Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К подчеркнутым иноязычным словам подберите русские синонимы.
Задания к контрольной работе
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
ВАРИАНТ 1
ЗАДАНИЕ 1.
Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.
Алкоголь, бронировать, валовой, доклеить, жалюзи, каталог, кладовая, мизерный, мусоропровод, новорожденный, норовистый, обеспечение, облегчить, свекольный, страховщик, толика, украинский, факсимиле, ходатайствовать, цыган; банты, тортов, граблей; заключат, отнялся, принята.
ЗАДАНИЕ 2.
Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]
Афера, блеклый, дареный, желчь, многоженец, никчемный, оседлый, острие, прикрепленный, шофер, одновременный, маневр.
ЗАДАНИЕ 3.
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К подчеркнутым иноязычным словам подберите русские синонимы.
Ад…птация, аген(?)ство, ак(?)редитив, вагоно(часы), идти (ва)банк, д…п…ртамент, д…ф…цит, инц…дент, к…м(?)ентатор, ком(?)уникабельный, к…нсалтинг, кор(?)ектный, лег…тимный, н(?)юанс, (прес?)конференция, пр…це(?)дент, пр…в…легия, пр…ор…тет, (тон(?)ель)мост.
ЗАДАНИЕ 4.
Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.
Третий день вернисажа; в августе месяце; роспись преподавателя в ведомости; свободная вакансия; дешевые цены; имеет большую роль; закончить среднее образование; вернуться к своим пенатам; командировочных расположили в гостинице; одел шляпу и плащ.
ЗАДАНИЕ 5.
Определите род имен существительных. Допишите окончания имен прилагательных, согласовывая их с существительными.
Ароматн… какао, черн… кофе, военн… атташе, красив… фамилия, опытн… экономист, стальн… рельс(а), бел… тюль, обаятельн… леди, широк… авеню, вкусн… иваси, понятлив… шимпанзе, справедлив… рефери, юн… протеже, солнечн… Сочи, городск… АТС, больш… кафе-бар.
ЗАДАНИЕ 6.
Поставьте имена существительные:
А. в именительном падеже множественного числа;
Б. в родительном падеже множественного числа.
Отметьте наличие вариантов и определите различия в их значении и/или употреблении.
А. Адрес, бухгалтер, договор, лектор, рапорт, слесарь, том, год, дно, кондуктор, корпус.
Б. Апельсины, ботинки, вафли, граммы, комментарии, носки, сумерки, рельсы, свечи, англичане, казахи.
ЗАДАНИЕ 7.
Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных; Б. местоимений.
А. 1. Твой ответ двусмысленен. 2. Он был горяч, полный жизни. 3. Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.
Б. 1. Я моложе нее на три года. 2. Он появился со своим другом. У него был прекрасный вид. 3. Я нашел этот справочник у меня в кабинете.
ЗАДАНИЕ 8.
Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.
1. Железнодорожники перевезли по назначению более (11800; тонна) грузов. 2. Несмотря на сложные погодные условия, мы собрали по (45,9; центнер) зерна с гектара. 3. За день было продано (33; брюки). 4. В работе кружка принимало участие около (1,5; десяток) студентов. 5. Меня просили позвонить по (оба/обе; номер). 6. Наша академия готовится отметить (35-летие) со дня основания. 7. К (11; ноябрь) отчет должен быть готов.
ЗАДАНИЕ 9.
А. От данных глаголов образуйте:
а) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).
Убедить, бродить.
б) личные формы будущего времени.
Выздороветь.
в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.
Полоскать, брызгать.
г) форму повелительного наклонения.
Напоить, выбросить.
Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.
Сосредоточивать – сосредотачивать; кладет – ложит.
ЗАДАНИЕ 10.
Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
1. Те, кто не (прошел/прошли) медкомиссию, не будут допущены к работе. 2. Большинство студентов нашей группы успешно (защитили/ защитило) курсовой проект. 3. (Засеяны/ засеяно) сто двадцать гектаров.
4. Администрация, особенно замдиректора и главный инженер, много времени (уделяют/уделяет) решению социальных проблем. 5. Абсолютное большинство хорошо (подготовлены/подготовлено) к сдаче экзамена.
ЗАДАНИЕ 11.
ЗАДАНИЕ 12.
ЗАДАНИЕ 13.
Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже. Используйте, где это необходимо, предлог.
Платить (проезд), удивиться (результат), контроль (выполнение), согласно (тариф), наперекор (судьба).
ЗАДАНИЕ 14.
ЗАДАНИЕ 15.
ЗАДАНИЕ 16.
