Блока «Познаем грамоту, развиваем речь»
Индивидуальное исследование уровня развития детей (на начало года: сентябрь; на конец года: апрель-май), согласно критериям оценки, используются словесные игры, работа с кассой букв.
Перспективно-тематический план
блока «Познаем грамоту, развиваем речь»
Месяц | Тема занятия | Кол-во зан. |
Сентябрь, 2-я неделя | 1.Слово. Слова длинные и короткие. 2.Звуки вокруг нас. | |
Сентябрь, 3-я неделя | 1.Звуки речи. Звук «А». Буква «А». Образование множественного числа имени существительного. Понятие «гласный звук». 2.Звук «У». Буква «У». Образование множественного числа имен существительных. Закрепление понятия «гласный звук». | |
Сентябрь, 4-я неделя | 1.Звуки «А», «У». Буквы «А», «У». Дифференциация этих звуков. Звуковой анализ и синтез. Чтение букв, слогов. 2.Звук «И». Буква «И». Выделение ударного гласного звука. Анализ и синтез слогов. Печатание букв «А», «У», «И». | |
Октябрь, 1-я неделя | 1.Звуки «П, П ». Буква «П». Повторение определения «гласные звуки». Введение понятия «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук». Работа над предложением. 2.Звуки «А», «У», «И», «П», «П ».Буквы «А», «У», «И», «П». Формирование навыков анализа и синтеза слогов. Согласование притяжательных местоимений с именами существительными. | |
Октябрь, 2-я неделя | 1. Звук «Э». Буква «Э». Образование формы родительного падежа единственного числа имен существительных. Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение слогов. Выкладывание слогов в разрезных кассах. 2.Звук «Т». Буква «Т». Работа над предложением (количество слов в предложении). Пересказ короткого рассказа. | |
Октябрь, 3-я неделя | 1.Звуки «Т», «Т ». Образование формы родительного падежа имен существительных. Работа над предложением (составление схемы предложения). Пересказ рассказа по цепочке. 2.Звуки «П, П », «Т», «Т ». Дифференциация этих звуков. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом <ин>. Работа над предложением. Правила написания предложения. Составление схем предложений. Составление предложений по опорным словам. | |
Октябрь, 4-я неделя | 1.Звуки «К», «К ». Буква «К». Продолжать формировать навыки работы над предложением. Количество слов в предложении. Количество предложений в рассказе. Пересказ рассказа. 2.Звуки «П, П », «Т», «Т », «К», «К ». Буквы «П», «Т», «К». Дифференциация этих звуков. Выделение первого и последнего звуков в словах. Грамматический строй и словообразование: образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Анализ открытых и закрытых слогов. Работа с кассой букв. | |
Ноябрь, 1-я неделя | 1.Звуки «М», «М ». Буква «М». Дать определение «звонкий согласный звук». Подбор антонимов. Учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения. Работа над предложением. Составление схемы слога и слова (модели). Чтение слогов, коротких слов. 2.Звук «О». Буква «О». Выделение звука в начале, середине, конце слова (позиция звука в слове). Познакомить с понятием «предлог». Составление схемы предложения. Печатание слогов. | |
Ноябрь, 2-я неделя | 1.Звук «Х». Буква «Х». Учить выделять звук «Х» в начале и в конце слова из ряда слогов. Замена первого звука в слове на звук <х>, образование нового слова (салат – халат, голод – холод и т.д.). Составление предложений по опорным картинкам. Работа со схемой предложения. 2.Звуки «К»-«Х». Дифференциация звуков. Закрепление понятия «глухие согласные звуки». Определение последнего звука в словах. Употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными. Составление предложений по опорным картинкам. Закрепление терминов «звук, слог, слово, предложение». | |
Ноябрь, 3-я неделя | 1.Звук «Ы». Буква «Ы». Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. Выделение последнего гласного звука в словах. Закрепление понятия «предлог». Составление схемы предложения с предлогом. 2.Звуки «Ы»-«И». Выделение гласного звука в середине и конце слова. Работа над предложением. Пересказ небольшого текста. | |
