Формирование морфологической стороны речи

В средней группе расширяется сфера общения. В связи с этим в речи детей увеличивается количество инноваций. Охватывают они категории рода, числа и падежа существительного, вид и наклонение глагола, предложное управление. Игры и игровые упражнения облегчат детям усвоение грамматических форм.

«Угадай-ка»

Цель. Учить детей ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного и прилагательного в роде, числе.

Материал. Плюшевый медведь.

Организация занятия.

Воспитатель. Загадываю вам загадку. Летом гуляет, а зимой спит. Правильно, медведь.

Появляется медведь, здоровается с ребятами.

Воспитатель. Еще одна загадка. Большая, лохматая, коричневая. Это собака или медведь? (Ответы.)

Медведь. Это, конечно, я: большой, лохматый, коричневый.

Воспитатель. Конечно, ты, медведь, большой, лохматый (подчеркнуто произносится окончание прилагательных), но я-то сказала: большая, лохматая. Значит, это собака, а ты большой. Слушаем еще одну загадку. Коричневая, веселая, смешная. Кто это? Медведь или обезьяна? (Ответы.)

Медведь. Мы с ребятами уже знаем: если смешная — обезьяна, а я — веселый и смешной.

Воспитатель. А это кто? Косолапая, меховая? (Ответы.)

Медведь. Правильно, ребята. И отгадал. Косолапая — медведица, ая-косолапый.

Примечание. Если тема занятия - ознакомление с глиняными предметам педагог может загадать такие загадки, Коричневый, блестящий, большой. Кувшин это или ваза? Глиняное, расписное -большое. Блюдо это или ваза? Если речь идет о стеклянных предметах: стеклянный, прозрачный, высокий. Стакан или банка? Стеклянная, хрупкая, прозрачная Стакан или ваза?

«Узнай по описанию»

Цель. Учить детей ориентироваться к; окончание слова при согласовании прилагательного и существительного в роде числе.

Материал. Расписное яйцо, матрешка, поднос; золотое кольцо, блестящая пуговица, большое колесо, голубого цвета блюдце, чашка, зеленые ведро и совок большая тарелка.

Организация занятия.

Воспитатель держит в руках поднос. На нем закрытые салфеткой (полотенцем) предметы. Дети по описанию отгадывают их. Например. Она круглая, блестящая, как золотая. (Пуговица.) Оно круглое, блестящее, золотое. (Кольцо.) Им играют с песком; оно большое, зеленое. (Ведро.) Им играют с песком; он большой, зеленый. (Совок.)

Примечание. Аналогичное занятие-игру с теми же или другими предметами можно организовать используя «чудесный мешочек» или «магазин игрушек».

«Чего не стало?»

Цель. Учить детей образовывать формы существительных в родительном падеже множественного числа.

Материал. Кукла Петрушка; открытки (картинки) с изображением фруктов, овощей: яблок, груш, вишен, черешен, слив; бананов, апельсинов, лимонов, помидоров, огурцов.

Организация занятия.

В группу детского сада приходит Петрушка. Он здоровается с ребятами и раздает им открытки, предлагает рассмотреть их. Затем он размещает открытки на стенде в такой последовательности: на одной стороне, скажем левой, расставляет картинки с фруктами, имеющими окончание в родительном падеже множественного числа, на другой — с нулевым. Разыгрывается игра «Чего не стало?»

Петрушка. Запомните, пожалуйста, расположение картинок. Запомнили? А теперь закройте глаза. (На место картинки с огурцами ставится картинка с бананами). Теперь откройте. Чего не стало? Какая картинка исчезла? Правиль­но, с огурцами. А появилась? Правильно с бананами. Снова закройте глаза. (Убирается картинка с яблоками. На их место ставится картинка с грушами.) Откройте глаза. Чего не стало? Правильно, картинок с яблоками.

Разумеется, дети могут ошибаться. Кто-то выкрикивает правильно (помидоров), кто-то затрудняется. Поэтому воспитатель, заканчивая игру-занятие, обязательно подводит итог.

Воспитатель. Как правильно сказать? Надо говорить: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок.

