Гуманитарный, социальный и экономический цикл
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование»
Профиль «Психология образования»
Квалификация – бакалавр
Нормативный срок обучения – 4 года
№ п/п | Наименование дисциплин (в том числе практик) | Трудоемкость | Примерное распределение по семестрам | |||||||||||
Зачетные единицы | Часы | 1-й семестр | 2-й семестр | 3-й семестр | 4-й семестр | 5-й семестр | 6-й семестр | 7-й семестр | 8-й семестр | Форма промеж. аттестации | Коды форм. компетенций | |||
Количество недель | ||||||||||||||
Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл (26 – 30 зач. ед.) | ||||||||||||||
1.1 | Базовая часть | |||||||||||||
1.1.1 | История | + | экз. | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ОПК-2 | ||||||||||
1.1.2 | Философия | + | экз. | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ОПК-2, ОПК-6 | ||||||||||
1.1.3 | Иностранный язык | + | экз. | ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-16, ПК-4, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-16 | ||||||||||
1.2 | Вариативная часть, в т.ч. курсы по выбору | |||||||||||||
1.2.1 | Правоведение | + | зач. | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОПК-2 | ||||||||||
1.2.2 | Социология | + | зач. | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ОПК-2 | ||||||||||
1.2.3 | Русский язык и культура речи | + | экз. | ОК-5 | ||||||||||
1.2.4 | Экономика | + | зач. | ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПКПП-5 | ||||||||||
1.2.5 | Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире | + | зач. | ОК-1, ОК-4, ОК-8 | ||||||||||
1.3 | Дисциплины по выбору студента | |||||||||||||
1.3.1 | Дисциплина 1 | + | зач. | |||||||||||
1.3.2 | Дисциплина 2 | + | зач. | |||||||||||
Б.2. Математический и естественнонаучный цикл (12 – 18 зач. ед.) | ||||||||||||||
2.1 | Базовая часть | |||||||||||||
2.1.1 | Современные информационные технологии | + | зач. | ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-4, ОПК-6, ПКПП-2, ПКПП-5, ПКПП-6, ПКПП-7, ПКПП-8 | ||||||||||
2.1.2 | Математика | + | экз. | ОК-7, ОПК-2 | ||||||||||
2.1.3 | Анатомия и возрастная физиология | + | зач. | ОК-11, ОПК-1 | ||||||||||
2.1.4 | Основы педиатрии и гигиены | + | зач. | ОК-4, ОК-11, ОПК-1,ОПК-3, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-12 | ||||||||||
2.2 | Вариативная часть, в т.ч.курсы по выбору | |||||||||||||
2.2.1 | Основы экологической культуры | + | зач. | ОК-1, ОПК-12 | ||||||||||
2.3 | Дисциплины по выбору студента | |||||||||||||
2.3.1 | Дисциплина 1 | + | зач. | |||||||||||
Б.3. Профессиональный цикл (158 – 164 зач. уд.) | ||||||||||||||
3.1 | Базовая часть | |||||||||||||
3.1.1 | Безопасность жизнедеятельности | + | зач. | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ОК-16, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-7 | ||||||||||
3.1.2 | Модуль 1: Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности | |||||||||||||
3.1.2.1 | Общая психология | + | экз. | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ПКПП-3, ПКПП-4, ПКПП-5, ПКПП-6, ПКПП-7 | ||||||||||
3.1.2.2 | Экспериментальная психология | + | зач. | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 ОПК-7, ОПК-8, ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-4 | ||||||||||
3.1.2.3 | Теории обучения и воспитания | + | зач. | ОК-5, ОК-7, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПКПП-7, ПКПП-8 | ||||||||||
3.1.2.4 | История педагогики и образования | + | зач. | ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-9, ОПК-4 | ||||||||||
