Консультирование по проблемам предупреждения зависимого и девиантного поведения.

Термин «девиантное поведение» (от лат. deviatio — отклонение), как и его синоним «отклоняющееся поведение», используется в двух основных значениях. В значении «действия, не соответствующие официально установленным и фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение, выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом права, социологии, социальной психологии. Поведение понимается как процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, характерное для большинства людей. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации, т. е. интеграции в общество, адаптации к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

По соотношению процессов адаптации — индивидуализации, а также по позиции личности в обществе выделяют следующие варианты социальной адаптации: радикальная адаптация (самореализация через изменение личностью существующего социального мира); гиперадаптация (самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверх достижений); гармоничная адаптация (самореализация личности посредством ориентации на социальные требования); конформистская адаптация (приспособление за счет подавления индивидуальности; девиантная адаптация (самореализация посредством выхода за существующие социальные нормы); социально-психологическая дезадаптация (состояние блокировки процессов адаптации и самореализации).

Поведение конкретного человека, включая отклоняющееся поведение, можно описать, используя следующие общие характеристики:

—мотивированность (внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности);

—адаптивность (соответствие ведущим требованиям социальной среды);

—аутентичность (соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности);

—продуктивность (реализация сознательных целей);

—адекватность (согласованность с конкретной ситуацией);

—уровень активности (энергичность, инициативность);

—эмоциональная экспрессивность (сила и характер проявляемых аффектов);

—осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его);

—стабильность (постоянство проявлений в различных ситуациях);

—динамичность;

—произвольность (самоконтроль);

—гибкость (изменение поведения как реакция на изменение среды).

Центральным вопросом для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося, является вопрос: «Какое поведение можно считать нормальным?» Нормальным считается поведение, соответствующее принятой в данном обществе в данное время норме-эталону.

Существует ряд критериев (способов получения) нормы. Это, например, статистический критерий, который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зре-ния математической статистики нормально все то, что встречается часто, т. е. не реже чем в 50% случаев.

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя взрослыми людьми признается нормальным явлением в разумных границах (при небольшой дозе и частоте), но отклоняющимся — при злоупотреблении. Однако поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например, суицид или преступление.

Наряду со статистическим критерием используются специальные критерии оценки нормальности — аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический.

В соответствии с психопатологическим (медицинским) критерием все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье — болезнь». При этом здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а патология — как любое отклонение от медицинской нормы.

С точки зрения социально-нормативного критерия поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм (духовно-нравственных, морально-этических, правовых, профессиональных). Поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное. Отклоняющееся поведение, наоборот, противоречит основным общественным ценностям и установкам.

В соответствии с социально-нормативным критерием ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. Успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и требованиями (нормами) социальной среды. Соответственно, дезадаптация — это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования социальной среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Социальные проявления дизадаптации: сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; хроническая или выраженная не успешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье); конфликты с законом; изоляция.

Индивидуальные проявления дизадаптации: негативная установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция); завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности; хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции; конфликтность, невысокий уровень сформированности коммуникативных умений; когнитивное искажение реальности.

Индивидуально-психологический критерий отражает ценность каждой личности, ее индивидуальности. Данный критерий предполагает самопознание и самореализацию личности, а не только выполнение социальных нормативных предписаний. Современную личность характеризует ее внутренняя позиция по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, личная ответственность за собственное поведение и за поведение окружающих.

Отклоняющееся поведение отражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция». Для того чтобы отличить отклоняющееся поведение от других явлений и при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека, необходимо знать его специфические особенности.

1. Отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым или официально установленным наиболее важным для данного общества в данное время социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей, которая может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.

3. Отклоняющееся поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Оно сопровождается страданием, переживаемым самим девиантом или другими людьми. Такое поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным либо аутодеструктивным.

Не являются отклоняющимся поведением по этому признаку такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность, пока они не выходят за границы правового поля. Несмотря на то, что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Творческие личности, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первопроходцами. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм.

4. Отклоняющееся поведение можно охарактеризовать как преимущественно стойко повторяющееся (многократное или длительное). Если семилетний ребенок один раз взял без спроса небольшую сумму денег у родителей на сладости, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным. Напротив, систематическое осознанное воровство подростком является одной из форм отклоняющегося поведения. Однако даже однократная суицидальная попытка представляет собой серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности, поскольку является аутодеструктивной.

5. Девиация должна согласовываться с общей направленностью личности. Она не должна быть следствием нестандартной, кризисной ситуации или самообороны.

6. Отклоняющееся поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. При определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое (аддитивное) поведение может перерасти в системное заболевание — наркоманию, алкоголизм. Личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на оси «здоровье—предболезнь—болезнь».

7. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дизадаптации личности.

8. Отклоняющееся поведение характеризуется выраженным индивидуальным и возрастно-половым своеобразием. Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности.

Форма девиации и степень ее выраженности могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности. Другая важная индивидуальная особенность касается отношения личности к отклоняющемуся поведению, личностной позиции, которая во многом определяет судьбу человека.

Считается, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям старше пяти лет, поскольку в более раннем возрасте необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Если поведение ребенка младше пяти лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития.

Исходя из сказанного выше, можно дать следующее определение девиантного поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Это определение поможет при диагностике отклоняющегося поведения в конкретном случае, планировании психолого-педагогического воздействия, оценке динамики поведения личности и эффективности работы с ней.

На личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу. Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как причины, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Ведущие цели психолого-педагогической помощи при коррекции девиантного поведения — это стимулирование готовности личности к прогрессивным изменениям, сотрудничеству и повышение уровня ее социальной адаптации.

Междисциплинарный характер проблемы поведенческих девиаций затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения. Выделяют следующие основные подходы к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический (медицинский), психологический, педагогический.

При педагогическом подходе понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В структуру школьной дезадаптации входят неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, конфликты с преподавателями, эмоциональные нарушения. Наиболее распространенные поведенческие отклонения, сочетающиеся со школьной дезадаптацией, — это дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, ложь, курение, хулиганство, воровство.

Признаками более масштабной — социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, наркотики, алкоголь), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, побег из дома, совершение преступлений, зависимость от компьютерных игр или религиозных сект, фанатизм.

Наши рекомендации