Ноябрь, 4-я неделя | 1.Звук «С». Образование сложных слов (листопад, самолет и т.д.). Слова-антонимы. Речевые логические задачи. Выделение звука в начале, середине, конце слова. Согласование притяжательных местоимений <мой, моя, моё, мои> с существительными со звуком <с>. 2.Звук «С». Согласование прилагательных с существительным в роде. Образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей. Работа со схемой предложения. Знакомство со звукослоговой схемой (моделью) слов <гуси, сито>. Объяснить, что сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. | |
Декабрь, 1-я неделя | 1.Звуки «С», «С ». Буква «С». Определение позиции звуков <с, с > в словах. Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными. Составление предложений с предлогами. Составление рассказа по вопросам. Звуковой анализ слов: <сук, сом, сок, Сима>. 2.Звуки «З», «З ». Буква «З». Образование форм множественного числа родительного падежа существительных. Согласование прилагательных с существительными. Употребление предлогов: <за>, <из-за>. Знакомство с понятием «родственные слова». Продолжение работы по слоговому анализу слов <козы>, <зима>. | |
Декабрь, 2-я неделя | 1.Звуки «С», «С », «З», «З ». Закрепление правильного употребления предлогов. Работа над предложениями. Звукослоговой анализ слов <коса>, <Зина>. Печатание слов под диктовку. 2.Звуки «Н», «Н ». Буква «Н». Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять понятия «твердые-мягкие» согласные звуки. Звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Печатание слогов и слов. Познакомить с правилами употребления прописной буквы в именах. Работа с дифференцированными предложениями. Выкладывание и преобразование слогов и слов. Чтение их. | |
Декабрь, 3-я неделя | 1.Буква «Я». Образование относительных прилагательных. Составление предложений по опорным словам. Составление схем предложений. Преобразование слов. Закрепление правила написания прописной буквы. Чтение и печатание слов под диктовку. 2.Звуки «Б», «Б ». Буква «Б». Выделение первого и второго слога в словах. Работа над предложением. Закрепление навыка преобразования слов. Чтение предложений. | |
Январь, 3-я неделя | 1. Звуки «П, П », «Б», «Б ». Дифференциация звуков (твердый – мягкий, звонкий – глухой согласный звук). Выделение первого звука в словах. Выделение второго слога в словах. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Дать определение «ударение». 2.Закрепление пройденного материала. Уточнение понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Совершенствование навыков звукослогового анализа слов. Упражнение в составлении предложений с предлогами. Чтение и печатание слов и предложений. Работа с кассами букв. | |
Январь, 4-я неделя | 1. Звуки «В, В ». Буква «В». Дифференциация «твердых» и «мягких» согласных звуков. Слова-антонимы. Работа с деформированным предложением. Звукослоговой анализ слов: <ива, вата>. Печатание слов. Чтение предложений. 2. Звуки «Д, Д ». Выделение ударного гласного звука. Учить называть первый и третий слог в словах. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Подбор слов, обозначающих действия. Подбор «родственных» слов. | |
Февраль, 1-я неделя | 1. Знакомство с буквой «Д». Совершенствование звукослогового анализа слов. Печатание слогов. Печатание и чтение слов и предложений. 2. Звуки «Д, Д , Т, Т ». Буквы «Д, Т». Закрепление навыков различения звуков в слогах, словах, фразах. Знакомство с правилами правописания сомнительных согласных в конце слов, с образованием приставных глаголов. Закрепление навыков чтения и печатания предложений. | |
Февраль, 2-я неделя | 1. Дифференциация звуков «Д, Д , Т, Т ». Продолжать учить делить слова на слоги. Подбор слов к схемам. Работа над сложноподчиненными предложениями. Составление слов из «перепутанных» слогов. 2. Звуки «Г, Г ». Буква «Г». Закрепление умения детей давать звуку характеристику: «согласный, звонкий, может быть твердым и мягким», различать их в потоке речи. Согласование прилагательных с существительными. Образование слов – антонимов. Звукослоговой анализ слов: <ноги, вагон>. Печатание и чтение предложений. | |
