VI. Контрольно-измерительные материалы по курсу

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Вам предлагается оценить свой исходный уровень подготовки в сфе­ре образовательного законодательства.

Вопросы для самооценки Ответы Высший балл Средний балл Низкий балл
  Перечислите основные зако­нодательные акты, регули­рующие образовательное пространство в Российской Федерации Не менее пяти      
2. Перечислите принципы госу­дарственной политики Рос­сийской Федерации Не менее шести      
3. Назовите основные элементы системы образования Россий­ской Федерации Не менее трех      
4. Перечислите основные фор­мы получения образования Не менее ше­сти      
Ь. Какие общеобразовательные программы реализуются в системе образования Россий­ской Федерации Не менее че­тырех      
В. Какие профессиональные программы реализуются в системе образования Россий­ской Федерации Не менее че­тырех      
/. Перечислите основные типы образовательных учреждений Не менее семи      
а. Какие в Российской Федера­ции установлены образова­тельные уровни или цензы Не менее шес­ти      
У. Какие документы об образо­вании могут быть выданы ли­цам, не завершившим образо­вание определенного уровня Не менее од­ного      
10. Перечислите права и обязан­ности родителей законных представителей) Не менее пяти      

Инструкция к выполнению входного контроля

Внимательно прочитайте вопросы и попытайтесь дать наиболее пол­ные ответы. По количеству правильных ответов определите свой исход­ный уровень подготовки в сфере образовательного законодательства.

Высший балл - набрано максимально предложенное количество от­ветов.

Средний балл - допущено не более двух неточностей.

Низкий балл - допущено более двух неточностей.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Вопросы для самооценки Ответы Когни­тивный уровень Репродук­тивный уровень Деятель-ностный уровень
1. Перечислите задачи законода­тельства Российской Федерации в области образования        
2. Охарактеризуйте основные го­сударственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования        
3. Назовите документы организа­ционно-правового обеспечения деятельности образовательного учреждения        
4. Перечислите компетенции Рос­сийской Федерации, субъектов и ОУ в области образования        
5. Охарактеризуйте сущность госу­дарственного контроля за каче­ством образования в аккредито­ванных ОУ        
6. Назовите компоненты системы непрерывного образования        
7. Охарактеризуйте правовое по­ложение участников образова­тельного процесса        
8. Перечислите права детей в Рос­сийской Федерации        
9. Охарактеризуйте этапы дееспо­собности несовершеннолетних        
Охарактеризуйте ступени выс­шего профессионального обра­зования, сроки и формы его по­лучения        
Охарактеризуйте международ­ное сотрудничество Российской Федерации в области образова­ния        
Перечислите основные характе­ристики единого (общего) обра­зовательного пространства СНГ        
Назовите цели и основные зада­чи модернизации педагогическо­го образования в Российской Федерации        

Инструкция к итоговому контролю по курсу «Нормативно-правовое обеспечение образования»

Внимательно прочитайте вопросы и попытайтесь дать наиболее пол­ные ответы. По количеству правильных ответов определите свой итого­вый уровень сформированности нормативно-правовой компетентности.

Задания к выполнению итогового контроля

Характеристика сущности заданий:

1. Когнитивный уровень: дать наиболее полный ответ на поставленный вопрос.

2. Репродуктивный уровень: перечислить нормативно-правовые акты,
подтверждающие правильность предложенного варианта.

3. Деятельностный уровень: смоделировать конкретную практическую
ситуацию по анализируемой проблеме.

Интерпретация результатов сформированности нормативно-правовой компетентности обучающихся

1. Когнитивный уровень определяется посредством выявления объема знаний по курсу.

2. Репродуктивный уровень проверяется посредством правильного
применения нормативных документов.

3. Деятельностный уровень характеризуется успешностью моделирования жизненных ситуаций.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. В практику работы образовательных учреждений в последние годы вводится факультативный курс «Основы православной культуры».

Вопросы:

1. Насколько правомерно его включение в содержание школьного образования?

2. Как этот курс согласуется с принципами образовательной политики

Российской Федерации?

