Понятие и отличительные признаки местного самоуправления
Понятие и отличительные признаки местного самоуправления
ЕХ Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями.
ФЗ1995 г.: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
ФЗ 2003 г.
Отличие формулировок российских законов от Европейской Хартии местного самоуправления. Именно реальная способность, прежде всего, экономическая и финансовая, является главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998г. названной Хартии требует учета всех ее отправных положений.
Европейской Хартией местного самоуправления установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». Конституцией РФ (ст. 3).
Л. Велихов (признаки): 1.различие в характере власти. 2.разграничение сфер компетенции.3.самостоятельные источники средств. 4.территориально-ограниченный выборный принцип.
Из лекций: Наличие территории с административными границами; Наличие местного сообщества; Наличие самостоятельного бюджета; Наличие муниципального имущества; Наличие выборного органа; Наличие Устава; Публичность; Подзаконность.
Все эти положения в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.
Принципы местного самоуправления
Принципы: самостоятельность населения в решении вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и деятельности местного самоуправления; гласность деятельности местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; государственные гарантии местного самоуправления.
Принципы: принцип субсидиарности; принцип соответствия финансовых ресурсов задачам, полномочиям МС; принцип (возможность) судебной защиты; принцип минимального административного вмешательства гос. уровня в МС; принцип финансовой гарантии; принцип подзаконности МС.
Городское самоуправление в дореволюционной России
Александр II Согласно Городовое положение от 16 июня 1870г.: избирательное право предоставлялось каждому городскому жителю, независимо от сословия, к которому он принадлежал. Были установлены главные требования.
Все лица, имеющие право на участие в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающегося с каждого из них сбора в доход города.
Управление городом осуществлялось городской думой и городской управой. Явный приоритет имела представительная власть. Губернатор осуществлял надзор только за законностью действий местных органов власти.
Городовое положение 1892г. Александре III урезало избирательное право для граждан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6-8 раз. Усилилась исполнительная власть в городе. Управление было поставлено в более независимое положение от думы. Городские чиновники зависели уже не от думы, а от государственной администрации. Городской голова и члены управы считались состоящими на государственной службе. Губернатор получил право делать им предписания и указания, снимать с должности. Дума же этого права была лишена.
Местная администрация
Местнаяадминистрация может иметь достаточно сложную организацию, в которой требуется установить место каждой ее составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах определенной компетенции органом, структурным подразделением органа, наконец, должностным лицом.
Местные администрации в принципе не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а должностным лицом.
Администрация — аппарат управления, обеспечивающий исполнение полномочий высшего должностного лица.
В структуру местной администрации входят как чисто аппаратные подразделения, так и органы с правом принятия решений по установленному кругу вопросов.
Под структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования ― отделы, комиссии, комитеты, управления и т. п.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть — законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
12. Глава муниципального образования
Глава муниципального образования подписывает и отвечает за обнародование принятых представительным органом нормативных правовых актов независимо от того, возглавляет ли он представительный орган или местную администрацию. Если гл.мун.образования совмещает должность гл.админимтр., то он обладает правом вета, представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями; несет персональную ответственность перед населением муниципального образования.
Глава муниципального образования можетвозглавлятьлибопредставительныйорганмуниципальногообразования,либоместнуюадминистрацию.
Именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования в конкретном поселении или ином муниципальном образовании —представительный или местную администрацию(как назначает в конкретном случае).
Если представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений…
В поселениях с численностью менее 1 000 человек и сельских поселениях допускается совмещение полномочий главы представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.
Англосаксонская модель МС
1.Местные представительные органы автономны по отношению к центральной власти и власти вышестоящих уровней.
2.Отсутствует прямое подчинение нижестоящих исполнительных органов местного самоуправления вышестоящим.
3.На местах нет представителей центрального правительства.
4.Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенно (через суд), а также посредством финансовых рычагов (субсидии, дотации и т. д.)
5.Формирование представительных органов власти осуществляется населением посредством всеобщих прямых выборов.
Как правило, функционируют два уровня в Англии — графство и округ, а там, где есть приходы и общины, — даже три уровня местного самоуправления.
Все функции местного управления распределяются между советом графства и советом округа. Там, где три уровня местного управления,: советами графств, советами округов и приходскими (общинными) советами либо собраниями приходов (общин). Разграничением полномочий занимается парламент. Между уровнями нет соподчиненности.
Каждый совет округа состоит из председателя (мэра в городах) и советников. Председатель (мэр) избирается большинством голосов на собрании совета, которое ежегодно проходит в марте-апреле из числа советников.
Обычный срок службы его один год, но он может переизбираться любое число раз.
Каждый муниципалитет выбирает совет представителей. Выборы в муниципальный совет проходят либо раз в четыре года, либо ежегодно переизбирается одна треть.