Примечание. Аналогичным образом обыгрываются открытки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз. Можно провести игру и с предметами: кисточками, красками, карандашами, ножницами, тетрадями, свечами, ключами; использовать длинные морковь и огурец, круглые яблоко и апельсин.

«Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»

Цель. Учить детей образовывать формы существительных в родительном падеже множественного числа.

Материал. Картинки с изображением зимней одежды (валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка).

Организация занятия.

Воспитатель(обращаясь к детям). Сегодня я вам расскажу историю про двух мальчиков, Толю и Мишу. Толя был очень аккуратный. И когда он отправлялсяна прогулку, ему не составляло труда быстро собраться; вся его зимняя одежда лежала на месте — в шкафу. К слову, перечислите мне, пожалуйста, одежду зимнего сезона. (Дети называют, а воспитатель по мере перечисления выставляет на стенде соответствующие картинки. Если что-то упущено, педагог называет картинку-подсказку.)

Воспитатель (продолжая). Однажды Миша позвал Толю на прогулку. Толя надел носки, натянул рейтузы... (Снова - перечисляются все предметы. По мере их называния картинки со стенда убираются.) И вышел во двор, а Миши все нет и нет. Оказывается, он никак не может собраться. Нашел только шарф и шапку, что еще ему надо было найти, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют по памяти предметы зимней одежды. Воспитатель выставляет на стенд соответствующие картинки. Речевые ошибки педагог ненавязчиво исправляет: не хватает носков и т. д.

«Кафетерий»

Цель. Обращать внимание детей на несклоняемые существительные.

Материал. Поднос с кубиками.

Организация занятия.

Воспитатель (обходя детей и протягивая им поднос с кубиками-чашками). В нашем магазине работает кафетерий. Вы здесь, отдыхая, можете выпить чашечку сока, чая, кофе или какао. Вот я бы хотела чашечку какао. А кому кофе? Тебе? Пожалуйста. С молоком? Кому чаю? С молоком? Кому с лимоном?

Дети называют, что хотелось бы им выпить.

Воспитатель(подытоживая игру). Вы обратили внимание, что слова кофе, какао не изменяются. Мы говорим: выпить сока, выпить чашку чая (подчеркнуто произносятся окончания), но выпить чашку черного кофе, какао.

«Ателье»

Цель. Обращать внимание детей на несклоняемые существительные.

Материал (по числу играющих). Картонная кукла; листы тонкого картона, куски разноцветной бумаги, накладные детали — карманы, манжеты, пуговицы, воротники; ножницы.

Организация занятия.

Воспитатель знакомит детей с материалами игры. Предлагает выбрать для пальто ткань (цветную бумагу), фасон. Отбирая вместе с детьми материалы и детали, задает вопросы: какого цвета будет пальто? Какие будут на пальто карманы? Где на пальто пришьем пуговицы? Какие будут на пальто рукава? С манжетами? В соответствии с выбором ребенка вычерчивается (по силуэту куклы) и вырезается пальто, которое примеряют кукле.

Воспитатель (по окончании занятия). А вы заметили, что я, произнося слово пальто, никогда его не изменяю. Это слово всегда произносится одинаково: одет в пальто; на пальто рукава и карманы; пойду гулять в пальто; сниму пальто.

«Петрушкины команды»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола хотеть в единственном и множественном числах, формы повелительного наклонения от глаголов рисовать, танцевать.

Материал. Кукла Петрушка.

Организация занятия.

Кукла Петрушка здоровается с детьми и предлагает им по его команде — скачите, пляшите, нарисуйте в воздухе круг, танцуйте, попрыгайте на одной ноге — поиграть.

Когда дети разыграются, воспитатель, чтобы успокоить их, говорит: «Может, попросим Петрушку выполнить наши команды? Однако не забывайте про волшебное слово «пожалуйста». Вова, ты хочешь? Пожалуйста (так педагог обращается к двум—трем играющим), Коля и Таня, вы хотите попросить?

Петрушка. А я не знал: когда говорит человек о себе, он должен сказать: я хочу; когда о своем друге: он хочет. Когда о группе ребят: мы хотим или они хотят.

