Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов.

Исследования проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условиям становления профессионала. Мы не раз подчеркивали, что в повышении уровня профессиональной компетентности важное значение имеет интеллектуальное развитие. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности ужесточает личностно-профессиональные стандарты, положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений. К тому же оно практически не имеет существенных ограничений, а это в свою очередь является ключом к расширению субъектного пространства. Роль профессиональной компетентности и ее акмеологи-ческое значение трудно переоценить.

Исследования профессиональной компетентности базируются на адекватном понимании ее сущностных характеристик, отражающих общее содержание самой категории компетентности. Речь об этом уже шла в первом разделе, но на обобщенном, концептуальном уровне. Рассмотрим акмеологический аспект проблемы компетентности более подробно.

В науке компетентность (competentia – принадлежность по праву) – характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Существует и еще один аспект трактовки: competence – это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Поэтому компетентный (competens – принадлежащий, соответствующий, способный) – это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные.

С психологической точки зрения в содержании данных определений просматривается ряд взаимосвязанных особенностей, которые и обусловливают качественные характеристики этого свойства личности.

Первая характеристика профессиональной компетентности называется гностической, или когнитивной, она отражает наличие необходимых профессиональных знаний. Их объем и уровень и являются главной характеристикой компетентности.

Вторая – регулятивная, позволяющая использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач. Очевидно, что регулятивный компонент включает в себя проектировочную и конструктивную составляющие, проявляющиеся в умении прогнозировать и принимать эффективные решения.

Третья – рефлексивно-статусная, дающая право за счет признания авторитетности действовать определенным образом.

Четвертая – это нормативная характеристика, отражающая круг полномочий, сферу профессионального ведения.

Наконец, пятая является коммуникативной характеристикой, так как пополнение знаний или практическая деятельность всегда осуществляются в процессе общения или взаимодействий.

Таким образом, когда речь идет о компетентности в чем-либо, следует отмечать или выделять все названные компоненты. С этих позиций на уровне общего в акмеологических исследованиях необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентности и ее конкретных видов.

На уровне особенного в профессиональной компетентности обязательно отражается специфика профессиональной деятельности, сумма специальных профессиональных знаний, особенности профессиональных отношений и пр.

В качестве примера рассмотрим краткое изложение структуры профессиональной компетентности профконсультантов службы занятости. Проведенные исследования показали, что в силу характера выполняемой деятельности профессиональная компетентность включает основные компоненты:

♦ профессионально-правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распорядительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию и пр.);

♦ профессиологическую компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке,

факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности и пр.);

♦ социально-перцептивную компетентность (ввиду того, что деятельность профконсультанта относится к системе «человек – человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);

♦ коммуникативную компетентность (ввиду того, что деятельность профконсультантов осуществляется в пррцессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения).

Профессиональная компетентность является обобщающей психологической и акмеологической категорией. Если ее рассматривать с системных позиций, то можно утверждать, что она не является неким монообразованием, а содержит различные взаимосвязанные компоненты. Это было показано на примере ее наличествующих главных характеристик: гностической, рефлексивно-статусной и др. К тому же на уровне особенного она, как отмечалось, может выступать в конкретных видах, отражающих специфику профессиональной деятельности и взаимодействий. В то же время, если данная деятельность относится к классам «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – большие социальные группы», ее особенным видом является психологическая компетентность, которая без преувеличения является стержневой составной частью профессиональной компетентности и включающей: социально-перцептивную компетентность; социально-психологическую компетентность; аутопсихологическую; коммуникативную компетентность; психолого-педагогическую компетентность.

Данные виды психологической компетентности, а также условия, факторы и технологии их развития стали объектами прикладных психологических и акмеологических исследований. Опишем некоторые из них.

Психологическое и акмеологическое содержание социально-перцептивной компетентности рассматривалось с различных позиций. Было показано, что в ее основе лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.

В процессуальном аспекте проницательность включает межличностное оценивание, стереотипизацию, классификацию, сравнение, сопоставление, анализ, рефлексию. В результате формируется образ другого человека, происходит понимание главных детерминант его поведения и отношений. Особое внимание в работах уделялось методам развития проницательности, базирующимся на фиксации и интерпретации неконтролируемых или слабо контролируемых форм поведения и различных индикаторов, отражающих внешний облик человека, его экспрессию, характеристики речи, цветопредпочтения, привычки, симпатии и пр. Это по сути является важным методом неинструментальной психологической диагностики. В психолого-ак-меологических исследованиях разработано системное структурно-функциональное описание проницательности как специального вида социально-перцептивной компетентности, что позволяет определить конструктивные пути ее развития до акмеологического уровня. Данный подход к раскрытию содержания социально-перцептивной компетентности и путям ее развития является весьма перспективным. К тому же он доказал свою состоятельность при решении важных практических задач.

