Тема 2. общая характеристика мировой
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ СПОРТА И ТУРИЗМА
В.Н.Вуколов
Введение в специальность "Туризм"
Алматы, 2004
ББК 75.81 я 73
В 88
Рекомендовано
Ученым советом Казахской академии спорта и туризма
Рецензенты:
Орехов Л.И., доктор педагогических наук, профессор
Макогонов А.Н., доктор педагогических наук, профессор
Вуколов В.Н.
В 88 Введение в специальность "Туризм": Учебное пособие. Алматы, 2004 - 85 с.
ISBN 9965-653-24-0
Второе издание настоящего учебного пособия предназначено для специальной подготовки профессионалов туристского бизнеса в высших учебных заведениях. В работе раскрывается определение туризма как социального явления и прослеживается история его развития в разных странах мира, с большей степенью детализации по Казахстану и другим странам СНГ. Дана характеристика туризму как отрасли экономики, оценка его современного состояния, законодательной базы и структуры управления. Особое внимание в работе уделено системе подготовки специалистов с высшим образованием для туристской индустрии Республики Казахстан.
В ББК 75.81 я 73
ISBN 9965-653-24-0 © Вуколов В.Н., 2004
ВВЕДЕНИЕ
Никто не может точно сказать, когда именно у человека впервые появилась тяга к путешествию, как перемещению во времени и пространстве. Специалисты считают, что это произошло примерно 10 тысяч лет назад. Именно тогда человек вместо собирательства и охоты перешел к производительному труду и начал целенаправленно путешествовать для обмена произведенными в разных регионах продуктами. Что же касается нематериальных мотивов целенаправленных путешествий, то они возникли гораздо раньше мотивов материальных, они более сложны, играют первичную роль и имеют для человека вечную перспективу.
Человек уникален в природе Земли, ведь он существо биологическое и социальное одновременно. И счастлив человек (или по крайней мере удовлетворен определенным отрезком своей жизни), если он получает позитивные эмоции и в биологической и социальной сферах. Поэтому встречи и радостное общение с природой и новыми интересными регионами и людьми являются главной социальной ценностью туризма.
Различными философскими учениями давно определено, что высший идеал человеческого общества - это производство форм общения людей, разумные потребности которых удовлетворены. Открытие и познание нового - это одна из естественных склонностей человека, которая притупляется в стандартных условиях жизни, но обостряется в условиях путешествия.
Феноменальным, и на первый взгляд, противоречивым, является другой аспект современных организованных путешествий.
В древности, человека тянуло в путешествие стремление заглянуть за горизонт обыкновенное любопытство, и это было понятным. Однако сейчас, при современных средствах коммуникации, человек может увидеть не выходя из собственной квартиры практически любой уголок Земли, подземное, подводное, воздушное и космическое пространства. Но потребность людей в туризме со временем не уменьшается, а с геометрической прогрессией растет. И множество людей искусственно сокращают свои потребности даже в пище и одежде для того, чтобы в отпуске совершить интересное для них путешествие.
Туризм в настоящее время превратился в крупную отрасль обслуживания населения. С точки зрения спроса туризм вышел на первое место среди всех видов отдыха и развлечений. Переход туристской отрасли на основы рыночной экономики потребовал качественно иного подхода к организации и содержанию подготовки туристских кадров, в том числе в высших учебных заведениях. Кроме экскурсоводов и инструкторов активных видов туризма возникла необходимость подготовки организаторов (менеджеров) туристско-экскурсионных структур разной формы собственности, работающих прибыльно и с социальной пользой.
Именно для этого с 1998 г. в Казахской академии спорта и туризма началась подготовки менеджеров туризма. Подготовка ведется по 4-летнему циклу обучения с присвоением первой ученой степени „бакалавр туризма" в системе многоступенчатого высшего образования, после успешной сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы.
