Урегулирование конфликтов в деятельности коллектива Вуза как педагогическая проблема
Содержание
- Введение
- 1. Урегулирование конфликтов в деятельности коллектива Вуза как педагогическая проблема
- 1.1 Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание
- 1.2 Типы конфликтов и способы их протекания
- 2. Пути и способы урегулирования социально-педагогических конфликтов в вузе
- 2.1 Диагностика и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта
- 2.2 Методы управления конфликтами, их краткая характеристика
- 3. Исследование основных направлений урегулирования социально-педагогических конфликтов в филиалах Вузов
- 3.1 Исследование мотивов учебной деятельности студентов как способ урегулирования социально-педагогического конфликта
- 3.2 Обоснование исследования основных потребностей обучения и мотивов поведения студентов в социально-педагогических конфликтах в филиалах Вузов
- 3.3 Интерпретация и анализ анкетирования мотивов учебной деятельности студентов филиалов Вузов
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
- Введение
- Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
- Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.
- Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах во всех слоях российского общества, в том числе и вузовской среде. Увеличивающееся разнообразие и масштабность конфликтов втягивают в конфликтные действия представителей всех групп населения, включая молодежь и студенчество [9].
- В настоящее время идет активное реформирование системы образования в Российской Федерации. Руководством и профессорско-преподавательским составом вузов осуществляется всесторонний поиск путей совершенствования образовательного процесса. В этих условиях на одно из первых мест выдвигается проблема повышения эффективности профессиональной деятельности педагогических коллективов высших учебных заведений.
- Сложность ее решения обусловлена, с одной стороны, противоречиями социально-экономического характера, с другой - противоречиями, возникающими в самих вузовских коллективах. Не получая своевременного разрешения, данные противоречия становятся причинами различного рода конфликтов, которые серьезно затрудняют процесс обучения и воспитания студентов.
- Научными исследованиями доказано, что по своей природе и сама профессиональная образовательная деятельность, как одна из основных сфер человеческого взаимодействия в обществе, в значительной степени подвержена конфликтному противостоянию. Как справедливо отмечал А.А. Бодалев [4, с. 18-26], ситуация, когда один человек воздействует на другого, - это ситуация взаимодействия, а потому эффект воздействия, как правило, связан с характером соотношений особенностей, имеющихся и у одной, и у второй личности (учителя и ученика).
- Как показывает практика, именно индивидуально-психологические особенности участников образовательного процесса создают предрасположенность к возникновению предконфликтных ситуаций среди различных категорий сотрудников вузов, а также между сотрудниками и студентами.
- Представляется вполне закономерным, что первыми к изучению конфликтов в отечественной науке обратились педагоги и психологи. В 20-30 годы Л.С.Выготский [8] и др. исследовали противоречия в процессе воспитания детей без акцентирования внимания на проблеме конфликта. Начиная с середины 70-х годов наблюдается устойчивый рост интереса к изучению проблемы конфликта в социально-педагогической среде.
- В настоящее время проблема конфликта и его предупреждения
исследуется в педагогике по следующим направлениям: - - анализ конфликтов в педагогическом процессе;
- - конфликты в педагогических коллективах и способы их преодоления;
- - преодоление конфликтов в коллективах обучаемых;
- - подготовка педагогов к предупреждению и разрешению конфликтов в педагогических коллективах и среди учащихся.
- Активно изучаются также проблемы предупреждения конфликтов
между преподавателями и родителями [37]. - Анализ исследований показывает, что они направлены на изучение проблемы предупреждения и разрешения конфликтов в стабильных коллективах. Однако в последнее десятилетие в нашей стране активно развивается система дистанционного образования. Вузы, которые ее реализуют, являются распределенными, то есть включают соответствующие структурные подразделения - учебные центры. В организационно-педагогическом плане учебные центры, хотя и называются филиалами и представительствами, по существу выступают равноправными частями головного вуза. Одна из основных особенностей данных вузов - экстерриториальный профессорско-преподавательский состав. Он формируется по месту расположения филиала (представительства) из преподавателей местных вузов и отличается высокой сменяемостью, неустойчивыми внутриколлективными связями, слабой зависимостью от администрации.
- Как показало проведенное О.Н. Гомырновой [9] исследование, перечисленные и другие особенности педагогического коллектива с экстерриториальным составом нередко выступают в качестве предпосылок возникновения противоречивых ситуаций, сопровождающихся конфликтным общением и поведением сотрудников и конфликтными отношениями преподавателей со студентами. В конечном итоге неумение руководящего и преподавательского состава вуза грамотно определять потребности и мотивы поведения студентов и преподавателей приводит к неумению разрешать конфликтные ситуации, что в итоге отражается на нравственно-психологического климате в педагогическом коллективе, снижению качества обучения и воспитания студентов.
