Взаимодействие с органами местного самоуправления
Основным процессом в сфере развития местного самоуправления в 2014 году стало проведение масштабной реформы системы местного самоуправления. Это было обусловлено принятием 27 мая 2014 года федерального закона № 136-ФЗ. Главные цели реформы – оптимизация распределения полномочий и приближение власти к населению. Для реализации реформы в течение года проводилась работа по решению таких задач, как:
Организационно-правовое обеспечение – в период подготовки законопроекта 8 мая 2014 года была создана Межведомственная рабочая группа. Подготовлен план мероприятий по реализации Федерального закона №136-ФЗ.
Определение порядка формирования органов местного самоуправления – принят Закон Ульяновской области от 07.07.2014 № 100-ЗО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Ульяновской области и порядке избрания глав муниципальных образований Ульяновской области».
Законом закрепляется действующая в большинстве муниципальных образований система избрания глав из числа депутатов. В части формирования представительного органа муниципального района – предусматривается переход к делегированию депутатов в районный совет от поселений. В 2014 году соответствующие изменения внесены в уставы муниципальных образований Ульяновской области, в том числе, принята новая редакция Устава муниципального образования «город Ульяновск».
В части возможности создания муниципалитетов на уровне внутригородских районов – принят Закона Ульяновской области от 04.08.2014 № 125-ЗО «Об учёте мнения населения городского округа Ульяновской области по вопросу об изменении статуса городского округа Ульяновской области в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением»
Внесены изменения в устав г. Ульяновска в части определения порядка учета мнения населения по вопросу преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением.
В настоящее время вопрос целесообразности создания внутригородских районов находится в стадии обсуждения. Вместе с тем действующая редакция изменений Бюджетного кодекса создает неблагоприятные условия для реализации данного проекта.
В части перераспределения полномочий между муниципальной властью и субъектом РФ.
Принят Закон Ульяновской области от 18.12.2014 года № 210-ЗО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», в соответствии с которым с 1 января 2015 года передаются на региональный уровень полномочия в сфере градостроительства и архитектуры органов местного самоуправления 6-ти муниципальных образований Ульяновской области: Мелекесского, Новомалыклинского, Старомайнского, Ульяновского, Цильнинского, Чердаклинского районов. С 1 января 2016 года аналогичные полномочия будут переданы от остальных органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Кроме того, рассматривается возможность перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В части перераспределения полномочий между двумя уровнями муниципальной власти – сельским поселением и районом.
В июле – сентябре 2014 года были проведены консультации с органами местного самоуправления и принято решение о нецелесообразности принятия закона Ульяновской области по возврату некоторых вопросов на уровень сельских поселений. Вместе с тем, в индивидуальном порядке было рекомендовано использовать механизм передачи полномочий от муниципальных районов сельским поселениям по соглашениям с передачей субвенций (в соответствии со статьёй 15 ФЗ-131). В основном, это вопросы дорожной деятельности (в части содержания дорог в зимний период), организация ритуальных услуг, организация сбора и вывоза мусора.
Проведенный анализ полномочий, переданных с 01 января 2015 года на уровень сельских поселений показал, что наибольшее число полномочий передано сельским поселениям в Сенгилеевском районе – 13, в Карсунском и Радищевском районах – по 12, в Николаевском и Старокулаткинском – по 9, наименьшее в Барышском районе – 1 полномочие. В целом, муниципальными районами передано сельским поселениям 20 различных полномочий.
В 18 районах Ульяновской области (86% от общего числа районов) на уровень сельских поселений переданы полномочия по дорожной деятельности. В общей сложности, данное полномочие передано 98 сельским поселениям, что составляет около 88% всех сельских поселений области. Предполагаемый объем субвенций по данному вопросу составил более 36,5 миллионов рублей.
В 14 районах области (67%) переданы полномочия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Данное полномочие передали 72 сельским поселениям (65%). Предполагаемый объем субвенций по данному вопросу составит более 514 тысяч рублей.
Также, одним из полномочий, за передачу которого высказалось около половины районов области – 10 (48%), является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данное полномочие будет передано 54 сельским поселениям (48%). Объем субвенций по нему составит более 567 тысяч рублей.
Для обеспечения передаваемых полномочий принят Закон Ульяновской области от 02.12.2014 года № 198-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами Ульяновской области» в части упрощения процедуры разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями.
В настоящее время идет подготовка постановлений Правительства Ульяновской области по разграничению имущества между муниципальными районами и сельскими поселениями. Их издание стало возможным с 1 января 2015 года после учёта Государственной Думой РФ законодательных предложений блока внутренней политики администрации Губернатора Ульяновской области.
Таким образом, основными задачами на 2015 год станут:
· анализ эффективности переданных полномочий муниципальных образований в сфере архитектуры и градостроительства на региональный уровень;
· анализ целесообразности перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
· анализ эффективности и бюджетной обеспеченности новой системы распределения полномочий и доходных источников между муниципальными районами и поселениями;
· анализ опыта субъектов РФ по созданию внутригородских муниципальных образований (Челябинская область);
· завершение процесса разграничения имущества между муниципальными районами и сельскими поселениями.