«Вы хотите? — Мы хотим»

Цель. Упражнять детей в образовании форм глагола хотеть (хочу — хочет, хотим — хотят).

Организация занятия.

Воспитатель(обращаясь к детям). Ребята, предлагаю вам поиграть. Как правильно сказать? Мы (вместе с детьми)... хотим. Вот и предложите своему товарищу, подруге, например, похлопать в ладоши, попрыгать... Вот я хочу похлопать в ладоши. А ты, Оля, хочешь? (Ответ.) Похлопай. Кто еще хочет похлопать? Как много желающих! Тогда скажем о своем желании вместе: «Мы хотим похлопать». (Хлопают). А что хочет сделать Вова? Попрыгать? А кто еще хочет попрыгать? Пожалуйста, скажите о своем желании вместе: «Мы... хотим». Правильно! Нам что-то хотят сказать вместе Тамара и Сережа. Послушаем.

Тамара и Сережа. Мы хотим покататься на велосипеде.

Воспитатель. Молодцы! Правильно произнесли слово «хотим». Кто еще подготовил совместный ответ?

«Зайка, сделай!»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, танцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

Материал. Игрушки: плюшевый заяц, машина; кисточка, лист бумаги, краски, вода, тряпочка для вытирания кисти.

Организация занятия.

Воспитатель. К нам в гости на своей машине приехал заяц и что-то привез. А что? Мы сейчас узнаем. У него в машине есть краски, кисточка, бумага... Зачем тебе, заяц, все это? Ты умеешь рисовать, петь, плясать, высоко прыгать, ездить на машине? Хочешь поиграть детьми? Будешь выполнять их команды если тебя попросят правильно? Как надо сказать? Спой, танцуй, нарисуй! Ребят: согласны? Тогда начинаем игру.

Примечание. Если дети ошибаются т. е. неправильно образуют грамматическую форму, заяц не двигается, ждет когда ребенок сам или с помощью воспитателя исправит ошибку.

По окончании игры по предложению воспитателя дети просят зайца поехать в гости к малышам. Заяц прощается иуезжает.

«Зайкина гимнастика»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в повелительном наклонении (беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись).

Материал. Игрушка — плюшевый заяц.

Организация занятия.

Гость группы – плюшевый заяц – вместе с детьми по их команде выполняет физкультурные упражнения. Задача играющих — правильно дать команду (беги, скачи, ляг, присядь и т. д.). В противном случае заяц не двигается.

«Почтальон принес открытки»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит, трубит и т. д.).

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Организация занятия.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь групповой комнаты кто-то стучит. Воспитатель, отреагировав на стук, возвращается с пачкой открыток.

Воспитатель. Ребята, нам почтальон принес открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Пете. Кто здесь? Снеговик? Так, а что он делает? И ты, Петя, запомни свою открытку?

Таким образом рассматриваются 4—5 открыток. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действие персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель. Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? «Снеговики танцуют». Чья это открытка? «Мишка барабанит». Чья? (И т. д.)

«Огородник»

Цель. Закрепить знания детей об огородных растениях. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу).

Материал. Палка.

Организация занятия.

Играющие называют себя каким-нибудь овощем (репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д.). Образуют круг. Один из участников игры, ведущий, исполняет роль огородника. Он выходит на середину круга и стучит палкой по земле, по полу. Завязывается диалог: Кто там? — Огородник.— За чем пришел? - За репой!

Услышав ответ, дети завязывают огороднику глаза и, приплясывая и запевая, начинают вести хоровод.

Сверху репа зелена,

Посередке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Тот, на кого жестом ведущий-огородник укажет, подает голос, стараясь изменить его: «Я репа, ау!» Задача огородника — отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если угадает, репа убегает от него, иначе огородник, поймав ее, оттреплет за вихор.

«Бабушка Маланья»

Цель. Учить детей соотносить слово с выразительным движением рук.

Организация занятия.

Играющие, образовав хоровод и поставив в его середину ведущего, запевают.

Хоровод.