3.1.2.5 | Поликультурное образование | + | зач. | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-9, ОПК-8, ОПК-9 | ||||||||||
3.1.2.6 | Социальная психология | + | экз. | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 | ||||||||||
3.1.2.7 | Психология развития | + | экз. | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 | ||||||||||
3.1.2.8 | Клиническая психология детей и подростков | + | зач. | ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-4 | ||||||||||
3.1.2.9 | Дефектология | + | зач. | ОПК-1, ОПК-11; ПКСП-2; ПКСП-5 | ||||||||||
3.1.2.10 | Социальная педагогика | + | зач. | ОК-1, ОК-3, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-12, ПКСП-6 | ||||||||||
3.1.3 | Модуль 2: Психология и педагогика развития детей | |||||||||||||
3.1.3.1 | Психология дошкольного возраста | + | экз. | ОПК-1 | ||||||||||
3.1.3.2 | Образовательные программы для детей дошкольного возраста | + | зач. | ОПК-4, ОПК – 7, ОПК – 12, ПКПП-1, , ПКПП-5, ПКПП-6 | ||||||||||
3.1.3.3 | Психология детей младшего школьного возраста | + | зач. | ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 | ||||||||||
3.1.3.4 | Образовательные программы начальной школы | + | зач. | ОК-5, ОК-7, ОПК-4, ОПК-7,ОПК-8, ПКПП-5, ПКПП-7 | ||||||||||
3.1.3.5 | Психология подросткового возраста | + | экз. | ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 | ||||||||||
3.1.3.6 | Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся | + | зач. | ОК-1, ОК-3 ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПКПП-8, ПКПП-9, ПКПП-10, ПКСП-1, ПКСП-11 | ||||||||||
3.1.4 | Модуль 3: Методология и методы психолого-педагогической деятельности | |||||||||||||
3.1.4.1 | Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований | + | экз. | ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-9, ОПК-2 | ||||||||||
3.1.4.2 | Психолого-педагогическая диагностика | + | экз. | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-8, ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-11 | ||||||||||
3.1.4.3 | Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса | + | зач. | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-12, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-4, ПКПП-5, ПКПП-6 | ||||||||||
3.1.4.4 | Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности | + | зач. | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-12, ОПК-13 | ||||||||||
3.2 | Вариативная часть, в т.ч. курсы по выбору | |||||||||||||
3.2.1 | Модуль 1: Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности | |||||||||||||
3.2.1.1 | Введение в психолого-педагогическую деятельность | + | экз. | ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4, ОПК-7, ОПК-8,ПКПП-4,ПКПП-8 | ||||||||||
3.2.1.2 | Основы саморазвития личности | + | экз. | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОПК-3, ОПК-8,ПКПП-3,ПКПП-4, ПКПП-8 | ||||||||||
3.2.1.3 | Образовательные технологии | + | зач. | ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-12, ПКПП-7, ПКПП-9 | ||||||||||
3.2.1.4 | Моделирование образовательных дисциплин | + | зач. | ПКПП-6, ПКПП-7 | ||||||||||
3.2.2 | Модуль 2. Психология и педагогика развития детей | |||||||||||||
3.2.2.1 | Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста (с практикумом) | + | зач. | ОПК-1,ОПК-3, ПКПП-1, ПКПП-6 | ||||||||||
3.2.2.2 | Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом) | + | зач. | ОПК-2,ОПК-3, ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-5 | ||||||||||
3.2.2.3 | Коррекционно-развивающая работа с дошкольник | + | экз. | ПКПП-2, ПКПП-7 | ||||||||||
3.2.2.4 | Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом) | + | зач. | ОПК-1,ОПК-3,ОПК-6, ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-5, ПКПП-6 | ||||||||||
