Критерии и показатели эффективности деятельности МБОУ ООШ № 24 МО Кореновский район
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
В целях получения объективных данных о результатах реализации программы и необходимости её коррекции будет проводиться систематический мониторинг.
Мониторинг реализации Программы включает:
• аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте;
• отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
• отслеживание динамики травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма;
• отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;
Критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
• высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;
• отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;
• повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;
• снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;
• результаты экспресс-диагностики показателей здоровья школьников;
• положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей).
Показатели эффективности деятельности школы по формированию здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.
Показатели эффективности деятельности школы по формированию здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся определены по основным критериям.
Критерий 1.
Введение в учебный план школы обязательных занятий, элективных курсов, факультативов, занятий объединений дополнительного образования, направленных на воспитание здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.
Показатели эффективности:
• количество объединений дополнительного образования, в том числе оздоровительно-физкультурной и физкультурно-спортивной направленности;
• количество педагогов, повысивших квалификацию, в том числе по современным образовательным технологиям;
• количество педагогов, использующих в образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии;
• количество сертифицированных программ, программных продуктов, электронных пособий, иной продукции, разработанных педагогами по данной направленности;
• количество публикаций педагогов и руководителей школы, презентующих их профессиональный опыт;
• количество проведённых массовых мероприятий, направленных на воспитание здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.
Критерий 2.
Оценка уровня оздоровления образовательной среды школы
Показатели эффективности:
• уровень и динамика состояния здоровья обучающихся;
• доля обучающихся, прошедших массовые медицинские осмотры;
• охват вакцинопрофилактикой обучающихся и педагогов;
• уровень общей заболеваемости обучающихся;
• уровень простудных и острых инфекционных заболеваний в течение учебного года;
• количество случаев травматизма обучающихся по вине образовательного учреждения и производственного травматизма;
• доля обучающихся, охваченных оздоровительными мероприятиями в каникулярный период в школьных оздоровительных лагерях;
• доля обучающихся, охваченных горячим питанием;
• доля обучающихся, охваченных профилактической, коррекционно-реабилитационной работой;
• количество приобретённого и используемого спортивного оборудования и инвентаря (в том числе для работы специальной медицинской группы);
• доля помещений школы, имеющих «зелёные зоны» и «живые уголки»;
• доля специализированных кабинетов, соответствующих современным требованиям; • количество приобретённого оборудования для информатизации учебного процесса; • количество приобретённого и используемого оборудования для процесса;
• количество приобретённого и используемого оборудования для реализации программы ОБЖ;
Критерий 3.
Оценка уровня сформированности ценностного и на его основе ответственного отношения субъектов образовательного процесса к окружающему миру и себе, адаптация обучающихся к учебным нагрузкам.
Показатели эффективности:
• соблюдение обучающимися правил поведения в окружающей среде; • способность обучающихся выбирать объекты своей деятельности;
• доля обучающихся, не посещающих занятия без уважительной причины;
• доля обучающихся, успешно осваивающих учебные программы в соответствии с образовательной программой гимназии;
• доля обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
• доля обучающихся, имеющих повышенные отметки по итогам учебного года и по результатам государственной итоговой аттестации;
• доля выпускников, награждённых медалью «За особые успехи в учении;
• доля обучающихся, реализовавших своё право на получение образования в различных формах;
• доля обучающихся, реализовавших свою потребность в обучении по индивидуальному учебному плану;
• доля обучающихся, занимающихся по образовательной программе предшкольной подготовки;
• доля выпускников, продолжающих образование; • доля выпускников, не трудоустроившихся;
• доля обучающихся, являющихся участниками, победителями и призёрами предметных олимпиад, спортивных соревнований и творческих конкурсов различного уровня (муниципального, регионального, федерального).
• доля обучающихся, реализовавших свои образовательные потребности через систему дополнительного образования, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
• доля обучающихся, занятых в проектной деятельности по вопросам здоровьесбережения и экологической культуры.
Критерий 4.
Оценка уровня сформированности психоэмоционального и статического напряжения, зрительного и интеллектуального утомления.
Показатели эффективности:
• значительное снижение уровня школьной тревожности; • отсутствие у обучающихся перегрузок;
• рациональная организация учебного процесса;
• рациональная организация режима дня для обучающихся; • двигательная активность обучающихся;
• доля обучающихся, сохранивших зрение и не ухудшивших состояние опорно-двигательного аппарата за время обучения на той или иной ступени образования;
• сформированность у обучающихся личностных качеств: доброта, отзывчивость и внимание к окружающим.