- Поэтому проблема повышения эффективности образовательного процесса на основе предупреждения и урегулирования конфликтов в профессиональной деятельности педагогических коллективов вузов, реализующих формы дистанционного обучения актуальна.
- Объектом исследования избран процесс выявления потребностей и мотивов студентов филиалов Вузов как способа предупреждения и урегулирования конфликтов в профессиональной деятельности педагогического коллектива вуза, а предметом - мотивы учебной деятельности студентов филиалов в современных условиях.
- Цель исследования - выявить основные социально-педагогические конфликты в вузе, определить пути и условия совершенствования процесса предупреждения конфликтов в профессиональной деятельности педагогических коллективов учреждений дистанционного профессионального образования.
- В соответствии с намеченной целью в курсовой работе поставлены следующие основные задачи:
- 1. Уточнить представление о сущности, содержании и особенностях процесса урегулирования конфликтов в коллективе вуза.
- 2. Выявить способы урегулирования социально-педагогических конфликтов в профессиональной деятельности учреждения дистанционного образования.
- 3. С помощью анкетирования выявить основные мотивы учебной деятельности студентов как способа предупреждения и урегулирования социально-педагогического конфликта в Вузе экстерриториального состава.
- Исследование проводилось в учреждениях высшего профессионального образования: Самарском филиале Московского городского педагогического университета, Самарском филиале института Аксенова, в Самарском учебном центре дистанционного профессионального образования Современного Гуманитарного Института, заочном отделении педагогического факультета Самарского госуниверситета на базе СИПКРО.
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [34].
В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:
- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
- межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
- личностно-групповой - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Существуют особенно в философских трудах, более широкие толкования понятия «конфликт», где он часто идентифицируется как присущая борьба противоположностей, любому взаимодействию людей. Такой вывод подверг убедительной критике психолог Ф.М. Бородкин [5], который показал, что в этом случае всякую борьбу за свое существование любых живых организмов, начиная с простейших, мы вынуждены будем объявить конфликтом. В то же время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, т.е. к осознанию своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий, сознательному использованию средств.
Чтобы урегулировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента [34].
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
- кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности - в своем воображении, иногда на самом деле);
- недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
- инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
- напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
- дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта. На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития [28].
Между тем многие преподаватели отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову «конфликт», в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних [34].
Большинство ученых считает, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт:
- как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы [19];
- такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством [17];
- как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом социально-педагогическом коллективе, молодежном особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр. [7];
- как внутреннюю борьбу порождающую внешние, объективно данные противоречия [23];
- как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов [17];
- как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения [34].
На основании изложенного можно сделать вывод, что в течение длительного времени отсутствовали единые взгляды на природу и причины возникновения конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному функционированию педагогической системы и вызывающее ее структурные нарушения.
Конфликты могут инициироваться не только объективными, но и субъективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее независимо от педагогического процесса, и что создает потенциальную возможность конфликта.
Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития студентов, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации.
С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения.
Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым - переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности [15, с 37-38].
Таким образом, социально-педагогический конфликт проявляется как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе социально-педагогического конфликта лежат конфликты нарушения в области взаимоотношений.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения преподавателем проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Причинами нарушений в области взаимоотношений могут быть следующие:
- психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния.
- борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих.
Предупреждать и устранять социально-педагогические конфликты личностного плана труднее, чем деловые, так как они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связаны с чертами характера, со взглядами на жизнь, с убеждениями и социальными установками.
В случае возникновения конфликта на личностной почве преподавателю целесообразно избрать такую линию поведения, в результате которой конфликтующие стороны будут учиться если не принимать, то, по крайней мере, признавать возможность существования другой точки зрения, отличной от их собственной.
Рис.1. Схема диагностики конфликта
На втором этапе выявляются главные участники (субъекты) конфликта. В список можно внести отдельные лица или целые команды, методические отделы, филиал института, Вуз. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также объединение групповых и личных категорий.
Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в Вузе, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся работников объединить в одну группу либо выделить отдельно еще и руководителя филиала Вуза.
Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо определить. Графическое отображение потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.
Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения конфликтной ситуации. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет.
Урегулирование конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта, в устранении противоречия между оппонентами, при этом разрешении конфликта принимает участие третья сторона.
Внутриличностные методы
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы [22] предлагают использовать «Я - высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение и не провоцировал конфликт.
Это способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен.
Структурные методы
Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления; четкого определения системы оценки, ее критериев, последствий (продвижения, увольнения, поощрения).
Структурные методы [16; 26], т.е. методы предупреждения или профилактики конфликтов, а также воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из- за неправильного распределения полномочий, существующей организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей, использование систем вознаграждения.
Координационные механизмы могут быть реализованы при использовании структурных подразделений организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы.