3.2.2.5 | Формирование учебной деятельности в нач школе | + | зач. | ПКПП-1, ПКПП-5, ПКПП-6 | ||||||||||
3.2.2.6 | Психол. диагностика развития млад школьн (с практ) | + | экз. | ОК-1,5,7,8, ОПК-1,2,3,7,8, ПКПП-2,3,4,7 | ||||||||||
3.2.2.7 | Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ начальной школы | + | зач. | ПКПП-5,6,7 | ||||||||||
3.2.2.8 | Развитие подростка и подростковый кризис | + | зач. | ОПК-1,5,9,12, ПКПП-5 | ||||||||||
3.2.2.9 | Психологическая диагностика развития подростков (с практикумом) | + | экз. | ОПК-2,7, ПКПП-2,4 | ||||||||||
3.2.2.10 | Практикум по профессиональной ориентации | + | экз. | ОПК-3,4, ПКПП-5,7 | ||||||||||
3.2.3 | Модуль 3. Методология и методы психолого-педагогической деятельности | |||||||||||||
3.2.3.1 | Психолого-педагогическая коррекция | + | экз. | ПКПП-2,3,4,7 | ||||||||||
3.2.3.2 | Психологическое консультирование в образовании | + | экз. | ОК-1, ОПК-1,4, ПКПП-1,7 | ||||||||||
3.2.3.3 | Психотерапия детей и подростков | + | экз. | ОК-1,3, ОПК-1,3, ПКПП-2 | ||||||||||
3.2.3.4 | Тренинговая работа с детьми | + | зач. | ОК-3,5,8 ОПК-1,3,8, ПКПП-1,2,3,4,5 | ||||||||||
3.2.3.5 | Психологическое просвещение в образовании | + | зач. | ПКПП-5 | ||||||||||
3.2.3.6 | Возрастно-психологическое консультирование (с практикумом) | + | зач. | ОК-1,2,3, ОПК-1,6,7,8, ПКПП-2,3,4,5 | ||||||||||
3.2.3.7 | Психологическая служба в системе образования | + | экз. | ОК-1,3,4 ОПК-3,5,6,7,10,12 ПКПП-6 | ||||||||||
3.2.3.8 | Психология зрелых возрастов | + | зач. | ОПК-1,2,8,10,12, ПКПП-3,4 | ||||||||||
3.2.3.9 | Психология профессионального образования | + | зач. | ПКПП-8,10 | ||||||||||
3.2.3.10 | Методы психологического исследования (с практикумом) | + | зач. | ПКПП-9 | ||||||||||
3.3 | Дисциплины по выбору студента | |||||||||||||
3.3.1 | Конфликтология в образовании | + | зач. | ПКПП-6,7 | ||||||||||
Семейное консультирование | ПКПП-5 | |||||||||||||
3.3.2 | Психология одаренности | + | экз. | ПКПП-7 | ||||||||||
Дети с трудностями в обучении | ПКПП-7 | |||||||||||||
3.3.3 | Психолого-педагогические основы учебной деятельности | + | экз. | ПКПП-7 | ||||||||||
Психология профессиональной деятельности педагога | ПКПП-5 | |||||||||||||
3.3.4 | Мониторинг развития компетенций в школе | + | экз. | ПКПП-3 | ||||||||||
Диагностика результатов обучения в школе | ПКПП-3 | |||||||||||||
3.3.5 | Самопознание и саморазвитие | + | экз. | ПКПП-5 | ||||||||||
Психология самореализации личности | ПКПП-5 | |||||||||||||
3.3.6 | Социально-психологическое обучение | + | экз. | ПКПП-7 | ||||||||||
Методика преподавания психологии | ПКПП-5 | |||||||||||||
3.3.7 | Техники активного слушания | + | экз. | ПКПП-6 | ||||||||||
Технологии успеха | ПКПП-6 | |||||||||||||
Б.4 | Физическая культура | + | + | + | + | + | + | + | зач. | ОК-10 | ||||
Б.5 | Практика | |||||||||||||
1. | Учебная практика (летняя психолого-педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях) | + | ОК-3,8,11, ОПК-3, 5,6,7,8,11, ПКПП-1,3,4,6, | |||||||||||
2. | Учебная практика (практика в профильных учреждениях) | + | ОК-3,4,8,11, ОПК-1, 3,5,10,11, ПКПП-1,3,4,6,7 | |||||||||||
3. | Производственная практика (психолого-педагогическая практика) | + | ОК-3,8,11, ОК-1,3,4,5,6,8,10, ПКПП-1,2,3,4,5,6,7 | |||||||||||
4. | Производственная практика (преддипломная практика) | + | ОК-1,4,6, ОПК-6,8,9,10,11,12, ПКПП-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 | |||||||||||
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | + |
5. Аннотации программ дисциплин.