Критерий 5.
Наличие необходимых условий и мероприятий, обеспечивающих безопасные условия пребывания обучающихся и сотрудников гимназии.
Показатели эффективности:
• выполнение предписаний территориальных органов Роспотребнадзора и Госпожнадзора; • соблюдение норм и правил СанПиНа;
• обеспечение противопожарной и антитеррористической защищённости учреждения; • воевременное выполнение текущих ремонтных работ;
• обеспечение реализации комплексных программ «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность» на уровне школы.
Методика и инструментарий мониторинга достижений планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся школы представлена следующим образом:
Формирование экологической культуры обучающихся:
• уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина);
• диагностика уровня экологической культуры личности (методики С.С.Кашлева, С.Н.Глазычева);
• личностный тест «Оценить свое отношение к природе».
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
• методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения (О.С.Копина, Е.А.Суслова, Е.В.Заикин);
• измененная методика ценностных ориентаций М. Рокича; • опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская);
• тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.); • тест «Какое у тебя здоровье?»;
• мониторинг состояния здоровья обучающихся;
• диагностика физической подготовки обучающихся.
Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А. С. Галицкий, Е.Ю. Березняк).
Направление деятельности | Мероприятие | Сроки | Ответственные | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения | Составление акта о приемке образовательного учреждения | август | Директор, завхоз | |||||||
Приобретение необходимого оборудования для оснащения медицинского кабинета | В течение года | Директор, завхоз | ||||||||
Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивного зала. | В течение года | Директор, завхоз | ||||||||
Организация горячего питания | В течение года | Директор, медсестра | ||||||||
Заявки на замещение вакантных должностей | В течение года | Директор | ||||||||
Повышение квалификации | В течение года | ЗУВР | ||||||||
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | Составление расписания уроков, занятий ДО | Сентябрь май | ЗУВР | |||||||
Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-экологических и гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ | В течение года | Администрация, классные руководители | ||||||||
Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ | В течение года | Администрация, ПМПк | ||||||||
Организация педагогических советов методических семинаров, совещаний | В течение года | Администрация, Руководители ШМО | ||||||||
Организация физкультурно-оздоровительной работы | Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры | В течение года | Учитель ФК | |||||||
Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен | В течение года | Учителя начальной школы | ||||||||
Организация работы кружков, секций спортивной направленности в рамках внеурочной деятельности | В течение года | Администрация | ||||||||
Дни здоровья | Раз в четверть | Администрация, педагоги, учитель ФК | ||||||||
Организация утренней зарядки | ежедневно | Учителя начальной школы | ||||||||
Проведение бесед в классах об экологической культуре, режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека и др. | В течение года | Учителя начальной школы, медсестра | ||||||||
Организация наглядной агитации в уголках здоровья | В течение года | Учителя начальной школы, медсестра | ||||||||
Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений | В течение года | Учителя начальной школы, медсестра, соц. педагог | ||||||||
Организация школьной спартакиады | май | Учитель ФК | ||||||||
Спортивные игры, соревнования, конкурсы | В течение года | Учитель ФК, учителя начальной школы | ||||||||
Месячники: -«Внимание! Дети!»; -«Месячник пожарной безопасности»; -Марафон «Мой выбор» и др. | В течение года | ЗУВР | ||||||||
Прогулки, экскурсии | В течение года | Учителя начальной школы, | ||||||||
Организация Недель безопасности | В течение года | ЗУВР | ||||||||
День защиты детей | июнь | Воспитатели летней оздоровительной площадки | ||||||||
Реализация дополнительных образовательных программ | Реализация программ: -«Я и моё здоровье»; «Профилактика потребления ПАВ» | В течение года | педагог-психолог | |||||||
Использование учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» (2-4 классы) | В течение года | Учителя начальной школы | ||||||||
Организация конкурсов творческих работ, викторин, акции | В течение года | Учителя начальной школы, учитель ИЗО | ||||||||
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | Родительские собрания, лектории, индивидуальные консультации | В течение года | Учителя начальной школы, социальный педагог | |||||||
Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий | В течение года | Учителя начальной школы, учитель ФК, ЗУВР | ||||||||
Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей | Раз в четверть | Учителя начальной школы, библиотекарь, социальный педагог | ||||||||