Результативность педагогической деятельности

Результативность педагогической деятельности

Выполнение образовательных программ (по какой программе работает).

Результативность использования в работе собственных ориги­нальных программ, методик.

Достижение и подтверждение обязательного минимума содер­жания основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, а также эффективность основных методов взаимодействия педаго­га с детьми и создания условий для их полноценного развития, адекватного возрастным и индивидуальным особенностям воспи­танников.

Развитие базиса личностной культуры воспитанников, их эмо­циональное благополучие, создание психолого-педагогических ус­ловий для развития способностей и склонностей детей, широкого выбора видов детской деятельности.

Среда развития ребенка (безопасность и охрана здоровья, раз­вивающий потенциал для физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития).

3. Участие в научно-методической и опытно-экспериментальной
работе дошкольного учреждения округа, района

Года

- создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми действиями в пределах одной роли (Социализация);

- обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина) (Художественное творчество);

- учить устанавливать связь между словом и свойством предмета (в ходе выполнения конкретных действий в различных ситуациях: «Дай мне красный кубик») (Коммуникация, Социализация);

- развивать наглядно-действенное мышление через развитие мыслительных действий, имеющих направленный характер с учетом достигаемого результата;

- начинать развивать детское экспериментирование и исследовательскую деятельность;

- развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.) (Художественное творчество);

- развивать воображение детей, используя опредмечивающие образы;

- развивать продуктивную (конструктивную) деятельность, на ее основе - образное предвосхищение: называть детали конструктора (кубик, кирпич) и соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения; конструировать по образцу, предлагаемому взрослым (Художественное творчество);

- развивать все компоненты устной речи детей (Коммуникация);

- создавать проблемные ситуации (Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение).

13.Экспертные оценки и перспективное планирование развития дошкольного образовательного учреждения

Объективное стремление развивать систему дошкольного обра­зования в целом и деятельность каждого дошкольного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями жизни, ростом тре­бований к качеству образовательных услуг обусловливают необхо­димость научно обоснованного прогноза и планирования.

Практика показывает, что наиболее целесообразна следующая система:перспективные планы и комплексно-целевые программы на срок до трех лет; годовой план с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам; календарные планы работы на месяц; индивидуальные планы ра­боты сотрудников на неделю; подневные планы воспитательно-образовательной работы педагога с детьми и их родителями.

При разработке плана, а также экспертной оценке его целесооб­разности важно исходить из конкретных результатов за истекший учебный год и на их основе строить прогнозы развития дошкольного учреждения на новый период. Намечаемые задачи и планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и воз­можности, а также отдаленные последствия принимаемых решений.

Комплексно-целевая программа развития дошкольного учреж­дения требует проблемного анализа его состояния. Это обусловле­но тем, что всякая программа ориентирована на решение главной проблемы — повышение качества образовательных услуг. Но в та­ком общем, абстрактном виде проблема не может быть решена. Необходима педагогическая экспертиза, которая позволит конк­ретизировать общую проблему, представив ее в виде связанных между собой частных задач, которые надо решить.

В. С. Лазарев, М. М. Поташник показывают: чтобы «увидеть про-
блему», целесообразен ее анализ «от конца к началу», т.е. надо
начинать с педагогической экспертизы, экспертной оценки дея-
тельности детского сада.

Организационный механизм экспертной самооценки результатов педагогической деятельности при этом можно представить в виде взаимосвязанного (целостного) алгоритма шагов.

1-й шаг. Менеджер должен выявить, что не удовлетворяет в результатах работы: высокий процент заболеваемости детей, низ кий уровень подготовки к школе, отсутствие у детей социальных ориентировок, экологической культуры, угасание познавательной активности и творческих проявлений и т.д.

2-й шаг. Анализ причин недостатков в организации и осуще­ствлении образовательного процесса, приведших к неудовлетво­рительным результатам.

3-й шаг. Выявление условий (профессиональное мастерство пе­дагогических кадров, научно-методическое обеспечение, матери­альная база, взаимодействие с родителями и т.д.), вызвавших проб­лемы в образовательном процессе.