Базовая часть
История
Общее и особенное в историческом развитии России, ее место во всемирно-историческом процессе. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Образование и развитие Древнерусского государства. Принятие христианства. Русские княжества в период раздробленности. Объединение русских земель вокруг Москвы: от раздробленности к централизации. Единое Российское государство в XVI-XVII вв. Экономические, политические и этнокультурные процессы. Ведущая роль русского народа в развитии российской государственности, в освоении новых земель. Этапы закрепощения крестьян. Российская империя в XVIII-XIX вв. Завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Население страны в его историческом развитии: экономическая жизнь, социальная структура, деревня и город, столицы и провинция. Официальная идеология и общественная жизнь. Отмена крепостного права. Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Начало индустриализации и формирование финансового капитала. Власть и общество на рубеже XIX и XX веков. Власть и общество, реформы и революция в начале XX в. Думская монархия. Противоборство классов и партий. Мировое значение русской культуры.
Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году. Российская революция 1917 года. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс. Белое движение: воинские формирования, идеология, властные структуры и их регионально-национальная специфика. Переход от войны к миру, реформы первой половины 20-х годов и их итоги. Образование СССР. Эволюция советско-большевистского режима. Модернизация советского общества конца 20 - начала 30-х годов, ее причины и результаты. Изменения в области идеологии и культуры. Российская культура в эмиграции между двумя мировыми войнами. Советский Союз накануне и в годы Второй мировой войны. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. Политические и экономические преобразования 1950-х годов и их результаты. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950 – начале 1960-х годов. Противоречивость социально-экономического развития страны в 1960-1980-е годы. Обретения и потери СССР в ходе “холодной войны”, углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Распад (дезинтеграция) СССР и формирование новой государственности в России. Современная Россия и проблемы ее реформирования.
Философия
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе и в вузе в результате освоения дисциплин «Обществознание, «История России», «Литература».
Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения философии, необходимы в качестве методологической предпосылки для освоения иных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Основное значение философии в образовании бакалавра заключается в обретении культуры теоретического мышления, обоснованного мировоззрения, систематической иерархии ценностей.
Иностранный язык
Дисциплина «Иностранный язык»относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Цель дисциплины: формирование лингвистической компетентности в предметной области образования в соответствии с требованиями государственного стандарта, подготовка бакалавров к речевой коммуникативной деятельности по решению профессиональных вопросов на иностранном языке при выполнении основных видов профессиональной деятельности. В ходе изучения иностранного языка как учебного предмета формируются: специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие о дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; знания основных грамматических явлений, характерных для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; представление о культуре и традициях стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение (несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности); письмо (аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография).
Правоведение
Дисциплина принадлежит к вариативной блока гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. При освоении данной дисциплины обучающимся необходимо знать содержание основных категорий философии, истории России, общей психологии, уметь получать необходимую информацию из учебных, научных и иных источников, применяя при этом современные информационные технологии. В свою очередь, «Правоведение» выступает в качестве одного из оснований для последующего изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Социология
Социологические знания как средство социализации личности и становления профессиональной компетентности. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
Экономика
Сущность, цели, задачи экономики. Этапы История развития, методы экономической теории. Введение в микроэкономику, объекты, методы и подходы. Спрос и предложение. Теория потребительского выбора и теория производства. Рыночная конкуренция и ее виды. Рынки факторов производства. Введение в макроэкономику, основные показатели. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Модель Кейнсианского креста. Бюджетно-налоговая политика. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Мировая экономика. Переходная экономика. Современная экономическая ситуация в стране.
Базовая часть
Математика
Дисциплина «Математика» включена в базовую часть математического и естественнонаучного цикла. Дисциплина базируется на математических знаниях, полученных в процессе обучения в средней общеобразовательной школе, и является основой для изучения дисциплин отрасли и профиля.
Основы педиатрии и гигиены
Гигиена – наука о здоровье. Здоровье детей и влияющие факторы. Управление факторами. Физиологические особенности детского организма. Профилактика – основа детского здоровья. Закономерности роста и развития детей. Особенности ФВНД детей и подростков. Детские инфекционные и паразитарные болезни. Детский туберкулез, лечение, профилактика. Пищевые отравления и глистные инвазии детей. Детский травматизм. Гигиена питания детей. Роль естественного вскармливания. Прикорм и докорм. Гипо и авитаминозы детей Организация питания в коллективах. Значение питания в школе. Питание в турпоходах и лагерях. Организация режима дня школьника. Оценка физического развития детей и подростков, стандарты. Акселерация и инфантилизм. Половое развитие подростков. Профилактика половых преступлений. Развращение и растление детей. Воспитание гигиенических навыков и санитарное просвещение в школе.
