II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.
К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.
Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущён), (хотя старался этого не показывать). (Н. Гоголь)
Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.
Например:Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).
При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.
Например: [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).
Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.
Например: (Когда бричка выехала со двора), [он (Чичиков) оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). (Гоголь)
Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.
Придаточные ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения.
Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чём?, жду — чего?,
Например:Ты говоришь(что?), что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Я считаю(что?), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский) Я горожанка. Я росла, не зная(чего?), как тонет в реках медленный закат. (Ю. Друнина) Только теперь мне стало ясно(что?), зачем они собирали дрова. (В. Арсеньев)
Деепричастие
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.
К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн.,сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.
К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.
Деепричастия несовершенноговида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.
Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).
У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.
Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
— от глаголов на -чь: печь — пекя(печа);
— от глаголов на -нуть: вянуть — вяня,;
— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут — пиша, лижут — лижа (но наречие лёжа);
— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -пья.
У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,
-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.
У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.
Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:
обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,
женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.
Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:
? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).
? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).
Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.
8.ВВОДНЫЕ слова и конкструкции
Вводные слова — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий
выражает свое отношение к содержанию высказывания: Погода, к счастью, наладилась.
указывает на последовательность изложения: С одной стороны, Павел прав.
указывает на источник сообщения: По-вашему, погода наладится?
Таблица значений вводных конструкций
О том, какую смысловую нагрузку чаще всего несут вводные конструкции, таблица сможет рассказать наиболее наглядно.
Экспрессивная реакция говорящего на сообщаемое | Он постарается, еще бы! |
Подчеркивание какой-либо части сообщения | В общении с ребенком, напоминаю, нельзя постоянно играть роль эдакого Уголовного кодекса или списка запретов. |
Отнесение сообщаемого к источнику информации | По словам медиков, самым главным для здоровья человека является качество сна. |
Привлечение внимания собеседника | Представьте себе, она так никуда и не успела! |
Порядок перечисления компонентов высказывания | Во-первых, я не могу выполнить твою просьбу, а во-вторых, ты уже сильно утомил меня. |
Характеристика способа выражения мыслей | Грубо говоря, мне хочется прогнать тебя со двора. |
Здесь приведены, конечно же, не все варианты значений вводных конструкций, но и имеющиеся примеры могут отобразить все многообразие вводных сочетаний слов, которое, кстати, не стоит на месте и постоянно пополняется.