Учебный курс „Введение в специальность" является начальной составной частью непосредственной профессиональной подготовки будущего менеджера туризма в высшем учебном заведении. Главными задачами курса является формирование у студентов понятий об основном содержании туризма как социального явления, мировой индустрии туризма и истории ее развития, активных видах туризма, современном состоянии туристского бизнеса и перспективах его развития в Республике Казахстан, а также системе подготовки специалистов туризма и экскурсионного дела в высших учебных заведениях.
Эта учебная дисциплина является новой для высших учебных
заведений Казахстана и разработка капитального учебника для нее дело
перспективы. Данное учебное пособие подготовленно по текстам лекций автора читаемых в вузах Казахстана с 1993 года. Это второе издание учебного пособия, которое переработано дополнено новой информацией, научной и учебной литературой, а так же системой тестов для контроля и оценки полученных студентами знаний.
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА КАК МИРОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ
Туризм - это встречи и радостное общение с новыми людьми. Это главная социальная ценность туризма. Открыть и познать - одна из естественных склонностей человека, которая притупляется в обыденных условиях существования. Туристское путешествие позволяет увидеть новые края, уникальные памятники природы и культуры, познакомиться с фольклором, архитектурой, обычаями и нравами иных народов.
Каждый человек профессионально связан с определенными установившимися формами существования, быта и отдыха, с привычной, рутинной системой впечатлений. И каждый стремится хотя бы на время выйти за пределы привычного, реализовать себя в иных областях отношений, в иных условиях. Туризм и является одной из таких форм осуществления стремлений человека вырваться в неизвестный и свободный мир.
По статистике до 1988 г. в СССР не менее 50 млн. человек ежегодно отдыхало на туристских базах и тургостиницах, совершали спортивные и некатегорийные походы, путешествовали за границей и несколько десятков миллионов человек участвовало в экскурсиях (32).
Коренным словом для термина „туризм" стало французское слово „тур", которое в переводе означает „прогулка", „поездка". В настоящее время в международном туризме слово „тур" означает туристское путешествие с заранее спланированными параметрами (маршрут, набор услуг, сроки). Современное энциклопедическое понятие „туризм" (от франц. - прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время (отпуск, каникулы и т.п.); вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности.
По мнению специалистов Всемирной туристской организации (ВТО), туризм - это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями. (WTO-Marketing).
В связи с быстрорастущими масштабами туристского движения, многообразием форм туризма и рекреационных потребностей, определение понятия „турист" связано со значительными трудностями. В отличие от экскурсанта, пребывающего в какой-либо местности с целью рекреации (отдыха) менее 24 часов, турист выезжает на период свыше суток, т.е. с ночлегом за пределами постоянного места жительства. В узком понимании в сфере туризма турист-потребитель туристско-рекреационных услуг; человек путешествующий с целями туризма.
В международной практике к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме цели заработка. Путешествия в пределах своей страны определяются как национальный, внутренний туризм, а за ее пределами - как международный туризм.
Массовый туризм в экономически развитых странах начался в 1950-х годах как следствие введения системы оплачиваемых отпусков, развития дорожно-транспортной сети, широкого распространение автомобилей, появления самолетов большой вместимости, что значительно снизило стоимость путешествий, расширило географию туризма.
В 1970-80 г.г. наиболее популярными стали автомобильные семейные поездки на близкие расстояния, авиачартерные инклюзивтуры на средние в дальние расстояния, автобусные туры и морские круизы; возникли новые туристские регионы, сформировались рынки внутреннего и международного туризма, международные туристские организации, сфера туристской рекламы и пропаганды.
По оценке Всемирной туристской организации, в мире ежегодно осуществляется 2-2,5 млрд. тур. поездок (включая зарубежные; в 1988 г тур. поездки совершили 390 млн. чел.).
Классификация современного массового туризма не является общепринятой, основывается на разнообразных критериях и включает в себя многочисленные виды и формы туризма. Кроме внутреннего и международного туризма, выделяют иностранный туризм; организованный и неорганизованный автомобильный, водный, велосипедный, горнолыжный, горный пешеходный, ближний, дальний, активный, социальный, познавательный и др. виды (70, 133).