Персональные методы
Начал «работать» такой фактор как дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества.
Сейчас подрабатывают 59% студентов, при этом регулярно подрабатывают в течение учебного года и в каникулы 22% от опрошенных. Подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни. Дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т.е. выполняют не только свою прямую функцию).
Для 14% студенчества подработки очень важны, т.к. позволяют достичь хотя бы элементарного уровня жизни, оплачивать учебу в Вузе, для 40% - позволяют иметь «карманные» деньги. Итак, для 54% студентов подработки стабилизируют их материальное положение. Эти студенты фактически превращаются в «заочников», поскольку работа у них превалирует над учебой [42, с. 41-55].
Необходимо согласиться с А.К. Марковой [26, с.12], что формирование мотивов учения - это создание в Вузе условий для появления побуждений к учению (мотивов, целей). Известно, что студенты побуждаются к учению целым комплексом мотивов. Однако преподаватели Вузов, имея рекомендации по формированию отдельных мотивов (интерес к предмету, долг как мотив учения и др.), не обращают внимания на другие мотивы учения.
Суть этих процессов четко выразил А.Н. Леонтьев в словах: «мотивация - это опредмеченная потребность, или «само целенаправленное поведение» [24, с.22].
Мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особое состояние организма от начала поведенческого акта до получении полезных результатов и определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители [39, с.44-45].
Согласно схеме В. Д. Шадрикова [38], мотивация студента обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д.
«Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений» [33, с. 34].
«Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». Соответственно при анализе положительной мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель, но и учесть всю структуру мотивационной сферы обучающихся [18, с. 79].
Рассматривая эту сферу применительно к учебной деятельности, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения, куда входят: потребность, смысл, мотив, цель, эмоции, отношение и интерес [26, с. 116].
Следовательно, мотивация учения может изучаться различными путями. В одном случае она рассматривается как предпосылка и условие учения, в другом - как результат, новообразование учебной деятельности [33, с. 19].
Поэтому необходима детализация педагогических условий развития положительной мотивации учебной деятельности у студентов филиалов в процессе преподавания, для предотвращения и урегулирования конфликтов.
Современное общество сегодня предъявляет высокие требования к специалисту с высшим образованием. На современном этапе его развития недостаточно того, чтобы выпускник Вуза успешно усвоил курс обучения, необходимо также, чтобы он в процессе обучения научился самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике, генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Образование - специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества. Такое понимание сущности образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики и педагогической теории, в том числе и в области предотвращения и урегулирования конфликтов.
На место учебной деятельности в жизни студентов влияют факторы, которые в немалой степени влияют на успешность обучения, их можно разделить на две категории:
- те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание,
- те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.
К первой категории, в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем.
Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.
Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности.
Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом, и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме урегулирования социально-педагогических конфликтов в вузовской среде выявить ряд положений, которые будут нами использованы в практической части исследования.
В качестве цели нашего исследования мы определили основные потребности и особенности мотивации учебной деятельности студентов филиалов Вузов.
Для выявления основных потребностей и мотивов студентов, пришедших в Вуз, используют различные методы: анкетирование, опросы, тестирование.
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию [2].
Содержание
- Введение
- 1. Урегулирование конфликтов в деятельности коллектива Вуза как педагогическая проблема
- 1.1 Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание
- 1.2 Типы конфликтов и способы их протекания
- 2. Пути и способы урегулирования социально-педагогических конфликтов в вузе
- 2.1 Диагностика и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта
- 2.2 Методы управления конфликтами, их краткая характеристика
- 3. Исследование основных направлений урегулирования социально-педагогических конфликтов в филиалах Вузов
- 3.1 Исследование мотивов учебной деятельности студентов как способ урегулирования социально-педагогического конфликта
- 3.2 Обоснование исследования основных потребностей обучения и мотивов поведения студентов в социально-педагогических конфликтах в филиалах Вузов
- 3.3 Интерпретация и анализ анкетирования мотивов учебной деятельности студентов филиалов Вузов
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
- Введение
- Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
- Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.
- Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах во всех слоях российского общества, в том числе и вузовской среде. Увеличивающееся разнообразие и масштабность конфликтов втягивают в конфликтные действия представителей всех групп населения, включая молодежь и студенчество [9].
- В настоящее время идет активное реформирование системы образования в Российской Федерации. Руководством и профессорско-преподавательским составом вузов осуществляется всесторонний поиск путей совершенствования образовательного процесса. В этих условиях на одно из первых мест выдвигается проблема повышения эффективности профессиональной деятельности педагогических коллективов высших учебных заведений.
- Сложность ее решения обусловлена, с одной стороны, противоречиями социально-экономического характера, с другой - противоречиями, возникающими в самих вузовских коллективах. Не получая своевременного разрешения, данные противоречия становятся причинами различного рода конфликтов, которые серьезно затрудняют процесс обучения и воспитания студентов.
