Изучение особенностей развития морфологической стороны речи

Правильность употребления обиходных слов в речи

Проверьте:

– умение правильно употреблять несклоняемые имена существи­тельные. Используя словесное упражнение "Договори слово", предложите ребенку закончить предложение: "Маша любит играть на ..." (показ картинки с изображением пианино).

"У Вовы нет пуговиц на ..." (Показ картинки с изображением пальто).

"Вадик подошел к ..." (Показ картинки с изображением метро).

Проверьте правильность произношения слов "кофе", "какао", "кино".

– умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.Предложите в игровой форме ответить на вопрос: "Чего нет у Тани?" Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее.

Например, "У Веры есть чулки, а у Тани нет ...(чулок)". Ребенок повторяет свою вторую часть предложения. "У Миши есть полотенце, а у Тани нет ... (полотенец). У Зины есть блюдца, а у Тани нет ...(блюдец). У Пети есть простыни, а у Тани нет ...(простынь)" и т.д. Или проведите игру "Чего не стало?". Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки.

– умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными. Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос "Какое может быть ведро?" – "Большое, голубое, железное" и пр.

Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др.

– умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы. Предложите ребенку словесное упражнение "Докончи предложение": "Я хочу петь, а Миша и Таня...(хотят) петь. Я хочу учиться, а Миша и Таня...? Я хочу играть, а Миша и Таня...?"

Используя картинки, предложите ответить на вопросы: "Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчика) . Что делают дети? - Бегут".

2.2. Изучение особенностей развития словообразования

Проверьте:

– умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов.

Предложите ребенку ответить на вопросы:

- Куда кладут хлеб? – В хлебницу.

- Куда кладут салфетки? – В салфетницу.

- Куда кладут конфеты? – В конфетницу.

- Куда кладут салат? – В салатницу.

- Куда кладут масло? – В масленку.

- Куда кладут соль? – В солонку".

Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы:

Как назвать человека, который играет на пианино? – Пианист.

Как назвать человека, который катается на лыжах? – Лыжник.

Как назвать человека, который учит детей? – Учитель.

Как иначе можно назвать белого зайчика? – Беляк.

Как иначе можно назвать черного котенка? – Черныш.

Отметьте, какие ошибки допускают дети.

Предложите ребенку докончить такие фразы: "Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще ...(громче)"; "Осенью холодно, а зимой еще ...(холоднее)"; "Сахар сладкий, а мед еще ...(слаще)".

Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прила­гательные сравнительной степени.

Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы:

"Чей хвост? – Заячий.

– Чья берлога? – Медвежья.

– Чья нора? – Лисья".

Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных.

– умение правильно образовывать слова при помощи окончаний. Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: "Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? - Большое. - А это? - Маленькое"; "Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? - Высокий. А этот ниже, какой он? - Низкий"; "Эта лен­та шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? - Широкая. - А эта уже, какая она? - Узкая".

Отметьте не только то, как дети образовывают слова при помощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе.

– умение правильно образовывать слова при помощи приставок. Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вылетающую из клетки, и предложите ответить на вопросы.

"Что делает мальчик? - Входит в дом. Подходит к дому. Выходит из дома".

"Что делает птица? - Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки".

– умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов:

"Чтобы стакан было удобно держать его ставят куда? – В подстаканник".

"Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? – Пододе­яльник".

"Гриб, который вырос под березой называют как? – Подберезовик. – А под осиной? – Подосиновик".

– умение правильно образовывать слова путем словосложения. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов:

"Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? - Черноволосая кукла".

"Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? - Голубоглазая девочка".

"У куклы светлые волосы. Какая кукла? - Светловолосая".

Наши рекомендации