Специальные аналитико-мониторинговые умения

Определение по внешнему виду детей их физического и психического
состояния, эмоционально-психического благополучия.

Анализ нормативных документов, экспертное заключение на
основе государственного образовательного стандарта.

Выявление причин неудовлетворительного качества образова­тельных
услуг.

Прогнозирование развития процессов воспитания, обучения
и развития детей, педагогического коллектива и разработка комп­лексно
-целевой программы развития ДОУ на основе самоэкспертизы­, результатов аттестации.

Обучение воспитателей наиболее эффективным методам пе­дагогической диагностики и технологии самоанализа при подго­товке к аттестации ДОУ.

Разработка диагностических материалов, вопросов для тема­тического и фронтального контроля в разных возрастных группах
детского сада.

Осуществление диагностики профессиональной компетентно­сти педагогов, психологического климата в коллективе, уровня раз­
вития детей с помощью методов педагогической диагностики и
экспертных оценок.

Обсуждение результатов педагогической диагностики с вос­питателями (при подготовке решений педсоветов, планировании
работы коллектива, аттестации ДОУ).

Оформление документации по лицензированию, государствен­ной аттестации ДОУ.

Работа в составе экспертного совета (аттестационной комис­сии).

25. «Системно-комплексный подход в научно-педагогической экспертизе»

Изучение сущности и экспертная оценка эффективности функ­ционирования педагогических систем требуют системно-комплек­сного подхода (Т. И. Шамова).

Его необходимость диктуется самой жизнью, прежде всего вы­сокой степенью интеграции общественных процессов, где «все связано со всем», решение одной проблемы зависит от решения множества других, а сами проблемы приобретают системный, ком­плексный характер (В.Г.Афанасьев).

Осуществляя научно-педагогическую экспертизу, давая эксперт­ную оценку, важно помнить, что и любое дошкольное образова­тельное учреждение, и вся система дошкольного образования — это целостная социально-педагогическая система.

Под системой понимается совокупность определенных элемен­тов, которые взаимодействуют между собой и образуют целост­ность, единство. Единство компонентов и их взаимодействие об­разуют систему в рамках заданного качества, обеспечивают ее фун­кционирование и развитие. Поэтому, осуществляя научно-педаго­гическую экспертизу, эксперт имеет дело с системой в ее целост­ности.

Адекватная экспертная оценка основана на умении расчленять систему на подсистемы, блоки, структурообразующие компонен­ты, учитывать их взаимосвязи, а также осознании того, что целост­ность системы порождает качественно новые свойства, которые отсутствуют у ее компонентов.

Педагогические системы создаются и действуют с определен­ной целью, при этом цель является системообразующим компо­нентом. Необходимость ее достижения связана с комплексом средств и действий по ее реализации.

Реализация цели — функция педагогической системы. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы опреде­ляются как целеустрем-ленные, целенаправленные. Отличительным признаком всех целенаправленных систем выступает их полифунк­циональность — способность видоизменять цели и корректировать действия для достижения результатов. Достижение промежуточных '"итогов, т.е. подцелей, вследствие функционирования компонен­тов педагогической системы указывает на другой аспект систем­ности — системно-функциональный.

Особенностью педагогических систем является их теснейшая связь с внешней средой, зависимость от социально-политических, экономи­ческих, бытовых, природно-экологических условий. Эксперт должен помнить, что педагогические системы исторически обусловлены. По мере общественного, социального и научно-технического про­гресса они совершенствуются в содержательном, структурном, функциональном и историческом аспектах.

Функционируя и развиваясь во внешней по отношению к себе среде, педагогическая система как открытая связана со средой множеством информативно-коммуникативных связей. При этом системы более высокого уровня (государственная, политическая, экономическая и др.) ставят перед низшими подсистемами, в том числе и педагогическими, цели и задачи, выделяют ресурсы, ус­танавливают ограничения. Здесь в самом общем виде проявляется информационно-коммуникативный аспект системности.

Исходя из данных положений, научно-педагогическая экспер­тиза, экспертные оценки в образовании требуют системного и все­стороннего комплексного анализа результатов управленческой и педагогической деятельности. Важны также определение специфиче­ских условий и проблем социума, их влияние на дошкольное уч­реждение или систему дошкольного образования в целом.

С учетом открытости, динамичности и целеустремленности пе­дагогических систем их следует относить к числу развивающихся, которым присущи внутренние противоречия. Благодаря управле­нию происходящие в педагогических системах изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер.

Структурно-функциональная упорядоченность компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой обеспечива­ются органами внутреннего управления и механизмами управле­ния. В этом плане педагогические системы проявляются как само­управляемые (Т. И. Шамова).

Названные положения являются основополагающими при про­ведении научно-педагогической экспертизы и требуют от экспер­та выявления закономерных связей, определяющих уровень целост­ности системы управления дошкольными образовательными учреж­дениями как по вертикали (субординационные связи управления), так и по горизонтали (координационные связи). Экспертный подход в оценке эффективности существующей системы образования обес­печивает основу для принятия грамотного управленческого реше­ния, совершенствования динамичной структуры и технологии уп­равления как образовательным учреждением, так и системой об­разования в целом.

Таким образом, экспертные оценки в образовании требуют си­стемного видения действительности. Суть системного подхода со­стоит в том, что каждый сложный объект рассматривается как си­стема, взаимодействующая с другими системами и подсистемами.

26 аналитическая справка по тематическому контролю

Тематический контроль по теме «Активные формы взаимодействия с родителями на группе » включил в себя следующие пункты:

- Уровень профессионального мастерства воспитателя: методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем,

- Система планирования работы с родителями,

- Создание условий для активного взаимодействия с родителями на группах

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.

Собеседование с педагогами показало, что они на высоком уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями. Однако практически на всех возрастных группах предпочтительнее используются традиционные формы работы такие, как: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники. Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Они проводятся один раз в квартал. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ, запросам родителей. В начале 2011-2012 учебного года на старшей группе был успешно апробирован недельный проект «Моя мама лучше всех». Проектный метод относится к нетрадиционной форме взаимодействия , он делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Работу в данном направлении следует продолжить.

Проверка групповой документации показала, что на всех возрастных группах есть в наличии план работы с родителями, который включает в себя различные формы работы. Так же есть журналы протоколов родительских собраний. Они своевременно заполняются и хранится до выпуска детей из ДОУ. По ведению журналов были сделаны небольшие замечания, которые были устранены в ходе проверки. Анализ плана работы выявил, что на группах в недостаточном количестве планируются совместные мероприятия родителей и детей.

Изучение условий для активного взаимодействия с родителями на группах показало, что:

- в группах эстетично и современно оформлены родительские уголки,

- в уголках представлена информация о работе администрации, детского сада и группы,

- материал представленный в родительских уголках носит конкретный характер и рационален по объему,

- в родительских уголках представлены наглядные материалы, папки-передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.

Анализ методического обеспечения выявил, что на группах имеется новая методическая литература по работе с родителями.

Контроль по теме «Активные формы взаимодействия с родителями на группе » показал, что работа педагогического коллектива детского сада ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.

Рекомендации:

1. Совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе..

2. Воспитателям старшей группы провести трансляцию опыта «Использование проектного метода в работе с родителями»

3. Чаще включать в план работы совместные мероприятия родителей и детей.

16.03.2012 Справку составила Ст.воспитатель /________________/ __________

Наши рекомендации