Тема 3. Педагогическая наука и научный поиск
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины (модуля)«Методика и техника педагогических исследований» является подготовка будущих магистров к постоянному и синхронному научному поиску на основе применения инновационных, результативных и эффективных стратегий и тактик научного познанияна базе практической методологии педагогической науки. Дисциплина призвана сформировать компетенции исследовательской деятельностив учреждениях среднего профессионального образования и в учреждениях дополнительного образования, являясь поисковой основой для формирования научного педагогического сознания.
Задачи дисциплины выражаются в том, чтобы научить будущих магистров:
· выявлять сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
· анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
· анализировать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию профессионального образования;
· организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении;
· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов);
· оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям
· анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов).
Изучениеметодов научного поиска является важным не только для понимания и осмысления актуальных целей и смысла образования, но и длясоздания новых смыслов, так как стремительно изменяющаяся социальная действительность порождает новые цели деятельности и вызывает обновление прежних целей, а также обновление содержания, методик и технологий образования. С одной стороны, научные педагогические исследования – это анализ и синтез различных взглядов, концепций совершенствования образования, т. е. теории и практики воспитания и обучения человека в изменившихся условияхкак целостного существа, а с другой стороны, – изучение положительного опытаобразования в различных типах образовательных организаций.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ магистерской программы
Дисциплина «Методика и техника педагогических исследований» входит в структуру профессионального цикла М.2дисциплины по выбору студента. Для изучения дисциплины «Методика и техника педагогических исследований» необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами. Поэтому изучение дисциплины «Методика и техника педагогических исследований» основывается на таких учебных дисциплинах, как«Общая и профессиональная педагогика», «Методология и история педагогической науки». «Педагогическое проектирование», «Современные проблемы профессионального образования», «Научно-исследовательская работа». В процессе изучения дисциплины используются междисциплинарные связи с психологией, философией, культурологией, социологией.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимые для успешного освоения данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):
2.1. Из дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»:
Знать:
·подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;
·сущность, содержание и структуру образовательного процесса;
·теории целостного педагогического процесса и практику их реализации в образовательных организациях профессионального образования;
·актуальные проблемы учебно-воспитательной практики;
·основы организации мониторинга для диагностирования личности рабочего (специалиста);
·профессионально-педагогическую лексику;
·способы профессионального самопознания и саморазвития;
·структуру, функции и основные направления развития системы профессионального образования.
Уметь:
·выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);
·развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
·организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях по профессиональной подготовке рабочих и специалистов (ПК-3);
·организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
·анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5).
Владеть:
·приемы анализа компонентов целостного педагогического процесса;
·приемы целеполагания в профессионально-педагогической деятельности;
·приемы построения компетентностной модели рабочего (специалиста).
2.2. Из дисциплины «История и методология педагогической науки
Знать:
·особенности научного мышления и знания;
·основные периоды в развитии методологических оснований науки;
·основной логико-категориальный состав научного мышления;
·уровни и методы научного познания;
·эвристику научного поиска;
·научные традиции и научные революции;
·проблемы истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках;
·профессиональную этику ученого.
2.3. Из дисциплины «Современные проблемы профессионального образования»
Знать:
·объективные и субъективные проблемы профессионального образования;
·пути и способы разрешения проблем в профессиональном образовании;
·современные требования к уровню профессионального мастерства, формируемого в профессиональном образовании;
Уметь:
·осмысливать и формулировать диагностические решения профессионально-педагогических проблем путем интеграции фундаментальных и специализированных знаний в сфере профессионально-педагогической деятельности (ОК-14);
·вести дискуссию в проблемном поле профессионального образования;
·применять профессиональные знания о проблемах отраслевого образования в рациональном осмыслении эмпирических данных и в разработке собственной концепции в научном исследовании;
·анализировать сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) на уровне модели (ПК-4);
·анализировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-5);
·анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);
·анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов) на уровне модели (ПК-21);
Владеть:
·понятиями и категориями проблемного поля профессионального образования;
·теоретическим уровнем профессионального научно-педагогического мышления;
·приемами поиска рациональных путей решения проблем в профессиональном образовании;
2.4. Из дисциплины «Научно-исследовательская работа»:
· анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);
· исследовать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);
· анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3);
· выявлять сущность профессионального становления будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);
· формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-5);
· организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении (ПК-11);
· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов) (ПК-21);
· оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27);
· анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) (ПК-31).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· методы выявления сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
· методы выявления и анализа подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
· технологию анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
Уметь:
· анализировать сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
· анализировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов);
· анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);
· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов);
· определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач научно-исследовательской деятельности;
Владеть:
· приемами анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
· приемами оценивания нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям;
· приемами анализа современных отраслевых (производственных) технологий для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов).