4-й шаг. Выявление особенностей управления дошкольным уч­реждением, из-за которых возникли проблемы в педагогических условиях и образовательном процессе.

Алгоритм шагов позволяет далее на основе экспертной оценки и экспертного заключения сформулировать цель и задачи програм­мы развития, разработать конкретный план действий. При этом важно четко представлять результат (результаты) и определить па­раметры, по которым они будут оцениваться. Как правило, это набор показателей, определяемых экспертным путем.

Принципиально важно, чтобы эти параметры были названы до начала реализации программы развития. Это позволяет воспитате­лям прогнозировать цели, а не подстраивать их потом под то, что получилось (М. М. Поташник).

Разрабатывая программу развития, целесообразно указать ме­тодики диагностики, которые будут использованы для экспертной самооценки конечных результатов.

В последние годы особенно актуальной для разработки целе­вых программ развития становится педагогическая экспертиза ин­формации о потенциальных потребителях образовательных услуг. Важно, чтобы модели дошкольных учреждений и предлагаемые ими образовательные услуги соответствовали местным условиям и пожеланиям родителей, приоритетным запросам местной общи­ны, религиозных конфессий, учителей и всех других социальных заказчиков образовательных услуг.

В этих целях целесообразно использовать социологическое ис­следование. В приложении 5 представлена анкета Л.М.Деняки-ной, позволяющая провести такое исследование. Вопросы анкеты дают возможность определить: сколько детей могут прийти в дет­ский сад; как относятся родители к альтернативным моделям до­школьных учреждений (минишкола, семейный детский сад на дому, прогулочные группы и т.д.); какие дополнительные образователь­ные услуги желали бы они иметь для своих детей; в каких меро­приятиях детского сада приняли бы участие.

Анализ анкет потенциальных социальных заказчиков дает воз­можность сопоставить ожидания с требованиями государственно­го стандарта дошкольного образования, федерального и региональ ных органов управления, чтобы определить наиболее предпочти­тельную миссию дошкольного учреждения в данных условиях.

Условием эффективного управления дошкольным учреждени­ем является участие всего педагогического коллектива в разработ­ке планов и коллективно-целевых программ развития. Для этого руководители детского сада привлекают к экспертной самооценке качества образовательных услуг воспитателей, обучают их педаго­гической диагностике развития дошкольника.

Задумывая стратегическую программу, руководитель образова­тельного учреждения должен четко представлять три блока дан­ных, без которых невозможно создание концептуального документа (В. Ю. Кричевский).

Первый блок — информация о традициях прошлого и о том, что из них следует сохранить. (При любом преобразовании нужно бережно относиться к накопленным достижениям, педаго­гическому опыту воспитателей.)

Второй блок — стереотипы, которые коллектив намерен преодолеть, разрушить.

Третий блок— инновационные модели, которые предпо­лагается сконструировать, ввести в педагогический процесс.

Для получения информации по данным блокам от воспитате­лей необходима экспертная оценка их педагогического опыта (ан­кетирование, опрос).

Составляя план, разрабатывая программу развития образова­тельного учреждения, важно выстроить эффективную систему ме­тодической помощи педагогам в повышении профессионального мастерства, овладении инновациями. Для выявления их профес­сиональной компетентности целесообразны диагностические кар­ты профессиональной компетентности педагогов (рейтинговой са­мооценки результатов педагогической деятельности). Заполняя ди­агностическую карту, воспитатель анализирует свою деятельность в заданном перечне проблем.

ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и критерии проведения психолого - педагогической экспертизы детских игр и игрушек (далее именуются игрушки) с целью разрешения их производства, импорта и реализации в Российской Федерации.

2. Настоящий Порядок предназначен для использования Художественно - техническим советом по игрушке при Министерстве образования Российской Федерации (далее именуется ХТС по игрушке) и комиссиями по игрушке территориальных органов образования в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются комиссии по игрушке) и распространяется на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, импортом и реализацией игрушек.

3. Психолого - педагогическую экспертизу игрушек осуществляет ХТС по игрушке и комиссии по игрушке с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов, социологов, художников, искусствоведов, работников здравоохранения, промышленности и торговли.

