Глава 2. Анализ внешней среды (Внешние факторы)
Во внешней среде можно выделить макросреду, т.е. факторы, влияющие на деятельность Камышловского городского округа, проявляющиеся в масштабах региона. К ним относят экономические, социальные, политические, технологические, и другие факторы.
Сравнение с аналогичными муниципальными образованиями
в Свердловской области
Для определения эффективности реализации существующих возможностей и ресурсов для развития округа проведен сравнительный анализ показателей СЭР КГО и двух муниципальных образований:
Камышловский муниципальный район и муниципальное образование город Ирбит.
Муниципалитеты выбраны как аналоги в связи с выгодным географическим расположением; по территории проходят транзитные региональные либо федеральные трассы; проходит железнодорожная магистраль Екатеринбург – Тюмень; численность населения и объем инвестиций в основной капитал также являются сопоставимыми с Камышловским городским округом. МО Ирбит является округом с пересечением Камышловского и Ирбитского трактов. Картографический материал представлен в Приложении № 3.
Информация о показателях социально-экономического развития за 2016 год в отношении всех трех муниципальных образований представлена в приложении № 4.
В результате проведенного сравнительного анализа выявлено, что Камышловский городской округ характеризуется: самой низкой общей площадью земель в границах муниципального образования (5406,7 га); низкой бюджетной обеспеченностью (12816,2 руб/чел.).
В округе самая меньшая доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения 30%, которые не отвечают нормативным требованиям.
Среднемесячная заработная плата одного работника в экономике самая высокая (29705,0 рублей) среди территорий аналогов. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума самая низкая среди муниципалитетов. В КГО фиксируется самый низкий уровень безработицы (1,76%).
В тоже время в Камышловском городском округе максимально высокий объем жилищного строительства - 8,41 тыс.кв.м. Малый и средний бизнес представлен в среднем количестве, по сравнению с другими муниципалитетами. СМП традиционно работают в сфере торговли и общепита. По обороту розничной торговли в округе также средние показатели.
Таким образом, оба муниципалитета аналога по большинству показателей показывают лучшие результаты: в частности по бюджетной обеспеченности; по общей площади территории; численности населения, а также по численности населения в трудноспособном возрасте; демографии; доле численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Соответственно Камышловскому округу с целью эффективного использования своих сильных сторон и возможностей необходима разработка Стратегии социально-экономического развития, направленной на трансформацию из узкоспециализированного дотационного муниципального образования в округ, развивающийся и комфортный, реализующий преимущество нахождения в Свердловской области.
Анализ Камышловской агломерации
В границах Камышловского городского округа находится населенные пункты Камышловского муниципального района, таким образом, можно провести анализ Камышловской агломерации.
Рядом расположенные муниципальные образования являются одновременно не только прямыми конкурентами за трудовые ресурсы, бизнес, инвестиции, но и могут сотрудничать взаимно дополняя друг друга. С целью выявления конкурентных преимуществ КГО проведен сравнительный анализ с МО Камышловский муниципальный район. За основу были приняты показатели социально-экономического развития за 2016 год (Приложение № 5), информация получена из инвестиционных паспортов.
По результатам анализа выявлены следующие основные угрозы расположения в границах доступности МО Камышловский муниципальный район:
1.Доля численности населения в труднодоступном возрасте в общей численности в Камышловском районе выше. Кроме того, в связи со сложностью в трудоустройстве, горожане уезжают работать в населенные пункты Камышловского муниципального района (ООО ППР «Свердловский» - д.Баранникова; ФКУ ИК 52, 45 п.Восточный; ООО «Обуховские минеральные воды» - с.Обуховское; «ОГУП санаторий «Обуховский» - с.Обуховское; АО «Свинокомплекс «Уральский» - п.Октябрьский; ООО СПП «Надежда» - д.Шипицына; в дошкольные и общеобразовательные учреждения). Налог на доходы с работающих поступает в бюджет сельских поселений Камышловского района.
2. Отрицательное сальдо миграции КГО связано с внутренним перемещением граждан в Камышловский район. Данный показатель зависит от нескольких факторов. В большей части, это переезд граждан в район. За последние несколько лет сельское хозяйство получило серьезный импульс для развития со стороны государства. В перспективе импортозамещение является одним из ключевых и наиболее актуальных направлений развития сельского хозяйства. В профессиональных учреждениях КГО молодое поколение получают профессии, связанные с развитием сельского хозяйства, по окончании уезжают работать в Камышловский район.
