Тематический,итоговый,оперативный контроль
В практике управления дошкольными учреждениями используются разные виды контроля: оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный контроль позволяет контролировать повторяющиеся процессы жизнедеятельности дошкольного учреждения: соблюдение режима и организацию жизни группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей; процесс освоения ими культурно-гигиенических навыков, развития самостоятельности в самообслуживании и санитарное состояние группы; создание условий для детской самостоятельной деятельности; организацию целевых прогулок и экскурсий и т.д.
Данный вид контроля выявляет затруднения и незначительные сбои в работе, позволяет выявить проблемы, которые требуют более глубокого изучения. Непрерывность и регулярность оперативного контроля снимают его исключительность и стрессовое к нему отношение.
Разновидности оперативного контроля: предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика — позволяют обеспечить контроль за исполнением обязанностей, предупредить возникновение того или иного недостатка, сопоставить результаты деятельности, выявить компетенцию педагогов по конкретным вопросам с помощью опросов, тестов, анкетирования и т. п.
Основное достоинство оперативного контроля — его быстрота, но именно из-за этого он не всегда позволяет выявить все причины, тормозящие либо отрицательно влияющие на педагогический процесс в целом или его отдельные стороны, установить причинно-следственные связи. Эти недостатки оперативного контроля снимает тематический контроль.
Тематический контроль дает возможность проконтролировать качество образовательных услуг детского сада по отдельным направлениям воспитания и обучения, выявить уровень развития детей, эффективность выполнения образовательных программ, внедрения инноваций и новых педагогических технологий.
Итоговый контрольнаправлен на подведение итогов работы педагогического коллектива в связи с завершением учебного года, летней оздоровительной кампании, окончанием сроков реализации программы развития детского сада и пр.
Осуществляя контроль, вырабатывая его технологию, следует точно определить объекты контроля в процессе управления дошкольным учреждением. В этом плане самой существенной является установка: контролируется не работник, а его деятельность и ее результаты (В.Ю.Кричевский). Поэтому объектом контроля выступают условия работы детского сада (санитарно-гигиенические, материальные, кадрового обеспечения и т.д.), а также результаты образовательной деятельности, качество предоставляемых образовательных услуг.
Главное условие осуществления контроля — четкое представление контролирующего о стандарте, модели, эталоне того объекта, который подлежит контролю. Без ясного понимания этого контроль бессмыслен, ибо неопределенность сопоставления с нормативом, целью не даст результата. К важным условиям осуществления эффективного контроля относятся его гибкость, плановость, непрерывность, экономичность, нацеленность на результат.
Определив объекты и условия контроля, руководитель организует собственно процессуальную сторону контроля — его технологическую составляющую.
Технологической составляющей контроля в образовании являются методы научно-педагогической экспертизы, экспертных оценок. Их совокупность (наблюдение педагогического процесса, хронометраж режима дня, изучение документации, анализ детских работ, беседы с детьми и воспитателями, методы педагогической диагностики для определения уровня развития ребенка, анкетирование родителей и т.д.) позволяет получить информацию о реальной картине образовательного процесса.
Используя различные методы количественного и качественного анализа, руководитель дошкольного учреждения как эксперт устанавливает соответствие образовательного процесса замыслу (цель и задачи образовательной программы, годового плана, программы развития ДОУ и т.п.) или нормативу (государственный стандарт дошкольного образования, возрастные показатели, уровни развития и т.п.) и обнаруживает отклонение.
Всю информацию тщательно анализируют, отделяют главное от второстепенного и случайного, устанавливают связи и зависимости, вскрывают причины неудач. Функция контроля переходит в функцию анализа.
В практике управления контроль и анализ — процедуры разные, но взаимодополняющие (Ю. А. Конаржевский). Контроль констатирует факт отклонения от нормы, стандарта, эталона, а анализ дает объяснение причин этого отклонения. Анализ в большей степени, чем контроль, носит субъективный характер, зависит от уровня общей компетентности анализирующего, эксперта (В. Ю.Кричев-ский).
В современных условиях демократизации управления образованием особо значим психологический аспект организации и технологической составляющей контроля. Контроль не отторгается воспитателями, если его психологический инструментарий основан на естественной потребности человека в успехе, признании его деятельности, желании быть специалистом своего дела, стремлении к совершенствованию. Поэтому контроль в детском саду должен быть прозрачным, открытым, ориентировать на повышение качества образовательных услуг и совершенствование гуманизации педагогического процесса, не нарушать естественного течения жизни детей в группе. Особо значимы спокойный, конструктивный и доброжелательный тон обсуждения результатов контроля, распространение выявленного педагогического опыта и инноваций. Целесообразно делегировать функции контроля членам педагогического коллектива, использовать в сочетании с административным такие формы контроля, как взаимоконтроль и самоконтроль. Специальные исследования подтверждают, что отторжение у педагогов вызывает не суть контроля, а форма его проведения и стилистика выводов.
35.Сущность, цель и задачи комплексной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений.
Сущность, значение и задача лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений В современных условиях все более актуальными становятся государственный мониторинг качества образовательных услуг, социальная защита от некомпетентных педагогических воздействий, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Под лицензированием понимают процедуру, включающую проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) дошкольному образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» тип образовательного учреждения устанавливается в соответствии с реализуемой в нем образовательной программой. Образовательное учреждение относится к типу «дошкольное образовательное учреждение», если основная реализуемая в нем программа является программой дошкольного образования. Целью лицензирования является реализация прав учредителя на ведение образовательной деятельности и гарантии, что в учреждении созданы условия, необходимые для ее осуществления. Государственная лицензия обеспечивает право дошкольного учреждения на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аттестация — комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения с целью выявления его соответствия (несоответствия) требованиям государственного образовательного стандарта. По результатам аттестации принимается экспертное заключение, содержащее рекомендации о присвоении дошкольному учреждению соответствующей категории. Аккредитация — процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения с присвоением ему вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении. В настоящее время ДОУ аккредитуются по трем категориям. Основанием для присвоения категории является уровень соответствия деятельности требованиям государственного образовательного стандарта.
К п е р в о й к а т е г о р и и относятся дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по всем направлениям деятельности. Ко в т о р о й к а т е г о р и и — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по одному или нескольким направлениям деятельности.
К т р е т ь е й к а т е г о р и и — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Дошкольные образовательные учреждения второй категории подразделяют в соответствии с направленностью их программы на четыре вида:
1) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
2) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
3) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетом осуществления санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
4) детский сад комбинированного вида, имеющий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании. Вид дошкольного учреждения второй категории определяется путем экспертной оценки (в процессе аттестации) приоритетного направления деятельности детского сада. Критерием экспертной оценки отнесения дошкольного учреждения к тому или иному виду является направленность реализуемой в нем образовательной программы. В качестве приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения второй категории могут выступать: охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка; физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка; коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологическая реабилитация ребенка и т.п. Таким образом, целью аттестации и аккредитации являются: обеспечение механизма государственного контроля за эффективностью образовательного процесса в дошкольных учреждениях; стимулирование их деятельности в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества дошкольного образования; обеспечение реальной возможности выбора родителями дошкольников индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка из широкого спектра качественных образовательных услуг. Основные задачи аттестации и аккредитации состоят в следующем:
• установить соответствие содержания, уровня и качества обучения и воспитания в детском саду требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
• определить вид и присвоить категорию;
• установить в зависимости от категории порядок дифференцированного бюджетного финансирования;
• реализовать права негосударственных дошкольных учреждений на бюджетное финансирование в размере норматива.