Блок 5. Диагностика сформированности учебной мотивации.
· "Сформированность внутренней позиции школьника" (Л.И. Божович), цель: оценка развития мотивационно-потребностной сферы. Выявляется в свободной беседе с использованием ключевых вопросов. Методика позволяет определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или препятствующих успешному обучению в школе. Беседа включает 11 ключевых вопросов.
Методики "Домик", "Графический узор", тест Пьерона-Рузера проводятся фронтально (в группах по 4 – 6 человек), а остальные – индивидуально.
Продолжительность и оптимальное время проведения обследования:
· продолжительность проведения обследования зависит от индивидуальных особенностей ребенка (темпа работы, уровня утомляемости, колебаний мотивации и т.д.);
· рекомендуется через каждые 20 минут обследования делать перерыв для отдыха ребенка;
· обследование детей следует проводить в первой половине дня или после дневного сна.
Для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности разработаны определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий.
Оценивая выполнение каждого отдельного задания, необходимо проанализировать следующие существенные показатели:
· может ли ребенок организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции, "полевое" поведение);
· какие способы работы (рациональные / нерациональные) используются ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющиеся действия;
· способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;
· способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;
· отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат.
· понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность сделать перенос показанного способа на аналогичное задание.
Таким образом, предложенные варианты диагностики готовности детей к обучению в школе позволяют выделить контингент детей нуждающихся в специальной работе по предшкольной подготовке с учетом их стартовых возможностей и индивидуальных потребностей.
Дети с нарушением слуха. Поскольку наличие сохранного физического слуха является необходимой предпосылкой успешного овладения чтением и письмом. Чтобы четко и правильно произносить звуки и слова, ребенок должен, прежде всего, услышать их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи.
Как правило, у таких детей ограниченный запас слов и специфические ошибки в произношении. Они стремятся считывать с губ речь педагога и окружающих и не всегда понимают обращенные к ним слова. При обучении чтению и письму характерны специфические трудности: смешение звонких и глухих согласных звуков, шипящих и свистящих, выпадение безударных окончаний, опускание начала слова, искажение сочетания согласных звуков, нарушение грамматического строя речи и др. Нередко эти дети неуверенны и недостаточно общительны. У данной категории детей возникают трудности в понимании объяснений педагога, специфические ошибки в диктантах и самостоятельном письме, недостаточное понимание читаемого текста.
В то же время дети с легким снижением слуха при создании надлежащих условий могут вполне быть успевающими учениками массовой школы, при условии особого внимание педагога. Таких детей следует рассаживать ближе к педагогу, обращая внимание на то, чтобы слабослышащий ребенок видел его лицо, при объяснении материала громко и четко произносить слова. Давая задания, следует проверять, насколько четко дети восприняли на слух сообщаемый материал, а при необходимости повторить им задание. При оценке их работ целесообразно проводить качественный анализ ошибок, и если в работе есть ошибки, связанные с недостаточностью слуха, то не следует снижать оценки. Важно учитывать, что эти дети, являясь полноценными в отношении интеллекта, тяжело переживают свои неудачи, теряют уверенность в своих силах, иногда в связи с этим у них появляется повышенная раздражительность. Необходимо подбадривать такого ребенка, подчеркивать в присутствии других детей его положительные качества и успехи в обучении, достигнутые благодаря прилежанию.
С такими детьми следует проводить индивидуальные занятия, на которых больше внимания уделить различению на слух глухих звуков, безударных частей слова, обогащению словарного запаса. Важно разъяснить родителям природу трудностей ребенка в обучении, показать, как правильно помогать готовить домашнее задание, обратить внимание родителей на важность и необходимость выработки в семье требований к речи взрослых, взаимодействующих с ребенком.
Дети с нарушениями речи. Дети данной категории испытывают основные затруднения в овладении грамотой, несмотря на достаточное общее развитие. Поскольку овладение грамотой требует от ребенка кроме сохранного физического слуха также и развитого фонематического слуха. Даже легкие отклонения в развитии фонематического восприятия вызывают значительные затруднения в овладении чтением и письмом. Как правило, такие дети не различают близкие фонемы, звонкие и глухие согласные [б] и [п], [д] и [т], [г] и [к]), свистящие и шипящие ([с] и [з], [ж] и [ш]). И только качественный анализ ошибок на письме поможет педагогу выявить их происхождение.