Также, в связи с ухудшением экономической ситуации на предприятиях города, горожане вынуждены переезжать в другие населенные пункты в поиске работы, но официально остаются зарегистрированными в КГО.
3.Уровень зарегистрированных преступлений на территории КГО выше. МО МВД России «Камышловский» проводятся профилактические мероприятия, направленные на раскрытие преступлений всех категорий. Однако, принятые меры в целом не позволили стабилизировать состояние оперативной обстановки на территории г.Камышлова, она остается сложной.
4. Существующие места отдыха в Камышловском районе, которые являются препятствием для развития туристического бизнеса в КГО. Единственным вариантом может быть межмуниципальное взаимодействие в реализации совместных туристических проектов.
В результате проведенного анализа Камышловской агломерации, также необходимо отразить основные угрозы расположения в границах доступности с городом Екатеринбург:
1. Наличие трудовой миграции. Наиболее квалифицированные трудовые кадры выезжают на работу в город Екатеринбург. Налог на доходы физических лиц поступает в бюджет этого города.
2. Увеличение численности населения, которое постоянно проживает в индивидуальных жилых домах на территории округа без регистрации по месту жительства. В результате официально происходит снижение численности населения и уменьшения объема поступающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В итоге наблюдается нарушение компенсаторных механизмов при предоставлении муниципальных и государственных услуг на территории округа.
3. Молодежь после окончания школы переезжает на учебу в город Екатеринбург, в котором сосредоточены образовательные учреждения высшего и среднего образовательного уровня. После получения высшего или средне специального образования многие не возвращаются, так как отсутствуют вакантные места с достойной заработной платой. В результате наблюдается устойчивая тенденция старения населения. Уменьшается доля трудоспособного населения. Увеличивается доля социальных выплат в составе реальных денежных доходов населения.
4. Субъекты предпринимательской деятельности города Екатеринбург обладают более высоким ресурсным потенциалом для развития бизнеса и инвестиций. При реализации проектов на территории округа, в большинстве случаев они остаются зарегистрированными в ином муниципальном образовании (далее –МО) и соответственно налоговые платежи не поступают в бюджет КГО. Также наблюдается тенденция регистрации предпринимателей по месту прописки, осуществление своей деятельности в ином муниципальном образовании.
5. Размещение на территории объектов торговли сетевого типа приводит к закрытию магазинов шаговой доступности, организованных местными субъектами предпринимательской деятельности (далее – СМП). Денежные средства населения выводятся из оборота на территории округа, не поступая обратно в виде местных налогов.
6. В летнее время увеличение количества образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) при отсутствии организованной системы сбора и транспортировки отходов за счет садоводов и выезжающих на отдых городского населения, приводит к такой экологической проблеме как образование несанкционированных свалок.
Возможные стратегические преимущества КГО в Камышловской агломерации:
1. Проезд из занимающего центральное место в Камышловской агломерации, возможен по территории КГО. Следовательно, существует потенциал для развития придорожной инфраструктуры.
2. Развитие туристического кластера возможно в ограниченном варианте с учетом маршрутов, действующих или создаваемых, существующих мест отдыха в рядом расположенных МО.
3. Перспективным является развитие похоронных услуг и расширение кладбищ.
4. Экологически чистый район с большим количеством трудоспособного населения с высоким уровнем зарплат перспективен для строительства объектов, в том числе социальной направленности, медицинских центров.
5. Округ как селитебная территория привлекательна для жилищного строительства, в том числе индивидуальных жилых домов.
Вывод: Разработка Стратегии социально-экономического развития является актуальной задачей для округа, позволяющая реализовать конкурентные преимущества и существующие угрозы, возникающие в связи с нахождением в составе Камышловской агломерации. Развитие муниципального образования возможно только при согласовании приоритетов и планов с планами МО Камышловский муниципальный район на основании принципов конкурентного сотрудничества. Стратегия КГО должна быть направлена на достижение показателей социально-экономического развития средних по Свердловской области.