Внесите необходимые изменения в оформление, содержание и язык документа.
Автобиография.
Я, Новикова Люда, родилась в 1985 году в небольшой деревеньке Рябово Тульской области, расположенной в средней полосе России.
Мой отец, Новиков Петр Сергеевич, тракторист. Мать, Новикова Раиса Васильевна, бухгалтерша в сельсовете.
В 1992 году я поступила в первый класс Рогожинской средней школы, которая находилась в семи километрах от нас, поэтому мне приходилось ездить на велосипеде, а зимой – на лыжах. В школе больше других предметов мне нравилась биология и физкультура. После окончания школы я поступила в Детчинский сельскохозяйственный техникум и учусь на агронома. Учусь нормально. Участвую в самодеятельности и спортивных мероприятиях.
Наша семья состоит из пяти человек. Кроме родителей и меня, есть еще бабушка и братик Коля. Ему 6 лет.
10 марта 2004 года. Л. Новикова
ВАРИАНТ 2
ЗАДАНИЕ 1.
Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.
Апокриф, баловать, газопровод, завсегдатай, знамение, истеблишмент, квартал, маркетинг, наркомания, начать, осведомить, памятуя, приданое, сливовый, танцовщик, усугубить, украинец, умерший, феномен, черпать, эксперт; по деньгам, шприцев, включат, начата, осужден.
ЗАДАНИЕ 2.
Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]
Одноименный, решетчатый, бытие, опека, донесший, новорожденный, платежеспособный, очечник, желоб, заем, многоженство, истекший (год).
ЗАДАНИЕ 3.
ЗАДАНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ 5.
ЗАДАНИЕ 6.
Поставьте имена существительные:
А. в именительном падеже множественного числа;
ЗАДАНИЕ 7.
Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных;
Б. местоимений.
А. 1. Поступок, совершенный тобой, бессмысленен и жесток.2. Один брат шумный, другой – тих. 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.
Б. 1. Вокруг ее (вокруг дачи) был выстроен высокий каменный забор. 2. Иван встретился с Петром, и он передал ему документы. 3. Листва была повсюду: они лежали на крышах, на земле, на скамейках.
ЗАДАНИЕ 8.
Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.
1. Высота останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна (540; метр) (74; сантиметр). 2. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить (83,3%) подведомственной территории к январю (2007; год). 3. У нас в запасе оставалось ещё (4; сутки). 4. Можно было вполне обойтись (1,5; тысяча) рублей. 5. В смене работает (56; швея), (7) из них выполняют две нормы. 6. В (432; номер) газеты была опубликована статья о нашем однокурснике. 7. Из (21; студент) экзамен сдали (19).
ЗАДАНИЕ 9
А. От данных глаголов образуйте:
а) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).
Победить, ощутить.
б) личные формы будущего времени.
Опостылеть.
в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.
Махать, двигать.
г) форму повелительного наклонения.
Уведомить, лечь.
Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.
Уполномочивать – уполномачивать; езжу – ездию.
ЗАДАНИЕ 10.
Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
1. Три заявления о приеме на работу (лежали/лежало) на столе. 2. Тридцать два человека (работали/работало) на новом участке. 3. Несколько сотрудников (отказались/отказалось) от сверхурочной работы. 4. На строительство нового объекта (получен/получено) миллион долларов. 5. (Прошло/прошли) полтора часа.
ЗАДАНИЕ 11.
ЗАДАНИЕ 12.
ЗАДАНИЕ 13.
ЗАДАНИЕ 14.
ЗАДАНИЕ 15.
ЗАДАНИЕ 16.
Внесите необходимые изменения в оформление, содержание и язык документа.
Александрову О.И.
от Шамина
Владимира Алексеевича
заявление
Прошу меня отпустить 9.01.2004 г. по семейным обстоятельствам.
8.01.2004
(Подпись)
ВАРИАНТ 3
ЗАДАНИЕ 1.
Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.
Апостроф, бармен, вербовщик, генезис, закупорить, избалованный, километр, комбайнер, менеджмент, могущий, намерение, нефтепровод, оптовый, паблисити, полчаса, роженица, свекла, туфля, углубить, щавель, экспертный; торты, приняла, заключим, начался, красивее, правы.
ЗАДАНИЕ 2.
Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]
Недоуменный, осужденный, истекший (кровью), смета, щепоть, свекла, дареный, переведенный, шлем, оседлый, гренадер, Ожегов.
ЗАДАНИЕ 3.
ЗАДАНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ 5.
ЗАДАНИЕ 6.
Поставьте имена существительные:
А. в именительном падеже множественного числа;
ЗАДАНИЕ 7.
Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных;
Б. местоимений.
А. 1. Все говорят, что я легкомысленен. 2. Комната была пуста и закрытая на ключ. 3. Петров находится в более худшем положении.
Б. 1. Мать Тани, когда она заболела, стала очень нервной. 2. У ней при себе не оказалось документов. 3. Спонсоры были готовы принять ихнее предложение.
ЗАДАНИЕ 8.
Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.
1. Из (1109; объект) было введено в строй лишь (749). 2. На машины было погружено (22,4; тонна) угля. 3. Главная бухгалтерия обслуживает сегодня (32; ясли). 4. Медкомиссию прошли около (полтораста; призывник). 5. Дипломы были вручены (оба/обе; ученица). 6. В нашей группе всего (3; девушка). 7. К (8; март) мужчины готовят сюрпризы.
ЗАДАНИЕ 9.
А. От данных глаголов образуйте:
а) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).
. Преградить, очутиться.
б) личные формы будущего времени.
Опротиветь.
в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.
Колыхать, капать.
г) форму повелительного наклонения.
. Выйти, поехать.
Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.
Обусловливать – обуславливать; лазить – лазать.
ЗАДАНИЕ 10.
Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
1. Еще один ряд предложений (возник/возникли) у главного инженера. 2. Меньшинство сотрудников все-таки (проголосовало/проголосовали) против. 3. Полгорода (остались/осталось) без света и газа. 4. (Новый/новая) эколог города С.В. Петрова (выступил/выступила) с заявлением в защиту национального парка «Самарская Лука». 5. Двое других свидетелей (подписало/подписали) протокол.
ЗАДАНИЕ 11.
ЗАДАНИЕ 12.
ЗАДАНИЕ 13.
ЗАДАНИЕ 14.
ЗАДАНИЕ 15.
ЗАДАНИЕ 16.
Внесите необходимые изменения в оформление, содержание и язык документа.
Доверенность
Я, Зотова В.А., доверяю моему мужу, Зотову С.П., получить мою зарплату за декабрь месяц. В связи с тем, что я нездорова и нахожусь в больнице.
20 мая 2006 года
ВАРИАНТ 4
ЗАДАНИЕ 1.
Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.
Введенный, гербовый, диспансер, запломбированный, исповедание, медикаменты, некролог, нувориш, перчить, средства, столяр, таможня, танцовщица, творог, тефтели, трубопровод, укупорить, щебень, порты, шарфов, с деньгами, яслей; переключимся, принялся, названа.
ЗАДАНИЕ 2.
Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]
Безнадежный, современный, преемник, приглушенный, леска, осетр, комбайнер, затекший, щелка, головешка, повторенный, договоренность.
ЗАДАНИЕ 3.
ЗАДАНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ 5.
ЗАДАНИЕ 6.
Поставьте имена существительные:
А. в именительном падеже множественного числа;
ЗАДАНИЕ 7.
Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных;
Б. местоимений.
А. 1. Вывод оппонента двусмысленен. 3. Этот офицер всегда подтянут, всегда одетый по форме, культурный в общении. 4. С того вечера она стала еще более веселее.
Б. 1. Мы постараемся выступить лучше них. 2. Моя подруга, она была учителем. 3. Ихняя школа победила в соревновании.
ЗАДАНИЕ 8.
Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.
1.Ближайшая железнодорожная станция находится в (267; километр) от нашего города. 2. Решение было принято (2/3; голос). 3. До начала экзаменов осталось всего около (1,5; месяц). 4. На (оба/обе; брюки) есть аппликация. 5. Нас было (3). 6. Блок правых партий располагает (131; место) в парламенте. 7. Здание вокзала было построено в (1998; год).
ЗАДАНИЕ 9.
А. От данных глаголов образуйте:
а) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).
. Чудить, грустить.
.
б) личные формы будущего времени.
. Выздороветь.
в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.
Сыпать, метать.
г) форму повелительного наклонения.
. Взглянуть, почистить.
Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.
Подытоживать – подытаживать; мучить – мучать.
ЗАДАНИЕ 10.
Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
1. Много сотрудников предприятия (прошло/прошли) переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту. 2. Сто сорок один депутат (участвовал/участвовали) в работе сессии. 3. Тысяча человек (отправилась/отправились) на переподготовку. 4. Группа студентов-первокурсников (занимается/занимаются) в спортзале. 5. В Москву (было свезено/были свезены) девяносто тысяч килограммов колокольной меди.
ЗАДАНИЕ 11.
ЗАДАНИЕ 12.
