Специальные технические средства для неслышащих

Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопроте­зирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного поль­зования процесс специального образования неслышащих оснаща­ется разнообразными техническими средствами, обеспечивающи­ми передачу информации на зрительной основе. Это разнообраз­ные средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы.

Все большее место в процессе коммуникации неслышащих зани­мают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше теле­передач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой свя­зью; повседневным средством связи глухих стал телефакс.

Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, вы­ступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чте­ния с губ.

Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных от­клонений в развитии, средством компенсации утраченной или на­рушенной слуховой функции.

Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информа­цию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специали­зированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволя­ет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мыш­ления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии.

Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора.

Разработаны и используются в практике коррекционно-педаго-гической работы с глухими многочисленные компьютерные про­граммы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования на- '• быков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

3.7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Уровень и качество образования, получаемого глухим или сла-1 бослышащим в школе, в значительной мере определяет их последу*| ющую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение.

Если уровень образования достаточно высок, молодой челове с нарушенным слухом может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального обра­зования. За рубежом неслышащим предлагается широкий спектр различных профессий. Ограничение накладывается только на приобретение тех профессий, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональ­ной деятельности на слух, а также тех, в которых имеет место на­грузка на вестибулярный аппарат. Профессиональное образова­ние ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных тех­нических средств, в том числе компьютерных обучающих про­грамм, или на основе жестовой речи (с сурдопереводом).

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближай­шего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школь­ных товарищей, а также от готовности системы профессиональ­ного образования к включению в образовательный поток неслы­шащих студентов.

Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспо­собностью) требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Школа для глухих детей может помочь в этом на­правлении путем политехнизации школьного образования, целе­направленной профориентации, повышения качества общего об­разования и уровня социальной адаптированности неслышащих.

Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих.

Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобрета­ют специальности, обучаясь на учебно-производственных пред­приятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня не­слышащим профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возмож­ностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просве­тительную подготовку, профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педаго­гическую и медицинскую.

Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависят от его социокультурной идентифика ции, т.е. от осознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщест­ва слышащих, что соответственно окажет решающую роль на фор­мирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс - то или иное сообщество, субкультура долж­ны признать или не признать этого человека «своим». Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: «говорящий глухой», не владеющий жесто-вым языком, не всегда бывает принят в качестве «своего» в суб­культуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего». Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встает в среде мо­лодых людей в связи с их жизненным самоопределением, создани­ем семьи, формированием круга друзей.

Глава 4

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Наши рекомендации