Современный массовый туризм получил развитие в 19 веке - в основном с распространением железных дорог и пароходов. В 1815 году путешественник и писатель Дж. Галиньяни организовал в Париже первое коллективное путешествие (гл. образом с английской публикой). В 1829 г. немецкий путешественник К.Бедекер основал издание знаменитых путеводителей для путешествующих самостоятельно. В 1841 г. англичанин Томас Кук создал первоначально в Лестере, а затем в Лондоне первое бюро путешествий, которое осуществляло коммерческие (т.н.пашуальные, т.е. по единой цене) путешествия. В 1843 г. он организовал первый групповой тур, арендовав ж/д состав, обеспечив туристов питанием и билетами на конные состязания, а в 1847 г. начал распространять специальные билеты на экскурсии в различные страны Европы. В 1854 г. по образцу бюро Кука в Берлине К. Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий (70, 133).
Любая деятельность которую придумывает, организует, осуществляет и совершенствует человек имеет определенную функцию (или несколько функций). При этом функция (функции) могут иметькак позитивный так и негативный характер. Туристские путешествия, по мнению специалистов, имеют следующие основные социальные функции:
1) познавательная;
2) социально-коммуникативная;
3) спортивная;
4) эстетическая;
5) эмоционально-психологическая;
6) оздоровительная;
7) творческая;
8) паломническая.
Под познавательной функцией туризма подразумевается „стремление человека к обогащению познаниями в области истории экономики, природы, науки и культуры, желание познакомиться с историческими, этнографическими, природными памятниками, боевыми и трудовыми традициями".
Социально-коммуникативная функция определяется как желание людей общаться друг с другом в неформальной обстановке, без производственной субординации. Спортивная функция включает возможность развития силы, ловкости, выносливости, мужества.
Под эстетической функцией туризма понимается наслаждение красотой природы и творениями архитекторов, скульпторов, художников.
Эмоционально-психологическая функция туризма характеризуется как возможность снятия напряженности и усталости после трудовой деятельности, приобретение положительных эмоций в результате встреч с людьми, впечатлений от интересных событий, преодоление естественных препятствий.
Под оздоровительной функцией подразумевается восстановление работоспособности с помощью туризма, под творческой - развитие творческих и организаторских способностей человека в специфических условиях отдыха, общения, умение быстро находить оптимальные решения острых проблем, самоутверждение человека как личности. Специалистами различных научных дисциплин в ходе исследований разного времени сформулированы ряд основополагающих понятий, определяющих происхождение, сущность и функции туризма как мирового социального явления.
К числу таких понятий относятся рекреация, объект туризма, зона туризма, социология туризма.
Рекреация (от лат. - восстановление) - это восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в т.ч. занятия туризмом. Развитие рекреации зависит от жизненного уровня населения, степени урбанизации, наличия рекреационных ресурсов, транспортной доступности к ним и т.д.
К рекреационным ресурсам относятся компоненты природной среды: климат, рельеф, поверхностные и подземные воды, в т.ч. минеральные, растительность и т.п., используемые для удовлетворения рекреационных потребностей. Для проведения активного отдыха используются природные национальные парки, заказники, некоторые заповедники, а также территории с памятниками природы, историко-архитектурными и др. достопримечательностями. По видам использования ресурсов рекреации обычно подразделяют на лечебно-оздоровительную, спортивную и познавательную.
Содержание и формы организации рекреации со временем меняется: значение пассивных видов отдыха постепенно снижается, активных - возрастает. Исследованием путей повышения эффективности рекреации занимается экономика, социология, медицина, архитектура и др.; важное место в этом принадлежит рекреационной географии, которая изучает вопросы формирования, размещения и освоения рекреационных ресурсов. В целях использования ресурсов проводится их районирование (70, 101-102).
