Определите словосочетание, где выделенное слово является главным. Выпишите это словосочетание.
1) увлекшисьматематикой | 3) играющим в футбол |
2) в строящееся здание | 4) вызвав к доске |
Ответ: ____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 9-16.
(1)Зимой 1921 года я жил в Одессе и работал в газете «Моряк». (2)В то тяжёлое время в ней начинало работать немало молодых писателей, в том числе Катаев, Бабель, Олеша и Ильф. (3)Из старых, опытных писателей часто заходил в редакцию только Андрей Соболь – милый, неусидчивый человек.
(4)Однажды Соболь принес в «Моряк» свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.
(5)Все, кто читал рассказ, говорили в один голос, что печатать его в таком небрежном виде нельзя. (6)Предложить Соболю исправить его никто не решался. (7)Мы все сидели и думали: что делать? (8)Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты «Русское слово».
– (9)Вот что, — сказал он. – (10)Талантливая вещь. (11)Нельзя, чтобы она пропала.
– (12)Что тут поделаешь! – с сожалением ответил я.
– (13)Дайте мне рукопись. (14)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (15)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. (16)Обещаю, что не выброшу и не впишу ни одного слова и рассказ не пострадает.
– (17)А что же вы сделаете?
– (18)А вот увидите.
(19)Благов вынул из кармана огарок толстой свечи из церкви, зажег его, сел на мой потрепанный чемодан с исчерченной крышкой и склонился над рукописью.
(20)Благов закончил работу только к утру. (21)Я прочел рассказ и онемел. (22)Это была прозрачная, литая проза. (23)Все стало выпуклым, ясным. (24)От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. (25)При этом действительно не оказалось выброшенным или прибавленным ни одно словечко.
– (26)Это чудо! – сказал я. – (27)Как вы это сделали?
– (28)Да просто расставил правильно все знаки препинания. (29)У Соболя с ними форменный кавардак. (30)Особенно тщательно я расставил точки. (31)И абзацы. (32)Знаки препинания – это великая вещь, мой милый. (33)Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное звучание. (34)Знаки препинания ,что нотные знаки. (35)Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
(36)Рассказ был напечатан. (37)А на следующий день в редакцию ворвался Соболь.
– (38)Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу.
– (39)Никто не трогал, – ответил я. – (40)Можете проверить текст.
– (41)Ложь! – крикнул Соболь. – (42)Все равно узнаю, кто трогал.
(43)Запахло скандалом. (44)Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты. (45)Тогда Благов сказал спокойным и унылым голосом:
– (46)Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания – это значит тронуть его, то извольте: трогал его я.
(47)И тут Соболь бросился в Благову, и охватил его руки, и крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его, а нам оставалось только онеметь от удивления.
– (48)Спасибо! – сказал взволнованно Соболь. – (49)Вы дали мне чудесный урок. (50)Но только жалко, что так поздно. (51)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
(52)Вечером Соболь достал где-то пачку чая, чёрного хлеба, солёную селёдку и принес всё это богатство в редакцию. (53)Позвав Благова и Багрицкого, мы устроили пир во славу литературы и знаков препинания.
(54)После этого я, начинающий писатель, окончательно убедился, с какой пронзительной силой действует на читателя знак, поставленный в нужном месте.(По К. Паустовскому)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) — русский советский писатель, писавший в жанре романтизма, современному читателю более всего известен как автор рассказов и повестей о природе для детей.
9Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему рассказ Соболя необходимо было напечатать?»
1) (9)Вот что, — сказал он. – (10)Талантливая вещь. (11)Нельзя, чтобы она пропала.
2) (13)Дайте мне рукопись. (14)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (15)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. (16)Обещаю, что не выброшу и не впишу ни одного слова и рассказ не пострадает.
3) (38)Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу.
4) (49)Вы дали мне чудесный урок. (50)Но только жалко, что так поздно. (51)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
Ответ: ____________________________________________________
10Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 43:«Запахло скандалом».
1) эпитет
2) метафора
3) фразеологический оборот
4) антитеза
Ответ: ____________________________________________________