Профессиональный цикл
Базовая часть
Общая психология
Дисциплина включена в базовую часть цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050400 – Психолого-педагогическое образование. Цель дисциплины – формирование у студентов соответствующих современному этапу научного развития психологии представлений о разделе общей психологии, представлений об изучаемых закономерностях и явлениях в данном разделе психологического знания. К задачам курса относятся: ознакомление студентов с общими основами психологии, выработка умения включать конкретные факты и сведения из области практической психологии в общепсихологический контекст для формирования у студентов научного мировоззрения. Дисциплина включает в себя следующие разделы: историческое становление психологии как науки; изучение индивидуально-психологических особенностей человека; изучение эмоционально-волевых особенностей человека; изучение познавательной активности человека.
Социальная психология
Роль социальной психологии и знаний, которыми она располагает, значительно возросли. Сегодня овладение ими необходимо профессионалу психологу в любом виде его деятельности. Курс социальной психологии ориентирован на формирование у студентов целостного представления о социально-психологических феноменах, механизмах и закономерностях, а также о практической и прикладной деятельности социального психолога. В рамках данного курса делается акцент на развитие у студентов понимания социально-психологических процессов, в частности таких как: групповая динамика, формирование лидерства, и т.д. Курс социальной психологии является базой для дальнейшего изучения дисциплин, таких как психология общения, психология управления, психотерапия, психологическое консультирование и т.д. По этому, особое значение приобретает осмысление ключевых понятий и базовых теорий курса. Изучение курса социальной психологии позволяет сформировать у студентов представления о научных достижениях социальной психологии, целостное представление о поведении человека, включенного в различные социальные отношения и подготовить студентов к решению вопросов социально-психологической помощи. Цель дисциплины: формирование и развитие компетенций, направленных на овладение сущности общественных явлений, их эволюции, функций, динамики; выявление особенностей протекания и влияния социальных процессов на жизнедеятельность человека, коллектива и общества. Задачами курса мы определили: приобщение студентов к овладению научными основами социально-психологических знаний: основными социально-психологическими понятиями, закономерностями, принципами, теоретическими положениями; обучение студентов методам социально-психологического исследования, (наблюдение, анкетирование, социометрия, групповая оценка личности и т.д.); формирование умений анализировать ситуации социально-психологического взаимодействия. Курс социальной психологии состоит из пяти разделов. В первом разделе рассматриваются история становления и развития социальной психологии как науки в зарубежной и отечественной психологической школе, предмет, цели, задачи основные принципы и методы социально-психологического исследования. Второй раздел отражает специфику социально-психологического подхода к понятию общения, его функциям, видам и основным механизмам. Третий раздел рассматривается проблематика социальных конфликтов, закономерностей их функционирования при взаимодействии субъектов с социальной средой и способы их разрешения. В четвертом разделе курса раскрываются основные принципы социально-психологического исследования групп. Пятый раздел раскрывает закономерности и механизмы влияния социальной среды на становление и развитие личности.
Психология развития
Дисциплина включена в базовую часть цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050400 – Психолого-педагогическое образование. Курс включает в себя знакомство с теоретическими основами психологии развития человека: детерминантами, общими закономерностями, механизмами и движущими силами, а также с основными теориями и понятийным аппаратом психического развития. Кроме того, в данный курс вошли материалы о закономерностях и особенностях развития человека в эпохи раннего детства, детства и подростничества.
Дефектология
История становления дефектологии как интегративной науки (в России и за рубежом). Основные исторические вехи в развитии дефектологии в России. Роль Л.С. Выготского в развитии дефектологической науки. Проблемы, традиции и инновационные тенденции развития специального (коррекционного) образования. Основные документы о правах ребенка и правах инвалидов. Концептуальные основы дефектологии: культурно-исторический подход к рассмотрению развития человека. Соотношение биологического и социального факторов в развитии ребенка. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема обучения и развития в специальной психологии. Понятие нарушенного (отклоняющегося) развития. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие. Понятие нормы и патологии в современных науках о человеке. Общие закономерности нормального и нарушенного (отклоняющегося) развития. Структу<