Социально-перцептивная компетентность рассматривалась также и как система эмоционально-чувственного и интеллектуального восприятия, понимания и оценки социальных субъектов в деятельности и общении1.

Была разработана структурная модель социально-перцептивной компетентности, которая включала три подструктуры: потенциальную, процессуальную и результирующую. Оценка социально-перцептивной компетентности осуществлялась по таким характеристикам, как:

♦ точность восприятия другого человека;

♦ его понимание и оценивание;

♦ способность системно реагировать на социальные субъекты;

♦ возможность адекватно мысленно моделировать (структурно представлять) личностные особенности воспринимаемого.

Кроме того, оценивались умения использовать при межличностном оценивании различные личностные индикаторы, а также разнообразие приемов оценивания и др.

Существуют четыре уровня развития социально-перцептивной компетентности:

♦ желаемый;

♦ стабильный;

♦ неудовлетворительный;

♦ критический.

Повышение уровня социально-перцептивной компетентности зависит не только от проницательности, но и от ее базисного свойства, каким является наблюдательность. Структура наблюдательности как базового качества и умения включает следующие компоненты:

♦ перцептивный;

♦ когнитивный;

♦ рефлексивный;

♦ эмпатийный;

♦ мотивационный;

♦ прогностический.

Выявлены личностные качества, способствующие развитию наблюдательности. Разработана (в табличной форме) системная модель функционирования и развития наблюдательности. Важным научно-практическим результатом стали разработанные акмеологические тренинги развития наблюдательности, которые в короткие сроки позволяют существенно повысить уровень это ценного профессионально важного качества.

Социально-перцептивная компетентность изучалась и в профессиональном общении.

Было показано, что характеристиками такого вида социально-перцептивной компетентности являются:

♦ гуманистическая направленность субъекта труда;

♦ рефлексивно-перцептивные знания и умения;

♦ позитивная профессиональная Я-концепция;

♦ некоторые личностные свойства (интеллект, воля, эмпатия, наблюдательность, доброжелательность, эмоциональная теплота).

Определены пути развития социально-перцептивной компетентности в профессиональном общении, основанные на рефлексивных знаниях и повышении уровня рефлексивной организации деятельности. Полученные результаты заслуживают внимания, в то же время их слабая систематизация и целенаправленность (ведь описанные свойства, качества и умения, вообще говоря, справедливы для развития и другого вида компетентности) говорят о необходимости строгого подхода к решению акмеологических задач.

Если социально-перцептивная компетентность имеет важное значение в видах профессиональной деятельности, где осуществляется интенсивное общение и взаимодействия, то аутопсихологическая компетентность имеет ключевое значение для осуществления прогрессивного личностно-профессионального развития. От ее уровня зависят:

♦ качество самоанализа;

♦ адекватность самооценки;

♦ уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства.

Аутопсихологическая компетентность важна при осуществлении развития путем включения в акмеологическую развивающую среду, где субъект развития осуществляет тесные взаимодействия со специалистами в процессе акмеологического эксперимента. Но ее роль особенно велика при осуществлении саморазвития, в том числе личностно-профессионального.

С акмеологической точки зрения аутопсихологическая компетентность рассматривается как готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионального развития.

Кроме того, аутопсихологическая компетентность является следствием способности к целенаправленной ориентации во внутриличностном пространстве. Аутопсихологическая компетентность проявляется также в умении личности использовать и развивать собственные ресурсы, поэтому она является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятельности. Ее предметом является саморазвитие и самосовершенствование человека.

Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. С акмеологической точки зрения особый интерес представляет произвольный вид аутопси-хологической деятельности, которая характеризуется осознанностью, мотивированностью и контролируемостью.

Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности могут быть представлены с системных позиций.

Аутопсихологическая компетентность представляется как система, включающая следующие структурные компоненты:

♦ рефлексивный компонент, включающий способность осуществлять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, в том числе и их динамических характеристик;

♦ проективный компонент, состоящий в способности осуществлять планирование развивающей самопреобразующей деятельности;

♦ интрокоммуникативный компонент как системопреобразующий внутренний диалог;

♦ конструктивный компонент, проявляющийся в способности осуществлять целенаправленные внутриличностные изменения;

♦ организаторский компонент, выступающий в умении наращивать свои ресурсы для саморазвития;

♦ прогностический компонент как способность и умение предвосхищать ключевые моменты своего развития.

Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности осуществляется преимущественно во внутриличностном пространстве с выходом в межличностное. Основным методом развития являются акмеологические технологии, применяемые в индивидуальной работе и с помощью групповых тренингов.