4. Психолого - педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы которых подготовлены к серийному производству в Российской Федерации или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.

Допускается проведение психолого - педагогической экспертизы игрушек перед их реализацией в торговой сети.

В целях более ранней проработки психолого - педагогической направленности игрушки рекомендуется направлять на психолого - педагогическую экспертизу на стадии разработки.

5. Для проведения психолого - педагогической экспертизы игрушек на стадии постановки продукции на производство представляются: образец - эталон игрушки в двух экземплярах либо макет (модель) игрушки в одном экземпляре, ее техническое описание, конфекционная карта и сопроводительное письмо предприятия - изготовителя с указанием названия игрушки, ее размеров, материалов, из которых она изготавливается, возраста детей, для которых она предназначена, реквизитов предприятия и фамилии автора - разработчика игрушки.

Для проведения психолого - педагогической экспертизы импортируемых игрушек на стадии заключения контрактов или перед их реализацией торговой сетью представляются образец - эталон игрушки в двух экземплярах, сопроводительное письмо заявителя - организации (либо физического лица) с указанием предполагаемого возраста детей, для которых она предназначена, страны и предприятия - изготовителя.

Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения изменений в технологию их производства.

6. Представленные образцы - эталоны (макеты либо модели) игрушек и документация к ним регистрируются в день поступления и рассматриваются в течение 10 дней со дня регистрации.

7. Заявителям по итогам экспертизы выдается заключение. Заключение должно быть оформлено на бланке организации, проводившей экспертизу, подписано уполномоченным лицом, заверено печатью и должно содержать номер протокола и дату заседания, наименование предприятия - изготовителя, название игрушки, краткое описание образца - эталона, фамилию автора - разработчика и указание возраста детей, для которых она предназначена, а также один из выводов:

образец - эталон соответствует психолого - педагогическим требованиям; рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец - эталон имеет особую педагогическую ценность и рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец (макет либо модель) рекомендуется доработать (указываются конкретные замечания);

образец (макет либо модель) не соответствует психолого - педагогическим требованиям; реализация не допускается (указываются конкретные причины);

образец - эталон (макет либо модель) рекомендуется как игрушка - сувенир;

образец - эталон (макет либо модель) является специальной игрушкой и предназначен исключительно для продажи в специализированных магазинах (секс - шопах) либо для применения в психотерапевтической практике.

8. К образцам - эталонам выдается паспорт, в котором указываются номер протокола, дата заседания ХТС по игрушке или комиссии по игрушке, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью, возраст детей, для которых она предназначена, и предприятие - изготовитель игрушки. Паспорт прикрепляется к образцу - эталону и пломбируется.

9. Один экземпляр образца - эталона игрушки возвращается заявителю. Второй экземпляр образца - эталона игрушки хранится в ХТС по игрушке или в комиссии по игрушке. Сроки и порядок хранения определяют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке.

10. Наличие положительного заключения психолого - педагогической экспертизы игрушек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

11. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, является невозможность:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

12. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);

возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, коллективные постройки);

высокий художественно - эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

13. В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание.

Специальные игрушки, используемые в психотерапевтических процедурах, могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия.

При психолого - педагогической экспертизе этих игрушек представляется инструкция по их применению с указанием специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.

О ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ИГР И ИГРУШЕК

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого - педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от негативных воздействий.

В условиях свободного рынка отсутствует экспертиза ассортимента игр и игрушек в производстве и торговле. Ассортимент носит случайный характер, встречаются игрушки, которые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие.

В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений необходимо активизировать работу с родителями в следующих направлениях:

- пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;

- разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;

- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

- полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;

- возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры и др.;

- дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний - инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения, оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного учреждения, педагогическом процессе.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

- провоцируют ребенка на агрессивные действия;

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

20.Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Настоящие Требования включают семь групп требований:

1) требования к кадровому обеспечению;

2) требования к материально-техническому обеспечению;

3) требования к учебно-материальному обеспечению;

4) требования к медико-социальному обеспечению;

5) требования к информационно-методическому обеспечению;

6) требования к психолого-педагогическому обеспечению;

7) требования к финансовому обеспечению.

