Система мониторинга в доу в соответствии с фгт

В настоящее время формирование организационной структуры управления дошкольным образовательным учреж­дением, как и повышение качества образования и управления ДОУ, является важной зада­чей, стоящей перед каждым руководителем дошкольного уч­реждения.

Качество образо­вания в дошкольном учреждении можно рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируе­мым целям ДОУ на основе требова­ний и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательно­го процесса (детей, педагогов, родите­лей).

Основой решения проблемы ка­чества образования на уровне ДОУ является проектирование и внедре­ние системы управления качеством образовательного процесса. Одна из систем качества в до­школьном учреждении — монито­ринг качества образования.

Система получения точных дан­ных о состоянии деятельности ДОУ и принятия обоснованных решений может быть обеспечена посред­ством мониторинга, представляющего собой си­стему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или от­дельных ее элементах, которая по­зволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогно­зировать его развитие. А также обес­печивает необходимую информаци­онную основу для принятия управ­ленческих решений, направленных на достижение заданных целей, предупреждение критических ситу­аций (В.П. Кальней, A.M. Майо­ров, М.М. Поташник и др.).

Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования.

С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы оценивания как мониторинг и диагностика.

Так, цель мониторинга и диагностики – изучить состояние образовательного процесса в ДОУ. Но мониторинг, в отличии от диагностики, больше ориентирован на нормы и стандарты. Существенные признаки, отличающие педагогический мониторинг, - значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики. Необходимо ответить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Виды мониторинга

•Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации

и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.

•Базовый мониторинг – выявляет проблемы,

т.е. является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию для проведения последующих исследований.

•Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений.

•Комплексный мониторинг – ориентирован

на всестороннее глубокое исследование.

О.А. Сафонова рассматривает мо­ниторинг качества образования в ДОУ как систематическое наблю­дение, оценку и прогноз состояния образовательной системы дошколь­ного учреждения в плане ее соот­ветствия стандартам, определяет информационное поле мониторин­га в ДОУ. Помимо этого, исходя из ряда общеметодологических прин­ципов квалиметрии, выделяет объекты мониторинга, в частности качество:

-Качество образовательного процесса;

-Качество ресурсообеспечения;

-Качество управления;

-Качество результатов работы образователь­ной системы ДОУ.

Некоторые ученые (О. М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.Н. Казакова и др.) отмечают необходимость постоян­ного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, которая стека­ется от всех специалистов ДОУ (воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физическому вос­питанию и др.) в индивидуальную карту развития ребенка в ДОУ. Данная информация анализируется педагогами, и на ее основе оценива­ется развитие, выявляются пробле­мы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:

-изучение продуктов детской дея­тельности;

-игровые тестовые задания;

-проведение контрольно-оценоч­ных занятий;

-собеседование с педагогами, ро­дителями и детьми;

-анкетирование;

-анализ документации и хрономет­раж режима дня и др.

К методам мониторинга изучения образовательного процесса:

- в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности, опыта работы педагогов

- в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования;

- качественный анализ и количественная обработка результатов;

- индивидуальная и групповая экспертная оценка;

- рейтинг.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разра­ботки в периодической печати, Интернет ресурсы и свой практический опыт, мы создали системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении. Приступая к работе, мы разработали Положение о мониторинге качества предоставляемых в ДОУ услуг, где определены цели и задами мониторинга. Направления мониторинга выделились в соответствии с целью и задачами ДОУ, определили те методы, которые будем использовать в работе.

Мы выделили несколько областей, объектов мониторинга – это дети, педагоги, родители, мониторинг управленческой деятельности, материально-технического и финансового состояния и организация дополнительных платных образовательных услуг.

Мониторинг воспитательно-образовательной работы

Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах воспитательно-образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ.

Ежегодно проводимый мониторинг качества образования промежуточный (в конце календарного года) или итоговый (в конце учебного года) анализ деятельности учреждения позволяют четко выявить проблемы и проследить перспективу развития.

