Тема 10. Управление конфликтами в организации
Конфликтология и ее значение в формировании социально-психологического климата организации. Понятие и сущность конфликта. Основные причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях.
Стратегии поведения в конфликте. Стратегические и тактические методы управления конфликтом. Роль руководителя в конфликтной ситуации.
Перечень тем лекционных занятий (очная форма обучения):
1. Введение в педагогический менеджмент. Основные уровни управления системой художественного образования (2 часа).
2. Основные принципы педагогического менеджмента. Факторы, определяющие эффективность управленческой деятельности в сфере художественного образования (2 часа).
3. Системный подход в управлении художественным образованием (2 часа).
4. Основные функции менеджмента художественного образования (2 часа).
5. Управленческие решения и их роль в деятельности руководителей и преподавателей художественного образования (2 часа).
6. Характеристика групповых процессов. Педагогический коллектив в системе управления школой (1 час).
7. Психологические основы кадровой политики организации (1 час).
8. Психологические основы делового общения. Виды и формы деловых коммуникаций (2 час).
9. Корпоративная культура и климат организации (2 часа).
Перечень тем лекционных занятий (заочная форма обучения):
1. Введение в педагогический менеджмент. Основные уровни управления системой художественного образования (1 час).
2. Основные принципы педагогического менеджмента. Факторы, определяющие эффективность управленческой деятельности в сфере художественного образования (1 час).
3. Системный подход в управлении художественным образованием (1 час).
4. Основные функции менеджмента художественного образования (1 час).
Перечень тем практических занятий (очная форма обучения):
1. Введение в педагогический менеджмент (2 часа).
2. Основные уровни управления системой художественного образования (2 часа).
3. Основные принципы педагогического менеджмента (2 часа).
4. Факторы, определяющие эффективность управленческой деятельности в сфере художественного образования (2 часа).
5. Системный подход в управлении художественным образованием (4 часа).
6. Основные функции менеджмента художественного образования (2 часа)
7. Планирование как функция менеджмента в сфере художественного образования. Значение и принципы планирования художественно-образовательного процесса (2 часа).
8. Особенности стратегического планирования в сфере современного художественного образования (2 часа).
9. Организация как функция менеджмента. Особенности разделения деятельности в организации (2 часа).
10. Проектирование индивидуальных должностных инструкций. Основные стадии и кризисы развития образовательного учреждения в сфере художественного образования (2 часа).
11. Основные способы координации деятельности в организации (2 часа).
12. Сущность и задачи контроля в системе управления. Составляющие процесса контроля и уровни его применения в образовательном учреждении (2 часа).
13. Мотивация в системе менеджмента (2 часа).
14. Управленческие решения и их роль в деятельности руководителей и преподавателей художественного образования (2 часа).
15. Технология подготовки и реализации управленческих решений в деятельности органов управления образованием, руководителей и преподавателей в сфере художественного образования (2 часа).
16. Характеристика групповых процессов. Педагогический коллектив в системе управления школой (2 часа).
17. Психологические основы кадровой политики организации (2 часа).
18. Виды и формы деловых коммуникаций (2 часа).
19. Этикет деловых отношений (2 часа).
20. Особенности подготовки и проведения бесед и переговоров. Методика проведения выступления и совещаний (2 часа).
21. Виды и формы современных деловых коммуникаций в сфере художественного образования. Аудиовизуальные, контактные и опосредованные коммуникации руководителя образовательного учреждения (2 часа).
22. Корпоративная культура и климат организации(2 часа).
23. Структура и характеристики организационной культуры (2 часа).
24. Виды организационной культуры и основные способы ее изменения на примере учреждений в сфере художественного образования (4 часа).
25. Управление конфликтами в организации(2 часа).
26. Основные причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях (2 часа).
27. Стратегии поведения в конфликте (2 часа).
28. Стратегические и тактические методы управления конфликтом. Роль руководителя в конфликтной ситуации (2 часа).
