появление потребности к самостоятельности в выполнении продуктивных видов деятельности, проявляется: а) реб просит разрешить ему самостоятельно что либо выполнять. Ребенку очень важно, чтобы взрослые оценили положительно его стремления, в тоже время у него происходит отказ от раннее интересовавших его видов деятельности (любил рисовать, но теперь ему надоело рисовать),б) общие вопросы, у реб появляются новые темы, которые связаны с происхождением, с миром устройств; в) симптом под названием школа – все что связано со школой, вопросы когда я пойду в школу. Все эти симптомы сведетельствуют об изменение места реб в семейных отношениях, усиливающейся эманисипации от взрослых, о стремлении занять новое место в системе отношений, т.е. занять более взрослую позицию.