Педагогическая деятельность И. И. Бецкого.
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещанийулучшить государственные законы и положения различныхсословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями,которых лицемерно приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования,обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван И в а н о в и ч Б е ц к о й (1704—1795), который многолет провел во Франции, встречался с французскими просветителями,
знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом сгоспиталем для родильниц. Позже был создан Петербургскийвоспитательный дом и воспитательные дома в провинциальныхгородах.И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитанииобоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о
необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всехсословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5—6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны бытьизолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться
«развращающему» влиянию простых людей.Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в
кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребываниявоспитанников, открыл новые воспитательно-образовательныеучреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, аименно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан.Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставилроль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всемузлу и добру — воспитание». Он рассчитывал создать путемвоспитания «новую породу людей» — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлятьгосударством, а также разночинцев — «третий чин людей», которыезанимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он такженадеялся, что эти новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, итак постепенно изменятся нравственность и поступки людей, а
следовательно, улучшится общество. Он предлагал провестиобщественные преобразования, но с обязательным сохранением внеприкосновенности крепостнического строя.Бецкой считал главными средствами нравственного воспитаниявнушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды,
положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательныхучреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию,создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми,сострадательными к бедности и несчастью.Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию,главными средствами которого считал чистый воздух, а также«увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов
умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опиратьсяна детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше отсмотрения и слышания, нежели отвержения уроков»,предупреждал, что принуждение детей к учению может привести кпритуплению детских способностей, категорически настаивал назапрещении физических наказаний
Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Новикова. Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Н и к о л а й И в а н о в и ч Н о в и к о в (1744—1818) воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавилобщественное движение поорганизации независимых отцарской власти народныхучилищ, направляяобщественную инициативуна создание школ длянепривилегированногонаселения. Он стремилсяпомочь домашним учителямправильно поставить обучениедетей и издал много учебнойлитературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателеми редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку иписателю Н. М. Карамзину. Вся просветительская деятельность Новикова была проникнутаненавистью к самодержавию, к крепостническому режиму и всем егопорождениям, в том числе к крепостнической системе воспитания. Однако борьбу против рабства, деспотизма и произвола он вел спросветительских позиций. В просвещении Новиков видел главноесредство разрешения социальных вопросов. «Причина всехзаблуждений человеческих есть невежество, а совершенства —знание»,— говорил он. Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей,полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией ивидел в религиозном воспитании составную часть нравственноговоспитания детей и юношества. Цель воспитания, по его мнению, заключается в формированииактивной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.Всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещение его разум, и Новиков настаивал на том, чтобы дать детямширокое и разностороннее умственное образование. Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимаетбольшое место во всей его педагогической системе, Новиков считал,что детям необходимо прежде всего изучить родной язык исловесность, историю и географию своей страны. В содержаниеобучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных,так и точных наук, а также знания о природе.В области нравственного воспитания Новиков сделал такжемного ценных предложений. Он считал необходимым любить иуважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянноупражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал против физических наказаний. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердоенамерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.В журнале «Прибавление к Московским ведомостям» Новиковнапечатал замечательную статью «О воспитании и наставлениидетей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщегоблагополучия». Это важнейший педагогический труд своего времени,в котором рассматриваются вопросы физического, нравственного иумственного воспитания. Автор призывал в нем к разработкепедагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже «довольно материалов для сия науки, которую можно назватьпедагогикой», стремился ознакомить широкий круг читателей егоизданий, родителей и воспитателей с уже имеющимися в педагогикесведениями о том, как следует воспитывать детей. Деятельность ивзгляды Новикова оказали большое влияние на формированиемировоззрения передовых людей России, в частности А. Н.Радищева.