Вместе с тем, дисциплина «Методика и техника педагогических исследований» является основой для осуществления будущими магистрами диссертационного исследования. Профессиональные компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплины, необходимы для написания магистерской диссертации и прохождения этапа обучения в магистратуре – «Итоговая государственная аттестация».
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля) «методика и техника педагогических исследований»
В результате освоения дисциплины у магистрантов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
· анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);
· анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3);
· выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);
· организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении (ПК-11);
· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов) (ПК-21);
· оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27);
· анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) (ПК-31).
Структура компетенций и средства оценки их сформированности представлены в паспорте компетенций.
Паспорт компетенций
Компетенции | Уровни формирования компетенций | Средства оценки компетенций |
Анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики (ПК-1) | 1. Знает деятельностный, модульно-компетентностный и другие подходы к процессу профессиональной подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона | Педагогические ситуации,реализующиедеятельностный, модульно-компетентностный подходы к процессу профессиональной подготовки рабочих (специалистов). Результаты научно-исследовательской деятельности |
2. Умеет проводить анализ подходов к профессиональной подготовке рабочих и специалистов в программах развития образовательных организаций СПО и выявлять противоречия в учебно-производственном процессе | Результаты анализа подходов к профессиональной подготовке рабочих и специалистов по программам развития образовательных организаций СПО | |
3. Владеет аналитическими умениями | Демонстрация аналитических умений | |
Анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3) | 1. Знает структуру и содержание нормативно-правовой документации профессионального образования | Аналитические материалы, отражающие структуру и содержание нормативно-правовой документации профессионального образования |
2. Умеет анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования. Соотносить основные нормы в реализации образовательной программы с реальным педагогическим процессом. Соотносить нормативно-правовую документацию с учебно-методической документацией. | Демонстрация аналитических умений в работе с нормативно-правой документацией профессионального образования | |
3. Владеет приемами оценки нормативно-правовой документации с точки зрения развития педагогического процесса на фоне развития предприятия и отрасли экономики | Демонстрация приемов оценки нормативно-правой документацией профессионального образования |
Выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) (ПК-4) | 1. Знает основные характеристики воспитательных отношений: ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений, СПО и ДПО | Интегративный дидактический тест |
2. Умеет в дискуссиях и диспутах отстаивать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений, СПО и ДПО | Участие в дискуссиях и диспутах для отстаивания ценностей, культуры обучающихся, общую политику образовательных учреждений, СПО и ДПО | |
3. Владеет нормативными навыками отстаивания ценностей, культуры обучающихся, общей политики образовательных учреждений | Демонстрация владений навыками отстаивания ценностей, культуры обучающихся, общей политики образовательных учреждений | |
Организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении (ПК-11) | 1. Знает методы выявления противоречий в обеспечении оптимальных условий для профессионального становления рабочих (специалистов) | Формулирует противоречия в учебно-производственном процессе профессиональной подготовки рабочих (специалистов) |
2. Умеет делать оценку уровня организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении. Соотносить особенности каждого конкретного педагогического процесса с инновационными процессами в образовании. Организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении, в том числе – мониторинг и опытно-поисковую деятельность | Соотносит особенности каждого конкретного педагогического процесса с инновационными процессами в образовании | |
3. Владеет знаниями, умениями и навыками организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении | 4. Демонстрация знаний, умений и навыков организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении |
Анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях по профессионально подготовке рабочих (специалистов) (ПК-21) | 1. Знает концепцию профессиографии; методику разработки функциональной карты профессиональной деятельности рабочих; предмет и цель учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов; противоречия в развитии общих и профессиональных компетенций подготовки специалистов. | Интегративный дидактический тест |
2. Умеет проводить экспертную оценку развитию общих и профессиональных компетенций у обучающихся | Экспертная оценка развития общих и профессиональных компетенций у обучающихся | |
3. Владеет технологией профессиографии и умениями конструирования функциональной карты профессиональной деятельности рабочих. | Демонстрация владения технологии профессиографии и умений конструирования функциональной карты профессиональной деятельности рабочих (специалистов) | |
Оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27); | 1. Знает нормы оценивания нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям | Интегративный дидактический тест |
2. Умеет оценивать нормативно-правовую и учебно-методиче-скую документацию с точки зрения требований технологического и технического развития отрасли экономики. Умеет делать оценку соответствия уровня подготовки и востребованности рабочего (специалиста) данной квалификации | Демонстрация умений и навыков оценки соответствия уровня подготовки и востребованности рабочего (специалиста) данной квалификации. | |
3. Владеет знаниями, умениями и навыками анализа нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям | Демонстрация владения знаниями, умениями и навыками анализа нормативно-правовой и учебно-методической документации |
Анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) (ПК-31). | 1. Знать и адекватно применять разнообразные виды научно-исследовательского анализа отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки | Интегративный дидактический тест |
2. Осуществлять отбор и оценку содержания образования с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала. По результатам анализа современных отраслевых (производственных) технологий исследовать возможность перехода от запаздывающего профессионального образования к опережающему и синхронному. | Анализ содержания образования с точки зрения его развивающего потенциала. Выявление соответствия условий организации учебно-производственного процесса образовательного учреждения требованиям современного производства | |
3. Приемами оценки современных тенденций развития профессионально-педагогического знания. Приемами отбора содержания образования для обеспечения опережающего обучения рабочих. | Разработка элементов тематического содержания профессионального модуля, обеспечивающего опережающий характер профессиональной подготовки рабочего (специалиста) |
В результате освоения дисциплины «Методика и техника педагогических исследований» обучающийся должен:
Знать:
·методы выявления сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
·методы выявления и анализа подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
·технологию анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
Уметь:
·анализировать сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
·анализировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов);
·анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);
·анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов);
·определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач научно-исследовательской
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
·приемами анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
·приемами оценивания нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям;
·приемами анализа современных отраслевых (производственных) технологий для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов).
4. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Формы обучения | |
очная | заочная | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 7(252) | 7(252) | 7(252) |
Аудиторные занятия | |||
лекции | |||
практические занятия | |||
семинарские занятия | |||
лабораторные работы | |||
другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
курсовая работа | |||
домашние задания | |||
подготовка к экзамену | |||
Вид промежуточного контроля | Экзамен (3) | Экзамен (4) |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Предмет и задачи дисциплины. Методологическая обоснованность педагогических исследований какнаучная проблема | 3-й | 1-я | 2 ч | 2 ч | 16 ч. | Групповая дискуссия. Анализ проблемыметодологической обоснованности педагогических исследований | |
2. | Тезаурус дисциплины «Методы и техники педагогических исследований» | 3-й | 2-я, | 2ч | − | 16 ч. | Знакомство стезаурусом дисциплины «Методы и техники педагогических исследований» | |
3. | Педагогическая наука и научный поиск | 3-й | 2-я, 3-я | 2 ч | − | 16 ч. | Групповая дискуссия о соотношении педагогической науки и научного поиска. Подготовкаэссе на темы: «Я выбираю педагогическую науку»или «Я выбираю научный поиск» | |
4. | Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика | 3-й | 4-я, 5-я | 4 ч | 2 ч | 16 ч. | Групповая дискуссия о соотношении логического аппарата исследования и его результатов. Диагностическое тестирование. | |
5. | Понятие «метод» педагогических исследований. Классификация методов педагогических исследований | 3-й | 4-я, 5-я | 4 ч | 2 ч | 16 ч. | Групповая дискуссия о методах педагогических исследований | |
6. | Теоретические методы педагогических исследований | 3-й | 6-я, 7-я | 4 ч | 2 ч | 16 ч. | Групповая дискуссия о теоретических методах педагогических исследований | |
7. | Эмпирические методы педагогических исследований | 3-й | 7-я, 8-я | 4 ч | 2 ч | 16 ч. | Групповая дискуссия обэмпирических методах педагогических исследований | |
8. | Методы и техники педагогических исследования возникновения предпосылок образования | 3-й | 9-я, 10-я | 2 ч | 2 ч | 16 ч. | Групповая дискуссия ометодах педагогических исследований | |
9. | Методы и техникиисследований историиобразования | 3-й | 10-я, 11-я | 4 ч | − | 16 ч. | Групповая дискуссия ометодах педагогических исследований | |
10. | Методы математической статистики в педагогических исследованиях | 3-й | 11-я, 12-я | 4 ч | − | 16 ч. | Групповая дискуссия о методах математической статистики педагогических исследований | |
11. | Методика проведения педагогического эксперимента | 3-й | 12-я, 13-я | 2ч. | 2 ч. | 16 ч. | Групповая дискуссия оэкспериментах в педагогических исследованиях | |
12. | Педагогическое мастерство интерпретации, апробации и внедрения результатов педагогических исследований | 3-й | 14-я | 2ч | − | Групповая дискуссия об интерпретации, апробации и внедрении результатовпедагогических исследований | ||
Всего за курс | Экзамен |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Методологическаяобоснованность педагогических исследований как научная проблема
Цель, задачи, содержание и формы работы в методологии и методахпедагогических исследований. Сущность и структурадисциплины. Методологические основы педагогического исследования и основные закономерности, отраженные вдисциплине. Связь с другими дисциплинами.Методология как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки.Методология педагогики как концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Тема 2. Тезаурус дисциплины «Методы и техники педагогических исследований»
Основные компоненты научно-терминологического и логического аппарата психолого-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, совокупность исследовательских методов, средств и способов, необходимых для решения задач, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения.
