К осуществлению интегрированного
Обучения и воспитания
Интегрированное обучение и воспитание — форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФРи детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.
Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:
с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
с тяжёлыми нарушениями речи;
с нарушениями зрения;
с нарушением слуха;
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Интегрированное обучение и воспитание не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР.
Интеграция (от лат. inteqratio — восстановление, восполнение) — объединение частей в единое целое. Интеграция в образовании (образовательная интеграция) не является только механическим объединением здоровых учащихся и учащихся с нарушениями физического и (или) психического развития в классе или в школе. Это новая система функционирования общеобразовательного учреждения в ином режиме независимо от количества в нём специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания (далее — интегрированных классов).
Образовательная интеграция — двусторонний процесс. С одной стороны, ребёнок с ОПФРготовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству общеобразовательного учреждения. С другой стороны, и общеобразовательное учреждение готовится к работе с ребёнком, имеющим нарушения психофизического развития, создаёт специальные условия для его обучения и воспитания. В образовательной интеграции должно обеспечиваться взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОПФР и их здоровыми сверстниками. В связи с этим образовательную интеграцию следует рассматривать не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных классах, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом.
Осуществление интегрированного обучения и воспитания предполагает создание в общеобразовательном учреждении условий для обучения, воспитания, развития и самореализации как учащихся, имеющих нарушения психофизического развития, так и учащихся, не имеющих таких нарушений, организацию их совместной деятельности. Содержание работы общеобразовательного учреждения при организации интегрированного обучения и воспитания отличается от его обычного режима тем, что:
образовательный процесс осуществляется с учётом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами к общему среднему и специальному образованию;
обучение детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, осуществляется по учебным планам и программам общеобразовательных учреждений;
обучение детей с ОПФР осуществляется по учебным планам и программам специального образования;
создаются специальные условия для обучения и воспитания учащихся с ОПФР;
осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР;
формируются новые качественные характеристики взаимодействия и взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и образовательными потребностями.
В процессе образовательной интеграции включаются во взаимодействие специалисты разных структур: органов управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов (далее — органов управления образованием), государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР), общеобразовательных учреждений.
Органы управления образованием осуществляют организационно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение интегрированного обучения и воспитания, несут ответственность за организацию, состояние и качество интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР в регионе (области, районе, городе).
ЦКРОиР выполняют координирующую функцию. Специалисты ЦКРОиР оказывают организационно-методическую помощь по вопросам открытия, комплектования и функционирования интегрированных классов. Они проводят психолого-педагогическое обследование детей с ОПФР, разрабатывают индивидуальные планы оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с ОПФР, обучающимся в интегрированных классах, изучают успешность протекания процессов интегрированного обучения, участвуют в организации методической работы с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и психолого-педагогическом сопровождении учащихся, оказывают консультативную помощь родителям и педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений.
Общеобразовательные учреждения осуществляют образовательную деятельность, создают адекватную возможностям разных групп учащихся с ОПФР образовательную среду, организуют их психолого-педагогическое сопровождение. Администрация общеобразовательного учреждения несёт ответственность за организацию, состояние и качество интегрированного обучения и воспитания.
Научно-методические и организационно-содержательные аспекты обучения различных групп детей с ОПФР в условиях образовательной интеграции изложены в монографии А. Н. Коноплёвой, Т. Л. Лещинской «Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития» (Минск: НИО, 2003).