Объектами туризма называются памятники культуры (археологии, истории, архитектуры и т.д.), природы (водопады, пещеры, метеоритные кратеры и т.п.), которые имеют историко-мемориальное, культурно-эстетическое и познавательное значение и приобретают в связи с этим привлекательность для туристов, являясь целью туристских экскурсий, путешествий и походов. Объектами туризма могут быть отдельные памятники материальной культуры (наскальные изображения, городища, крепость, дворец и т.д.) и природы (пещера, живописный утес, отдельное дерево) или их совокупность (города, ландшафты).
В местах сосредоточения объектов туризма, привлекающих большое число туристов, обычно создаются центры туризма. Обычно к объектам туризма относят места, учреждения, сооружения, предназначенные для развлечении, занятий спортом (например, горный склон, казино, ипподром, бассейн) (70, 79).
Зона туризма - это территория, на которой находятся турбазы и др. турпредприятия, а также предназначенная для отдыха по пути следования железнодорожных, автомобильных, морских и речных туристских круизов и рейсов. В силу повышенной рекреационной нагрузки на окружающую природную среду в пределах зоны туризма особо важные меры по предупреждению нарушений туристами правил охраны природы и природопользования (70, 43).
Под центрами туризма понимаются города, природные объекты, участки местности и т.п., где на базе сосредоточенных здесь туристских ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Такой комплекс состоит из предприятий для размещения туристов (турбазы, гостиницы, пансионаты и др.) предприятий питания, торговли, спортсооружений, экскурсионных и других служб туристского сервиса. Центры туризма подразделяют по значению (международный, межрайонный, местный), функциональной направленности (познавательный, оздоровительный, комплексный) и другим показателям.
Комплексными центрами туризма международного значения являются, например, города Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Ялта. К познавательным центрам относятся например, Бухара, Псков, Самарканд, к оздоровительным - Бакуриани, Приэльбрусье (Терскол), Селигер, Юрмала и др. (70, 138).
Термином „социология туризма" обозначается прикладная научная дисциплина, изучающая с помощью социологических методов тенденции и факторы развития туризма, а также явления и процессы в обществе, обусловленные развитием туризма. В СССР социология туризма развивалась с 70-х годов XX века, когда в процессе разработки „Схемы развития и размещения курортов, мест отдыха и туризма, природных парков и заповедников в СССР" и схем расселения было проведено социологические исследование с применением главным образом методов опроса туристов, населения, работников туристско-экскурсионной отрасли.
Прикладные социологические исследования направлены на определение объема и структуры спроса и потребления туристских услуг; выявление социально-демографических характеристик туристов, их предпочтений в потреблении туристских услуг; определение территориальных и сезонных туристских потоков и т.д. Результаты исследований используются для повышения качества услуг и товаров для туристов, при размещении туристско-экскурсионных объектов, разработка нормативов и прогнозов потребления туристских услуг и товаров (64, 114).
Огромная значимость туризма как социального явления предопределила учреждение Всемирного дня туризма на III сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО), состоявшейся в 1979 году в Маниле. Всемирный день туризма отмечается ежегодно 27 сентября и проводится с целью пропаганды туризма, освещение его вклада в развитие культурных связей, обеспечения взаимопонимания между народами.
Форма проведения Всемирного дня туризма (В.т.д.) определяется самим государством в соответствии с темами (лозунгами), рекомендованными на каждый конкретный год секретариатом ВТО (1980 г. - „Вклад туризма в сохранение культурного наследия, укрепление мира и взаимопонимания"; 1986 г. - „Туризм - важный фактор мира на Земле"; 1989 г. - „Туризм создает единство в мире"; 1990 г. - „Гаагская декларация по туризму"; 1991 г. - „Связь, информация, образование -движущие факторы развития туризма").
