Каналы и виды общения. Взаимопонимание в общении.

Каналы общения:

1. Аудио-вербальный. (слышу – говорю)

2. Зрительный. (вижу)

3. Кинестико-тактильный. (прикасания и т.д.)

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ:

1. «Контакт масок» -формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности партнера, используются привычные маски.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.

3. Формально-ролевое общение,когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение,когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное.Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов.

6. Манипулятивное общениенаправлено на извлечение выгоды от партнера.

7. Светское общение.Его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Основные механизмы взаимопонимания:

Идентификация - мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению

Эмпатия - мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью «понять» переживания и чувства другого человека

Рефлексия - осмысление человеком того, как он воспринимается и понимается другим партнером по общению.

БИЛЕТ № 19

Приемы психолого-педагогического консультирования.

Техники для установления доверительных отношений:

·​ Представление себя для создания образа психолога

·​ Предоставление возможности рассказать о себе, выбрать место, организовать пространство, дать выбрать место пространства клиенту (при консультировании не должно быть разделения мебелью между консультантом и клиентом).

·​ Готовность выслушать и создать обстановку, располагающую для беседы

·​ Отзеракливание (повторять то, что делает клиент: мимика, жесты, манера говорить, движения)

·​ Отказ от дискуссий

·​ Вербализация (активное слушание)

·​ Переформулирование (рефренинг)

Недопустимо: негативная и позитивная оценка, эгоцентризм (переключение на свои проблемы и цели).

Важнобезусловное принятие человека для консультирования, либо мы не можем с ним работать.

·​ Техника выспрашивания. Косвенные вопросы. Циркулярные вопросы ( а как мама реагирует на твои соображения?)

·​ Техника поддакивания (мы внимательно слушаем)

·​ Активное слушание (использование слов клиента)

·​ Переформулирование. Не за счет искажения, важно вставить картинку в другую рамку (не говорить негативные мысли)

·​ Необходимо наблюдать за клиентом.Его общее положение (плечи, грудная клетка, шея, наклон головы, глаза, жесты, артикуляция, брови, лоб)

2. Общение: сущность, содержание, составляющие. Функции и содержание общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:

- восприятие, познание и понимание партнера по общению (перцептивная сторона);

- обмен информацией (коммуникативная сторона);

- выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона).

По содержанию общение может быть:

· Материальное

· Когнитивное

· Кондиционное

· Мотивационное

· Деятельное

По целям общение делится на

биологическое и социальное

Биологическое– это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

В социальном общении выделяют:

§ Деловое общение

§ Личностное общение

§ Инструментальное общение

§ Целевое

Функции общения:

· информационно-коммуникативная -

o Обмен информацией.Специфика: во-первых, в том, что речь идет об отношении людей, каждый из которых является активным субъектом; во-вторых, обмен информацией между людьми обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров; в-третьих, партнеры должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификацией сообщений.

· аффективно-коммуникативная -регуляция эмоциональной сферы человека.

· регуляционно-коммуникативная -регуляции совместной деятельности людей.

Формы общения:

· Прямое

· Косвенное

· Непосредственное

· Опосредствованное

· Вербальное

· Невербальное

· Массовое

· Межличностное

БИЛЕТ № 20

Наши рекомендации