В аутопсихологической компетентности акцентируются свойства личности, позволяющие направить активность человека на самопознание, адекватную самооценку, самоконтроль и самоуправление. Ее развитие возможно и с ориентацией на биоэнергетические ресурсы, что позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность.

Это развитие позволяет повысить уровень этического и экологического самосознания, ускорить процесс личностно-профессионального развития.

Если рассматривать данную компетентность преимущественно в ре-гуляторном плане как систему специальных умений, то актуализируется вопрос о наличии аутопсихологических способностей личности (АПС), условий и технологий их развития.

Было доказано, что АПС оказывают сильное влияние на такой компонент саморазвития, как самосовершенствование. Эти способности операционализируют процессы энергоинформационного преобразования у развивающейся личности и включают интериоризацию, рефлексию и внутреннюю адаптацию, информацию о потенциальных возможностях в самосовершенствовании. Были разработаны акмеологические технологии развития таких способностей до высокого уровня, обусловленного требованиями профессионализма.

Представленная схема структурного содержания психологической компетентности, включающей социально-перцептивный, социально-психологический, аутопсихологический, коммуникативный и психолого-педагогический виды компетентности постоянно развивается и совершенствуется. Обосновано наличие и других видов психологической компетентности, которые являются важной составной частью профессиональной компетентности. Среди них особо следует выделить рефлексивную и конфликтологическую компетентность.

Рефлексия как отражение, система информативных обратных связей играет огромную роль в развитии личности, ее деятельности, общении, отношениях и взаимодействиях. Рефлексивные компоненты содержатся во всех видах профессиональной и психологической компетентности. В психологии и акмеологии отмечены связи между уровнем развития рефлексии и продуктивности личностно-професси-онального развития, правда, эта связь нелинейная. Все это актуализировало проблему изучения и развития рефлексивной компетентности.

Рефлексивная компетентность – это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.

Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания. Это важное профессиональное свойство личности, позитивно влияющее на процессы личностно-профессионального развития. Особенно велика роль рефлексивной компетентности в переосмыслении личностного и профессионального опыта, что способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие.

Проведенные исследования показали, что структура рефлексивной компетентности включает в себя:

♦ знания о ролевых функциях и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип рефлексии);

♦ представления о внутреннем мире другого человека, психологических детерминантах его активности и отношений (коммуникативный тип рефлексии),

♦ представления о своих поступках и отношениях, образ собственного «Я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии);

♦ знания об объектах и способах взаимодействия с ними (интеллектуальный тип рефлексии).

На основе разработанной модели рефлексивной компетентности были созданы и апробированы соответствующие технологии ее развития, которые относятся к классу психологических и акмеологических практикумов и тренингов, в частности, рефлексивно-инновационный тренинг. Их применение позволяет повысить уровень профессионализма субъектов управленческой деятельности по отдельным критериям и показателям в среднем на 10-15 %.

Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. Актуальность ее обоснования и изучения обусловлена значительным увеличением числа конфликтов, имеющих негативные разрушительные последствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими стало важнейшей характеристикой профессионализма специалистов и руководителей, осуществляющих свою деятельность в системах «человек – человек» и «человек – коллектив».

Конфликтологическая компетентность рассматривается как ког-нитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности позволяющая предвосхищать конфликты,разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативных последствий конфликтов.

В проведенных исследованиях была определена и описана психологическая структура конфликтологической компетентности, включающая ряд взаимосвязанных компонентов:

♦ гностического (знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противоборства, психологических характеристик конфликтных личностей);

♦ регулятивного, или конструктивного (умения воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противоборства, умения разрешать конфликт на справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умения формировать общественное мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации);

♦ проектировочного (умения на основе имеющихся знаний умения предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, его влияние на психологический климат в коллективе, последствия для организации);

♦ рефлексивно-статусного (развитая рефлексивная организация деятельности и отношений, рефлексия собственного поведения и общения, отражения иерархических отношений);

♦ нормативного (знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им).

В психолого-акмеологических исследованиях были разработаны различные виды системного описания конфликтологической компетентности по данным структурным компонентом с раскрытием содержания необходимых знаний, умений, личностно-профессиональных качеств и детерминант развития (объективные и субъективные условия и факторы, психологические механизмы)1.

Разработаны акмеологические технологии и специальные тренинги для развития конфликтологической компетентности.