Тема 3. Педагогическая наука и научный поиск
Основные признаки и функции педагогики как науки. Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину): философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Основные методологические принципы педагогического исследования: единства теории и практики, принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; объективности, всесторонности,единства исторического и логического, принцип системности. Методологические требования к проведению педагогических исследований.
Тема 4.Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика
Аппарат научного исследования, его содержание и характеристика. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Основные признаки прикладных исследований: приближенность их к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов.
Тема 5.Понятие «метод» педагогических исследований
Понятие «научного метода» как «целенаправленного подхода, посредством которого достигается поставленная цель, как комплекса различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний». Характерные признаки научного метода (к какому бы типу он ни относился): объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.
Тема 6.Теоретические методы педагогических исследований
Методы научного познания. Классификации методов: методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В зависимости от роли и места в процессе научного познания: методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. По содержанию изучаемых наукой объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук. Качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. Классификация методов (по В. П. Кохановскому): философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Тема 7.Эмпирические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования. Метод изучения педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Использование метода как важное условие объективности и глубины психолого-педагогического исследования. Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Особенности наблюдения как научного метода: направленность к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксация; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов. Разновидности наблюдения: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое «инкогнито»; констатирующее и оценивающее; неконтролируемое и контролируемое (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальное и экспериментальное; полевое (наблюдение в естественных условиях) и лабораторное (в экспериментальной ситуации). Беседа как метод исследования. Формализованная и неформализованная беседа. Правила применения метода беседы. Опросные методы в структуре педагогического исследования. Преимущества и недостатки опросных методов. Разновидности опросных методов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрия, тестирование. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта: изучение педагогической документации, контент-анализ, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Естественный и лабораторный эксперимент. Констатирующий и формирующий эксперимент. Зондирующий и проверочный эксперимент. Сравнительный и перекрёстный эксперимент. Классический и многофакторный эксперимент. Условия эффективности проведения педагогического эксперимента. Этапы проведения педагогического эксперимента.
Тема 8.Методы и техники исследованиявозникновения предпосылокобразования
Методическая ценность педагогического наследия исследованиявозникновения предпосылокобразования. Методология и методы исследованиявоспитания в условиях «продленного детства»истилей воспитания.Исследовательское значение теоцентрической, социоцентрической, натуроцентрической и антропоцентрической моделейобразования.
Исследовательское значение традиционных концепций происхождения воспитания: эволюционно-биологическая теория (Дж. Симпсон) и психологическая теория (П. Монро). Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.Методы исследований школы и воспитания в странах Древнего Востока. Методы исследования возникновения и развития письменности как важнейшего фактора развития школы.
Тема 9.Методы и техники исследованийистории образования
Методы исследований основных тенденций развития мировой педагогической науки и школы: демократизации школьных систем; диверсификации и дифференциации образования; гуманистической направленности воспитания; форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизации классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельности; педагогизации новейших технических средств; интеграции школьного и внешкольного воспитания и образования.Исследования основных направлений современной зарубежной педагогики: дидактические концепций: традиционная социопедагогическая парадигма (Ж. Капель, Ч. Е. Финн); рационалистическая модель (П. Блум, Б. Скиннер), феноменологическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). Концепции теории воспитания: социологизаторский подход (социальная педагогика), биопсихологический подход (экзистенциалистская педагогика, новое воспитание, гуманистическая психологическая школа).
Тема 10.Методы математической статистики в педагогических исследованиях
Содержание комплекса математико-статистических методов обработки. Классификация задач и методов их решения. Задача исследования и выбор математико-статистического методаобработкиМетоды математической статистики в педагогических исследованиях. Основные понятия математической статистики: средняя арифметическая, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Меры связи между переменными (корреляция). Статистическая проверка научной гипотезы. Оценки генеральных параметров. Многомерные методы анализа данных (факторный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; регрессионный анализ; латентно-структурный анализ; многомерное шкалирование и другие). Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований. Обеспечение массовости и представительности (репрезентативности) объектов изучения. Шкалирование. Виды группировок: типологическая, вариационная и аналитическая. Приёмы итогового обобщения данных: таблицы, диаграммы, графики.
Тема 11.Методика проведения педагогического исследования
Методика проведения психолого-педагогического исследования. Замысел, структура и логика проведения педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Формулировка цели, задач, гипотезы исследования. Структура методики психолого-педагогического исследования. Программа исследования. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования. Систематизация результатов. Апробация исследования. Внедрение разработанных положен