Празднование В.д.т. отражает итоги деятельности правительственных, общественных организаций и коммерческих фирм в сфере международного и внутреннего туризма. К В.д.т. обычно приурочиваются выпуск разнообразных туристских материалов в печати, на радио и телевидении, демонстрацию туристских кинофильмов, выставки турснаряжеиия, показательные выступления туристов-спортсменов, концерты туристской песни, туристские ярмарки и др. мероприятия (70, 30-31).
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Индустрией туризма называется совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг для туристов, освоение и эксплуатацию туристско-рекреационных ресурсов и создание материально-технической базы туризма.
Условно выделяются 3 группы предприятий, организаций и учреждений индустрии туризма:
1. Учреждения, осуществляющие комплексное туристско-экскурсионное обслуживание на маршрутах и по месту отдыха (турбазы, гостиницы, кемпинги и т.д.); сеть бюро путешествий, экскурсионных бюро (за рубежом - туроператоров, турагентов), реализующих туры и отдельные услуги населению по месту жительства и отдыха; специализированный транспорт, осуществляющий туристско-экскурсионные перевозки; предприятия и учреждения в местах отдыха и центрах туризма, обеспечивающие туристов оздоровительными и др. услугами, а также сувенирами и другими товарами и услугами туристского спроса.
2. Предприятия, учреждения и организации, предоставляющие в местах отдыха и туризма, как туристам, так и местному населению различные услуги - бытовые, культурно-познавательные, торговые и другие.
3. Промышленные предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие создание и эксплуатацию материально-технической базы туризма и поставляющие для нее орудия труда, сырье, инвентарь, снаряжение и другие товары индивидуального пользования, а также учреждения, готовящие квалифицированные кадры для сферы туризма (70, 44).
По мнению специалистов Всемирной туристской организации под понятием туристская индустрия имеется в виду совокупность всех коммерческих предприятий, которые напрямую предоставляют товары или услуги для обеспечения видов деятельности, связанных с бизнесом, отдыхом и досугом за пределами среды постоянного проживания. (WTO-Marketing).
Туристскими ресурсами (от франц. - вспомогательное средство) называется совокупность природных, историко-экономических объектов, пригодных для использования в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы (ТР). К первым относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные свойства местности, объекты познания).
Косвенные (социально-экономические) Т.Р. привлекаются для освоения и использования непосредственных Т.Р., их подразделяют на материально-технические, финансовые, трудовые и др. По функциональному признаку Т.Р. делятся на оздоровительные, познавательные и спортивные.
Главным источником оздоравливающего воздействия являются благоприятные климатические условия в районе туризма. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятники истории и культуры, музеи, национальные особенности и традиции населения, уникальные объекты природы, культуры, промышленности и др.). Пригодность местности для проведения туристские походов спортивного характера определяется наличием мало измененных человеком ландшафтов (70, 102).
Районированием туристским (ТР) называется выделение районов с целью систематизации географической информации о туризме и выявлении территориальных закономерностей его развития. ТР позволяет получить целостное представление о состоянии, факторах и перспективах развития туризма на всех частях территории, сравнивать их между собой и использовать эти сведения в планировании туризма. При туристском районирование по совокупности районообразующих признаков выделяют территориальные единицы различного ранга: туристские зоны; районы; подрайоны и др. ТР может проводиться как для туризма в целом, так и для отдельных его видов. В ТР территории бывшего СССР проведенном для развития системы рекреационного районирования, учитывались степень развития туризма в туристских районах, их значение (общесоюзное, межрайонное, местное), функциональная направленность (оздоровительная, познавательная, спортивная) (70,100).
Туристским потоком (Т.П.) называется число туристов, направляющихся в определенные туристские регионы и центры в течение данного отрезка времени. Анализ Т.П. позволяет определить их величину и сезонные колебания, относительно стабильные во времени районы формирования и притяжения; выявляет причинно-следственные связи и колебания Т.П. в целях прогнозирования тенденции их развития; их социально-демографический состав. Для учета Т.П. используются следующие показатели: численность туристов в пределах данной территориальной единицы (государство, область, населенный пункт); турночевка или туродень (одни сутки, проведенные одним туристом в данной местности или стране). Учет международных Т.П. ведется по данным пограничной регистрации и по числу ночевок в данной местности (70, 97).
