Изучение особенностей развития морфологической стороны речи
Правильность употребления обиходных слов в речи
Проверьте:
– умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные. Используя словесное упражнение "Договори слово", предложите ребенку закончить предложение: "Маша любит играть на ..." (показ картинки с изображением пианино).
"У Вовы нет пуговиц на ..." (Показ картинки с изображением пальто).
"Вадик подошел к ..." (Показ картинки с изображением метро).
Проверьте правильность произношения слов "кофе", "какао", "кино".
– умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.Предложите в игровой форме ответить на вопрос: "Чего нет у Тани?" Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее.
Например, "У Веры есть чулки, а у Тани нет ...(чулок)". Ребенок повторяет свою вторую часть предложения. "У Миши есть полотенце, а у Тани нет ... (полотенец). У Зины есть блюдца, а у Тани нет ...(блюдец). У Пети есть простыни, а у Тани нет ...(простынь)" и т.д. Или проведите игру "Чего не стало?". Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки.
– умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными. Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос "Какое может быть ведро?" – "Большое, голубое, железное" и пр.
Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др.
– умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы. Предложите ребенку словесное упражнение "Докончи предложение": "Я хочу петь, а Миша и Таня...(хотят) петь. Я хочу учиться, а Миша и Таня...? Я хочу играть, а Миша и Таня...?"
Используя картинки, предложите ответить на вопросы: "Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчика) . Что делают дети? - Бегут".
2.2. Изучение особенностей развития словообразования
Проверьте:
– умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов.
Предложите ребенку ответить на вопросы:
- Куда кладут хлеб? – В хлебницу.
- Куда кладут салфетки? – В салфетницу.
- Куда кладут конфеты? – В конфетницу.
- Куда кладут салат? – В салатницу.
- Куда кладут масло? – В масленку.
- Куда кладут соль? – В солонку".
Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы:
Как назвать человека, который играет на пианино? – Пианист.
Как назвать человека, который катается на лыжах? – Лыжник.
Как назвать человека, который учит детей? – Учитель.
Как иначе можно назвать белого зайчика? – Беляк.
Как иначе можно назвать черного котенка? – Черныш.
Отметьте, какие ошибки допускают дети.
Предложите ребенку докончить такие фразы: "Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще ...(громче)"; "Осенью холодно, а зимой еще ...(холоднее)"; "Сахар сладкий, а мед еще ...(слаще)".
Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прилагательные сравнительной степени.
Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы:
"Чей хвост? – Заячий.
– Чья берлога? – Медвежья.
– Чья нора? – Лисья".
Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных.
– умение правильно образовывать слова при помощи окончаний. Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: "Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? - Большое. - А это? - Маленькое"; "Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? - Высокий. А этот ниже, какой он? - Низкий"; "Эта лента шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? - Широкая. - А эта уже, какая она? - Узкая".
Отметьте не только то, как дети образовывают слова при помощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе.
– умение правильно образовывать слова при помощи приставок. Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вылетающую из клетки, и предложите ответить на вопросы.
"Что делает мальчик? - Входит в дом. Подходит к дому. Выходит из дома".
"Что делает птица? - Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки".
– умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов:
"Чтобы стакан было удобно держать его ставят куда? – В подстаканник".
"Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? – Пододеяльник".
"Гриб, который вырос под березой называют как? – Подберезовик. – А под осиной? – Подосиновик".
– умение правильно образовывать слова путем словосложения. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов:
"Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? - Черноволосая кукла".
"Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? - Голубоглазая девочка".
"У куклы светлые волосы. Какая кукла? - Светловолосая".