3. Какой законодательный акт регулирует введение названного курса?
Задача2. Родителям выпускника основной школы руководитель ОУ

отказал в приеме документов в 10 класс.

Вопросы:

1. Какие законодательные акты регулируют решение данного вопроса?

2. Првомерны ли действия руководителя школы?

3. Каковы действия родителей в данной ситуации?

Задача 3.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе пришла к учителю на урок, заранее его об этом не предупредив, потребовала предъявить ей развернутый конспект урока. Учитель разрешил присутствие на уроке, но отказал заместителю директора в предоставлении конспекта, сославшись на то, что конспект - личное творчество педагога, не может быть подвергнут анализу со стороны инспектирующего органа.

Вопросы:

1. Правомерен ли отказ учителя?

2. Законны ли требования заместителя директора?

3. Какие документы регламентируют права и обязанности участников об­разовательного процесса?

Задача 4.Выпускники отказываются написать заявление об участии в итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена. Дирек­тор школы настаивает, аргументируя тем, что регион участвует в федераль­ном эксперименте, поэтому для выпускников данного учреждения альтер­натива не предусмотрена.

Вопросы:

1. Правомерны ли действия руководителя школы?

2. Какие документы регламентируют поведение участников конфликта?

3. Какие существуют пути разрешения данной ситуации?

Задача5. Родители первоклассников обратились к учителю с просьбой выставлять ученикам отметки. Учитель в категоричной форме отказался.

Вопросы:

1.Оцените действия родителей.

2. Правомерны ли действия учителя?

3.Какими нормативными актами должен руководствоваться учитель, оце­нивая результаты образовательной подготовки первоклассников?

Задача М.Родители отказались от посещения основной школы ре­бенком-инвалидом, ссылаясь на определенные трудности и отсутствие не­обходимости получения ребенком образования. Администрация школы на­стаивала на организации обучения на дому на платной основе.

Вопросы:

1.Правомерны ли действия родителей?

2.Какими документами руководствовалась администрация, делая такие
предложения родителям?

3.Каковы пути решения данной проблемы?

Задача7. Учитель подавал документы в региональную аттестацион­ную комиссию для присвоения высшей квалификационной категории по должности «учитель». Секретарь аттестационной комиссии потребовала от учителя удостоверение о повышении квалификации. Учитель ответил, что он повышал квалификацию 6 лет назад. Секретарь отказалась принять до­кументы учителя.

Вопросы:

1.Правомерны ли требования секретаря?

2.Какими нормативными документами руководствуется секретарь комиссии?

Задача8. Ребенок часто пропускает занятия в школе. Администра­ция школы неоднократно обращалась к родителям с просьбой обеспечить посещение ребенком образовательного учреждения. Родители не реагиро­вали на предъявляемые требования.

Вопросы:

1.Кто является заинтересованным ответственным лицом в решении дан­
ной ситуации?

2.Какими документами необходимо руководствоваться администрации
школы?

3.Каковы дальнейшие действия администрации школы?

Задача9. Несовершеннолетний, находясь в ночное время в развле­кательном учреждении, совершил правонарушение.

Вопросы:

1.Какие документы регламентируют пребывание ребенка в обществен­ных местах в ночное время без сопровождения взрослых?

2.Как должна реагировать администрация развлекательного учрежде­ния?

3.Какую ответственность несут родители за правонарушение несовершеннолетних?

Задача 10.Студент имеет разрешение на индивидуальное посеще­ние занятий. Преподаватель отказал студенту в приеме зачета на основа­нии того, что тот не присутствовал на его занятиях.

Вопросы:

1.Правомерны ли действия преподавателя?

2.Какие документы регламентируют индивидуальное посещение заня­тий студентами?

3. Каковы возможные условия разрешения данного вопроса?

Задача 11.Семья иностранцев переехала на постоянное место жи­тельства в Россию. Родители подали документы в один из государственных вузов с целью разрешить участвовать их сыну в конкурсном отборе на обу­чение в данном учреждении. В приемной комиссии им отказали.

Вопросы:

1.Какие документы регламентируют данную ситуацию?

2.Правомерен ли был отказ со стороны приемной комиссии вуза?

3.Предложите вариант решения данной ситуации.