Основные мировые туристские потоки направлены в страны Средиземного и Черного морей, чаще с целью отдыха на морских курортах; все более популярны поездки на горные курорты с оздоровительными и спортивными целями; растет спрос на познавательные, главным образом автобусные поездки с активным отдыхом.
Сезонность в туризме определяется главным образом местными природно-климатическими условиями и ресурсами в целом, временем года (школьные и студенческие каникулы, массовые отпуска) и др. факторами. В странах с умеренным климатом выделяют следующие туристские сезоны: летний (июль-август) или „сезон пик", зимний (январь-март), межсезонье (апрель-июнь, сентябрь) и так называемый „мертвый сезон" (октябрь-декабрь). Согласно статистическим данным в 1976-1986 г.г. в СССР в летний сезон отдыхало до 60% всех организованных туристов. В январе-марте наблюдается значительное нарастание туристского потока (с 14 до 22%), в основном за счет развития центров горнолыжного спорта. В межсезонье спрос на туристские путешествия колеблется в пределах 23-25%, а в „мертвый сезон" - на уровне 3-4%.
Ввиду неблагоприятного влияния на экономику туризма неравномерности загрузки туристских предприятий и транспорта в странах с развитым туризмом для сглаживания сезонности значительно снижают цены и тарифы на несезонные туры, организуют специальные туры, поощряют деление отпусков на части, сдвигают время каникул учащихся (70, 107).
Одним из важнейших факторов растущей популярности туризма является постоянный рост городского населения во всех странах мира. Основными центрами формирования туристских потоков стали большие промышленные и административные центры. Поэтому урбанизация в значительной степени способствует быстрому росту спроса на туристские услуги.
Развитие внутреннего туризма зависит от следующих факторов
а) благосостояния населения;
б) уровня культурного развития и образования населения;
в) состояния материальной базы туризма (70, 7),
Туристский баланс (Т.Б.) - это соотношение доходов страны от обслуживания иностранных туристов и расходов граждан этой страны в зарубежные туристские поездки. Т.Б. является также показателем соотношения активного и так называемого пассивного туризма для данной страны. Доходы от иностранного (активного) туризма способствуют улучшении платежного баланса, в связи с чем иностранный туризм поощряется государством (т.н. аквизация), в т.ч. для покрытия расходов на зарубежный (пассивный) туризм граждан своей страны.
В целях поддержания активного сальдо Т.Б.. некоторые страны вводят ограничения на туристские поездки своих граждан за границу. Традиционно активным Т.Б. обладают, как правило, страны, расположенные в регионах с мягким климатом, популярными приморскими и горными курортами, многочисленными достопримечательностями, а также ряд развивающихся стран. К ним относятся Италия, Испания, Греция, Тунис, государства Океании Болгария, Румыния и др. Пассивное сальдо Т.Б. характерно для США Великобритании, стран Северной Европы и других стран так называемых генераторов туристских потоков (70, 134).
Маркетинг - (от англ. - рынок) в туризме, система мероприятий по организации производства, распределения, реализации и потребление тур. услуг. Система призвана способствовать удовлетворению реальной и потенциального спроса населения и его отдельных контингентов и формированию спроса на новые виды туристских услуг. М. предусматривает исследование рынка туров, туристских услуг и товаров, контингентов потребителей, торгово-сбытовой сети, производителей и механизмов сбыта продуктов населению с учетом платежеспособности потребителей и задач рентабельной деятельности туристских учреждений (70, 66).