Направлениями мониторинга могут быть:

-реализация базовых и парциальных учебных программ;

-уровень физического и психического развития воспитанников;

-состояние здоровья воспитанников;

-адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;

-готовность детей подготовительных групп к школе;

-эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ;

-предметно-развивающая среда;

Основные методы диагностики в ДОУ — наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятель­ности.

Принятая нами система диагно­стики позволяет обеспечить инди­видуальную траекторию комплекс­ного развития каждого ребенка, помогает подготовить его к школе.

Сотрудничая со школой № 12, мы убеждаемся, что находимся на вер­ном пути: система диагностики, принятая у нас, удовлетворяет тре­бованиям практикующих учителей, дает им полную картину о детях и с успехом заменяет карты индивиду­ального развития; она была предме­том обсуждения на педагогическом совете начального звена школы, где получила положительные отзывы.

Наше видение модели выпуск­ника также совпадает с желаемым образом первоклассника, тем са­мым мы обеспечиваем преемствен­ность и непрерывность образова­тельного процесса.

Результат критериальной оценки и мониторинга оформляется графи­чески и в сводных таблицах.

Цели и задачи мониторинга здоровья и физического развития дошкольника.

•выработать модель оздоровительной работы ДОУ;

•разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированный на имеющиеся силы и средства учреждения;

•выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы;

•на основе полученного результата составить паспорт здоровья и механизмы реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.

В дошкольном учреждении постоянно отслеживается и анализируется результативность врачебного контроля состояния здоровья детей, проводится сравнительный анализ, выявляются позитивные и негативные тенденции, что позволяет оптимизировать работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

Мониторинг работы с кадрами

Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.

Итоговая оценка педагогического мониторинга осуществляется путем анализа полученных результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, отраженной в Банке данных о профессиональном мастерстве педагогов.

Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОУ.

Успешность данного процесса во многом предопределяется деятельностью старшего воспитателя ДОУ. Одним из приоритетных направлений деятельности старшего воспитателя ДОУ в решении данной проблемы является педагогический мониторинг как метод повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ.

Мониторинг определяет:

владение педагогическими технологиями,

участие в методических мероприятиях (ДОУ, города, области),

открытые мероприятия, проводимые педагогом,

методические разработки, дидактические материалы,

методическая тема, опыт работы, инновационная деятельность,

участие педагогов в мероприятиях различного уровня

Мониторинг дополнительных образовательных услуг.

Метод мониторинга позво­ляет организовывать работу дошколь­ного учреждения в режиме развития, своевременно выявлять проблемы и принимать своевременные правиль­ные решения в распределении ресур­сов, приспособлении к внешней сре­де, в организации внутренней коорди­нации, в прогнозировании дальней­шей деятельности учреждения.

Цель работы по оказанию доп.услуг – разработка модели мониторинга потребностей родителей детей дошкольного возраста в дополнительных услугах. При этом мониторинг выступает в качестве средства. Обеспечивающего высокий уровень качества образовательных услуг в д/с.

В начале работы, на основе обобщения подходов к проведению мониторинга, был разработан его алгоритм, состоящий из нескольких этапов:

1. Нормативно-установочный. На данном этапе мы определили цели и задачи мониторинга потребностей населения в образовательных услугах. Были выбраны способы проведения мониторинга – устный опрос, анкетирование. Определены затраты

2. Аналитико-диагностический. Осуществлен сбор информации о потребностях населения в дополнительных образовательных услугах, проведено маркетинговое исследование. В результате выявлены группы родителей: способные оплачивать основные и дополнительные образовательные услуги, родители, которые хотят подготовить ребенка к школе, посещая мини-гимназию «Малышок»; родители, социальный заказ которых – кружки художественно-эстетического развития.

3. Прогностический. Разработана модель ДОУ, способного удовлетворить образовательные потребности детей и родителей. Была выбрана форма: мини-гимназия «Малышок», кружок «Веселый английский». В соответствии с данной моделью были разработаны программы обучения в данных кружках.

4. Деятельностно-технологический. На данном этапе начала осуществляться дополнительная образовательная деятельность в соответствии с правовой и финансово-экономической моделью деятельности учреждения.