1. Требования к кадровому обеспечению предусматривают:

1.1. Укомплектованность образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательное учреждение), квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными;

1.2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности;

При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

1.3. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам;

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.

2. Требования к материально-техническому обеспечению включают:

2.1. Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2.2. Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения) образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2.3. Требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2.4. Требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2.5. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2.6. Требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности;

2.7. Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие:

соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;

21. Педагогическая диагностики как средство экспертной оценки и основа принятия управленческого решения.Значение педагогической диагностики для повышения качества образовательных услуг дошкольного учреждения

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диагностика самостоятельна.

По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это подтверждает значимость педагогической диагностики для экспертных оценок в образовании.

Суть педагогической диагностики — изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Среди ее задач основной считается установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или неуспешность образовательного процесса.

Педагогическая диагностика понимается как одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения (Т. И.Шамова).

Итак, педагогическая диагностика— это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

Правильная диагностика (по характерным признакам и объективным данным на основе экспертных оценок) создает условия для успешности педагогов и руководителя дошкольного образовательного учреждения в применении определенной совокупности содержания, способов и средств педагогических воздействий. Педагогическая диагностика, подчеркивает Е. С. Заир-Бек, имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена на развитие учащихся (воспитанников), улучшение условий образования, его эффективности, с другой — на развитие и совершенствование самого педагога. Использование воспитателем методов педагогической диагностики способствует развитию у него педагогической рефлексии.

Внедрение педагогической диагностики в практику работы воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития всей системы дошкольного воспитания. Именно педагогическая диагностика обеспечивает надежную обратную связь, является средством экспертной оценки, основой принятия адекватного управленческого решения.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

1. Эксперт, независимо от направления его деятельности, должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих функций и опытом в соответствии с требованиями настоящего документа, а также иметь высшее образование в области знаний, близких к видам деятельности по сертификации или аккредитации, на право проведения которых он будет аттестован.

2. Требования к профессиональному опыту

2.1. Эксперт по сертификации продукции должен иметь предшествующий, не менее чем четырехлетний стаж практической работы в области пожарной безопасности по нескольким или одному из следующих видов деятельности: разработка, производство, испытания (оценка), приемка, внедрение, эксплуатация (использование), выполнение работ, оказание услуг, преподавательская, консультационная деятельность, государственный контроль (надзор).

2.2. Эксперт по аккредитации испытательных лабораторий должен иметь предшествующий, не менее чем двухлетний стаж работы по испытаниям продукции.

2.3. Эксперт по аккредитации органов по сертификации должен иметь предшествующий, не менее чем трехлетний стаж работы по подтверждению соответствия и при этом принять участие в процедуре сертификации не менее чем 15 объектов обязательной сертификации.

3. Требования к личным качествам и статусу

3.1. Эксперт должен иметь широкий кругозор, обладать логическим мышлением, аналитическим складом ума, твердостью воли и способностью реально оценивать ситуацию, быть выдержанным, понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы, владеть правилами делового этикета, постоянно повышать свою квалификацию. Эксперт должен иметь способность ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно, в достаточной степени обосновывать свои выводы и заключения.

3.2. Эксперт должен иметь необходимые навыки в руководстве, требуемые для осуществления его деятельности, обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе его деятельности, сохранять верность заключению вопреки давлению о внесении изменений, не основанных на доказательстве.

3.3. Эксперт должен быть объективным и беспристрастным, не иметь прямой или косвенной связи с разработкой и внедрением объекта сертификации или ведением подготовки к сертификации проверяемой организации. Эксперты не могут одновременно проводить работы по сертификации и испытания одной и той же продукции3.

2Далее - эксперт.

3Не допускается принятие участия эксперта в сертификации той продукции, в испытаниях которой он принимал участие.

3.4. Эксперт должен обладать независимостью от организаций и физических лиц, с которыми осуществляется его деятельность, основанной на отсутствии коммерческого и финансового интереса или другого давления, которое может оказать влияние на принимаемые решения.