Реклама (от лат. - выкрикиваю) - в туризме, предусматривает, как правило, пропаганду туристских путешествий, объектов с коммерческими целями (продажа туров или услуг). В целях рекламы используются средства массовой информации (телевидение, печать, радио и др.), выпускаются плакаты, буклеты, кино- и видеофильмы, путеводители и др., устраиваются лекции, ярмарки туристские. Преимущественно коммерческим целям служат выпускаемые тур. фирмами иллюстрированные каталоги и проспекты, содержащие перечень туров и их стоимость, указание класса обслуживания туристов по данному туру, описание качества и видов услуг, программ поездок. Расходы на рекламу (Р) обычно закладываются в стоимость тура в размере от 3 до 10% (в зависимости от популярности тура и его стоимости). В России Р. туризма занимаются специализированные структуры и Центральное рекламно-информационное бюро «Турист».
Человеко-день в туристском бизнесе это единица учета обслуживания в течение дня (суток); используется для учета и потребления тур. услуг, загруженности коечного фонда туристских учреждений, оценки их рентабельности, занятости свободного времени населения. В практике международного туризма - единица учета числа дней (суток) пребывания туристов в стране. Для экскурсионного обслуживания населения используется показатель человеко-экскурсия (70, 138).
Фирмой туристской (от итал. - подпись) называют коммерческое предприятие, организующее путешествия, походы, экскурсии с использованием услуг гостиниц, транспортных компаний, предприятий питания, торговли экскурсионных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других учреждений. В конце 1980-х годов в мире насчитывалось около 45 тысяч туристских фирм. Основные разновидности туристских фирм - т.н. туроператоры и турагенты.
Туроператоры - фирмы-производители собственных ("фирменных") туров на основе аренды или оптовых закупок отдельных услуг гостиниц и др. поставщиков услуг с комплектованием их в новый „комплексный продукт", как правило, на серийной основе, реализуемый потребителю по единой цене самостоятельно (через свои филиалы) или по договорам с тур. агентствами-посредниками на комиссионной или иной основе.
Турагенты (туристские агентства) - посреднические фирмы, осуществляющие розничную продажу населению туров и отдельных услуг гостиниц, транспортных компаний и других поставщиков услуг, с получением от них комиссионного вознаграждения (от 5 до 20% от цены тура и услуги) или с наценкой за посреднические услуги.
Среди туристских фирм выделяют также экскурсионные бюро, которые специализируются па организации экскурсий для туристов По месту отдыха и тур. бюро, выполняющие функции тур. агентств.
Крупными туристскими фирмами за рубежом являются, например, „Томсон холидейс" и „Томас Кук" (Англия); „Америкен экспресс" (США); „Туризм этравай" (Франция); „Некерман" (Германия); „Чедок" (Чехословакия); „Орбис" (Польша); „Балкантурист" (Болгария); „Ибус" (Венгрия). В Англии есть туристские фирмы, начавшие свою деятельность 500 лет назад (23).
Под международным туризмом (М.Т.) понимаются поездки (путешествия, походы) в зарубежные страны с туристскими целями сроком не менее суток и обычно не более 6 месяцев. М.Т. связан с другими сторонами международной жизни, имеет культурно-познавательное и политическое значение как средство укрепления взаимопонимания между народами. Играет заметную роль в экономике, валютные поступления от М.Т. составляют важную статью дохода платежных балансов во многих странах (Швейцария, Испания, Италия и др.).
В международной статистике объем М.Т. обычно определяют количеством прибытий иностранных посетителей в страну посредством учета пересечений государственные границы в момент въезда, учета прибытий в гостиницы и др. места ночлега либо путем выборочных опросов иностранных посетителей на контрольно-пропускных пунктах. В 1985 г. по данным Всемирной туристской организации объем М.Т. составил около 325 млн. прибытий. Подавляющая часть международных туристов - из экономически развитых стран. Располагая богатыми туристскими ресурсами, большинство развивающихся стран не имеют необходимой материально-технической базы для М.Т. (70, 71).