У Маланъи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами,

С такой головой,

С такой бородой.

Характеризующие сыновей слова сопровождаются выразительными движениями.

Хоровод.

Ничего не ели,

На нее глядели,

Делали вот так.

На слова последней строчки играющие присаживаются на корточки, согнутые руки подпирают подбородок. Ведущий показывает какое-нибудь движение, все его повторяют. Затем выбирают другого ведущего, и игра повторяется.

«Полетушки»

Цель. Учить детей соотносить действие с глаголом.

Организация занятия.

Детей рассаживают вокруг стола. Задание: положить руку на стол. Водящий начинает игру: назвав какую-нибудь птицу или летающее насекомое (воробей, синица, снегирь, ворона, кукушка стрекоза, муха и т. д.), он должен поднять руку, изображая полет, и быстро опустить на стол. Дети повторяют его действия. Если кто-то прозевает или «полетит» тогда, когда водящий обманывает – называет нелетающее животное или какой-либо предмет,— он дает залог — фант, разыгрываемый в конце игры. Разумеется, задание должно носить шуточный характер: прокукарекать, покуковать, почирикать, покаркать, подудеть, позвенеть, побренчать и т. д.

Например. Водящий (поднимая руку). Сова летит, сама летит!

Дети поднимают и опускают руки.

Водящий. Петушок летит, кочеток летит!

Дети поднимают и опускают руки.

Водящий (поднимая и опуская руку). Козлик летит!

Кто из детей полетит с козликом, тот отдает залог — фант.

«Что для чего?»

Цель. Активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложноподчиненного предложения.

Материал. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, одевании, сервировке стола (мыло, зубная щетка, щетка для рук, полотенце, зубная паста; заколка, лента для волос, ножницы, носки, ботинки; скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка и т. д.); кукла.

Организация занятия.

Воспитатель знакомит детей с новой куклой, рассматривает с ними картинки, на которых изображены предметы, называет их. Суть игры: по просьбе педагога кукла «вытаскивает» одну картинку показывает ее детям, которые, не обозначая словом сам предмет, называют его применение, скажем: «Чтобы чистить зубы»; «Чтобы мыть руки»; «Чтобы расчесывать волосы» и т.д.

Вариант игры, когда дети усвоят правило игры: кому-либо завязывают глаза и предлагают отгадать предмет по его функциональным признакам.

«Чье, чье? — Мое»

Цель. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Материал. Мешочек; игрушка сорока; принадлежности детской одежды; игрушки.

Организация занятия.

Воспитатель(складывая в мешочек принадлежности одежды и игрушки. Ему как бы помогает сорока). Эта сорока-воровка насобирала разных вещей в группе, все схватила, что плохо лежит, и хочет унести. Она как бы смеется над вами и утверждает: «Чье, чье все? Мое!» А мы сейчас посмотрим, права ли она. Это что? (Показывает туфлю.) Чья туфля? (Ответ.)

Так постепенно извлекаются из мешка предметы, называются, определяется их хозяин (чей? чья? чье?); предметы обязательно кладут на место.

«Прятки»

Цель. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).

Материал, Мелкие игрушки: комар, муха, шмель, пчела, оса (их можно сделать из целлофана или фольги).

Организация занятия.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошеные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Вы вдвоем? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (Поиски.) Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня».

Таким образом дети отыскивают всех непрошеных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Что изменилось?»

Цель. Активизировать в речи детей употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около).

Материал. Мелкие игрушки: мишка, кот, лягушка, заяц, лиса; лесенка.

Организация занятия.

Воспитатель (расставляя на ступеньках лесенки игрушки и обращаясь к детям). Предлагаю вам игру на внимание. Запомните, пожалуйста, где какая установлена игрушка. Запомнили? Тогда закройте глаза. Так, откройте. Что изменилось? Мишка поменял место? («Он стоял наверху слева, а сейчас на средней ступеньке между слоном и лягушкой».)

Так обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5—6 раз.

