От искры температуры заряда в конце сжатия
Таблица 4.1
Значения коэффициента наполнения на номинальном режиме
Типы двигателей | Коэффициент наполнения |
Двигатели с электронным впрыском | 0,8 – 0,96 |
Карбюраторные двигатели | 0,7-0,9 |
Дизели без наддува, | 0,8-0,94 |
Дизели с наддувом | 0,8 – 0,97 |
При малой частоте вращения свежий заряд идет по длинному трубопроводу, а при повышенной частоте вращения по короткому. Это позволяет получить увеличение наполнения цилиндра при малой частоте вращения за счет повышения массы воздушного потока, а во втором – уменьшить потери на преодоление сопротивлений во впускном трубопроводе. Ниже эти схемы наполнения рассмотрены более подробно.
Более высокие значения коэффициента наполнения бензиновых двигателей с впрыском топлива, в сравнении с карбюраторными, объясняются отсутствием дополнительного сопротивления в виде карбюратора.
Коэффициент наполнения дизелей выше, чем у бензиновых двигателей из-за отсутствия дроссельной заслонки. Применение наддува в двигателях также приводит к повышению коэффициента наполнения вследствие уменьшения относительной доли потерь на преодоление сопротивлений при движении свежего заряда.
Второй такт – сжатие а – c происходит при перемещении поршня от нижней мертвой точки (НМТ) к верхней мертвой точке (ВМТ). В начале хода сжатия, пока давление в цилиндре ниже давления окружающей среды, происходит одновременно поджатие свежего заряда и дополнительное поступление заряда, либо, при определенных условиях, часть заряда может покидать цилиндр, т.е. будет происходить потеря заряда. Состояние рабочего тела в конце сжатия определяется величиной степени сжатия, давлением начала сжатия ра, качеством уплотнения цилиндра. Чтобы сгорание происходило наиболее эффективно оно должно быть организовано таким образом, чтобы процесс подвода теплоты заканчивался через 10 – 150 поворота коленчатого вала (ПКВ) после ВМТ. С этой целью подача искры или впрыск топлива (дизель) производится с опережением, т.е. за определенное число градусов до прихода поршня в ВМТ. У выполненных двигателей угол опережения зажигания (впрыска) для номинального режима составляет 20 – 300 ПКВ. В конце сжатия начинается горение топлива, что сопровождается резким повышением давления в цилиндре.
Третий такт сгорание-расширение-с-z-b –происходит понижение давление газов в цилиндре и на этом такте совершается полезная работа. Ход поршня, соответствующий такту расширения и связанный с выделением тепла и частичным превращением его в механическую работу, называется рабочим ходом. Максимальная величина давления газов достигает: у бензиновых двигателей 3,5 – 7,5 МПа; дизелей – 5,0 –12 МПа; газовых двигателей – 3,0 – 5,0 МПа.В конце такта расширения для уменьшения затрат на выталкивание отработавших газов открытие выпускного клапана осуществляется с опережением за 30 – 700 до прихода поршня в НМТ. Вследствие большого перепада давления газов в цилиндре и в выпускном коллекторе из цилиндра удаляется до 70 % отработавших газов.
Четвертый такт – выпуск отработавших газов b-r.За ход выпуска поршень выталкивает отработавшие газы из цилиндра. Из-за сопротивлений в клапанной щели и выпускном трубопроводе давление в цилиндре за время выпуска остается выше атмосферного и составляет 0,105 – 0,12МПа. В начале хода впуска давление в цилиндре выше атмосферного, поэтому выпускной клапан остается открытым примерно 10 - 150 после ВМТ. Таким образом, между двумя смежными рабочими циклами одновременно бывают открыты и впускной и выпускной клапаны. Такое положение называют перекрытием клапанов. В дизелях с наддувом угол перекрытия клапанов может составлять 70 - 1500 .За время перекрытия клапанов происходит продувка цилиндра свежим зарядом и понижение температуры деталей цилиндра.
Таким образом, четырехтактные двигатели только половину времени работают как тепловые двигатели. Однако из-за высокой экономичности они в настоящее время наиболее распространены.
ДВУХТАКТНЫЙ ЦИКЛ ДВИГАТЕЛЯ
В двухтактных двигателях (рис.5.1.) рабочий цикл осуществляется за один оборот коленчатого вала. Вспомогательные процессы, связанные с впуском свежего заряда и выпуском отработавших газов, осуществляются путем продувки цилиндра, заключающейся в том, что рабочее тело вводится в цилиндр под давлением, превышающим атмосферное. Для создания такого давления служит продувочный насос. В двухтактных двигателях с невысокой мощностью функции продувочного насоса обычно выполняет поршень, а продувка называется кривошипно-камерной. Так как часть хода поршня теряется на перекрытие продувочных окон, то мощность двигателя при переходе на двухтактный цикл увеличивается не в два раза, как следовало ожидать, а в 1,5 – 1,7 раза.
Из-за сокращения времени, отводимого на очистку цилиндра от отработавших газов и поступления свежего заряда, качество очистки в двухтактных двигателях невысокое, что негативно сказывается на экономичности двухтактных двигателей и токсичности в сравнении с четырехтактными. В основном область их применения – крупные тихоходные судовые двигатели с частотой вращения вала 100-120 мин-1., в которых из-за малой скорости поршня оказывается достаточно времени на проведение качественной очистки цилиндра от отработавших газов и наполнения цилиндра свежим зарядом. Осуществление рабочего цикла в двухтактных двигателях можно представить в таком виде.
Ι такт соответствует перемещению от НМТ к ВМТ. При положении поршня в НМТ продувочные и выпускные окна открыты. Свежий заряд под давлением 0,11 – 0,14 МПа подается в цилиндр через продувочные окна, перемешивается с отработавшими газами и вместе с ними покидает цилиндр. Совместное протекание процессов наполнения и принудительного вытеснения отработавших газов продолжается до тех пор, пока своим движением в сторону ВМТ поршень не перекроет продувочное окно. При дальнейшем перемещении поршня к ВМТ в цилиндре происходит обычный процесс сжатия. Процесс сгорания протекает так же, как и в четырехтактных циклах.
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 5.1. Схема устройства 2-тактного двигателя с прямоточно-клапанной продувкой: 1 – продувочный насос; 2 – продувочный ресивер;
3 – выпускные клапаны; 4 – цилиндр; 5 – продувочные окна; 6 – поршень;
Шатун
ΙΙ такт – соответствует перемещению поршня от ВМТ к НМТ. Происходит догорание, расширение, совершается полезная работа. При перемещении поршня температура и давление газов понижается, и когда кромка поршня откроет продувочные окна, в цилиндр начинает поступать свежий заряд. Однако основным процессом рассматриваемого второго такта поршня является процесс расширения, поэтому заключительный второй этап носит название такта расширения.
ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЕЙ