VI. Контрольно-измерительные материалы по курсу
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
Вам предлагается оценить свой исходный уровень подготовки в сфере образовательного законодательства.
№ | Вопросы для самооценки | Ответы | Высший балл | Средний балл | Низкий балл |
Перечислите основные законодательные акты, регулирующие образовательное пространство в Российской Федерации | Не менее пяти | ||||
2. | Перечислите принципы государственной политики Российской Федерации | Не менее шести | |||
3. | Назовите основные элементы системы образования Российской Федерации | Не менее трех | |||
4. | Перечислите основные формы получения образования | Не менее шести | |||
Ь. | Какие общеобразовательные программы реализуются в системе образования Российской Федерации | Не менее четырех | |||
В. | Какие профессиональные программы реализуются в системе образования Российской Федерации | Не менее четырех | |||
/. | Перечислите основные типы образовательных учреждений | Не менее семи | |||
а. | Какие в Российской Федерации установлены образовательные уровни или цензы | Не менее шести | |||
У. | Какие документы об образовании могут быть выданы лицам, не завершившим образование определенного уровня | Не менее одного | |||
10. | Перечислите права и обязанности родителей законных представителей) | Не менее пяти |
Инструкция к выполнению входного контроля
Внимательно прочитайте вопросы и попытайтесь дать наиболее полные ответы. По количеству правильных ответов определите свой исходный уровень подготовки в сфере образовательного законодательства.
Высший балл - набрано максимально предложенное количество ответов.
Средний балл - допущено не более двух неточностей.
Низкий балл - допущено более двух неточностей.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
№ | Вопросы для самооценки | Ответы | Когнитивный уровень | Репродуктивный уровень | Деятель-ностный уровень |
1. | Перечислите задачи законодательства Российской Федерации в области образования | ||||
2. | Охарактеризуйте основные государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования | ||||
3. | Назовите документы организационно-правового обеспечения деятельности образовательного учреждения | ||||
4. | Перечислите компетенции Российской Федерации, субъектов и ОУ в области образования | ||||
5. | Охарактеризуйте сущность государственного контроля за качеством образования в аккредитованных ОУ | ||||
6. | Назовите компоненты системы непрерывного образования | ||||
7. | Охарактеризуйте правовое положение участников образовательного процесса | ||||
8. | Перечислите права детей в Российской Федерации | ||||
9. | Охарактеризуйте этапы дееспособности несовершеннолетних | ||||
Охарактеризуйте ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения | |||||
Охарактеризуйте международное сотрудничество Российской Федерации в области образования | |||||
Перечислите основные характеристики единого (общего) образовательного пространства СНГ | |||||
Назовите цели и основные задачи модернизации педагогического образования в Российской Федерации |
Инструкция к итоговому контролю по курсу «Нормативно-правовое обеспечение образования»
Внимательно прочитайте вопросы и попытайтесь дать наиболее полные ответы. По количеству правильных ответов определите свой итоговый уровень сформированности нормативно-правовой компетентности.
Задания к выполнению итогового контроля
Характеристика сущности заданий:
1. Когнитивный уровень: дать наиболее полный ответ на поставленный вопрос.
2. Репродуктивный уровень: перечислить нормативно-правовые акты,
подтверждающие правильность предложенного варианта.
3. Деятельностный уровень: смоделировать конкретную практическую
ситуацию по анализируемой проблеме.
Интерпретация результатов сформированности нормативно-правовой компетентности обучающихся
1. Когнитивный уровень определяется посредством выявления объема знаний по курсу.
2. Репродуктивный уровень проверяется посредством правильного
применения нормативных документов.
3. Деятельностный уровень характеризуется успешностью моделирования жизненных ситуаций.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. В практику работы образовательных учреждений в последние годы вводится факультативный курс «Основы православной культуры».
Вопросы:
1. Насколько правомерно его включение в содержание школьного образования?
2. Как этот курс согласуется с принципами образовательной политики
Российской Федерации?