Февраль, 3-я неделя | 1. Звуки «К, Г». Буквы «К, Г». Дифференциация этих звуков слогах, словах, фразах. Продолжать знакомить с правописанием сомнительных согласных в конце слова. Преобразование слов путем замены одного звука другим. Звукослоговой анализ слов: <гуси, книга, гудок>. 2. Звук «»Ш. Учить выделять звук в ряду других согласных звуков, слогах, словах, фразах. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Изменение глаголов по лицам. Звукослоговой анализ слов: <мышка, мишка>. Работа над деформированным предложением. | |
Февраль, 4-я неделя | 1. Звук «Ш». Закрепление материала предыдущего занятия. Образование формы родительного падежа, множественного числа имен существительных. Согласование прилагательных с существительными. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствовать навыки звукослогового анализа слов: <уши, шишка>. Заучивание чистоговорок. Выделение гласных звуков в словах. Составление предложений с заданными словами. 2. Буква «Ш». Знакомство с буквой. Продолжать учить преобразовывать слова, подбирать слова к схемам. Познакомить с правилами правописания «ши». Звукослоговой анализ слов: <кошка, душ>. Печатание слов под диктовку. Чтение предложений. | |
Март, 1-я неделя | 1. Дифференциация звуков <С-Ш>. Учить различать эти звуки в слогах, словах, фразах. Закреплять навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям (играет в шахматы - шахматист). Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Пересказ небольшого текста после прочтения. 2. Звук «Л». Определение позиции звука в словах. Деление слов на слоги. Образование формы множественного числа родительного падежа имен существительных. Образование формы прошедшего времени глаголов. Образование притяжательных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Звукослоговой анализ слов: <волк, галка>. | |
Март, 2-я неделя | 1. Звуки «Л, Л ». Буква «Л». Подбор родственных слов и слов-признаков к предмету. Работа над предлогами. Звукослоговой анализ слов. Преобразование слов (полка – палка – галка – балка - булка). Чтение слов и предложений. 2. Звук и буква «Е». Чтение слоговой таблицы с буквой «Е». Объяснить детям, что эта буква пишется после мягкой согласной. Выкладывание слов на наборном полотне. Чтение и печатание предложений. Закрепление правил написания предложения. | |
Март, 3-я неделя | 1. Звук «Ж». Упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе. Формировать представления о спряжении глаголов в настоящем времени. Употребление приставочных глаголов. Пересказ текста «Рыжик» (по цепочке). 2. Звук «Ж». Буква «Ж». Образование форм единственного и множественного числа существительных. Подбор «родственных» слов. Знакомство со словами, обозначающими предметы, действия. Признаки. Учить подбирать слова к схемам. Образование действительных причастий в настоящем времени. Знакомство с правилами правописания «жи-ши». | |
Март, 4-я неделя | 1. Дифференциация звуков <З-Ш>. Продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки. Составление предложений по опорным схемам. Работа над ударением. Составление сюжетного рассказа по опорным картинкам, предложений по опорным схемам ( ). 2. Дифференциация звуков <Ж-Ш>. Определение позиции звуков в словах. Образование притяжательных прилагательных. Продолжать знакомство с правописанием сомнительных согласных. Учит подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки, с опорой на схему. Работа над интонацией. Закрепление представлений о написании «жи-ши». Преобразование слов. Печатание предложений. | |