- Научными исследованиями доказано, что по своей природе и сама профессиональная образовательная деятельность, как одна из основных сфер человеческого взаимодействия в обществе, в значительной степени подвержена конфликтному противостоянию. Как справедливо отмечал А.А. Бодалев [4, с. 18-26], ситуация, когда один человек воздействует на другого, - это ситуация взаимодействия, а потому эффект воздействия, как правило, связан с характером соотношений особенностей, имеющихся и у одной, и у второй личности (учителя и ученика).
- Как показывает практика, именно индивидуально-психологические особенности участников образовательного процесса создают предрасположенность к возникновению предконфликтных ситуаций среди различных категорий сотрудников вузов, а также между сотрудниками и студентами.
- Представляется вполне закономерным, что первыми к изучению конфликтов в отечественной науке обратились педагоги и психологи. В 20-30 годы Л.С.Выготский [8] и др. исследовали противоречия в процессе воспитания детей без акцентирования внимания на проблеме конфликта. Начиная с середины 70-х годов наблюдается устойчивый рост интереса к изучению проблемы конфликта в социально-педагогической среде.
- В настоящее время проблема конфликта и его предупреждения
исследуется в педагогике по следующим направлениям: - - анализ конфликтов в педагогическом процессе;
- - конфликты в педагогических коллективах и способы их преодоления;
- - преодоление конфликтов в коллективах обучаемых;
- - подготовка педагогов к предупреждению и разрешению конфликтов в педагогических коллективах и среди учащихся.
- Активно изучаются также проблемы предупреждения конфликтов
между преподавателями и родителями [37]. - Анализ исследований показывает, что они направлены на изучение проблемы предупреждения и разрешения конфликтов в стабильных коллективах. Однако в последнее десятилетие в нашей стране активно развивается система дистанционного образования. Вузы, которые ее реализуют, являются распределенными, то есть включают соответствующие структурные подразделения - учебные центры. В организационно-педагогическом плане учебные центры, хотя и называются филиалами и представительствами, по существу выступают равноправными частями головного вуза. Одна из основных особенностей данных вузов - экстерриториальный профессорско-преподавательский состав. Он формируется по месту расположения филиала (представительства) из преподавателей местных вузов и отличается высокой сменяемостью, неустойчивыми внутриколлективными связями, слабой зависимостью от администрации.
- Как показало проведенное О.Н. Гомырновой [9] исследование, перечисленные и другие особенности педагогического коллектива с экстерриториальным составом нередко выступают в качестве предпосылок возникновения противоречивых ситуаций, сопровождающихся конфликтным общением и поведением сотрудников и конфликтными отношениями преподавателей со студентами. В конечном итоге неумение руководящего и преподавательского состава вуза грамотно определять потребности и мотивы поведения студентов и преподавателей приводит к неумению разрешать конфликтные ситуации, что в итоге отражается на нравственно-психологического климате в педагогическом коллективе, снижению качества обучения и воспитания студентов.
- Поэтому проблема повышения эффективности образовательного процесса на основе предупреждения и урегулирования конфликтов в профессиональной деятельности педагогических коллективов вузов, реализующих формы дистанционного обучения актуальна.
- Объектом исследования избран процесс выявления потребностей и мотивов студентов филиалов Вузов как способа предупреждения и урегулирования конфликтов в профессиональной деятельности педагогического коллектива вуза, а предметом - мотивы учебной деятельности студентов филиалов в современных условиях.
- Цель исследования - выявить основные социально-педагогические конфликты в вузе, определить пути и условия совершенствования процесса предупреждения конфликтов в профессиональной деятельности педагогических коллективов учреждений дистанционного профессионального образования.
- В соответствии с намеченной целью в курсовой работе поставлены следующие основные задачи:
- 1. Уточнить представление о сущности, содержании и особенностях процесса урегулирования конфликтов в коллективе вуза.
- 2. Выявить способы урегулирования социально-педагогических конфликтов в профессиональной деятельности учреждения дистанционного образования.
- 3. С помощью анкетирования выявить основные мотивы учебной деятельности студентов как способа предупреждения и урегулирования социально-педагогического конфликта в Вузе экстерриториального состава.
- Исследование проводилось в учреждениях высшего профессионального образования: Самарском филиале Московского городского педагогического университета, Самарском филиале института Аксенова, в Самарском учебном центре дистанционного профессионального образования Современного Гуманитарного Института, заочном отделении педагогического факультета Самарского госуниверситета на базе СИПКРО.
Урегулирование конфликтов в деятельности коллектива Вуза как педагогическая проблема
1.1 Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [34].
В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:
- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
- межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
- личностно-групповой - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ож<