Понятие о грамматической форме, грамматическая категория
Грамматическая форма – это материальный вид существования грамматического значения, языковой знак, в котором грамматическое значение находит своё регулярное (стандартное) выражение. В пределах грам. формы. грамматические значения выражаются разными средствами: это аффиксы (в т. ч. нулевые), фонемные чередования («внутренняя флексия»), характер ударения, редупликация (повторы), служебные слова, порядок слов, интонация.
Под грам. формой. в морфологии в рус. языке понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи, несущие комплекс морфологических значений или одно такое значение (напр., форма им. п. мн.ч. существительного, форма 1-го лица ед.ч. наст, времени глагола, форма сравнительной степени прилагательного).
Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В этой системе определяющим является категоризующий признак, напр. обобщённое значение времени, лица, залога и т. п., объединяющее систему значений отдельных времён, лиц, залогов и т. п. и систему соответствующих форм.
Необходимым признаком грам. категории является единство значения и его выражения в системе грамматических форм как двусторонних языковых единиц. Грам. категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются, напр., категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа. Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным: напр., категория рода представлена в рус. языке системой трёх рядов форм, выражающих грамматические значения муж., жен. и ср. рода, а категория. числа - системой двух рядов форм - ед. и мн. ч.
13. Многозначность слова, пути переноса наименования
Большинство русских слов имеют не одно, а несколько значений. Они называются многозначным и или полисемантическими (гр. poly - много + semantikos - означающий) и противопоставлены словам однозначным. Способность лексических единиц иметь несколько значений называется многозначностью или полисемией.
Многозначность слова обычно реализуется в речи: контекст (т. е. законченный в смысловом отношении отрезок речи) проясняет одно из конкретных значений многозначного слова. Например, в произведениях А. С. Пушкина встречаем слово дом в таких значениях: Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою (дом1 - 'здание, строение'); Страшно выйти мне из дому (дом2 - 'жилище'); Всем домом правила одна Параша (дом3 - 'домашнее хозяйство'); Три дома на вечер зовут (дом4 - 'семья'); Дом был в движении (дом5 - 'люди, живущие вместе').
Обычно даже самого узкого контекста бывает достаточно для того, чтобы прояснились оттенки значений многозначных слов.
В зависимости от того, на каком основании и по какому признаку название одного предмета присваивается другому, различают три типа полисемии: метафору, метонимию и синекдоху.
Метафора(гp. metaphora - перенос) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.
Метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные: железные нервы, золотые руки, пустая голова, и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья.
Метонимия(гр. metonymia - переименование) - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.
Так, метонимическим является перенос названия материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото, серебро - Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро).
Синекдоха (гр. synekdoche - соподразумевание) - это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, груша (1) - 'фруктовое дерево' и груша (2) - 'плод этого дерева'; голова (1) - 'часть тела' и голова (2) - 'человек умный, способный'; вишня созрела - в значении 'вишни'; мы люди простые - так отзывается говорящий о себе самом.
14.способы образования без участия морфем
В русском языке существует два способа словообразования:
-морфемный (при помощи присоединения морфем к производящей основе)
- неморфемный (без участия морфем)
Неморфемные способы словообразования
1. Сращение, или лексикосинтаксический способ (слияние / сращение целого словосочетания). Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом причастием или прилагательным: высокохудожественный, быстрорастворимый, быстродействующий. От синонимических словосочетаний сращения отличаются тем, что имеют единоеглавное ударение и закрепленный порядок частей (ср. действующий быстро).
2. Морфологосинтаксический способ (переход из одной части речи в другую). Различают следующие разновидности этого способа:
А. Субстантивация: переход прилагательных и причастий в существительные: столовая посуда заглянуть в столовую; раненый солдат раненый молчал; ведущий специалист ведущий передачи.
Б. Адъективация: переход причастий в прилагательные: волнующая встреча, блестящая победа, начинающий артист, крашеный пол, жареный гусь.
В. Адвербиализация: переход в наречия существительных: летним вечером прийти вечером; смотреть в голубую даль смотреть вдаль, деепричастий: читать лежа, стоять молча.
