Программы предметных коррекционно-развивающих курсов.
№ п\п | Предмет | Класс | Наименование программы | Цели и задачи программы | Основное содержание |
Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку | 2-4 класс | Программа Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку | Целью программыявляется -коррекция основных положений науки о языке и знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; коррекция коммуникативной компетенции учащихся: развития устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. В ходе реализации программы решаютсяследующие взаимосвязанные задачи на основе полученныхпредставлений: - коррекция развития речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; -коррекция у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии; -коррекция навыков культуры речи во всех её проявлениях, правильного писать и читать, участия в диалоге, составлении несложных устных монологических высказываний и письменных тексов; - коррекция позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. | Реализация программы осуществляется во 2-4 классах. Обучающиеся по программе - это дети в возрасте 7-10 лет, уровень компетентности которых должен соответствовать личностным, метапредметным, предметным результатам обучения. Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата, изучение каждого раздела отводится определенное количество часов. | |
Коррекционно-развивающие занятия по | 2-4 класс | Программа Индивидуальные коррекционные | Цель программы является -коррекция математического развития младших школьников, | Реализация программы осуществляется во | |
математике | занятия по математике | формирования системы начальных математических знаний, воспитания интереса к математике, к умственной деятельности. В ходе реализации программы решаютсяследующие взаимосвязанные задачи на основе полученныхпредставлений: -коррекция элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); -коррекция основ логического, знаковосимволического и алгоритмического мышления; -коррекция пространственного воображения; -коррекция математической речи; -коррекция системы начальных математических знаний и умений их применят для решения учебнопознавательных и практических задач; -коррекция умения вести поиск информации и работать с ней; -коррекция первоначальных представлений о компьютерной грамотности; -коррекция познавательных способностей; -коррекция стремления к расширению математических знаний; -коррекция критичности мышления; -коррекция умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. | 2-4 классах. Обучающиеся по программе - это дети в возрасте 7-10 лет, уровень компетентности которых должен соответствовать личностным, метапредметным, предметным результатам обучения. Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата, изучение каждого раздела отводится определенное количество часов. | ||
Коррекционно-развивающие занятия по литературному чтению | 2-4 класс | Программа Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению | Целью программыявляется -продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, пробуждать у детей интерес к | Реализация программы осуществляется во 2-4 классах. Обучающиеся по программе - это дети в возрасте 7- |
словесному творчеству и к чтению художественных произведений. В ходе реализации программы решаютсяследующие взаимосвязанные задачи на основе полученныхпредставлений: - развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус. - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. - обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе. - формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы. - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности. | 10 лет, уровень компетентности которых должен соответствовать личностным, метапредметным, предметным результатам обучения. Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата, изучение каждого раздела отводится определенное количество часов. |
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка. - обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения. - работать с различными типами текстов. - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность. |
Психокоррекционныезанятия
В программе коррекционно-развивающих занятий разработанной для учащихся начальных классов с задержкой психического развития учтены особенности психического развития детей и результаты диагностики ПМПК.
Предлагаемая программа психологических занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.