Экспертиза предметно-развивающей среды в ДОУ
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Предметно-пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Создание предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды.
Основные принципы построения развивающей среды
Принцип дистанции позиции при взаимодействии
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
· Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Принцип активности
Это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Окружающая обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться.
· Использование больших модульных наборов;
· Центры песка и воды;
· Мастерские;
· Использование стен, ширм
Принцип стабильности-динамичности
Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом,
настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой
возрастной группы – это зона стабильности:
· Использование сборно-разборной мебели;
· Использование игрушечной мебели;
· Использование емкостей для хранения игрушек;
· Игрушки;
· Мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).
· Использование игрового спортивного оборудования;
· Использование игровых столов сложной конфигурации;
· Мебель-трансформер;
· Использование вертикальных разделителей;
· Кукольный театр;
· Костюмерная;
· Игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
· Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный), охватывающие все интересы ребенка;
· Место отдыха;
· Место уединения
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов
Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип
Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру
Реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места, времени
Принцип этапности и учета возрастных особенностей
Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».
· Наличие предметов и материалов, известных детям;
· Наличие предметов и материалов, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого;
· Наличие незнакомых материалов и предметов.
Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава группы, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
· Психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличие лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);
· Количественного соотношения мальчиков и девочек;
· Социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
· Окружающей социальной практики (город, село, поселок).
Оснащение дошкольного учреждения должно формироваться следующим образом:
· Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;
· Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;
· Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;
· Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, двигательную.
Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования
В целях развития личности и защиты интересов детей Министрество образования РФ совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
· Провоцировать ребенка на агрессивное действие;
· Вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игр (людям, животным);
· Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
· Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
· Остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);
· Многовариативность;
· Обобщенность;
· Открытость (возможность придумывать новые задания);
· Полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжета игры);
· Дидактические свойства;
· Разнообразие по уровням сложности;
· Возможность применения группой детей;
· Использование различных фактур;
· Методические рекомендации.
Материальная база должна включать следующие разделы
1. Оборудование помещений для создания развивающей среды
2. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка
· Оборудование для развития общих движений;
· Игровые средства для развития моторики;
· Игровые средства для развития сенсорного восприятия;
· Игровые средства для развития мышления;
· Игровые средства для развития речи и языка;
· Игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
· Игровые средства для социально-эмоционального развития;
· Игровые средства и материалы для творческого развития;
· Игровые средства и оборудование для организации сюжетно-ролевой игры.
Предметная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.
31Цель, задачи и основные принципы аттестации педагогических и руководящих кадров в образовании
Цель аттестации:
- определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Основные задачи аттестации:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
- обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
Основные принципы аттестации:
- добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;
- обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;
- открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.
Документация - форма заявления и требования к его заполнению - представление на преподавателя и типовая характеристика - формы аттестационного листа и листа самооценки | Портфолио - структура и содержание портфолио - примеры портфолио | Квалификационные испытания - творческий отчет - конспект урока |
Экспертные заключения - пример экспертного заключения - экпертиза конспекта урока - экспертиза портфолио |