Тема 7.Экспертиза и оценка проектной деятельности

Контрольные вопросы:

1) Обоснуйте необходимость проведения экспертной оценки проекта.

2) Раскройте основные положения гуманитарной экспертизы проекта.

3) Обоснуйте критериальный ряд оценки проектного результата (продукта).

Задания:

1) Дайте свою содержательную трактовку каждому критериюгуманитарной экспертизы (по С.Л. Братченко): гуманность, экологичность, демократичность.Предложите и обоснуйте показатели к каждому из критериев.

2) Обоснуйте выбор экспертов и критерии, показатели оценки разрабатываемого Вами проекта.

Задания и методические указания по выполнению письменных работ

Задания и методические указания по выполнениюконтрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Педагогическое проектирование» предназначена для студентов заочной формы обучения программы магистратуры«Профессионально-педагогические технологии»и рассчитана на самостоятельное освоение содержания учебного материала данной дисциплины с учетом требований ФГОС.

Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя на первом занятии по дисциплине.

Выполнение контрольной работы завершается ее защитой перед зачетом.

Защита предусматривает выступление студента с кратким объяснительным словом к своей работе, в котором должно быть продемонстрировано умение кратко изложить суть своей работы, определить ее место в современном педагогическом процессе и ее профессиональное значение.

Отвечая на вопросы преподавателя, обучающийся должен обнаружить глубину знаний по избранной проблематике, умение защищать и обосновывать свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру будущего магистра.

Требования к структуре и оформлению контрольной работы

Структура контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Педагогическое проектирование» содержит 15 вариантов. Каждый вариант состоит из двух заданий.

Первое задание носит теоретический характер и направлено на освоение основного содержания дисциплины. Для выполнения первого задания необходимо:

1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.

2. Осмыслить содержание и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.

3. Обобщить материал и составить план ответа на вопрос.

4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.

5. В заключении работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Второе задание – практическое, включает в себя:1) обоснование актуальности идеи проекта в соответствии с научными интересами магистранта;2) осуществление процедур диагностики, проблематизации и целеполагания.

На этапе диагностики проводится анализ социально-образовательной ситуации, осуществляется поиск ответов на вопросы: что не устраивает в окружающем образовательном пространстве; какие имеются ресурсы; каковы могут быть последствия.

Процедура проблематизации предполагает ценностное самоопределение в проблемном поле проекта, определение мотивов включения в проектную деятельность; выделение приоритетных проблем, построение дерева проблем.

Целеполагание направлено на создание идеального образа объекта, который будет выступать целевым ориентиром проекта, предполагаетпостроение дерева целей.

В качестве основных объектов педагогического проектирования выступают: содержание образования; образовательные системы; педагогические технологии; контексты педагогической деятельности; образовательная среда.

Контрольная работа обязательно должна сопровождаться правильно оформленным библиографическим описанием использованных источников с указанием выходных данных.

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике.

2. Практическое задание.

Вариант 2.

1. Проектная культура педагога.

2. Практическое задание.

Вариант 3.

1. Многообразие субъектов проектной деятельности.

2. Практическое задание.

Вариант 4.

1. Объекты проектирования и специфики предмета проектной деятельности.

2. Практическое задание.

Вариант 5.

1. Логика организации проектной деятельности.

2. Практическое задание.

Вариант 6.

1. Проекты в системе профессиональной подготовки.

2. Практическое задание.

Вариант 7.

1. Проектирование содержания образования.

2. Практическое задание.

Вариант 8.

1. Проектирование педагогических технологий.

2. Практическое задание.

Вариант 9.

1. Проектированиеобразовательных систем.

2. Практическое задание.

Вариант 10.

1. Оценка результатов проектной деятельности.

2. Практическое задание.

Вариант 11.

1. Функции, принципы проектной деятельности.

2. Практическое задание.

Вариант 12.

1. Ошибки, допускаемые в организации проектной деятельности.

2. Практическое задание.

Вариант 13.

1. Учебные проекты.

2. Практическое задание.

Вариант 14.

1. Социально-педагогические проекты.

2. Практическое задание.

Вариант 15.

1. Основные понятия педагогического проектирования.

2. Практическое задание.

Задания и методические указания по выполнениюкурсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Педагогическое проектирование» является составной частью учебного процесса подготовки магистров в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Выполнение курсовой работы направлено на закрепление, углубление и обобщение знаний по изучаемой дисциплине; овладение содержанием и методами проектировочной деятельности; формирование навыков работы с научной литературой и нормативно-правовым материалом.

Студентам предоставляется право выполнить работу на интересующую тему в соответствии с научными интересами магистранта. По окончании выполнения курсовой работынеобходимо подготовиться к ее защите.