ЗАДАНИЕ 13.
ЗАДАНИЕ 14.
ЗАДАНИЕ 15.
ЗАДАНИЕ 16.
Внесите необходимые изменения в оформление, содержание и язык документа.
Председателю профсоюзного
бюро завода “Путь к сознанию”
Уряшкину А. И.
от руководителя ансамбля
народных инструментов
Кукушкина С. С.
объяснительная записка.
Довожу до Вашего сведения, что полученные мною музыкальные инструменты в количестве 2 шт. (балалайка и баян) возврату не подлежат. Первая – как пришедшая в негодность в результате поломки в результате давки в автобусе. А у баяна продавлены меха сапогом неопознанного гражданина по причине скопления народу и как следствие этого факта ремень был сорван, баян упал, понеся физические и моральные потрясения. Прошу не лишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт.
Нижеподписавшийся
Кукушкин.
16.1. с. г.
ВАРИАНТ 5
ЗАДАНИЕ 1.
Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.
Анатом, включенный, госпитальный (режим), дареный, дайджест, иконопись, мизер, некролог, облегчить, пригубить, отсуженный, поставщик, пуловер, рассредоточение, саммит, (окупятся) сторицей, щепоть; шарфов, дубляжа, в госпиталях; принялся, начала.
ЗАДАНИЕ 2.
Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]
Вмененный, завороженный, шерстка, гололедица, наемник, зев, перекрестный, желчный, иноплеменный, повлекший, отключенный, маневренный.
ЗАДАНИЕ 3.
ЗАДАНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ 5.
ЗАДАНИЕ 6.
Поставьте имена существительные:
А. в именительном падеже множественного числа;
ЗАДАНИЕ 7.
ЗАДАНИЕ 8.
Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.
1. Предложение принято (375; голос) против (92; голос). 2. За этого кандидата проголосовало более (51%; избиратель). 3. Насыпь возводилась с помощью (2; бульдозер). 4. Метростроевцы обещали завершить строительство трассы к (1; апрель; 1998; год). 5. Семинар вели (2; доцент). 6. Время существования в космосе второго спутника - (93; сутки). 7. Расстояние между зданиями не более (полтораста; метр).
ЗАДАНИЕ 9.
А. От данных глаголов образуйте:
а) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).
Дерзить, пригрозить.
б) личные формы будущего времени.
Опротиветь.
в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.
Щипать, двигать.
г) форму повелительного наклонения.
Положить, закупорить.
Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.
Обезболивать – обезбаливать; мерить – мерять.
ЗАДАНИЕ 10.
Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
1.На конгрессе (присутствовали/присутствовало) 117 делегатов. 2.В очереди (стоял/стояли) 41 человек. 3. Ряд конструкторских проектов (внедрены/внедрен) в производство. 4. Большинство спортсменов (были готовы/было готово) к новым играм. 5. Часть сотрудников нашего института (направлены/направлена) в командировку на Дальний Восток.
ЗАДАНИЕ 11.
ЗАДАНИЕ 12.
ЗАДАНИЕ 13.
ЗАДАНИЕ 14.
ЗАДАНИЕ 15.
ЗАДАНИЕ 16.
Внесите необходимые изменения в оформление, содержание и язык документа.
Директору фирмы «Заря»
Афанасьеву Ю. П.
от Комова С.П.
Заявление.
Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.12.2000 в связи с причинами личного характера.
24.12.2000
Комов С.В.
Задания к контрольной работе
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
ВАРИАНТ 1
ЗАДАНИЕ 1.
Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.
Алкоголь, бронировать, валовой, доклеить, жалюзи, каталог, кладовая, мизерный, мусоропровод, новорожденный, норовистый, обеспечение, облегчить, свекольный, страховщик, толика, украинский, факсимиле, ходатайствовать, цыган; банты, тортов, граблей; заключат, отнялся, принята.
ЗАДАНИЕ 2.
Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]
Афера, блеклый, дареный, желчь, многоженец, никчемный, оседлый, острие, прикрепленный, шофер, одновременный, маневр.
ЗАДАНИЕ 3.
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К подчеркнутым иноязычным словам подберите русские синонимы.
Ад…птация, аген(?)ство, ак(?)редитив, вагоно(часы), идти (ва)банк, д…п…ртамент, д…ф…цит, инц…дент, к…м(?)ентатор, ком(?)уникабельный, к…нсалтинг, кор(?)ектный, лег…тимный, н(?)юанс, (прес?)конференция, пр…це(?)дент, пр…в…легия, пр…ор…тет, (тон(?)ель)мост.
ЗАДАНИЕ 4.