Для этих детей также характерны психоэмоциональные проблемы. например, заикание, как вид речевого нарушения, является травмирующим фактором и ведет к возникновению вторичных наслоений в виде нерешительности, робости, неуверенности, повышенной раздражительности, плаксивости и т.д. Поэтому педагогу необходимо опираться на положительные стороны личности детей, внушать веру в возможность преодоления затруднений, подбадривать и не травмировать ребенка снижением оценок за специфические ошибки. При устных ответах следует тактично оказывать помощь и не требовать сразу развернутых фраз. От заикающихся детей нельзя, требовать устных ответов в присутствии других детей, если они отказываются отвечать. Их знания лучше оценивать в индивидуальной беседе.
Во многих случаях педагог может сам добиться устранения недостатков произношения. Вместе с тем следует разъяснить родителям, что наилучший результат достигается при организации специальных занятий с логопедом.
Дети с нарушением зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Дети с нарушением зрения вследствие нечеткости, замедленности, узости восприятия путают сходные по начертанию буквы, цифры, что затрудняет счет и решение арифметических задач, мешает понять содержание прочитанного и овладеть техникой чтения. Кроме того, при зрительной работе у них быстро наступает утомление, снижается работоспособность.
Все указанные выше нарушения зрения обычно хорошо компенсируются очками, однако важно своевременно заметить затруднения, связанные со зрением. Педагогу следует учитывать, что эти дети не всегда хорошо видят написанное на доске или карте. В течение занятия им необходимо предлагать различные виды работ, вести строгий контроль за
объемом зрительной нагрузки, так как начало школьного обучения совпадает с критическим периодом для развития органов зрения.
Для учебной работы в школе и дома необходимо создать правильные санитарно-гигиенические условия. Так, рабочее место ребенка должно быть достаточно и правильно освещено. При выполнении зрительной работы необходимо обращать внимание на правильность посадки ребенка.
При длительной зрительной работе (во время письма и чтения) возможно выполнение упражнений, разработанных профессором Э.С. Аветисовым.
Упражнение 1. И.п. — стоя возле парты. 1 — смотреть перед собой 2-3 с. 2 — расположить указательный палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз на уровне средней линии лица и перевести взгляд на конец пальца; смотреть на него 3-5 с. 3 — опустить руку. Повторить 10 раз. Упражнение 2. И.п. — то же. 1 — вытянуть руку вперед и посмотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на уровне средней линии лица. 2 — медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 8 раз.
Данные упражнения могут быть рекомендованы не только детям с нарушениями зрения, но всем детям с отклонениями в развитии.
Дети с нарушениями психоинтеллектуального развития. Для таких детей часто характерна физическая инфантильность (малый вес и невысокий рост) и незрелость эмоционально-волевой в сферы. У этих детей, как правило, не сформированы школьные интересы, они с трудом включаются в школьную деятельность, не могут сосредоточиться при выполнении учебных заданий, с большими трудностями овладевают начальными навыками счета, письма и чтения. Во времязанятий у них наблюдается повышенная утомляемость, часто дети жалуются на головные боли, а в поведении наблюдается детская непосредственность, а иногда неадекватность. Эти дети нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала обучения.
В процесс обучения целесообразно вводить игровые элементы, использовать красочно оформленный наглядный материал. Занятия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными, поскольку ребенок в течение длительного времени не в состоянии выполнять однообразную работу. Иногда следует уменьшить объем задания и подводить этих детей к выполнению заданий постепенно, ориентироваться на принципы доступности и наглядности.
В работе с данной категорией детей важно учитывать уровень их работоспособности, являющейся одним из основных факторов успешности учения. У детей с высоким и средним уровнем работоспособности утомление возникает в результате интенсивной умственной деятельности, а с низким уровнем — даже при небольшом умственном напряжении. Известно, что положительные эмоции повышают уровень работоспособности. В то же время следует соблюдать существующий для каждой деятельности оптимум эмоциональной напряженности. Доказано, что в учебной деятельности умеренные эмоции являются организующим фактором, а сильные — дезорганизующим.
Таким образом, успешность подготовки к обучению в школе детей отклонениями в психофизическом развитии зависит от соответствия организации учебно-воспитательного процесса особенностям развития данной категории детей. При этом особая роль принадлежит педагогу, чье поведение должно быть поддерживающим, снижающим риск дезадаптации.