Г. Прономинализация: переход в местоимения существительных: спорт вещь хорошая;У студента Иванова два хвоста. Надо помочь человеку (ему), а то отчислят; Как ты находишь семью Лебедевых? Очень приятные люди (они); прилагательных и причастий: вода превращается в лед при известных (некоторых) условиях, при следующих (таких) условиях; Я с легкой (с некоторой) завистью смотрел на его картины; числительного один: Об этом рассказал мне один (какой-то) человек.
Д. Переход в предлоги существительных: в течении реки – в течение дня, положить на счет в банке оворить насчет отпуска, в следствии много неясного – вследствие плохой погоды;
наречий: быть около – быть около дома, зайду после – зайду после работы; деепричастий: Аня-29-
говорила, не смотря мне в глаза – несмотря на плохую погоду; Благодаря доктора, я уже думала о
предстоящей реабилитации – Благодаря доктору я выписался из больницы уже через неделю.
Е. Переход в частицы наречий: Все решается очень просто. – Просто не знаю, что с
ним случилось. При переходе из одной части речи в другую в слове меняются его морфологические и синтаксические свойства. Происходит изменение системы форм словоизменения (парадигмы).Мороженое (прилагательное) имеет 24 формы словоизменения, выступает в качестве определения, мороженое (существительное) имеет 6 форм словоизменения, выступает, как правило, в качестве подлежащего и дополнения.
3. Лексико-семантический способ (распад многозначного слова на омонимы): спутник
(‘попутчик, идущий рядом’) и спутник (‘искусственный спутник’); мир (‘Вселенная’) и мир(‘противоположное войне’); лопатка (‘маленькая лопата’) и лопатка (медицинский термин),завод часов (‘действие по глаголу заводить’) и завод (машиностроительный). Это диахронный способ словообразования.
15. Фонемы, ее функции. Варианты фонем в слабых позициях
Фонемы – это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.
Уже в определении названы некоторые функции фонем. Кроме того, учёные называют еще несколько функций. Итак, к основным функциям фонемы относятся следующие:
1. конститутивная (строительная) функция;
2. дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;
3. перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);
4. делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).
Как уже было сказано, фонемы – единицы односторонние, имеющие план выражения (экспонент – по Маслову), в то время как смыслоносителями они не являются, хотя, по мнению Л. В. Бондарко, фонемы потенциально связаны со значением: они относятся к смыслоразличителям. При этом надо иметь в виду, что существуют однофонемные слова или морфемы, например, предлоги, окончания и т. п.
Впервые понятие фонемы в языкознание вел русский учёный И. А. Бодуэн де Куртенэ. Использовав термин, употребленный франц. лингвистом Л. Аве в значении «звук речи», он связывает понятие фонемы с её функцией в морфеме. Дальнейшее развитие учение о фонеме находит в работах Н. В. Крушевского, ученика И. А. Бодуэна де Куртенэ. Большой вклад в разработку этого вопроса внес Н. С. Трубецкой, петербургский учёный, в 20-е годы ХХ в. эмигрировавший за границу.
Различают позиции фонем сильные и слабые. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией.
Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением.
Слабой позицией называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная.).
16 Понятие морфемы, ее функции. Морфема и слово
Морфе́ма (от лат morphe — форма) — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова (то есть несамостоятельная) и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания.
Морфема и слово
Обе единицы имеют двусторонний характер (этим отличаются от фонемы). Поскольку морфема – двусторонняя единица, она вступает в такие же системные отношения, что и слово:
1) омонимия: вода – водитель; Артист – каменистый, Приобье – лисья, проректор – пронести;
2) многозначность: новосибирец – певец – хитрец;
3) синонимия: заиграть, побежать; межвузовский, интерпозиция, храбрость, доброта, белизна, синь;
4) антонимия: войти – выйти; домик – домина, Предуралье - Зауралье.
Однако между морфемой и словом есть и существенные различия: морфема не обладает ЛЗ, у значения морфемы нет индивидуальности (вода, водопроводчик, подводник – разные предметы), морфема может передавать только ГЗ (окончание), или структурное значение. Морфема является строительной единицей, не самостоятельной.