3. Какой законодательный акт регулирует введение названного курса?
Задача2. Родителям выпускника основной школы руководитель ОУ
отказал в приеме документов в 10 класс.
Вопросы:
1. Какие законодательные акты регулируют решение данного вопроса?
2. Првомерны ли действия руководителя школы?
3. Каковы действия родителей в данной ситуации?
Задача 3.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе пришла к учителю на урок, заранее его об этом не предупредив, потребовала предъявить ей развернутый конспект урока. Учитель разрешил присутствие на уроке, но отказал заместителю директора в предоставлении конспекта, сославшись на то, что конспект - личное творчество педагога, не может быть подвергнут анализу со стороны инспектирующего органа.
Вопросы:
1. Правомерен ли отказ учителя?
2. Законны ли требования заместителя директора?
3. Какие документы регламентируют права и обязанности участников образовательного процесса?
Задача 4.Выпускники отказываются написать заявление об участии в итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена. Директор школы настаивает, аргументируя тем, что регион участвует в федеральном эксперименте, поэтому для выпускников данного учреждения альтернатива не предусмотрена.
Вопросы:
1. Правомерны ли действия руководителя школы?
2. Какие документы регламентируют поведение участников конфликта?
3. Какие существуют пути разрешения данной ситуации?
Задача5. Родители первоклассников обратились к учителю с просьбой выставлять ученикам отметки. Учитель в категоричной форме отказался.
Вопросы:
1.Оцените действия родителей.
2. Правомерны ли действия учителя?
3.Какими нормативными актами должен руководствоваться учитель, оценивая результаты образовательной подготовки первоклассников?
Задача М.Родители отказались от посещения основной школы ребенком-инвалидом, ссылаясь на определенные трудности и отсутствие необходимости получения ребенком образования. Администрация школы настаивала на организации обучения на дому на платной основе.
Вопросы:
1.Правомерны ли действия родителей?
2.Какими документами руководствовалась администрация, делая такие
предложения родителям?
3.Каковы пути решения данной проблемы?
Задача7. Учитель подавал документы в региональную аттестационную комиссию для присвоения высшей квалификационной категории по должности «учитель». Секретарь аттестационной комиссии потребовала от учителя удостоверение о повышении квалификации. Учитель ответил, что он повышал квалификацию 6 лет назад. Секретарь отказалась принять документы учителя.
Вопросы:
1.Правомерны ли требования секретаря?
2.Какими нормативными документами руководствуется секретарь комиссии?
Задача8. Ребенок часто пропускает занятия в школе. Администрация школы неоднократно обращалась к родителям с просьбой обеспечить посещение ребенком образовательного учреждения. Родители не реагировали на предъявляемые требования.
Вопросы:
1.Кто является заинтересованным ответственным лицом в решении дан
ной ситуации?
2.Какими документами необходимо руководствоваться администрации
школы?
3.Каковы дальнейшие действия администрации школы?
Задача9. Несовершеннолетний, находясь в ночное время в развлекательном учреждении, совершил правонарушение.
Вопросы:
1.Какие документы регламентируют пребывание ребенка в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых?
2.Как должна реагировать администрация развлекательного учреждения?
3.Какую ответственность несут родители за правонарушение несовершеннолетних?
Задача 10.Студент имеет разрешение на индивидуальное посещение занятий. Преподаватель отказал студенту в приеме зачета на основании того, что тот не присутствовал на его занятиях.
Вопросы:
1.Правомерны ли действия преподавателя?
2.Какие документы регламентируют индивидуальное посещение занятий студентами?
3. Каковы возможные условия разрешения данного вопроса?
Задача 11.Семья иностранцев переехала на постоянное место жительства в Россию. Родители подали документы в один из государственных вузов с целью разрешить участвовать их сыну в конкурсном отборе на обучение в данном учреждении. В приемной комиссии им отказали.
Вопросы:
1.Какие документы регламентируют данную ситуацию?
