В контексте речевого развития дошкольника
Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса. Эту систему изучает лингвистика и описывает академическая грамматика. Учащиеся в школе изучают грамматику языка в курсе занятий по родному языку, но не академическую, а адаптированную. Необходимость адаптации диктуется громоздкостью и трудностью грамматики, а также чисто практическими целями: научить грамотно говорить и писать. Дошкольник грамматику постигает практическим путем, в процессе использования языка и восприятия речи окружающих людей. Но вот в чем парадокс детского практического метода: ребенок, не подозревающий о существовании академической грамматики, знает ее правила и нормы. И самое удивительное: он строит свою собственную грамматику, отличную от академической, где действуют другие единицы, другие правила. Более того, на протяжении дошкольного детства ребенок неоднократно меняет эти правила.
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых). Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные понятия. Они имеют род, число и падеж, различаются по родам и изменяются в числе и падеже. Необходимо учить детей правильно употреблять падежные формы, среди которых самой трудной является родительный падеж множественного числа (сливы — слив, апельсины — апельсинов, карандаши — карандашей).
В предложении существительное — один из важнейших компонентов. Оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже и координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по лицам, числам, времени, родам и наклонениям.
Дети должны правильно применять глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно так называемые «трудные» глаголы (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего (солнце сияло) рода.
Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей нужно подвести к образованию повелительного наклонения глагола — действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги; идем, бежим; пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения — возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы ).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает этот признак в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей нужно знакомить с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише — совсем тихо). В процессе обучения дети овладевают умением правильно применять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные, союзы, предлоги.
Словообразование — создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить — учитель), префиксальный (писать — переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут подобрать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег — снежинка — снежный — снеговик — подснежник ).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — выехал ) и т.п.
В обучение дошкольников необходимо включать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительное, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки. Дети должны объяснять смысл и различие слов: дом — домик — домище; береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал — перебежал — выбежал; играл — выиграл — проиграл. Выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется (дополняется) значение производящего слова: умный — умненький — умнейший; худой — худущий; полный — полненький — полноватый; плохой — плохонький.
Синтаксис — это соединение слов в словосочетания и предложения разных типов: простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.
Особое внимание при обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим применение правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического монотона), правильное согласование слов в предложении. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.
Таким образом, при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах.
Впервые проблема освоения ребенком грамматического строя языка встала перед дошкольным воспитанием в военные и первые послевоенные годы, когда многое дети, потеряв родителей, попали в детские дома, дома ребенка, в детские сады. Тогда-то и появилось в психолого-педагогической литературе страшное слово «госпитализм» — у детей при медицинском и гигиеническом благополучии развивались тяжелые формы психического и физиологического недоразвития. Почему? Оказалось, что для полноценного психического и физического развития ребенку необходимы не только пища, не только тепло и чистота, но и полноценное общение с близкими взрослыми и детьми. Без общения ребенок не может развиваться. Нарушаются все физиологические и психические функции, в том числе речь и ее основное средство — язык.
Вот эти причины побудили ученых (Е.И. Радину, Р.И. Жуковскую, Е.А. Флерину, Н.С. Карпинскую, А.П. Усову, Л.А. Пеньевскую, М.М. Конину) к исследованиям в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его фонетике, лексике, грамматике. (В основном они опирались на опыт Е.И. Тихеевон.) Однако в ряду проблем, разрабатывавшихся в те годы, грамматическому строю, если так можно сказать, «не повезло». Тема эта стала предметом изучения лишь в 50-е годы по выходе в свет фундаментального труда А. Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». Работу свою, где детально описаны грамматические категории, элементы и конструкции в речи ребенка на каждом новом возрастном этапе, ученый посвятил сыну Жене, погибшему в Великую Отечественную войну. Книга написана по дневниковым материалам, на основе наблюдений за речевым развитием мальчика. В этом ее сила и ее единственный недостаток. Достоинство — достоверность и лингвистическая строгость описания. Недостаток — зеркало индивидуального развития, не отражены пути развития речи других детей, воспитывающихся в иной социальной обстановке, иной языковой среде. И сам метод — лингвистический анализ записей собственно речи без учета коммуникативной ситуации — также не позволяет судить о том, каковы движущие силы формирования языковой способности ребенка._
Тем не менее, книга А. Н. Гвоздева — непревзойденное исследование в своей области — и по сей день оказывает влияние на теорию и практику развития речи детей дошкольного возраста (в норме и патологии). Особенно это касается представлений А. Н. Гвоздева о той легкости и филигранной точности, с какой ребенок анализирует языковые факты. К слову. Корней Чуковский, поддерживая А. Гвоздева, также подчеркивал изящество и меткость детских речении.
Круг этих неточностей очертил А.Н. Гвоздев: спряжение глаголов (чередования в основах и изменение места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.
В этом направлении сосредоточились поиски педагогов-исследователей и практиков дошкольного дела (О.И. Соловьевой, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, М.М. Кониной, А.М. Бородич, В.В. Гербовой): уточнялись списки слов, изменение которых вызывает затруднения, ситуации — игровые, естественные, в ходе которых ребенок может «затвердить» нужную форму. Параллельно исследования вели и психологи (Д.Б. Эльконии, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Серебренникова, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.В. Захарова, В.И. Ядэшко). Основной результат их исследований — выявление существенных звеньев механизма овладения грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм через выяснение реальных отношений, лежащих в основе грамматических категорий, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование (отрыв от конкретики) и перенос, генерализация обобщенного отношения на новые области действительности. Исследования показали: наиболее благоприятна ситуация, при которой правильное использование грамматической формы, точность ее звукового облика обретает в деятельности сигнальное значение. Игровую и практическую деятельность следует организовать так, чтобы ее успех зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова. (Скажем, разыгрывается игра. «Чей домик?» Двери домика открываются только в том случае, если играющий правильно называет действие того, кто пришел: пришла собачка, коза, но пришел петушок, ежик).
Дальнейшие педагогические исследования (М.С. Лаврик, Э.А. Федеравичене, Н.Ф. Виноградовой, Г.И. Николайчук) позволили выяснить педагогические условия формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования, нащупать общее и различное в сфере освоения детьми этих сторон грамматического строят Исследования эти, опираясь на данные психологов и лингвистов (А.А. Леонтьева, И.Н. Горелова, М.И. Лепской, С.Н. Цейтлин, Е.И. Исеннной и их учеников), позволили определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства (ранний, младший, средний, старший дошкольный возраст), взаимосвязь практической, игровой деятельности и семантики (смысловой стороны) грамматических средств, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций. Вот почему задачи грамматической работы с детьми были не только сформулированы по-новому, но и выдвинута на первый план развивающая функция грамматической работы в детском саду.