Блок «Познаем числа и знаки»
Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню развития математических представлений будущих первоклассников.
Понятия натурального числа, геометрические фигуры, величины и др., которые детям предстоит усваивать в школе, абстрактны, но они отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира.
Первоначальным источником познания является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.
Понимание логических понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. Чем богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.
Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т.е. сенсорного развития детей. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам. Поэтому работа по формированию математических представлений должна быть организована в тесной связи с познанием окружающего мира, развитием речи, познанием азов грамоты.
Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости научить детей обобщенным способам решения учебных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации). Для этого предлагается использовать своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. На фоне нарастающих трудностей неоценимым помощником предстает перед человечеством универсальный инструмент – компьютер.
Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Благодаря совершенствованию технологической базы, расширению возможностей применения компьютера, в последние годы наблюдается его ускоренная экспансия во все сферы общественной жизни. Школа восприняла социальный заказ на подготовку выпускников, умеющих обращаться с компьютером, - с 1985 года в базовый учебный план введена дисциплина под названием "информатика".
Именно поэтому, новые информационные технологии должны органически вписаться в содержание предшкольного образования. Компьютер и компьютерные технологии должны стать уникальным средством интеллектуального развития дошкольника, получения информации, а также средством общения детей дошкольного возраста со сверстниками в процессе игр на компьютере.
Реализация содержания блока «Познаем числа и знаки» обеспечит знакомство ребенка с новыми информационными технологиями в процессе развития элементарных математических представлений.
Цель: совершенствование познавательной деятельности, общего умственного развития; пробуждение у дошкольников интереса к математическим знаниям, пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.
Задачи:
- формировать навыки работы с персональным компьютером;
- развивать элементарные математические представления детей по разделам;
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания;
- совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них;
- расширять кругозор, устранить психологический барьер «человек - компьютер».
- воспитывать у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам.
Основные требования к уровню подготовки выпускников предшкольной группы
В результате изучения блока «Познаем числа и знаки» ребенок может:
- составлять числа первого десятка (из отдельных единиц) и числа первого пятка из двух меньших;
- знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- использовать по назначению арифметические знаки «+», «-», «=»; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей;
- различать и называть месяцы и времена года, дни недели;
- усвоить понятие истинного и ложного высказывания;
- усвоить понятие отрицание высказывания;
- усвоить понятие множества и вложенного множества;
- различать и называть основные части компьютера, определять и их назначение.
- объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов, устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям;
- считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет);
- называть числа в прямом и обратном порядке до 10;
- соотносить цифру (0 - 9) и количество предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками (+, -,= );
- сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры;
- делить круг, квадрат на две и четыре равные части, сравнивать целый предмет с его частями;
- видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие;
- ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку);
- определять время по часам с точностью до 1 часа;
- выделять свойства предметов;
- находить лишний предмет в группе однородных;
- объединять предметы в группы по признакам;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
- использовать в работе клавиатуру и манипулятор «мышь»;
- осуществлять необходимые операции при работе в различных игровых программах.
В неделю проводится 2 занятия. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Общее количество занятий в год - 64. На каждом занятии предполагается освоение теоретических знаний (15-20 минут) и практических навыков работы на компьютере (15 минут).
Содержание
Раздел I. Количество и счет
1. Количественный и порядковый счет в пределах 10.
2. Знакомство с цифрами от 0 до 9.
3. Отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, 6 меньше 7 на 1), увеличение и уменьшение каждого числа на 1.
4. Прямой и обратный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой. Определение пропущенного числа.
5. Знакомство с составом числа (из единиц и двух меньших) в пределах 10 на наглядной основе.
6. Множество. Его составные части.
7. Объединение, дополнение множества, выделение из множества отдельных его частей.
8. Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
9. Решение простых задач на сложение и вычитание (на наглядной основе). Знакомство со структурой задачи. Знакомство со знаками действий: «+», «-», «=».
Раздел II. Величина
1. Счет по заданной мере (за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета).
2. Части и целое. (Деление предмета на 2, 4, 8 равных частей, измерение условной меркой).