2.Правомерен ли был отказ со стороны приемной комиссии вуза?
3.Предложите вариант решения данной ситуации.
Задача 12. Специалист с высшим образованием, окончивший один из столичных вузов, ищет работу в Казахстане. Ему отказывают в предоставлении рабочего места, согласно его образовательному уровню, предлагают подтвердить эквивалентность диплома в одном из местных вузов.
Вопросы:
1.Правомерно ли требование администрации предприятия о подтверждении эквивалентности в одном из местных вузов диплома о высшем образовании, который специалист получил в России?
2.На основании каких законодательных документов осуществляется
решение данного вопроса?
3.Каковы действия специалиста с высшим образованием в данной ситуации?
Задача 13. Студентам было отказано в возможности использования библиотечных фондов муниципальной библиотеки на бесплатной основе, мотивируя тем, что в их вузе имеется свой читальный зал.
Вопросы:
1. Правомерен ли отказ администрации библиотеки (требование оплатить услуги)?
2.Какие документы регулируют возникшую ситуацию?
3. Каковы действия студентов?
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых один правильный ответ. Обвести кружком номер правильного ответа:
1. Принципы государственной политики в области образования:
1)гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2)единство федерального, культурного и образовательного пространства, учет национальных, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3)общедоступность, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4)светский характер образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений;
5)все вышеперечисленные.
2. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования:
1)разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления;
2)обеспечение и защита конституционного права граждан Российской
Федерации на образование;
3)создание правовых гарантий для свободного функционирования и
развития системы образования в Российской Федерации;
4)определение прав и обязанностей, полномочий, ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области;
5)все вышеперечисленные.
3. Образовательные программы:
1)общеобразовательная основная;
2)общеобразовательная дополнительная;
3)профессиональная основная;
4)профессиональная дополнительная;
5)все вышеперечисленные.
4. Полномочия органов местного самоуправления в области образования:
1)организация и предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного общего) образования;
2)организация и предоставление дополнительного образования детям
и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3)создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий, сооружений ОУ, обустройство прилегающих к ним территорий;
4)учет детей, подлежащих обязательному обучению в ОУ, опека и попечительство;
5)все вышеперечисленные.
5. Виды внутришкольного инспектирования:
1)плановый;
2) оперативный;
3) аудиторский;
4) мониторинг;
5) все вышеперечисленные.
6. Формы получения непрерывного образования:
1)очная, заочная;
2)очно-заочная (вечерняя)
3)самообразование, дистанционное;
4)семейное;
5) все вышеперечисленные.
7. Какими документами регулируются трудовые отношения работников ОУ и ОУ:
1)Федеральный закон «Об образовании»;
2)Устав ОУ, контракт;
3)трудовой договор (контракт)
4)приказом по ОУ;
5)все вышеперечисленные
8. Какими документами регламентируются обязанности ребенка в
семье?
1)Федеральный закон «Об образовании»;
2)Конвенция о правах ребенка;
3)Семейный кодекс РФ;
4)Конституция РФ;
5)правильного ответа нет.
10. Этапы дееспособности несовершеннолетнего:
1)от рождения до шести лет;
2)6-14 лет;
3)14-18 лет;
4)все вышеперечисленные;
5)правильного ответа нет
11. Формы послевузовского профессионального образования:
1)аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура;
2)аспирантура, докторантура;
3)бакалавриат;
4)академия;
5) правильного ответа нет.
12. Основополагающий международный документ, положивший начало интернационализации образования в Европе:
1)Декларация о правах человека;
2)Конвенция о правах ребенка;
3)Конвенция о борьбе с дискриминацией;
4)Болонское соглашение;
5)все вышеперечисленные.
13. Результат модернизации педагогического образования:
1)обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;
2)рост материального благосостояния работников;
3)ротация кадров;
4)обеспечение преемственности системы непрерывного педагогического образования;
5)правильного ответа нет.
Учебное издание
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов, обучающихся по специальности
050706 «Педагогика и психология»