Каждый член совета представляет свое территориальное образование, входящее в состав муниципалитета. Выборы обычно проходят по партийным спискам, и большинство членов совета являются представителями одной из трех основных партий страны.
Представители партийного большинства в совете выдвигают кандидатов на пост председателя и членов кабинета. Они разрабатывают и принимают на работу государственных служащих во главе с управляющим делами. В штат муниципалитета также входят ответственные секретари, каждый их которых отвечает за ту или иную службу. Назначение на эти должности производится президиумом совета в присутствии представителей всех политических партий входящих в совет.
Из местных налогов финансируется 24 % расходов, остальная часть — при помощи системы государственных субсидий.
Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа: общее и особенное
Принципиален вопрос об эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Эффективным может быть признано разграничение, закрепляющее за каждым уровнем те предметы ведения, которые он может решать наилучшим образом. Принцип субсидиарности.
Для определения предметов ведения местного самоуправления в российском законодательстве используется термин «вопросы местного значения». К ним принято относить такие вопросы:
1.которые могут самостоятельно решаться населением или органами местного самоуправления, не требуя вмешательства органов государственной власти;
2.последствия решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования, т. е. не оказывают неблагоприятных воздействий на соседние территории.
Вопросы местного значения, отнесенные российским законодательством к предметам ведения местного самоуправления, можно разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению.
Вопросы второй группы, связанные с оказанием муниципальных услуг населению, в свою очередь, можно разбить на две группы. Для одной закон употребляет термины «организация», «содержание», «обеспечение». Для другой группы вопросов термины «создание условий» и «участие».
В Федеральном законе 1995 года (ст. 6) для всех муниципальных образований был установлен единый перечень вопросов местного значения из 30 пунктов.
ФЗ 2003 года:
1. Общими для всех типов муниципальных образований являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов, контроль их исполнения, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
2. К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным жизнеобеспечением населения.
3. Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу, что в границах поселения за их решение отвечает оно само, а за межпоселенческие вопросы — муниципальный район.
4. Исключительно на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание.
Местный бюджет
Местный бюджет— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования.Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства хозяйственных обществ. К ним относятся:-финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;-финансовые ресурсы немуниципальных предприятий и других хозяйственных обществ, используемые ими для финансирования строительства и содержания социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов на территории муниципального образования.
Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.
Самостоятельность формирования местных бюджетов означает, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль исполнения и утверждение отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования. К ведению исполнительных органов относятся составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами. К полномочиям контрольного органа муниципального образования относится контроль использования выделенных бюджетных ассигнований. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у муниципальных образований собственных источников доходов и их правом определять направления расходования средств.
При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования вправе привлекать заемные средства.
Доходы местного бюджета
Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий.Также дотации выступают в качестве собственных налогов.
Собранные на территории муниципального образования:Местные налоги и сборы. Законодательно закрепленные доли федеральных и региональных налогов. Имущественные доходы. Средства самообложения граждан. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий. Часть доходов от оказания платных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями. Штрафы, зачисляемые в местные бюджеты.Другие источники.
Полученные из бюджетов других уровней: Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов. Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов МО. Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий.Иная финансовая помощь
Доходы муниципального образования подразделяются на налоговые и неналоговые. К налоговым доходам относятся местные налоги плюс доходы от федеральных и региональных налогов.Неналоговые доходы:Доходы от платных услуг казенных учреждений. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Доходы от продажи, использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (имущественные доходы). Средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.Трансферты.
Расходы местного бюджета
Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Расходная часть местных бюджетов включает:расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска;поддержка поселений (муниципального района);отрицательные трансферты.
В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов.
Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы.Органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения.
Муниципальные минимальные социальные стандарты — это показатели объемов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории конкретного муниципального образования.
Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обязательствмуниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
В бюджете текущих расходов могут выделяться «защищенные статьи», по которым сокращение расходов недопустимо ни при каких обстоятельствах.
Средства бюджета развития (капитальные расходы) расходуются на капитальное строительство, ремонт и иные инновационные мероприятия.
Понятие и отличительные признаки местного самоуправления
ЕХ Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями.
ФЗ1995 г.: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
ФЗ 2003 г.
Отличие формулировок российских законов от Европейской Хартии местного самоуправления. Именно реальная способность, прежде всего, экономическая и финансовая, является главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998г. названной Хартии требует учета всех ее отправных положений.
Европейской Хартией местного самоуправления установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». Конституцией РФ (ст. 3).
Л. Велихов (признаки): 1.различие в характере власти. 2.разграничение сфер компетенции.3.самостоятельные источники средств. 4.территориально-ограниченный выборный принцип.
Из лекций: Наличие территории с административными границами; Наличие местного сообщества; Наличие самостоятельного бюджета; Наличие муниципального имущества; Наличие выборного органа; Наличие Устава; Публичность; Подзаконность.
Все эти положения в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.