Формирование способов словообразования

Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все части речи. Однако при спонтанном развитии у некоторых из них наблюдается задержка; активными «словотворцами» они становятся лишь на шестом году жизни. Разумеется, факт не очень желательный, так как в старшем дошкольном возрасте у детей проявляется критическое отношение к своей речи. Они уже стесняются играть со словом, что неблагоприятно сказывается на освоении мотивированной лексики (производных слов). Порой виновник запаздывания словотворчества у детей взрослые, родители, воспитатели. Здоровый духовно ребенок должен играть словом так, как он играет игрушками. И если этого нет, значит, что-то упущено, не все благополучно в его окружении. Как правило, причину следует искать в микроклимате группы, дома. Где нет радости, там нет игры; где речь взрослого убогая, где нет творчества, там страдают дети; и страдания эти немедленно проявляются в их речи — бедной, бесцветной.

Словотворчество детей носит весьма многообразный характер. Различают «стихийных семантиков», «стихийных формалистов», «стихийных консерваторов» (термин Д. Н. Богоявленского). «Стихийные семантики» очень чутки к смыслу слова, оттенкам его значения. Их словотворчество отличается витиевато­стью, разнообразием форм (у утки - утята, у оленихи — аленок, ленишка, у лосихи — лосих, у белки — белочки, детки).

«Стихийные формалисты», наоборот, не обращают внимания на то, знаком ли им конкретный объект или нет. Если это утка, то у нее ее утята, у оленихи олененок, у лосихи лосенок. А кто у бобра? У бобра борята, у рябчика • рябчитата. Иными словами, от впервые услышанного наименования тут же образовывается «однокоренное» слово. «Стихийных консерваторов» бывает не так уж много. Они хорошо помнят все слова. Поэтому всегда правильно произносят: у лисы — лисенок, у волка — волчонок. Однако новое слово (кто у лося?) может поставить ребенка в тупик. А ведь разница-то всего в один звук!

Чтобы в дошкольном учреждении ребенок мог реализовать свои природные творческие потенции, ему необходимы положительно эмоциональная обстановка в группе, демократический стиль общения, достаточное количество игрушек и материалов для деятельности. Необходимо знакомить детей с окружающим их миром, поскольку языковое развитие опирается на когнитивное (познавательное) развитие. В основе языкового обобщения лежит ориентировка в реальных предметных отношениях. Нет предметов, нет отношений — нет и обобщений. Полезны специальные дидактические игры («Детеныши животных», «Посуда») с небольшой группой, дающие возможность поиграть со словом, поэкспериментировать с ним. Игровые темы знакомят детей с разными типами отношений между предметами и обобщающими их словами. Смена темы будет способствовать развитию абстрактного мышления, перенесению на новый материал способа мотивированной номинации (называния).

«Страшный зверь»

Цель. Учить детей соотносить названия животных и их детенышей.

Материал. Игрушки (или картинки): кошка и котята, собака и щенята, курица с цыплятами, утка с утятами, сорока.

Организация занятия.

Воспитатель (сопровождая рассказ показом игрушек). Я вам расскажу историю про девочку Варю. У нее была кошка с... {котятами), собака с... (щенятами), утка с... (утятами), курица... (с цыплятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали нырять, плавать, а котята и цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось: «Тра-та-та-тах». Испугались все малыши — и утята, и котята, и щенята. Побежали они к своим мамам. Котята — к... (кошке), щенята к... (собаке), утята к... (утке), цыплята к... (курице). Успокоили мамы своих детенышей. Побежали к воде утята. За ними — кошкины... (котята). И вдруг снова: «Тра-та-тах!» Опять побежали малыши к своим мамам: утята — к... (утке), щенята к... (собаке), цыплята к... (курице). И все в один голос: «Кто так страшно трещит?» Смотрят: метнулась к лесу птица какая-то - сама черная, бока белые, хвост длинный — и, опять затрещав: «Тра-та-та-тах!», скрылась с глаз. Кто же напугал малышей - и утят, и щенят, и котят? (Картинка-подсказка демонстрируется после первых ответов.) Правильно, сорока. Скажите: а действительно ли так страшна сорока?

«День рождения Пуха»

Цель. Учить детей соотносить названия животных и их детенышей; использовать эти слова в речи.