Курсовая работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателю на первом занятии подисциплине в семестре.Студенты, не сдавшие курсовую работу своевременно, не допускаются к сдаче семестрового экзамена.

Успешная защита курсовой работы является основанием для выставления студенту отметки за экзамен.

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Титульный листсодержит следующие сведения:

· полное наименование министерства, университета, института и кафедры;

· тему курсовой работы;

· сведения об авторе (Ф.И.О. студента, номер академической группы);

· сведения о руководителе (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность);

· наименование места и года выполнения.

Пример заполнения титульного листа приведен в приложении 1.

Содержание отражает содержание и структуру работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их расположение в тексте. Образец оформления содержания курсовой работы приведен в приложении 2.

Введение характеризует актуальность выбранной темы проекта, раскрывается ее значимость для образовательной практики, определяются цели и задачи курсовой работы, объект и предмет проектирования.

Основная часть курсовой работы делится на главы ипараграфы. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Обязательным структурным элементом первой главы курсовой работы является содержание процедур предпроектного этапа.

В соответствии с основными этапами педагогического проектирования необходимо осуществить следующие действия: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, планирование хода проекта,экспертиза и оценка проектной деятельности.

На этапе диагностики проводится анализ социально-образовательной ситуации, осуществляется поиск ответов на вопросы: что не устраивает в окружающем образовательном пространстве; какие имеются ресурсы; каковы могут быть последствия.

Процедура проблематизации предполагает ценностное самоопределение в проблемном поле проекта, определение мотивов включения в проектную деятельность; выделение приоритетных проблем, построение дерева целей.

Целеполагание направлено на создание идеального образа объекта, который будет выступать целевым ориентиром проекта.

На этапе концептуализации магистрант демонстрирует способность выбрать проектную позицию, разработать стратегию и принципы проектирования; проводит категориальный анализ; выбирает критерии оценки успешности проектной деятельности.

Этап форматирования проекта предполагает выявление логических рамок проекта: целевых, временн'ых, финансовых и т.п.

На этапе планирования магистрант, в соответствии с выбранным типом планирования (стратегическое, структурно-содержательное, содержательно-организационное), отражает этапы, процедуры деятельности, временные рамки, участников проекта и т.п.

Магистрант должен предложить вариант проведения внутренней и внешней (независимой) экспертизы проекта, обосновав свой выбор.

Во второй главе необходимо предоставить содержание проекта: образовательная программа, модель образовательной среды, педагогическая технология и т.п.

В заключениираскрывается значимость проекта для образовательнойпрактики; отражается решение задач, поставленных во введении.

В Список использованных источников включаются все информационные источники, использованные обучающимся. Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 № 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Приложения необходимы для пояснения отдельных составляющих работы и могут включать образцы документов, статистические данные, графики и т.п.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок; приложения нумеруются арабскими цифрами.

Требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа выполняется на одной стороне писчей бумаги формата А4. в текстовом редакторе microsoftWord, TimesNewRoman, размер шрифта – 14, полуторный межстрочный интервал, поля по краям – 2 см. Отступы с красной строки – 1,25 см. Переносы по тексту не расставляются.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту по середине в низу страницы. Титульный лист и содержание не нумеруются. Введение начинается с третьей страницы.

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и включает в себя выполнение соответствующих заданий, работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическим планом, подготовку к различным видам аттестации, в том числе к зачету.

Самостоятельная подготовка к практическому занятию предполагает следующие виды деятельности:

· Работа с лекционным материалом по данной теме. Необходимо прочитать лекцию, выделить и запомнить ее ключевые моменты: определения понятий, имена, характеристики (особенности, структуру, функции) рассматриваемых явлений.

· В учебнике или учебном пособии по дисциплине найти данную тему и познакомиться с ее содержанием. Выделить основные моменты. Для более глубокого и прочного усвоения наиболее важные идеи и положения можно оформить в виде конспекта.

· Внимательно прочитать вопросы к теме занятия и попытаться ответить на них. Если какие-то вопросы вызывают затруднение, необходимо вновь обратиться к лекциям или иным источникам и найти ответы на проблемные вопросы. В процессе поиска ответов на вопросы рекомендуется обращаться к справочным изданиям (энциклопедиям, словарям), в том числе электронным. При использовании интернет-ресурсов рекомендуется пользоваться надежными источниками. Список литературы и интернет-ресурсов представлен в разделе 7.

Иные материалы

Вопросы для подготовки к зачету

1) Историко-культурные источники развития педагогического проектирования.

2) Развитие идей проектной деятельности в педагогике.

3) Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической деятельности.

4) Основные понятия педагогического проектирования.

5) Проектная культура педагога.

6) Педагогическая сущность проектирования.

7) Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования.

8) Уровни педагогического проектирования.

9) Принципы проектной деятельности.

10) Объекты проектной деятельности.

11) Субъекты проектной деятельности

12) Многообразие субъектов проектной деятельности.

13) Проблема организации совокупного субъекта.

14) Объекты проектирования и специфики предмета проектной деятельности.

15) Логика организации проектной деятельности.

16) Характеристика этапов проектирования.

17) Предпроектный этап.

18) Программирование и планирование хода проекта.

19) Этап реализации проекта.

20) Рефлексивный и послепроектный этапы.

21) Характеристика видов педагогических проектов.

22) Учебные проекты.

23) Досуговые проекты.

24) Проекты в системе профессиональной подготовки.

25) Социально-педагогические проекты.

26) Проекты личностного становления.

27) Сетевые проекты.

28) Международные проекты.

29) Проектирование содержания образования.

30) Логика проектирования образовательных систем.

31) Проектирование педагогических технологий.

32) Проектирование контекста педагогической деятельности.

33) Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования.

34) Результаты проектной деятельности.

35) Оценка результатов проектной деятельности.

36) «Подводные рифы» проектной деятельности.

37) Требование к участникам педагогического проектирования.

38) Особенности проектного мышления.

39) Особенности поведения и системы отношений участника проектирования.

40) Обучение проектной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

1. Беликова Л. Ф. Педагогическое проектирование в профессиональном обучении : учебное пособие [для магистров, аспирантов, преподавателей вузов, слушателей системы послевузовского образования] / Л. Ф. Беликова, Н. Е. Эрганова ; [рец.: Н. Б. Костина, Л. М. Андрюхина] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2015. 86 с.

2. Зотова Н.К. Обучение проектированию образовательных систем в условиях дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.К. Зотова. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 324 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/62984/.

Дополнительная литература

1. Анищенко В.А. Проектирование образовательных систем: теория и практика: монография / В.А. Анищенко. М-во образования и науки РФ, Башкирский гос. ун-т. Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. 322 с.

2. Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза в образовании: критерии личностного роста // Школьные технологии. 2001. №2. – C.178-195; №3. – C.204-226; №4. – С.137-148.

3. Виландеберк А. А. Проектирование модульной образовательной программы на базе кластер-технологий : мастер-класс : метод. пособие
/ А. А. Виландеберк, Н. Л. Шубина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Каф. образоват. технологий в филологии. СПб.: Книжный дом, 2010. 106 с.

4. Городецкая Н. В. Управление проектами: учеб. пособие для вузов / Н. В. Городецкая, В. Н. Ларионов ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2007. 66 с.

5. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / ред.
М. Б. Лебедева. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2010. 330 с.

6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – 3-е изд. стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 285 с.

7. Косолапова Л. А. Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин [Электронный ресурс] : монография / Л. А. Косолапова. –2-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. Москва : Флинта, 2014. 75, [1] с. : табл. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации.– ЭБС Лань.

8. Лисицына Л.С. Методология проектирования модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ. Методическое пособие. СПб.: Изд-во НИУ ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики), 2009. 50 с.

9. Масловская С. В.Культурно-антропологическое проектирование образовательного пространства педагога в системе повышения квалификации [Электронный ресурс] : монография / С. В. Масловская. – Электрон. текстовые дан. – Москва : Флинта, 2014. 244, [5] с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/64989/.

10. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] : учебное пособие для вузов по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» / Н. В. Матяш. – 3-е изд., стер. –Москва : Академия, 2014. 156, [2] с.

11. Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / Д. А. Новиков, А. М. Новиков. Москва: Эгвес, 2004. 120 с.

12. Попов Ю. И. Управление проектами : учеб. пособие / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. Москва : ИНФРА-М, 2010. 208 с.

13. Рыжова О. С. Основы социально-педагогического проектирования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Москва :Директ-Медиа, 2014. 176 с. Путь доступа: https://books.google.ru/books?isbn=5445841685.

14. Социально-педагогическое проектирование как средство педагогического исследования: научное издание / Т. И. Долгодворова [и др.] ; под общ. ред. Т. И. Долгодворовой. Югорск : [б. и.], 2005. 78 с.

15. Тарасюк О.В. Проектирование содержания общепрофессиональных дисциплин при формировании профессиональных компетенций студентов колледжа: теоретические и практические аспекты : монография / О. В. Тарасюк, С. Н. Копылов ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2013. 335 с.

16. Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Наши рекомендации