Специальные аналитико-мониторинговые умения
Определение по внешнему виду детей их физического и психического
состояния, эмоционально-психического благополучия.
Анализ нормативных документов, экспертное заключение на
основе государственного образовательного стандарта.
Выявление причин неудовлетворительного качества образовательных
услуг.
Прогнозирование развития процессов воспитания, обучения
и развития детей, педагогического коллектива и разработка комплексно
-целевой программы развития ДОУ на основе самоэкспертизы, результатов аттестации.
Обучение воспитателей наиболее эффективным методам педагогической диагностики и технологии самоанализа при подготовке к аттестации ДОУ.
Разработка диагностических материалов, вопросов для тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах
детского сада.
Осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, психологического климата в коллективе, уровня раз
вития детей с помощью методов педагогической диагностики и
экспертных оценок.
Обсуждение результатов педагогической диагностики с воспитателями (при подготовке решений педсоветов, планировании
работы коллектива, аттестации ДОУ).
Оформление документации по лицензированию, государственной аттестации ДОУ.
Работа в составе экспертного совета (аттестационной комиссии).
25. «Системно-комплексный подход в научно-педагогической экспертизе»
Изучение сущности и экспертная оценка эффективности функционирования педагогических систем требуют системно-комплексного подхода (Т. И. Шамова).
Его необходимость диктуется самой жизнью, прежде всего высокой степенью интеграции общественных процессов, где «все связано со всем», решение одной проблемы зависит от решения множества других, а сами проблемы приобретают системный, комплексный характер (В.Г.Афанасьев).
Осуществляя научно-педагогическую экспертизу, давая экспертную оценку, важно помнить, что и любое дошкольное образовательное учреждение, и вся система дошкольного образования — это целостная социально-педагогическая система.
Под системой понимается совокупность определенных элементов, которые взаимодействуют между собой и образуют целостность, единство. Единство компонентов и их взаимодействие образуют систему в рамках заданного качества, обеспечивают ее функционирование и развитие. Поэтому, осуществляя научно-педагогическую экспертизу, эксперт имеет дело с системой в ее целостности.
Адекватная экспертная оценка основана на умении расчленять систему на подсистемы, блоки, структурообразующие компоненты, учитывать их взаимосвязи, а также осознании того, что целостность системы порождает качественно новые свойства, которые отсутствуют у ее компонентов.
Педагогические системы создаются и действуют с определенной целью, при этом цель является системообразующим компонентом. Необходимость ее достижения связана с комплексом средств и действий по ее реализации.
Реализация цели — функция педагогической системы. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустрем-ленные, целенаправленные. Отличительным признаком всех целенаправленных систем выступает их полифункциональность — способность видоизменять цели и корректировать действия для достижения результатов. Достижение промежуточных '"итогов, т.е. подцелей, вследствие функционирования компонентов педагогической системы указывает на другой аспект системности — системно-функциональный.
Особенностью педагогических систем является их теснейшая связь с внешней средой, зависимость от социально-политических, экономических, бытовых, природно-экологических условий. Эксперт должен помнить, что педагогические системы исторически обусловлены. По мере общественного, социального и научно-технического прогресса они совершенствуются в содержательном, структурном, функциональном и историческом аспектах.
Функционируя и развиваясь во внешней по отношению к себе среде, педагогическая система как открытая связана со средой множеством информативно-коммуникативных связей. При этом системы более высокого уровня (государственная, политическая, экономическая и др.) ставят перед низшими подсистемами, в том числе и педагогическими, цели и задачи, выделяют ресурсы, устанавливают ограничения. Здесь в самом общем виде проявляется информационно-коммуникативный аспект системности.
Исходя из данных положений, научно-педагогическая экспертиза, экспертные оценки в образовании требуют системного и всестороннего комплексного анализа результатов управленческой и педагогической деятельности. Важны также определение специфических условий и проблем социума, их влияние на дошкольное учреждение или систему дошкольного образования в целом.
С учетом открытости, динамичности и целеустремленности педагогических систем их следует относить к числу развивающихся, которым присущи внутренние противоречия. Благодаря управлению происходящие в педагогических системах изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер.
Структурно-функциональная упорядоченность компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой обеспечиваются органами внутреннего управления и механизмами управления. В этом плане педагогические системы проявляются как самоуправляемые (Т. И. Шамова).
Названные положения являются основополагающими при проведении научно-педагогической экспертизы и требуют от эксперта выявления закономерных связей, определяющих уровень целостности системы управления дошкольными образовательными учреждениями как по вертикали (субординационные связи управления), так и по горизонтали (координационные связи). Экспертный подход в оценке эффективности существующей системы образования обеспечивает основу для принятия грамотного управленческого решения, совершенствования динамичной структуры и технологии управления как образовательным учреждением, так и системой образования в целом.
Таким образом, экспертные оценки в образовании требуют системного видения действительности. Суть системного подхода состоит в том, что каждый сложный объект рассматривается как система, взаимодействующая с другими системами и подсистемами.
26 аналитическая справка по тематическому контролю
Тематический контроль по теме «Активные формы взаимодействия с родителями на группе » включил в себя следующие пункты:
- Уровень профессионального мастерства воспитателя: методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем,
- Система планирования работы с родителями,
- Создание условий для активного взаимодействия с родителями на группах
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.
Собеседование с педагогами показало, что они на высоком уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями. Однако практически на всех возрастных группах предпочтительнее используются традиционные формы работы такие, как: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники. Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Они проводятся один раз в квартал. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ, запросам родителей. В начале 2011-2012 учебного года на старшей группе был успешно апробирован недельный проект «Моя мама лучше всех». Проектный метод относится к нетрадиционной форме взаимодействия , он делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Работу в данном направлении следует продолжить.
Проверка групповой документации показала, что на всех возрастных группах есть в наличии план работы с родителями, который включает в себя различные формы работы. Так же есть журналы протоколов родительских собраний. Они своевременно заполняются и хранится до выпуска детей из ДОУ. По ведению журналов были сделаны небольшие замечания, которые были устранены в ходе проверки. Анализ плана работы выявил, что на группах в недостаточном количестве планируются совместные мероприятия родителей и детей.
Изучение условий для активного взаимодействия с родителями на группах показало, что:
- в группах эстетично и современно оформлены родительские уголки,
- в уголках представлена информация о работе администрации, детского сада и группы,
- материал представленный в родительских уголках носит конкретный характер и рационален по объему,
- в родительских уголках представлены наглядные материалы, папки-передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.
Анализ методического обеспечения выявил, что на группах имеется новая методическая литература по работе с родителями.
Контроль по теме «Активные формы взаимодействия с родителями на группе » показал, что работа педагогического коллектива детского сада ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.
Рекомендации:
1. Совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе..
2. Воспитателям старшей группы провести трансляцию опыта «Использование проектного метода в работе с родителями»
3. Чаще включать в план работы совместные мероприятия родителей и детей.
16.03.2012 Справку составила Ст.воспитатель /________________/ __________