Материал. Игрушки: котенок, свинья с поросятами, белка с бельчатами, слониха со слонятами, зайчиха с зайчатами; большой кубик; ширма.

Организация занятия.

Воспитатель. Жил-был котенок Пух. Почему его так звали? Правильно, он был пушистый. На день рождения к Пуху пришли друзья-малыши со своими мамами. Пришла свинья с... (поросятами). Поросята маленькие, розовые, «хвост крючком, нос пятачком. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый». Вслед за поросятами прибежала белочка с... (бельчатами). Мама-зайчиха привела своих ... (зайчат), а слониха ... (слонят).

Мамы сели в сторонке (игрушек-мам воспитатель группирует полукругом), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а гости его — прятаться (игрушек-малышей воспитатель прячет за ширму). Попрятались малыши. Искал их Пух, искал... На столе нет, под столом нет. Наконец отыскал. И бельчат, и поросят, и слонят. (Воспитатель ставит игрушек-малышей в пару с мамами.) Да, но Пух кого-то еще не нашел. Кто же пропал? Посмотрите: чья мама осталась одна? Правильно, пропали зайчата. Поищем... Нашлись и зайчата, вот они.

Снова Пух будет водящим, а малышей спрячем в групповой комнате. Поможете малышам спрятаться? Кого ты, Андрей, будешь прятать? А ты, Света? (Дети выбирают игрушки по своему желанию и называют их.) Спрячьте скорее зайчат за кубик. (Дети прячут.) Пух идет на поиски. Кого он должен искать? (Зайчат.)

Пух. Где же мои гости? На столе их нет, под столом тоже. А это кто за кубиком? (Заглядывает за кубик.) Вот они! Куда спрятались зайчата? (Ответы. Воспитатель ставит зайчат рядом с зайчихой.)

Аналогично прячут и отыскивают бельчат и слонят.

«Поручение»

Цель. Обращать внимание детей на то, что не все детеныши животных свое наименование получают от взрослых особей.

Материал. Игрушки (по два экземпляра): собака, зайчиха, крокодил, бегемот; щенята, зайчата, крокодильчики, бегемотики; счетная лесенка.

Организация занятия.

Воспитатель. Сегодня к нам пришли... (показывает игрушки и выставляет их на счетную лесенку дети называют: собака, зайчиха, крокодил и бегемот). Они пришли не одни, а со своими малышами. Собака — со своими... (щенками), зайчиха с... (зайчатами). Крокодил и бегемот тоже привели с собой малышей. Детенышей крокодила можно называть крокодильчиками, а детенышей бегемота — бегемотиками. Их называют иногда крошка крокодил, крошка бегемот. (По мере называния воспитатель выставляет игрушки на счетную лесенку парами: на первой ступеньке, справа — зайчиха с зайчатами; на второй, левее — собака со щенятами, на третьей ступеньке, еще левее — крокодил с крокодильчиками; наверху, слева -бегемот со своими малышами.) Звери эти не простые, а сказочные. Они могут выполнять разные поручения, если попросить вежливо и правильно. «Зайчонок, поскачи, пожалуйста!» или «Крошка бегемот, пожалуйста, беги!», «Щенок, пожалуйста, спой». Попросите и на деле убедитесь в правоте моих слов.

По ходу игры воспитатель следит, чтобы дети употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», подсказывает робким детям поручения: «Попросим вместе: щенок, пожалуйста, полай!», «Крошка крокодил, иди ко мне, пожалуйста».

Когда большая часть игрушек уже разобрана детьми, воспитатель подводит их к мысли, что игрушками можно обменяться, вежливо попросить: «Оля, дай, пожалуйста, крокодильчика». Так дидактическая игра плавно переходит в самодеятельную.

«Угадай-ка!»

Цель. Учить детей правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.

Организация занятия.