17Виды морфем в звуках мира
Морфология оказывается широкой областью, при делении грамматики на морфологию и синтаксис. Морфемика – раздел языкознания, занимающийся описанием системой морфем и правилами их дистрибуции. Морфема –мин. Значимая часть слова. В качестве основн единиц она хар-ся:1)повторяемостью 2)значимостью3)неделимостью4)абстрактностью. 1.морфема должна повторяться в различных словах и словоформах и должна сочитаться с другими морфемами. Ее будет невозможно выдель, определенную форму и значение. 2.морфема яв-ся носителем значения. Морфемы делятся на корневые и аффиксальные (словообразование и словоизменительные). Корневые морфемы обязательно присутствует в слове. Аффиксальные – может да, а может и нет. Корневые морфемы выражают лексическое значение слова. Аффиксальное словообразование морфемы участвует в передаче вещественного словарного значения. Они могут являться носителями лексико-грамматического значения: учить-учитель (тель-суффикс-профессия), словоизменительные морфемы выражающие словоизменительное значение и может нести классификационное значение.3.морфема –это единица языка. В потоке речи морфема в виде своих разновидн.морфов. морфема принадлежит к основной структуре элементам звука( морфема, фонема, лексика). Для морфемы явл-ся естественным чередование в ее составе звуков. но при этом сохраняет свое тождество. Пример этого тождества –альтернации морфов (свет, свеч, чвещ). Чередование фонем характерно и для аффикс морфем. Семантически морфы – абсолютно равноценны суть того или иного морфа обусловлена его окружением. Такие морфы, обусловленные дистрибуцией называются алломорфами. Но бывает, что встречаются взаимозаменяемые морфы, которые не зависят от окружения – рукой, рукою. Это варианты морфем: 1)абстрактно языковой характер морфем наглядно проявлялся в том, что данная, языковая единица способна передать свое значение при помощи звука – это нулевая морфема. Отсутствие оказывается значимым, только в том случае, если в языковой парадигме оно противопоставлено наличию окончанию у др. членов парадигмы. Морфема используется в передачи значения в Им. и Вин.п. у сущ-х м и ж рода. Им.п. и Вин.п.—стол. Род.п.—стен(мн.ч.)
НО ЛУЧШЕ УБРАТЬ
18Морфемные способы словообразования.
Способ образования слова | Примеры |
Приставочный (префиксальный) | - пере-бежать ← бежать; -не-большой ← большой; -на-завтра ← завтра |
Суффиксальный | -крик-ну-ть ← крич/а-ть; -свет-л-ый← свет; -свеж-о ← свеж-ий |
Приставочно-суффиксальный | -при-мор-[ j ]-е ← мор-е; -под-окон-ник ← окн-о; -без-душ-[ j ]-е |
Бессуффиксный (бессуффиксальный) | -рассказ-Ø ← рассказ-а-ть; -синь-Ø ← син-ий; -выход- Ø ← выходить . |
Сложение без соединительной гласной | -спортбаза←спортивная+база; -спецзадание←специальное+задание; -спецкор←специальный+корреспондент |
Сложение с соединительной гласной | -грязелечебница ← грязь +е+ лечебница; -углекоп←уголь+е+коп/ать; -тёмно-синий←тёмн/ый+о+синий |
Сложение начальных букв слов | -РФ ←Российская Федерация; - вуз ← высшее учебное заведение. |
Сложение с одновременным присоединением суффикса | -сенокосилка←сен/о+о+кос/ить+лк(а); -новогодний←нов/ый+о+год+н(ий) |
Морфолого-синтаксический (переход слов из одной части речи в другую) | -больной (сущ.) ← больной (прил.); -мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.) |
Сращение слов в одно | - малопонятный←мало понятный; - многообещающий←много обещающий |
Лексико-семантический (образование омонимов) | спутник1 ←спутник2; |
19Фразеологизмы, их типы по степени семантической спаянности компонентов
В тетради