Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок.
Экспертный метод —это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.
Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.
Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные педагогические процессы, явления или ситуации, которые характеризуются в основном качественными, неформализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку).
Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы образования в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие педагогической системы.
Данный метод обеспечивает оценку альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.
8.Оценка деятельности ДОУ родителями (законными представителями) воспитанников.
Родители любого ДОУ – это основные «заказчики» системы дошкольного воспитания, поэтому понятно, как важно взаимодействие детского сада и семьи для нормального финансирования и функционирования ДОУ. Любое начинание в детском саду желательно проводить только с согласия родителей, так как они – наши помощники и союзники в воспитании детей. Родители должны быть частыми гостями ДОУ. Открытость в работе дошкольного учереждения позволяет родителям замечать и оценивать перемены, которые там постоянно происходят.
Для обратной связи существует сайты для вопросов и предложений по различным направлениям деятельности, на которых находится вся полезная информация о детских садах с практическими рекомендациями для родителей будущих и настоящих воспитанников.
Гармоничное развитие ребенка без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.
Немало важным является изучение контингента родителей (возраст, профессия, настроенность на взаимодействие с педколлективом ДОУ); образовательные запросы родителей.
В структуре этой системы должно быть: педагогическое просвещение родителей (дифференцированное в
соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-
педагогической культуры) через родительские собрания, индивидуальные и
групповые консультации;
информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в
целом, отдельных групп через родительские собрания, родительские
конференции;
привлечение родителей к руководству ДОУ через их участие в работе
родительского комитета, попечительского Совета.
Приветствуется ежегодное проведение мониторинга эффективности работы с семьей. В основе мониторинга - сбор, хранение, обработка и распространение информации, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием воздействия ДОУ с семьей и прогнозирующую возможные условия, средства и методы ее улучшения.
Структурно - функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно- оценочного.
Информационно- аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Важнейшей целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Впервые за долгие годы родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, и их мнение необходимо учитывать при проведении самоанализа. Для этого предлагается анкетирование. Информацию о цели анкеты можно довести до сведения родителей лично или на родительском собрании. Полученные данные позволят сотрудникам дошкольного учреждения выявить сильные и слабые стороны своей работы и осуществить ее возможные улучшения.
Например, при анкетировании родителей на вопрос: «Какие формы работы вам наиболее интересны?» можно предложить следующие варианты ответов: - родительские доски - беседы с родителями - консультации
-экскурсии, походы
-проведение дней открытых дверей - проведение « круглых столов
-за чашкой чая - лекторий для родителей
-практические семинары
По полученным результатам можно сделать вывод, что наиболее приемлемыми формами взаимодействия ДОУ с семьей являются беседы с родителями, родительские доски, консультации, экскурсии, лектории, практические семинары.
Работа с родителями в рамках информационно- аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Просвещение родителей. Передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальные или подгрупповое консультирование, информационные листы, листы- памятки, библиотека для родителей).
2. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства,
т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно- делового, личностно- ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику).
Второй блок, практический - содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и их развития. Формы и методы работы, используются медицинским работником, специалистами, педагогами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации первого блока.
Контрольно - оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами сада.
Реализацией такой системы способствует включение родителей в единый воспитательный коллектив ДОУ. Показателем результативности являются:
1. Удовлетворенность родителей работой ДОУ. 2. Удовлетворенность степенью информированности о ДОУ в целом, о деятельности группы в целом, о ребенке и т.д.
3. Удовлетворенность родителей характером их взаимодействия
с педагогами и руководителями ДОУ.
4. Авторитет ДОУ среди родителей микрорайона:
-пользуется авторитетом;
-не пользуется авторитетом;
-о нем вообще не говорят;
-затруднялись ответить.
Таким образом, очень важно знать, на сколько оценивается деятельность дошкольного учереждения родителями (законными представителями) воспитанников для дальнейшего взаимодействия ДОУ и семьи в целом.
9. Мониторинг качества образования, экспертно-диагностическая служба
Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформированием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.
Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor^ (монитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.
Мониторинг качества образования— понятие емкое и многогранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга:
Основание для классификации | Вид мониторинга |
Масштаб целей образования | Стратегический Тактический Оперативный |
Этап проведения педагогической диагностики | Первичный Промежуточный Итоговый |
Временная зависимость | Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий |
Частота процедуры | Разовый Периодический Систематический |
Охват объектов для мониторинга | Локальный Выборочный Сплошной |
Организационные формы мониторинга | Индивидуальный Групповой Фронтальный |
Формы объект-субъектных отношений | Внешний (социальный) Взаимоконтроль Самоанализ |
Используемый инструментарий | Стандартизированный Нестандартизированный |
• систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки
качества образовательных услуг дошкольных учреждений на нацио
нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные
образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно
го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или
критических, недопустимых ситуаций в данной сфере;
относительно самостоятельное звено в управленческом цикле,
обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, ме- роприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;
• возможность правильно оценить степень, направление и причи
ны отклонений.
В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:
• разработка государственных (региональных) стандартов до
школьного образования;
• операционализация стандартов в индикаторах (показателях,
измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож
но судить о достижении стандартов;
• проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),
сбор данных и оценка результативности и качества образователь
ных услуг ДОУ;
• принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное
развитие системы дошкольного образования, оценку результатов
принятых мер в соответствии со стандартами;
• возможность изменения, корректировки самого стандарта.
Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, норме. Нормирование — одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.
Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты корректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, показатели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности — результаты образования. Это обусловливает одну из сложнейших проблем мониторинга — проблему измеримости его показателей.
Существуют количественные и качественные способы (методы) оценки. Однако результаты качества образования, особенно на этапе дошкольного периода, трудно измеримы количественно. Большинство результатов образования, связанных с оценкой личностного развития, воспитанностью ребенка, можно определить только квалиметрически — качественно, описательно или в виде балльной шкалы, показателей уровней развития. Определение таких показателей осуществляется в исследовательско-эксперименталь-ном режиме, а оценка результатов требует экспертной оценки.
Весьма важно также, чтобы стандарт был оптимальным. Его завышение вызывает чрезмерную напряженность, тревогу, неуверенность у всех участников образовательного процесса. Заниженный стандарт расхолаживает, парализует активность, провоцирует состояние благодушия и безделья.
Следует подчеркнуть также, что мониторинг — это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мониторинг не может повысить качества образования — он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.
Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппарата мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров образования) или коллективного органа, реализующего механизм мониторинга.
В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного образования
В масштабах государства мониторинг качества образования осуществляет экспертно-диагностическая служба. В Москве функционирует Федеральный экспертный совет по общему образованию, созданный в 1990 г. в целях осуществления федеральной политики в области образования совершенствования гласной, независимой и компетентной экспертизы стандартов образования, учебной литературы, учебных материалов.
Учредителем Федерального экспертного совета является Министерство образования (МО) Российской Федерации, оно осуществляет его финансирование и материально-техническое обеспечение. Совет дает разрешение на массовое издание учебно-методической и научной литературы, сам осуществляет издательскую деятельность; взаимодействует с научно-исследовательскими институтами и центрами Российской академии наук и Российской академии образования, методическими и экспертными советами комитетов, департаментов по образованию краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга; привлекает к экспертизе крупнейших ученых, наиболее компетентных специалистов. Президиум Экспертного совета формирует состав секций, определяет статус эксперта.
Мониторинг качества образования осуществляют также экспертные комиссии по аттестации и аккредитации образовательных учреждений, педагогических и руководящих кадров системы образования.