Задача 12. Специалист с высшим образованием, окончивший один из столичных вузов, ищет работу в Казахстане. Ему отказывают в предос­тавлении рабочего места, согласно его образовательному уровню, предла­гают подтвердить эквивалентность диплома в одном из местных вузов.

Вопросы:

1.Правомерно ли требование администрации предприятия о подтверждении эквивалентности в одном из местных вузов диплома о высшем обра­зовании, который специалист получил в России?

2.На основании каких законодательных документов осуществляется
решение данного вопроса?

3.Каковы действия специалиста с высшим образованием в данной ситуации?

Задача 13. Студентам было отказано в возможности использования библиотечных фондов муниципальной библиотеки на бесплатной основе, мотивируя тем, что в их вузе имеется свой читальный зал.

Вопросы:

1. Правомерен ли отказ администрации библиотеки (требование опла­тить услуги)?

2.Какие документы регулируют возникшую ситуацию?

3. Каковы действия студентов?

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых один правильный ответ. Обвести кружком номер правильного ответа:

1. Принципы государственной политики в области образования:

1)гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2)единство федерального, культурного и образовательного простран­ства, учет национальных, региональных культурных традиций и особеннос­тей в условиях многонационального государства;

3)общедоступность, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4)светский характер образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управления обра­зованием. Автономность образовательных учреждений;

5)все вышеперечисленные.

2. Задачи законодательства Российской Федерации в области об­разования:

1)разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления;

2)обеспечение и защита конституционного права граждан Российской
Федерации на образование;

3)создание правовых гарантий для свободного функционирования и
развития системы образования в Российской Федерации;

4)определение прав и обязанностей, полномочий, ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области;

5)все вышеперечисленные.

3. Образовательные программы:

1)общеобразовательная основная;

2)общеобразовательная дополнительная;

3)профессиональная основная;

4)профессиональная дополнительная;

5)все вышеперечисленные.

4. Полномочия органов местного самоуправления в области образования:

1)организация и предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного общего) образования;

2)организация и предоставление дополнительного образования детям
и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3)создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образователь­ных учреждений, обеспечение содержания зданий, сооружений ОУ, обустройство прилегающих к ним территорий;

4)учет детей, подлежащих обязательному обучению в ОУ, опека и попечительство;

5)все вышеперечисленные.

5. Виды внутришкольного инспектирования:

1)плановый;

2) оперативный;

3) аудиторский;

4) мониторинг;

5) все вышеперечисленные.

6. Формы получения непрерывного образования:

1)очная, заочная;

2)очно-заочная (вечерняя)

3)самообразование, дистанционное;

4)семейное;

5) все вышеперечисленные.

7. Какими документами регулируются трудовые отношения работников ОУ и ОУ:

1)Федеральный закон «Об образовании»;

2)Устав ОУ, контракт;

3)трудовой договор (контракт)

4)приказом по ОУ;

5)все вышеперечисленные

8. Какими документами регламентируются обязанности ребенка в
семье?

1)Федеральный закон «Об образовании»;

2)Конвенция о правах ребенка;

3)Семейный кодекс РФ;

4)Конституция РФ;

5)правильного ответа нет.

10. Этапы дееспособности несовершеннолетнего:

1)от рождения до шести лет;

2)6-14 лет;

3)14-18 лет;

4)все вышеперечисленные;

5)правильного ответа нет

11. Формы послевузовского профессионального образования:

1)аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура;

2)аспирантура, докторантура;

3)бакалавриат;
4)академия;

5) правильного ответа нет.

12. Основополагающий международный документ, положивший начало интернационализации образования в Европе:

1)Декларация о правах человека;

2)Конвенция о правах ребенка;

3)Конвенция о борьбе с дискриминацией;

4)Болонское соглашение;

5)все вышеперечисленные.

13. Результат модернизации педагогического образования:

1)обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;

2)рост материального благосостояния работников;

3)ротация кадров;

4)обеспечение преемственности системы непрерывного педагогическо­го образования;

5)правильного ответа нет.

Учебное издание

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

050706 «Педагогика и психология»

Наши рекомендации