Перечень тем практических занятий (заочная форма обучения):
1. Основные функции менеджмента художественного образования (2 часа)
2. Планирование как функция менеджмента в сфере художественного образования. Значение и принципы планирования художественно-образовательного процесса (2 часа).
3. Управленческие решения и их роль в деятельности руководителей и преподавателей художественного образования (2 часа).
4. Характеристика групповых процессов. Педагогический коллектив в системе управления школой (1 час).
5. Психологические основы кадровой политики организации (1 час).
6. Психологические основы делового общения (2 часа).
7. Виды и формы деловых коммуникаций (2 часа).
8. Корпоративная культура и климат организации (2 часа).
9. Управление конфликтами в организации (2 часа).
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля:
- Дайте определение понятиям "управление" и "менеджмент".
- Дайте определение педагогического менеджмента.
- Что является предметом педагогического менеджмента?
- Охарактеризуйте сущностные компоненты управления в сфере художественного образования.
- Приведите характеристику управленческого труда. В чем состоит его специфика в сфере художественного образования?
- Перечислите особенности труда руководителя образовательного учреждения в сфере искусства и культуры.
- Перечислите принципы педагогического менеджмента.
- Дайте краткую характеристику подхода научного управления.
- Дайте краткую характеристику административного подхода.
- Дайте определение понятиям "система", "подсистема", "элемент", "связи", "отношения".
- Опишите понятия "элементарная система" и ее составляющие.
- Охарактеризуйте виды систем в зависимости от квалификационных признаков.
- Что такое организация как "ресурсы – продукция "услуги"?
- Охарактеризуйте внутреннюю среду организации на примере сферы художественного образования.
- Дайте определение понятию "система управления", характеристику типов систем управления, опишите их преимущества и недостатки.
- Охарактеризуйте понятие "миссия организации". Приведите примеры формулировки миссий образовательных учреждений в сфере художественного образования.
- Охарактеризуйте понятие "цель" и перечислите свойства целей.
- Приведите примеры различных видов целей в области художественного образования.
- Охарактеризуйте этапы формирования целей в организации.
- В чем состоит значение метода управления по целям? поясните ответ на примере художественного образования.
- Дайте краткую характеристику планирования как функции управления. Перечислите принципы планирования.
- Каковы особенности долгосрочного подхода и стратегического планирования?
- В чем заключается функция планирования учебно-воспитательного процесса?
- Перечислите методы анализа внешней и внутренней среды организации.
- Оцените стратегию развития какой-либо организации в сфере художественного образования.
- Дайте определение понятию "организационная структура управления". Охарактеризуйте элементы ее структуры.
- Перечислите факторы, определяющие организационную структуру управления.
- Каковы принципы построения организационной структуры?
- Опишите методы проектирования организационных структур.
- Каковы сущность функции координации? Приведите пример в области художественного образования.
- Рассмотрите способы координации, которые используются в учреждениях дополнительного художественного образования.
- Дайте определение понятию "контроль".
- Назовите этапы контроля, охарактеризуйте содержание работ на каждом этапе контроля.
- Дайте определение понятию "регулирование". Опишите виды регулирования.
- Приведите примеры систем контроля, используемые в различных организациях в сфере художественного образования.
- Дайте определение понятию "функция руководства", характеристику ролей руководителя.
- Охарактеризуйте понятие "метод управления", приведите классификацию методов.
- Перечислите основные стили руководства.
- Кто является объектом и субъектом управления?
- Перечислите основные принципы кадровой политики.
- Перечислите этапы профотбора.
- Перечислите методы управления кадрами.
- Что означают термины "конвенциальные роли", "неформальные роли"?
- Перечислите и охарактеризуйте основные стили управления.
- перечислите слагаемые имиджа руководителя в сфере художественного образования.
- Дайте определение понятию "решение". Охарактеризуйте роли управленческих решений.
- Перечислите требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Дайте характеристику этапов модели принятия решений.
- Укажите особенности этапа выбора решения.