Апрель, 1-я неделя | 1. Звук «Р». Учить определять слог по счету. Согласование числительных с существительными. Звукослоговой анализ слов: <рыба, рыбак, прутик>. Работа по схемам. 2.Дифференциация звуков <Р - Р >. Различение звуков в слогах, словах, фразах. Образование относительных прилагательных, включение их в структуру предложения. Подбор «родственных» слов к слову <спорт>. Подбор слов со звуками <Р – Р > к схемам. | |
Апрель, 2-я неделя | 1. Буква «Р». Знакомство с буквой. Продолжение работы по преобразованию слов. Определение ударного звука в словах. Отгадывание ребусов, кроссвордов. Составление слова по первому звуку. Печатание слов, предложений. 2.Дифференциация звуков «Р, Р - Л, Л ». Закрепление умения различать и называть твердые и мягкие согласные звуки в словах. Образование сложных слов. Работа с разноприставочными глаголами. Подбор «родственных» слов к слову «плыл из рассказа «На реке». Работа над предложением. Скороговорки. | |
Апрель, 3-я неделя | 1. Буква «Ё». Знакомство с буквой. Закрепление навыка преобразования слов, обозначающих действия. Составление слов из «рассыпавшихся» букв. Работа над предложением. Чтение и печатание слов и предложений. 2. Звук «Й». Буква «Й». Определение позиции звука в слове. Задания на изменение слов. Занимательные вопросы. Преобразование слов. Печатание слов с буквой «Й». | |
Апрель, 4-я неделя | 1. Звук «Й». Буква «Й». Определение слога со звуком «Й» в словах. Образование формы родительного падежа существительных. Выполнение игрового упражнения «Вставь пропущенную букву». Составление предложений с глаголами в повелительном наклонении <налей, вылей, спой, сделай, нарисуй>. 2. Звук «Ч». Буква «Ч». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Формирование навыка словообразования (отчества лиц мужского пола: Иванович, Петрович и т.д.). Составление сюжетного рассказа по серии сюжетных картинок. Знакомство с правописанием «ча-чу». Печатание. | |
Май, 1-я неделя | 1. Буква мягкий знак «Ь». Звукослоговой анализ слов <ел – ель, мел-мель, угол - уголь >. Преобразование слов: <мел – мель, день – лень – пень - тень>. Чтение таблиц. Печатание слов и предложений. 2. Разделительный мягкий знак. Знакомство с разделительным мягким знаком в словах: <Коля – колья, лист – листья, брат - братья>. Чтение таблиц. Печатание слов и предложений. Работа с дефомрированным предложением. | |
Май, 2-я неделя | 1. Звук «Ц». Буква «Ц». Образование формы родительного падежа множественного числа существительных. Подбор «родственных» слов к слову <цветы>. Звукослоговой анализ слов: <цвет – цветы – цвести – цветик – цветник – цветок - цветут>. Печатание слов и предложений. 2. Звук «Щ». Буква «Щ». Образование существительных, обозначающих профессии. Работа над предложением. Знакомство с правилом написания слогов <ща - щу>. Совершенствование работы по звукослоговому анализу слов. | |
Май, 3-я неделя | 1.Звуки «Ф, Ф ». Буква «Ф». Подбор «родственных» слов, слов к схемам. Работа над предложением. Образование новых слов. Игры на развитие фонематического слуха. Составление слов из букв слова <фотография>. 2. Буква «Ю». Знакомство с буквой. Закрепление навыка определения мягкого согласного звука в словах. Пересказ рассказа «В саду». Слоговой аттракцион «Кто больше назовет слов, заканчивающихся на слог «ют»». Составление схем предложений. Печатание слов под диктовку. | |
Май, 4-я неделя | 1. Разделительный твердый знак «Ъ». Образование приставочных глаголов. Правило правописания разделительного твердого знака. Задания типа: «Вставь пропущенную букву». 2. «В сказочной стране». Составление творческих рассказов по набору картинок. Упражнение в составлении предложений по опорным схемам. Закрепление употребления предлогов. Понимание и правильное объяснение буквального и переносного значения крылатых выражений. Развитие памяти, логического мышления, фонематического слуха. |
Рекомендуемый список литературы
1. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей к частям 3 и 4. Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. // Серия «Свободный ум». – М.: «Баллас», 1999.