4. Эксперт должен иметь специальную подготовку по соответствующему направлению деятельности.

4.1. Эксперт, независимо от направления его деятельности и области аттестации, должен знать:

- законодательство Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, относящиеся к области сертификации, стандартизации и метрологии;

- направления и основные принципы международного сотрудничества в области сертификации, стандартизации и метрологии;

- международную и региональную практику сертификации;

- общие принципы построения систем менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 и 14000;

- общие правила и рекомендации по сертификации в Российской Федерации;

- правила, порядок и руководящие документы ССПБ;

- психологические аспекты работы с кадрами.

4.2. Эксперты, в зависимости от направления их деятельности, должны, кроме того, знать:

- эксперт по сертификации - нормативные, правовые акты в области сертификации продукции и услуг, государственные стандарты Российской Федерации, межгосударственные стандарты, признанные Российской Федерацией, международные (региональные) стандарты и другие нормативные документы в соответствии с областью аттестации эксперта, а также документы по сертификации однородной продукции, в области которой будет осуществляться его деятельность;

- эксперт по аккредитации - международные и российские основополагающие документы в области аккредитации, требования к органам по сертификации (испытательным лабораториям), процедуры проведения аккредитации и инспекционного контроля, правила оформления документов по аккредитации; эксперт по аккредитации испытательных лабораторий должен также знать требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 и основные аспекты организации метрологического обеспечения при испытаниях продукции.

5. Эксперт по сертификации продукции должен уметь:

организовать работу по сертификации продукции и обеспечить обоснованность выдачи сертификата, в том числе:

провести анализ документов, представленных заявителем на сертификацию продукции, и принять по ним решение, выбрать схему сертификации;

идентифицировать продукцию;

отобрать образцы для испытаний;

провести анализ результатов испытаний;

провести в порядке, установленном в ССПБ, анализ состояния производства и оценку стабильности качества выпускаемой продукции;

разработать методики и рабочие программы анализа состояния производства конкретных видов продукции;

оформить типовые формы основных документов, применяемых в Системе (заявку, договор, решения, декларацию, сертификат пожарной безопасности и др.);

организовать и провести инспекционный контроль сертифицированной продукции;

оценить выполнение корректирующих мероприятий.

6. Эксперт по аккредитации должен уметь:

организовать работу и обеспечить соблюдение правил и процедуры аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, в том числе:

провести экспертизу документов, представленных на аккредитацию, оценить соответствие области аккредитации органа по сертификации областям аккредитации испытательных лабораторий (собственной и тех, с которыми орган имеет соглашение на проведение сертификационных испытаний), обеспеченность испытательной лаборатории испытательным оборудованием и средствами измерений в соответствии с заявляемой областью аккредитации, оформить экспертное заключение;

составить программу аттестационной проверки;

провести проверку укомплектованности и состояния испытательного оборудования и средств измерений, предназначенных для проведения испытаний в заявленной области;

оценить полноту и правильность требований методик испытаний, применяемых испытательной лабораторией;

оценить соответствие помещения испытательной лаборатории и условий работы требованиям, обеспечивающим качество испытаний, безопасность труда и охрану окружающей среды;

организовать проведение деловой игры по конкретной специализации и оценить правильность действий и обоснованность принимаемых решений (для эксперта по аккредитации органа по сертификации);

организовать проведение контрольных испытаний конкретной продукции и оценить квалификацию испытателей по проведению испытаний, по обработке и оформлению результатов испытаний, а также технические (заявленные) возможности испытательной лаборатории (для эксперта по аккредитации испытательных лабораторий);

оценить соответствие действующему законодательству статуса организации, претендующей на аккредитацию в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории;

дать рекомендации по устранению недостатков в работе организации, претендующей на аккредитацию;

оценить соответствие организации общим требованиям, предъявляемым к органам по сертификации (испытательным лабораториям), конкретной специализации (требованиям к системе качества, организации работ, персоналу, структуре, фонду нормативных документов и документации), оформить акт аттестации, при необходимости оформить обоснованное особое <

Наши рекомендации