Организационные формы интегрированного обучения и воспитания

Организационными формами интегрированного обучения и воспитания на уровне общего среднего образования являются:

специальный класс;

класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости;

класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания неполной наполняемости.

Открытие специальных классов

И классов интегрированного (совместного)

Обучения и воспитания

Открытию специальных и интегрированных классов предшествует большая организа­ционная работа.

На основе анализа регионального банка данных о детях с ОПФР и пожеланий родителей ЦКРОиР представляет в органы управления образованием прогноз потребности детей с ОПФР в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи, в том числе и предложения об открытии специальных и интегрированных классов.

Специалисты органов управления образованием на основании этих предложений определяют общеобразовательные учреждения, где предполагается организация интегрированного обучения, и готовят материалы в местные исполнительные и распорядительные органы для принятия решения об открытии специальных и интегрированных классов.

После принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения об открытии таких классов органом управления образованием совместно с руководителями общеобразовательных учреждений, где планируется осуществление интегрированного обучения и воспитания, проводится работа по созданию в общеобразовательных учреж­дениях специальных условий,таких как:

обеспечение соответствующей учебной литературой (учебными программами специального образования, учебными пособиями и учебниками для специальных общеобразовательных и вспомогательных школ, индивидуальными техническими средствами обучения, дидактическими средствами обучения для детей с ОПФР в соответствии с характером и степенью тяжести имеющихся нарушений развития и др.);

создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

обучение незрячих (слепых) на основе рельефно-точечной системы Брайля, слабови­дящих — по учебникам и учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом, с использо­ванием тифлотехнических средств и специального оборудования;

обучение неслышащих (глухих) и слабослышащих детей с использованием звукоуси­ливающей аппаратуры, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на визуальной основе;

кадровое обеспечение интегрированного обучения и воспитания (наличие кадров учителей-дефектологов, подготовка педагогического коллектива общеобразовательного учреждения к работе с учащимися с ОПФР);

наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащённого необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой с целью оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений;

организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с ОПФР, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;

создание атмосферы эмоционального комфорта учащимся с целью сохранения их психического и нравственного здоровья и другие.

Рекомендации по организации образовательной среды изложены в учебно-методи­ческом пособии С. Е. Гайдукевич и др. «Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения» (Минск: БГПУ, 2006).

Министерство образования рекомендует определить в каждом регионе опорные обще­образовательные учреждения, где будет осуществляться интегрированное обучение и вос­питание детей с ОПФР, что позволит более экономно расходовать бюджетные средства на создание адаптивной образовательной среды для обучения названной группы детей.

Изучение состояния интегрированного обучения и воспитания показало, что в респуб­лике отмечается сокращение количества специальных классов (с 2003 по 2009 год количество специальных классов уменьшилось на 174 единицы, а количество учащихся, обучающихся в них, уменьшилось на 2177 детей).

Специальный класс или интегрированный класс полной наполняемости как формы ор­ганизации интегрированного обучения име­ют определённые преимущества не только с точки зрения экономической эффективности, но и с позиции наиболее полного удовлетворения интересов обучающихся. Поэтому при организации интегрированного обучения и воспитания рекомендуется открывать специальные классы или интегрированные клас­сы полной наполняемости. Интегрированные классы неполной наполняемости могут откры­ваться преимущественно в общеобразовательных учреждениях сельской местности при условии невозможности организации подвоза детей с ОПФР в опорные общеобразователь­ные учреждения, осуществляющие интегрированное обучение и воспитание.



Наши рекомендации