2. Курцев З. И. Ты словечко, я словечко… Методические рекомендации для воспитателей, родителей и учителей. – М.: Баллас, 2001.
3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н, Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школьная пресса, 2004 -144с.
4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов ((пособие для логопедов) – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. –М., 1999.
5. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. – М.: Мозаика – Синтез, 2001.
Примерная форма перспективного плана
(блок «Познаем числа и знаки»)
Месяц, неделя | № занятия, тема, программное содержание занятия | Дидактические и развивающие игры, компьютерная программа | Литература |
Сентябрь 1 неделя | Занятие №1: «Знакомство. Математические игры». Задачи: Вызвать желание идти на контакт с другими детьми и взрослыми, налаживать дружеские взаимоотношения, интерес к занятиям. Выявить математические представления детей: сравнение предметов по количеству на основе составления пар, количественный счет в пределах 5, пространственные отношения. Выявить умения детей выделять свойства предметов, сравнивать предметы по их свойствам, устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет. Выявить уровень представления детей о компьютере как электронной игрушке, познакомить с принципом действия манипулятора «мышь». Познакомить детей с техникой безопасности при работе за компьютером. Занятие №2: «Повторение: числа и цифры 0 - 10» Задачи: Учить называть числа в прямом и обратном порядке. Совершенствовать навыки счета в пределах 10 (порядковый и количественный счет). Учить называть последующее и предыдущее число к обозначенному цифрой и определять пропущенное число. Упражнять в сравнении 2-3 групп предметов, закрепить понимание отношений между числами натурального ряда (7 >6 на 1, 6<7 на 1), умение увеличивать и уменьшать на 1 в пределах 10. Закреплять представление об известных геометрических фигурах и некоторых их свойствах. Выявить уровень развития у детей наблюдательности, внимания, умения самостоятельно выполнять действия по образцу. | Д/и «Сравни количество игрушек»; Д/и «Найди лишний предмет»; Д/и «Разложи по порядку»; Компьютерная программа «Посчитай». Д/и «Туда и обратно»; Д/и «Соседи»; Д/и «Счет в возрастающем порядке», «Счет в обратном порядке»; Д/и «Числовые прятки»; Д/и «Геометрическое лото». | Игралочка (практический курс математики для дошкольников), стр. 74-76 Л.Машин «Развивающие игры», стр.250 Л.Машин «Развивающие игры», стр. 261, 249, 254, 253, 251 Игралочка (практический курс математики для дошкольников), стр. 76, 114 |
Сентябрь 2 неделя | Занятие №1: «Сравнение по длине. Карта путешествий» Задачи: Формировать умение сравнивать полоски по длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивания их по признаку длины. Закрепить пространственные представления, прямой и обратный счет в пределах 10, умение соотносить цифры 1 - 10 с количеством. Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям. Занятие №2: «Знакомство с основными частями компьютера. Знакомство с составом чисел второго пятка из единиц» Задачи: Познакомить детей с основными частями компьютера, учить различать и называть их. Создать у детей представление о том, что компьютер работает при условии согласованных действий всех его систем, о назначении каждой из частей компьютера. Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц. Повторить последовательность дней недели, названия месяцев года. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу. | Д/и «Цветные ленты»; Д/и «Куклин дом», «Карта путешествий»; Д/и «Счет в возрастающем порядке», «Счет в обратном порядке». Д/и «Наш компьютер»; Д/и «Живые деньки»; Д/и «Ступеньки вверх и ступеньки вниз»; Компьютерная программа «Состав числа» | Игралочка (практический курс математики для дошкольников), стр. 79-80, 100-103; Л.Машин «Развивающие игры», стр. 261, 249, 254, 253, 251 |
Приложение
Обеспеченность предшкольного образования