3. Первоначальные измерительные умения (измерение и сравнение длины, ширины, высоты предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры).
4. Измерение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
5. Сравнение предметов по тяжести. Знакомство с весами.
Раздел III. Форма
1. Многоугольники (треугольник, четырехугольник).
2. Моделирование геометрических форм (составление из двух треугольников одного многоугольника, из двух маленьких квадратов большого прямоугольника, из частей круга – круг и т.д.).
3. Геометрические фигуры и некоторые их свойства (шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник); анализ формы предметов и отдельных частей.
4. Составление композиций из фигур и их словесное описание.
Раздел IV. Ориентировка в пространстве
1. Расположение предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левый-правый, верхний-нижний угол, центр и т.д.).
2. Графическое изображение и моделирование пространственных отношений (в виде рисунка, плана, схемы).
3. Передвижение в пространстве (используя стрелки-указатели движения, планы, схемы маршрутов).
Раздел V. Ориентировка во времени
1. Последовательность дней недели.
2. Последовательность месяцев года.
3. Части суток.
4. Знакомство с часами (развитие чувства времени, различение длительности временных интервалов: 1, 5, 10 минут, 1 час; определение времени по часам с точностью до 1 часа).
Раздел VI. Компьютер
1. Устройство компьютера. Правила работы в компьютерном зале. Техника безопасности.
2. Назначение основных частей компьютера.
3. Принцип использования в работе клавиатуры и манипулятора «мышь». Осуществление необходимых операций при работе в различных программах.
Раздел VII. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов
1. Признаки и составные части предметов (цвет, форма, размер предметов; наделение предметов новыми свойствами, перенос свойств на другие предметы; поиск совпадающих свойств у разных предметов).
2. Действия предметов (последовательность действий, заданная устно или графически; нахождение предметов с одинаковым значением признака – цвет, форма, размер, число элементов; объединение предметов в группы по признакам; выделение существенного признака предмета или нескольких предметов; нахождение лишнего предмета в группе однородных; расставление событий в правильной последовательности; описание своих действий).
Раздел VIII. Элементы логики
1.Истинные и ложные высказывания.
2. Отрицания.
3. разрешающие и запрещающие знаки.
4. Логические операции «И», «ИЛИ».
Тематический план
Наименование раздела | Количество занятий |
Раздел I. Количество и счет | |
Раздел II. Величина | |
Раздел III. Форма | |
Раздел IV. Ориентировка в пространстве | |
Раздел V. Ориентировка во времени | |
Раздел VI. Компьютер | |
Раздел VII. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов | |
Раздел VIII. Элементы логики | |
Всего: | 64 |
Средства обучения
1. Средства вычислительной техники
- комплект технических средств и оборудования для кабинетов информатики и вычислительной техники;
- рабочее место для дошкольников.
2. Обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников
- специализированная обучающая компьютерная программа (Версия 1) «Решение задач на движение»;
- специализированная обучающая компьютерная программа (Версия 2) «Решение задач на движение»;
- специализированная обучающая компьютерная программа (Версия 3.0) «Состав числа».
3. Учебно-наглядные пособия
- математика для дошкольников 6-7 лет (методическое пособие);
- демонстрационный материал для развития математических представлений у дошкольников;
- «Игралочка», часть 2 (рабочая тетрадь по математике для детей 6-7 лет);
- «Все по полочкам» (рабочая тетрадь по информатике для дошкольников)
4. Обучающие и развивающие игры по математике
- «Логика и цифры» (учебно-игровое пособие);
- «Логические блоки Дъениша»;
- «Геометрический конструктор»;
- Мозаика «Азбука + Математика»;
- Цветные палочки Кюизенера
- «Умные числа» (решение примеров на сложение и вычитание);
- «Мои первые цифры»;
- «Веселые клеточки»;
- Лото «Азбука и математика»;
- «Логические цепочки»;
- «Учим часики» и др.
5. Оборудование
- мольберт;
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- наборное полотно;
- иллюстрации и картинки для составления задач;
- индивидуальные наборы «Учись считать»;
- счетные палочки;
- разнообразные предметы для счета (раздаточный материал).