- Проанализируйте индивидуальные стили принятия решений.
- Укажите критерии эффективного управленческого решения руководителя образовательного учреждения.
- Охарактеризуйте роль информации в управлении.
- Дайте определение понятию "информация", перечислите виды информации.
- Что входит в понятия "вербальная" и "невербальная" коммуникация? Приведите примеры из области художественного образования.
- В чем заключается сущность общения? Какие требования предъявляются к деловому общению?
- Дайте определение материальному общению.
- Дайте определение деятельному общению.
- Дайте определение кондиционному общению
- Дайте определение мотивационному общению.
- Охарактеризуйте социальное общение.
- Охарактеризуйте личностное общение.
- Перечислите коммуникативные барьеры делового общения.
- Что такое техника и приемы общения?
- Перечислите основные типы жестов.
- Перечислите механизмы психологической защиты.
- Опишите направления совершенствования коммуникаций в учреждениях художественного образования.
- Что означает понятие "социометрическая структура"?
- Охарактеризуйте статусную иерархию членов группы.
- Что понимается под коммуникативной структурой группы?
- Что понимается под фронтальной структурой группы?
- Дайте определение понятию "организационная культура". Охарактеризуйте ее составляющие.
- В чем отличия понятий "корпоративная культура" и "климат организации"?
- Дайте определение понятия "социально-психологический климат организации".
- охарактеризуйте основные типы руководителя.
- Дайте характеристику бюрократическому, рыночному, клановому и адхократическому типам организационной культуры.
- Перечислите и охарактеризуйте типы конфликтов.
- Каковы стратегии поведения в конфликте?
- Назовите стратегические методы управления конфликтом.
- Какова роль руководителя в конфликтной ситуации?
- Что такое педагогический конфликт? В чем заключается его сущность и особенности.
4. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
4.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- Поисковая система Google для поиска информации по темам, выносимым на самостоятельное изучение.
- Сайты учреждений культуры и художественного образования.
- Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: учебное пособие/Под ред. Е.Л. Щековой. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. – 160 с.
- Учебные пособия и учебно-методические разработки научной библиотеки УрГПУ.
- Электронный ресурсный центр научной библиотеки УрГПУ.
4.2. Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа проводится по каждой теме курса и включает в себя:
- подготовку к семинарским занятиям;
- выполнение практических заданий;
- изучение современной литературы и специальной периодической печати в области менеджмента и маркетинга художественного образования;
- изучение Internet-ресурсов в области управления образовательной организацией.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие элементы:
- предварительную подготовку студентов к выполнению задания, постановку учебных задач под руководством педагога;
- составление детального плана выполнения задания под руководством преподавателя в начальный период обучения (в процессе обучения осуществляется плавный переход к самостоятельному составлению краткого плана выполнения задания);
- практическую работу над выполнением задания;
- взаимную корректировку предварительных результатов самостоятельной работы (в групповых занятиях);
- взаимную проверку и экспертизу полученных результатов, исправлений и дополнений к ним (в групповых занятиях);
- формулировку выводов.
4.3. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной формы обучения
Тема 1. Введение в педагогический менеджмент. Основные уровни управления системой художественного образования
Сущность и характеристики основных элементов педагогического менеджмента. Особенности менеджмента в сфере художественного образования. Три уровня управления художественным образованием: мегауровень, мезауровень, микроуровень. Цели и задачи стратегического управления в сфере культуры, искусства и художественного образования. Содержание методов управления по целям на примере современного художественного образования.
Задание для самостоятельной работы:выявить структуру, содержание и специфику управления в сфере художественного образования на макро, меза- и микроуровнях управления.
Современные подходы к формулировке миссии образовательного учреждения в сфере художественного образования.
Задание для самостоятельной работы:1) проанализировать миссии 10 учреждений художественного образования и 10 образовательных программ, выявить достоинства и недостатки; 2) разработать миссию и слоган учреждения дополнительного художественного образования и образовательной программы (по выбору студента).