5. Итогово-диагностический. Проводится диагностика, которая показывает удовлетворенность –не удовлетворенность работой дошкольного учреждения. В результате выявлено. Что детям и родителям требуется расширение как развивающих услуг (иностранный услуг), так и оздоровительных. На этом этапе просчитывается рентабельность, прибыльность услуг.

Таким образом, мониторинг может выступать в качестве средства, обеспечивающего высокий уровень качества образовательных услуг в ДОУ на всех этапах его развития. Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи

Изучение семьи и социума включает:

-Составление социального паспорта семьи

- Изучение воспитательной системы в семье

-Выявление образовательных запросов семьи и социума

- Определение степени удовлетворенности семьи и социума образовательной деятельностью ДОУ

- Изучение социокультурной среды микрорайона.

Мониторинг управленческой деятельности

Мониторинг управления качеством дошкольного образования как фактор дифференцированного подхода к оценке деятельности ДОУ.

Характеристика разделов мониторинга дошкольного образовательного учреждения.

Ресурсное обеспечение (условия)

Раздел включает в себя характеристики основных видов ресурсов дошкольного образовательного учреждения:

• обеспечение условий осуществления образовательной деятельности (удовлетворение потребности в услугах, новых формах организации дошкольного образования);

• материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты и оборудование);

• программное обеспечение (основные и дополнительные образовательные программы);

• кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

• нформационно-технологическое обеспечение деятельности ДОУ (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения);

• обеспечение безопасности деятельности образовательного учреждения;

• социальное и педагогическое партнерство (органы общественно-государственного управления, состав учреждений-партнеров).

Оценка проводится в течение нескольких лет, что дает возможность увидеть динамику улучшения/ухудшения показателей ДОУ

Графическое представление результатов проводится путем построения диаграмм по каждому из разделов мониторинга. Анализ состояния и структуры материально-технической базы. Для того чтобы экономически грамотно распределять средства на развитие материально-технической базы, необходимо детально знать ее состояние, правильно определять приоритеты и неотложные расходы.

Для проведения мониторинга следует использовать комплекс методов:

1. Анализ документации:

· нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

· программы развития, образовательные программы ДОУ, годовой план, месячные планы;

· планы координации деятельности с социальными партнерами (школа, поликлиника, учреждения культуры и т.д.);

· информационные базы данных;

· планы воспитательно-образовательной работы;

· методические разработки, концепции;

· планы повышения квалификации кадров и аттестации кадров;

· программное обеспечение;

· организационная структура управления;

· аналитические справки по результатам контроля;

· целевые проекты, инновационные направления, обеспечивающие развитие ДОУ;

· отчеты;

· планы повышения квалификации;

· анализ состояния питания детей;

· анализ заболеваемости детей;

· приказы, распоряжения руководителя ДОУ;

· анализ финансово-экономической деятельности;

· справки по проверкам, акты.

2. Опросы:

· выявляющие качество профессиональной деятельности (воспитателей, специалистов, старшего воспитателя и др.);

· удовлетворенность субъектов образовательного процесса (воспитатели, специалисты, родители).

3. Контент-анализ материалов, связанных с научно-методическим обеспечением образовательного процесса.

4. Интервьюирование, анкетирование, направленное на изучение различных проблем, возникающих у воспитателей, специалистов, родителей и др.

5. Включенное наблюдение (за состоянием воспитательно-образовательного процесса, методической и хозяйственной деятельности); психолого-педагогические методы диагностики состояния учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов определяется задачей изучения того или иного направления деятельности. Для осуществления мониторинга рекомендуется использовать комплекс методов. Это обеспечивает целостное представление о состоянии образовательной системы.

Результативность мониторинга:

Помогает результативно организовать и осуществлять воспитательно – образовательный процесс в ДОУ.

Стимулирует личностное развитие детей и творческий рост педагогов,

Позволяет эффективно распределять ресурсы ДОУ (финансовые, временные, личностного потенциала сотрудников)

Способствует повышению статуса ДОУ в городе

Наши рекомендации