Международные туристские организации это всемирные и региональные неправительственные и межправительственные объединения, созданные с целью развития международного сотрудничества в области туризма, координации политики в туристском деле. Первая международная туристская организация - Международная лига туристских организаций (М.Т.О.) создана в 1898 г. в Люксембурге. К 1991 г. действовало свыше 100 М.Т.О. Наиболее значительными из них являются: Всемирная туристская организация (ВТО), Всемирная федерация (нац.) ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), Американское общество туристских агентств (АСТА), Международная ассоциация экскурсий и туров (ИСТА), Международная федерация туроператоров (ИФТО), Туристская ассоциация Общего рынка (КМТА), Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА), Конфедерация туристских организаций Латинской Америки (КОТАЛ).
Деятельность М.Т.О. направлена на защиту интересов туристских компаний, предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций, наносящих ущерб их предпринимательству, и, выработку единых позиций в отношениях с правительственными органами по туризму советом ЮНЕСКО, участвует совместно с региональными и специализированными организациями ООН в разработке и осуществлении программы развития туризма.
Руководящие органы ВТО: Генеральная ассамблея (собирается 1 раз в 2 года), Исполнительный комитет (собирается 2 раза в год), избираемый Генеральной ассамблеей сроком на 4 года, и секретариат во главе с секретарем, назначаемый Генеральной ассамблеей. В составе ВТО действуют постоянные и временные проблемные комитеты и рабочие группы, а также региональные комиссии для Европы, Америки, Ближнего Востока, Восточной Азии, Тихоокеанского региона и Южной Азии; имеются Комитет присоединившихся членов, Высший учебный центр по туризму и центр туристской документации. Деятельность ВТО финансируется за счет членских взносов и из спецфондов ООН.
Всемирная туристская организация (ВТО), международная неправительственная организация, создана в 1975 году на основе Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) с целью повышения роли туризма в укреплении международного экономического развития, содействия взаимопониманию и миру между народами. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде.
Согласно уставу в ВТО входят: действительные члены - представители государств, т.н. ассоциированные члены - представители территорий, не имеющих внешнеполитической самостоятельности и присоединившиеся члены - представители международных и национальных организаций, ассоциаций, связанных с туризмом или представляющих интересы туристского бизнеса. К 1990 г. в ВТО состояло 106 государств.
Деятельность ВТО охватывает экономические, социальные, правовые, административные, экологические, статистические, технические и др. аспекты международного и внутреннего туризма, вопросы подготовки кадров. В рамках соглашения с ООН в сотрудничестве (с 1978 г.) с ВТО взаимодействует с экономическим и социальным советом ЮНЕСКО, участвует совместно с региональными и специализированными организациями ООН в разработке и осуществления программ развития туризма.
Международные туристские ярмарки проводятся для ознакомления с туристской продукцией различных фирм, заключения коммерческих сделок и договоров, установления деловых контактов, обмена информацией, рекламных мероприятий и др. целей. Наиболее значительные международные ярмарки являются ежегодными, проводятся в определенное время года по заранее анонсируемым датам.
Самая крупная в мире коммерческого туризма ярмарка - Международная биржа по туризму, которая проводится с 1966 г. ежегодно в марте в Берлине (до 1990 г. - в Зап. Берлине) в течение 7 дней с участием тур. фирм, туроператоров, турагентов, представителей национальных туристских организаций, гостиниц, транспортных и страховых компаний, специализированных издательств, радио- и телекомпаний (в 1991 г. свыше 4000 из 156 стран). В 1997 году в Берлинской ярмарке участвовала крупная делегация представителей турфирм Республики Казахстан.
Всемирная туристская ярмарка проводится с 1980 г. ежегодно в ноябре-декабре в Лондоне в течение 5дней с участием туристских фирм (в 1986 -2500), представителей туристской индустрии (св. 30 тыс. чел.) и средств массовой информации (свыше 1400 чел.).
Наряду с заключением сделок важной задачей ярмарок является ознакомление с новшествами в сфере туризма.