Блок «Познаем грамоту, развиваем речь»
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).
Исследования лингвистов, психологов, педагогов, показали, что пятый и шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольника в звуковую систему родного языка необходимо уже во время предшкольной подготовки.
Обучение грамоте должно носить общеразвивающий характер, способствовать развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и физических качеств личности ребенка. Особое внимание необходимо уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом обучения и развития. Словесные игры включаются в каждое занятие, и их введение дается с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач.
Основная цель блока: развитие умений говорения и слушания, обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
Занятия с детьми предшкольной группе по данному блоку, направлены на решение следующих задач:
- развивать фонематический слух, речевое внимание детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слова – первому действию по обучению грамоте;
- совершенствовать навыки звукового анализа слов различной конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков; сформировать представления детей о слоговом строении слов, о словесном ударении;
- познакомить детей со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания;
- развивать способность к овладению слоговым и слитным способами чтения, приучать детей грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
Основные требования к уровню подготовки выпускников предшкольной группы
В результате изучения блока «Познаем грамоту и развиваем речь» ребенок может:
- выделять заданный звук в слове, слоге;
- ориентироваться в структуре предложения, определять количество слов, их протяженность;
- знать правила написания предложения;
- составлять звуковую модель слова, работать с кассой букв;
- знать все буквы русского алфавита;
- осуществлять слоговое и слитное чтение, понимать смысл прочитанного;
- изменять слова, образуя однокоренные;
- составлять модель предложения;
- давать характеристику звуков в слове;
- знать элементарные правила написания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Содержание
Раздел I. Слово и предложение
Слово. Слова длинные и короткие.
Предложение. Количество слов в предложении. Предложения длинные и короткие. Правила написания предложения. Составление модели предложения.
Раздел II. Звуковой анализ слов
Звук. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Определение звуков. Слог.
Определение места звука в слове. Количество звуков в слове, слоге. Звуковой анализ слова. Составление модели слова. Ударение.
Гласными звуки. Знакомство с буквами «а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и»
Раздел III. Знакомство с согласными буквами и буквами «Ъ» «Ь»
Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки русского алфавита. На что похожа буква? Из каких элементов состоит? Звонкий, глухой, мягкий, твердый звук. Начало слогового чтения.
Раздел IV. Обучение чтению
Обучение словоизменению. Выкладывание и чтение слогов. Формирование навыков слогового чтения. Формирование навыков слитного чтения. Выкладывание и чтение слов. Выкладывание и чтение простых предложений.
Примерная структура занятия
1. Разминка – задания на повторение («Место звука в слове», «На какой звук начинается это слово?», « Только на эту букву» и др.)
2. Звуковой анализ слова, составление модели слова.
3. Знакомство с буквой. Игра с заданиями.
4. Работа с предложением.
5. Игра «Назови слова».
Средства обучения
1. Наглядные: картинки с изображением различных предметов на разные звуки, алфавит магнитный демонстрационный, доска поворотная магнитная.
2. Дидактические игры: «На что похожа буква?», «Буквы - домики», «история в картинках -1 », «История в картинках -2», «Кто в домике живет?», «Развиваем речь», «Расшифруй слова», кассы букв, фишки – модели звуков и слов.
3. Настольно-печатные игры: мозаика «Азбука», «Веселый грамотей», «По дорожке слов», «Слоги, слова, фигуры» и др..
4. Тетрадь в линию, в клетку по количеству детей, простые карандаши, ручки, пластилин.