Воспитатель (предлагая детям отгадать звуковую загадку, изображает действующее лицо - тигра). Кого я изобразила? Правильно, тигра. А как называют детеныша тигра? Правильно, тигренок. Если он один, мы говорим «тигренок». А если их много? (Ответы.) Изобразите, пожалуйста, тигрят. А сейчас я дам шепотом задание Коле. Он изобразит какое-либо животное, а вы отгадаете. (Ребенок получает задание изобразить котенка: лапой моет мордочку, мурлычет.) Кто это? (Ответы.) Правильно, котенок. (Затем воспитатель вызывает еще несколько детей и дает опять шепотом то же задание.) А теперь кто у нас? (Ответь;.) Правильно, котята. Котята испугались и убежали. Не стало кого? (Ответы.) Правильно, котят.

Аналогично дети изображают и называют: козленок, козлята, утенок, утята; не стало козлят, не стало утят. Если дети самостоятельно придумывают и загадывают загадки на тему о других детенышах животных, воспитатель их только приветствует.

«Ослик в гостях у медвежонка»

Цель. Учить детей соотносить название продукта с соответствующей ему посудой.

Материал. Сухарница, сахарница, салфетница, чайник, чашки с блюдцами, ложки, коробка с сахаром, сухари, салфетки; ослик, медвежонок.

Организация занятия.

Детей рассаживают за столом полукругом.

Воспитатель. Сегодня в гости к медвежонку пришел ослик. Мишка решил угостить его чаем. Стал накрывать стол. Что полагается к чаю? (Дети перечисляют, медвежонок расставляет чашки, ложки, чайник.) Все правильно. Чай зверята будут пить из чашек с сахаром (медвежонок ставит сахар в коробочке на стол), с сухарями. Но еще нужны салфетки. (На столе раскладываются эти предметы.) Теперь посмотрите внимательно: все ли правильно сделал медвежонок? Помогите ему. Куда надо положить сахар? (Ответы.) Да, для сахара есть специальная посуда, сахарница. И для салфеток есть специальная подставочка, называется... (Дети дополняют.) Правильно, салфетница. А как называется тарелка для сухарей? Правильно, сухарница.

Зачем нужна специальная посуда? (Ответы.) Как красиво смотрится стол, когда все предметы расставлены так, как полагается. Вот, медвежонок, как надо накрывать стол. Сахар кладут в... (сахарницу), салфетки — в... (салфетницу), сухари - в ... (сухарницу). Приглашай гостей! (Ослиха и Медвежонка усаживают за стол.)

«Чаепитие»

Цель. Учить детей наименованиям предметов посуды.

Материал, Чайник, заварка, чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.

Организация занятия.

Воспитатель (составив из маленьких столов один большой, поставив на него самовар и рассадив детей вокруг). Сегодня у Пети день рождения. У нас будет чаепитие. Чай пить будем из... Правильно, из самовара. Однако прежде заварим чай. В чем заваривают чай? А какая должна быть вода для заварки? Сейчас обдадим чайник кипятком, ополоснем, заполним двумя-тремя ложками чая, зальем горячей водой, кипятком, и накроем большой салфеткой. Пусть чай настоится. А мы тем временем будем накрывать на стол. Из чего будем пить чай? Так, правильно, из чашек. Куда положим сахар? (Ответы.) Салфетки? (Ответы.) Конфеты? (Ответы.) Чай можно пить с молоком. Для чая — чайник, для кофе — кофейник, а для молока — ... (Ответы.)

Воспитатель сопровождает слова действиями: все перечисленное выставляется на стол.

Воспитатель (разлив чай, обращается к имениннику). Петя, мы поздравляем тебя с днем рождения и дарим тебе эту открытку, на которой сейчас запишем наши пожелания. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего желаете Пете? (Все пожелания воспитатель записывает на открытке.)

«Магазин посуды»

Цель. Учить детей правильно называть посуду, ее назначение.

Материал. Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетница (отличающиеся формой, материалом, размером); блюдо для печенья, сухарница, солонка, масленка.

Организация занятия.