Существует специальный вид психологической компетентности, который необходим руководителям для осуществления эффективного антикризисного управления. Значимость его подтверждена акмео-логическими исследования профессионализма руководителей в сложных ситуациях управления, характерных для переходного периода. Для кризисов характерны различные острые психологические проявления: снижение доверия, возрастание конфликтов, преобладание негативных эмоциональных состояний, неуверенность, снижение трудовой мотивации и пр. Поэтому психологическая компетентность в условиях антикризисного управления стала объектом специальных акмеологических исследований. Было показано, что она является системой, включающей семь относительно самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем или подструктур2.

Подструктура социально-перцептивной компетентности. Она играет особую роль в восприятии и понимании личностных особенностей управленческой команды и персонала, их психических и эмоциональных состояний в экстремальных условиях кризиса, оказывающих сильное влияние на поведение и отношения

Подструктура социально-психологической компетентности, включающая знания, отражающие изменения групповых процессов и функций при действии экстремальных факторов, характерных для кризисов, и самих кризисных явлений, интеллектуальные умения получать и анализировать психологическую информацию, умения точно ориентироваться в социальных ситуациях, выделять их детерминанты, предвидеть их исходы, высокий уровень интеллектуальных способностей, рефлексию, эмпатию.

Подструктура аутопсихологической компетентности, включающая рефлексивные знания и личностно-профессиональные качества, обеспечивающие высокую психологическую устойчивость, готовность к управленческой деятельности в кризисных условиях, способствующих лидерскому поведению, вызывающих доверие со стороны персонала, способствующих осуществлению влияния на окружающих.

Подструктура коммуникативной компетентности, представляющая систему знаний о видах, различных формах, методах и факторах эффективности делового, служебно-товарищеского, субординационного и доверительного общения, о методах психологического воздействия на партнеров по общению, об их особенностях в условиях затрудненного общения при действии экстремальных факторов, о влиянии негативных психических эмоциональных состояний на восприятие, понимание и осмысление информации, систему специальных коммуникативных умений, позволяющих осуществлять эффективное общение, влиять на партнеров по общению в различных ситуациях взаимодействий и находящихся в различных (в том числе и негативных) психических эмоциональных состояниях.

Подструктура психолого-педагогической компетентности, включающая знания и умения стабилизировать настроения и отношения, формировать доверие, уверенность, благоприятный морально-психологический климат.

Данные подструктуры образуют единую систему психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управления. Такая компетентность может повышаться и развиваться с помощью акмеологических методов и технологий.

Специальный вид профессиональной компетентности, базирующийся на социально-перцептивном, социально-психологическом и профессиологическом видах компетентности, имеет непосредственное отношение к практике работы с персоналом, раскрытию кадрового потенциала организации. Это профессиональная компетентность субъекта кадровой работы1.

Данный вид компетентности имеет следующие структурные составляющие:

♦ методическая компетентность в области средств и способов отбора кандидатов, оценки их профессиональных умений и профессионально важных качеств, предполагающая способность выделять критерии и показатели, владение психологическими методами оценивания, умения анализировать и объяснять полученные факты;

♦ социально-психологическая компетентность;

♦ профессионально-управленческая компетентность, проявляющаяся в знании особенностей функционирования конкретного субъекта в общей системе профессиональных взаимодействий.

Весовые коэффициенты каждого вида компетентности составляют соответственно: 0,32; 0,16 и 0,52. Описаны характеристики «оценочной» деятельности таких специалистов:

♦ быстрота оценивания;

♦ точность оценивания;

♦ соотносимость результатов оценивания с данными, полученными в результате использования инструментальных методов психодиагностики;

♦ прогностичность оценок;

♦ надежность оценивания и оценок;

♦ степень организованности оценочной деятельности.

Разработана модель тренингового развития компетентности в оценочной деятельности. Выявлены субъективные факторы развития данного вида компетентности:

♦ наблюдательность;

♦ проницательность;

♦ умение анализировать и составлять классификации и типологии;

♦ направленность на взаимодействие;

♦ интерес к личности;

♦ внимательность;

♦ умение управлять своими состояниями и эмоциями.

Психолого-акмеологические исследования профессиональной компетентности, ее специальных видов как составляющих профессионализма личности и деятельности, условий и факторов развития осуществляются масштабно и интенсивно. Значительное внимание уделяется акмеологическим аспектам развития коммуникативной компетентности, культурологической, социальной компетентности и другим видам. Их результаты позволили подойти к обоснованию новой акмеологичес-кой категории – акмеологической компетентности, которая в общем виде рассматривается как когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Контрольные вопросы

1. Каковы связи профессиональной компетентности с профессионализмом личности и деятельности?

2. Какие существуют виды профессиональной компетентности?

3. Что из себя представляет психологическая компетентность и какова ее роль в развитии профессионализма?

4. Дайте характеристику специальным видам психологической компетентности.

5. Раскройте содержание конфликтологической компетентности.

Наши рекомендации