Воспитатель. У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить что-либо, надо точно знать, какой предмет необходим, каково его назначение. Если покупатель назовет желаемый товар неправильно, продавец его не поймет, а значит, не продаст нужную вещь. Однако сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам предметы (воспитатель указывает, давая понять, что их нужно перечислить: хлебницы, сахарницы, салфетница). Вот специальное блюдо для сухарей... (сухарница). Блюдо для печенья не имеет названия, просто блюдо. Для соли... (солонка), для масла... Правильно, масленка. Запомнили, как звучат названия этих предметов: сухарница, но солонка; хлебница, но масленка. Пожалуйста, не ошибайтесь, покупая, правильно называйте. Итак, кто какую посуду хочет купить? Входите, магазин открыт.

Купленную посуду воспитатель выкладывает на стол, объясняя: специальная машина доставит покупки по домам.

«Зайчик» (русская народная игра)

Цель. Активизировать в речи детей глаголы.

Организация занятия.

Играющие, выбрав зайчика, образуют вокруг него хоровод. Задача зайчика: приплясывая, поглядывая по сторонам, ухватить момент и выпрыгнуть из круга. Хоровод.

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выскочить,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Некоторые из играющих имеют право ослабить руки. Тем самым они как бы дают возможность зайчику прорваться. Если зайчик справляется с задачей и, прорвавшись там, где его не ждали, убегает, выбирают нового героя, и игра продолжается.

«Корчага»

Цель. Активизировать в речи детей существительные, производные от наименований предметов (растений и т. п.).

Материал. Красивый расписной платок.

Организация занятия.

Дети образуют круг. Посередине стоит один из играющих, покрытый платком. Он исполняет роль корчаги (корчага,обл. — большой, обычно глиняный сосуд для хозяйства). По секрету от корчаги (на ушко) каждый играющий получает наименование: незабудка, чайник, сахарница, мыльница, земляника, черника, мухомор и т. д. Водящий (воспитатель) называет кого-либо. Тот подкрадывается к корчаге, тихо дотрагивается до нее и возвращается на место. Корчага, предварительно сняв платок, называет того, кто дотронулся до нее. Проигравший сменяет корчагу.

«Смешинка»

Цель. Активизировать в речи детей существительные, производные от наименований предметов. Учить соотносить движение с производным глаголом.

Организация занятия.

Каждый играющий получает какое-нибудь смешное имя, скажем, кочерга, ухват, помело, пила, выключатель, светофор, светильник и т. д. Водящий (обычно кто-либо из детей) обходит всех и задает различные вопросы, касающиеся выполняемой ими роли. Например: «Ты кто? — Ухват.— Кто твой брат? — Кочерга. — Что ты сегодня ел на завтрак? — Выключатель». И т. д.

Тот, кто засмеется, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются: один получает задание прокукарекать три раза; другой — похлопать два раза крыльями, как ворона; третий — прошагать четыре раза, как гусыня; четвертый — изобразить медвежонка и т. д.

«Кто проворней»

Цель. Активизировать в речи детей наименования детенышей животных.

Материал. Разноцветные камешки, коробочки (корзиночки).

Организация занятия.

На столе разложены две горсточки камешек. Около каждой сидят по двое детей: одни изображают цыплят, другие — утят.

Ведущий (объясняя задание). По моему сигналу (счет "один") вы начинаете собирать — «клевать» — камешки по одному и складывать их в лукошко. Оканчиваю счет на цифре «пять». Победителем будет тот, у кого окажется больше камешек в лукошках.

«Холодно — горячо»

Цель. Учить детей образовывать наречия.

Организация занятия.

Один из играющих становится водящим (его выбирают с помощью считалки). Он выходит за дверь. Оставшиеся тем временем прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает какую). Водящего приглашают в комнату, где он начинает искать игрушку. Игроки его поиски комментируют — по мере приближения к игрушке или отдаления — словами «тепло», «теплее», «совсем тепло», «горячо»; «прохладно», «холодно», «еще холоднее», «совсем х­лодно».

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименования детенышей животных.

Материал. Элементы костюмов дете­нышей животных (шапочки и т. п.).

Организация занятия.

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детеныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подает голос (издает звукоподражание, соответствующее персонажу). Например, кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т. д. Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, воробышек, лягушонок, утенок и т. д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются ролями, и игра продолжается.

Наши рекомендации